6 мин.

Сколько стоит мейджор по CS?

Считаем нули.

Организаторы крупных киберспортивных событий традиционно не раскрывают бюджеты. Максимум, что можно увидеть – призовые турниров. Но если собрать открытые данные и сделать серию разумных допущений, удастся получить довольно реалистичную оценку того, во сколько обходится мейджор.

Все расчеты в материале приведены в евро.  

Важный дисклеймер: открытых смет по проведению мейджоров нет, поэтому приведенные цифры приблизительные. Но даже если они не совпадают с точными итоговыми расходами, то дают представление о порядке цен и общей структуре бюджета турнира. А теперь подробнее. 

Основная часть затрат – не аренда и перелеты, а шоу и инфраструктура

Единственная полностью подтвержденная статья – призовой фонд в 1 250 000 долларов. По текущему курсу это ≈ 1 077 549 евро. Однако точно неизвестно, сколько из этой стоимости покрывает организатор турнира, а сколько компания Valve. В 2018 году глава турнирного оператора PGL рассказывал, что на мейджорах по Доте компания-разработчик покрывает лишь половину призового фонда.  

Он также делился тем, что в CS чемпионаты получают больше финансирования от Valve. Но сама компания при этом не вмешивается в организацию соревнований. Поэтому можно предположить, что около 70% призового фонда покрывает разработчик. Тогда организатор берет на себя оставшиеся 30% ≈ 320 000 евро.

Одна из основных статей бюджета – аренда места проведения. Финальная часть турнира проходит в MVM Dome – арене вместимостью около 20 тысяч человек. Примерную стоимость ее аренды можно узнать в открытом доступе. В списках договоров на публичные закупки Венгрии есть запись, что в 2024 году Национальный театр арендовал MVM Dome за 102,9 млн венгерских форинтов за 3 дня. Это примерно 270 тыс. евро, то есть 90 тыс. евро за сутки аренды.

Плей-офф мейджора длится 4 дня, но организаторам нужны дополнительные сутки на демонтаж своей сцены и сутки на установку конструкции под следующее мероприятие. То есть аренда требуется примерно на 6 суток = 540 000 евро

Групповой этап пройдет в MTK Sportpark. Открытой информации о стоимости ее аренды нет. Чтобы получить реалистичную оценку, можно опираться на аналогичные площадки. Самый близкий пример – Lisinski Arena в Загребе. Стоимость аренды Lisinski на полный день  ≈ 9 000 евро за сутки.

Групповой этап состоит из трех стадий по четыре дня каждая. Между ними – паузы по два дня. Плюс по двое суток на монтаж и демонтаж сцены. Итого аренда примерно на 18 дней: ≈ 162 000 евро

Следующий пункт затрат – проживание. По влогам PARIVISION видно, что команды живут в Kempinski Hotel Corvinus Budapest – одном из самых дорогих отелей центра города. Средняя стоимость номера – 420 евро за ночь. Организатор обычно оплачивает проживание 7 человек от команды: 5 игроков, тренер и менеджер.

На мейджоре выступают 32 команды – но не одновременно. На каждой стадии участвуют по 16, 8 выбывают, 8 заходят новыми. Составы приезжают примерно за два дня до старта своей стадии, а уезжают – на следующий после решающего поражения.

Если учесть разные даты вылетов участников (в каждом этапе 2 команды на 2-й день, 3 на 3-й, 3 на 4-й), общую глубину прохождения, разные стадии, паузы и дни проживания между этапами, то получится примерно 2303 человеко-ночей. Стоимость оплаты отеля составит ≈ 967 260 евро.

С авиабилетами сложнее. Точная логистика неизвестна – команды могут приезжать с буткемпов или других турниров. Поэтому рациональнее считать по закрепленным региональным слотам, которыми руководствуются организаторы.

Стоимость перелетов (туда-обратно) на одного человека до Будапешта по регионам: Европа – 404 евро, США/Канада – 866 евро, Бразилия – 1 306 евро, Азия – 786 евро, Австралия – 1 632 евро. Каждая команда – 7 человек. С учетом количества слотов по регионам итоговая сумма выходит ≈ 112 000 евро.

Теперь сложим все основные статьи, которые можно посчитать (без скрытых операционных, расходов на персонал, технику, безопасность, IT-инфраструктуру, трансляции и др.) Получим около 2,10 млн евро. Но это лишь то, что можно поискать по открытым источникам.

Большая часть расходов – невидимая

Основная часть сметы лежит в статьях, недоступных для глаза. Чтобы оценить их, мы используем открытые данные из разных типов источников: годовые отчеты киберспортивных компаний (ESL FACEIT Group, BLAST), сметы по проведению спортивно-культурных мероприятий (например, чемпионаты UEFA), а также показатели крупных фестивалей и конференций.

Из них можно вывести средние ориентиры.

– Охрана и безопасность ≈ 8,5% 

– Штат и технический персонал ≈ 15% 

– Логистика, маркетинг, страховки и непредвиденные расходы ≈ 25% 

– Продакшн и трансляция ≈ 30% бюджета 

Сопоставимые данные по относительной доле продакшена от бюджета крупного турнира в разговоре с Кибером называет Антон Олейник, руководитель видеопродакшена MVP: «Сложно сказать в абсолютных цифрах, но на моем опыте соотношение продакшена к общему бюджету ивента – около 25%, если не брать в расчет призовые. 

Абсолютные цифры очень сильно зависят от того, сколько человек работает в продакшене и в каком формате показываем турнир. Но не будет сильно ошибкой назвать от 5 тысяч долларов/день студийный эфир за рубежом. И от 20-25 тыс. долларов до бесконечности в день за эфир с места проведения. Мы берем ситуацию, когда ты приезжаешь в другую страну и там арендуешь студию под себя».

Таким образом, если сложить данные по долям скрытых статей, то мы поймем что они занимают примерно 78,5% от общего бюджета. Тогда известные нам статьи в 2,1 млн евро составляют примерно 21,5% всего бюджета. А значит, приблизительный общий бюджет мейджора – ≈ 9,75 млн евро

На первый взгляд кажется, что стоимость существенная даже для киберспорта, но в сравнении с другими спортивными событиями уже не столь впечатляющая. Например, Евро-2024 стоил УЕФА целых 645,5 млн евро. При этом организация мейджора по CS демонстрирует, что киберспортивные турниры могут обеспечивать высокий уровень продакшена, безопасности и трансляций, оставаясь при этом в разы дешевле крупных спортивных мероприятий.

Лондон заработает 3,2 млрд рублей за турнир по CS. Это правда? А за счет чего?

10 лет назад в CS добавили персональные стикеры. Мы изучили, как они изменили рынок

Фото: East News/Jakub Porzycki / NurPhoto / NurPhoto via AFP