Лондон заработает 3,2 млрд рублей за турнир по CS. Это правда? А за счет чего?
Фил Попов считает чужие деньги.
В Лондоне пройдут финальные игры чемпионата BLAST по CS. Накануне турнира мэр столицы Садик Хан заявил, что соревнование принесет городу 30 млн фунтов – более 3,2 млрд рублей.
«Лондон – ведущее направление для киберспорта. Это чрезвычайно увлекательная и быстрорастущая индустрия. Я продолжу усердно работать, чтобы поддержать ее развитие в столице. Геймеры и болельщики со всего мира съедутся в Лондон, что принесет существенный экономический импульс нашему городу, оцениваемый в 30 млн фунтов стерлингов», – рассказал политик.
30 млн фунтов – сумма, сопоставимая с ВВП островных государств или тремя концертными гонорарами Тейлор Свифт. Уже сложно сказать, что из этого существеннее, но то, что такие деньги может принести трехдневный турнир по CS – удивляет. Неужели киберспорт так прибылен?
Как считают, сколько город заработает на турнире?
Wembley Arena, где пройдет BLAST, вмещает 12,5 тыс. зрителей. Билеты стоят от 20 до 200 фунтов. По грубым подсчетам, на билетах можно собрать 2–3 млн фунтов, часть из которых уйдет на оплату аренды. К тому же арена не принадлежит городу, так что напрямую администрация не заработает с этих денег.

На самом деле, когда вы слышите «турнир принесет городу 30 миллионов фунтов», речь не идет о том, что в казну сразу упадет мешок денег. Это результат расчетов по примерно следующей методике:
Считают траты болельщиков. Сколько зрители потратят на билеты, еду, гостиницы, такси и сувениры.
Смотрят, как деньги расходятся дальше. Ресторан заработал на туристах – заплатил сотрудникам и купил продукты у поставщика. Работники потратились в магазинах и так далее.
Считают налоги. Из этих трат часть уходит в бюджет: НДС, налог с продаж, туристический сбор, налоги на прибыль и зарплаты.
Вычитают льготы и расходы. Организаторы часто освобождаются от части налогов (например, FIFA не платит НДС на билеты). А город, наоборот, тратится на полицию, транспорт и уборку.
Глава маркетинга студии и турнирного оператора FISSURE Алексей Беззубов делится с Кибером наблюдениями:
💬 «Турнир в среднем длится три дня. Если сложить стоимость проживания, средний чек в кафе, проезд, покупку сувениров и умножить на количество приезжих, получим примерное понимание «заработка». По моему опыту расходы 500–700 евро с человека (без учета перелетов) – реалистичная сумма. Количество приезжих сильно зависит от города и масштаба турнира, но ориентироваться можно на 1–5 тыс. человек. Итого фанаты оставят в городе от 0,5 до 2 млн. Сколько из этих денег идет непосредственно в бюджет – зависит от системы налогообложения и специфики региона».
Получается, мэр преувеличил?
Садик Хан говорил об экономическом импульсе в 30 млн, а не о чистой прибыли. Такой импульс включает в себя и косвенные факторы.
💬 «Экономика турнира в контексте доходов города складывается из многих факторов, и билеты, грубо говоря, дают около 10%. Остальные 90% – своеобразный мультипликатор, связанный с более интенсивным использованием городской инфраструктуры. Отели лучше заполняются и повышают тарифы, рестораны, музеи и другие туристические объекты испытывают наплыв посетителей, краткосрочно растет занятость, а город получает бонус в виде налоговых поступлений из всех этих источников», – рассказывает Киберу Андрей Сельский, директор Центра исследований перспективных компетенций и развития талантов НИУ ВШЭ.

💬 «Есть и косвенные пролонгированные эффекты, – продолжает Сельский. – Онлайн будут следить десятки миллионов болельщиков из разных стран, и это огромная возможность для города-организатора улучшить свой имидж. Это влечет дополнительный приезд как туристов, так и высококвалифицированных специалистов, что опосредованно положительно сказывается на экономике».
О долгосрочных перспективах говорит и Беззубов:
💬 «Работа над брендом – более долгосрочная история, которую нельзя посчитать в моменте. Обычно это часть стратегии, которая увеличивает привлекательность города как для внешнего рынка (туристы, инвестиции, мероприятия), так и для внутреннего (покупка жилья, рабочие места, миграция).
В целом отдельно взятое киберспортивное событие – капля в жизни города. Реально изменить экономику способны только Олимпиада или чемпионат мира по футболу. Но повлиять на имидж (бренд), который в долгосрочной перспективе принесет дивиденды, турнир вполне может».
Андрей Сельский подытоживает: «В масштабах такого города, как Лондон, оценка в 30 млн фунтов мне кажется вполне реалистичной».

Лондон пока еще не стал столицей киберспорта. Однако сам город стремится к этому: в 2024 году здесь прошли решающие матчи чемпионата мира по League of Legends, да и BLAST уже в третий раз за полтора года привозит сюда финалы по CS. Так что слова мэра укладываются в стратегию работы на перспективу.
* * *
10 лет назад в CS добавили персональные стикеры. Мы изучили, как они изменили рынок
Как киберспорт увяз в деньгах Саудовской Аравии. И почему это плохо
Фото: Gettyimages.ru/Belinda Jiao




























