«Думал, с Элеком сделаем шаг к титулам, а мы наоборот». Поговорили с Дастаном
Про мейджор, VP и PARIVISION.
В нашем регионе лишь несколько тренеров брали мейджор. Среди них Дастан, который также занял 10-е место в нашем рейтинге тренеров. Несмотря на серьезные достижения, в сообществе CS чаще вспоминают его шутки и мотивационные речи. Мы встретились с Дастаном на Majestic LanDaLan и поговорили об этом.

– Есть тренеры-тактики и тренеры-мотиваторы. К какой категории ты относишься?
– Я разнообразный тренер. Я стараюсь быть таким, какой нужен команде в конкретный момент. Перекос в одну сторону тут ненормален. Моя главная черта – прямолинейность. Ну и постоянная работа и отдача всего себя.
Сейчас у нас молодая команда, и я стараюсь выжать максимум из каждого игрока. Главная задача – чтобы игрок не потерял свое драгоценное время и использовал его на максимум.
– Тайм-аут на мейджоре в Рио против MOUZ и твой спич про ######### – это скорее какая-то исключительная или, наоборот, свойственная интонация для тебя?
– Скорее исключительная. Мы играем мейджор, отдаем раунд 5 в 3, а я от команды не чувствую спортивной злости. Я включил эту злость, чтобы они очнулись. Чтобы поняли, что это мейджор, где надо бороться до конца в каждом раунде.
– То есть бывает, что у тебя нет этой эмоции, но ты понимаешь, что момент требует дать ее парням?
– Да. Каждая пауза на лане несет разный смысл. Где-то надо успокоить, где-то зарядить, а где-то и заколлить раунд. Но заколлить – это не просто сказать «делаем Х», а продумать, как отреагирует соперник и что делать в ответ на это. Паузы получаются многоуровневыми.
– До обычных зрителей долетают в основном только такие моменты, как против MOUZ. Тебя парит, что это в итоге создает тебе такую репутацию?
– После мейджора у меня бывали мысли о том, что из-за таких нарезок может сложиться неправильное мнение, и если бы был полный тимспик, то оно бы точно изменилось. Думаю, за меня должны говорить результаты и фидбэк игроков, с которыми я работал.
– Но ты чувствуешь себя из-за этого недооцененным тренером?
– Я так не считаю, потому что даже не знаю, кто достиг тех результатов, которые есть у меня. Наверное, только Халли и Блейд. Но я понимаю, что у них в наличии были суперзвезды по типу Симпла и Донка. У меня всегда были хорошие игроки, но не такого уровня. Я с ними не соревнуюсь, у меня свой путь. Конечно, чем лучше у тебя игроки, тем легче быть тренером.

Хотя есть те же Falcons, но разве мы можем сказать, что глобально Zonic – плохой тренер? Мне кажется, нет. Мне кажется, там просто могут быть внутренние проблемы, которые остаются за закрытыми дверями и не зависят только от него.
– С победы на мейджоре прошло уже три года. Как часто ты вспоминаешь тот момент?
– Нечасто вспоминаю, но эта победа дала мне настроение на всю жизнь. Можно сказать, получил профессиональную аккредитацию, что ты хороший тренер.
Вот даже возвращаясь к вопросу про недооценку. В Avangar мы, по сути, с игроками-ноунеймами дошли до финала мейджора. Через три года взяли мейджор. Играли на всех крупных турнирах и выходили в плей-офф. Что я мог еще сделать, чтобы изменить чье-то мнение обо мне?
Я сейчас стараюсь в медиа быть более открытым и показывать внутрянку, чтобы зрители понимали, как работает команда. Моя задача – чтобы PARIVISION стала такой народной командой. У нас нет Донка, у нас нет Симпла, у нас простые, но талантливые пацаны, которые могут стать суперзвездами.

Я хочу это показывать, чтобы было понимание, а не просто хейт. У нас: если ты проиграл – ты не хороший человек, а если выиграл – красава. Чего-то среднего не дано. Игроков судят чаще всего по статистике. Хотя бывает, что игрок по стате в топе, но допустил пару критических ошибок, которые привели к поражению. Поэтому, мне кажется, уровень знаний зрителя не всегда позволяет оценить весь момент.
– Про мейджор в Рио многое уже рассказывали. Есть одна деталь, которой ты еще не делился?
– Мне кажется, сыграла аура Рио. Мы до этого выигрывали там DreamHack и чувствовали эту ауру снова. В целом, что я могу сказать о той победе: мы, конечно, были не самой сильной командой по скилу, но стали самой сильной командой в моменте. Плюс нам повезло с сеткой – попадались удобные соперники. Heroic не были такими, но в финале сыграла психология.

– Как за эти три года ты изменился?
– Я стал спокойнее. Получив объективное признание, мне стало легче жить. Я иногда думаю, что если бы мы проиграли второй финал, то у меня бы травма на всю жизнь осталась.
Вот самый тяжелый период – в начале, когда тебя никто не знает и не может оценить. Карьера может решиться по щелчку пальцев. В киберспорте иногда важно оказаться в нужном месте в нужный момент. Иногда ты можешь просто попасть не в ту команду. Я сейчас общался с Flamus и думаю: блин, хороший игрок, но ведь не смог найти себя в VP.
– Тебе было тяжело с Элеком в VP?
– С ним было необычно. Мои ожидания были другими. Нам было тяжело даже в бытовом плане наладить взаимодействие. А в игровом плане мы будто говорили об одном и том же, но на разных языках. Но негатива к нему не осталось никакого. Мне кажется, он точно командный игрок. Просто не удалось наладить связь по игровым моментам.

У нас отличалась философия того, как должна развиваться команда. Я думал, что Дэн придет и мы сделаем следующий шаг к титулам. Но оказалось, что мы, наоборот, сделали шаг назад. Внутри команды появилось три мнения: Жеки, Дэна и мое. Команда начала делиться. Все стало кашей. Ну а сейчас в итоге ни Дэна, ни Жеки, ни меня уже нет в VP.
– Ты большую часть карьеры работаешь с Жекой. Нет опасений, что с другим капитаном у тебя может не получиться?
– Таких опасений нет. В момент, когда мы в PARIVISION подписывали Жеку (Jame), я понимал, что нет других подходящих капитанов – с таким индивидуальным уровнем и таким пониманием.

Но и с новыми людьми, конечно, интересно работать. Вот наши молодые игроки Nota и xiELO в системе со снайпером-капитаном берут на себя часть капитанских обязанностей, потому что они с рифлами впереди. И мы сейчас используем такой новый формат взаимодействия с Жекой, где он скорее координатор, а игроки впереди задают темп. Ведь при системе с капитаном-снайпером у тебя не проседают рифлы. Нет условного Кэрригана, который играет с рейтингом 0,8.
– Ты закончил хороший универ (КБТУ). Главное, что он тебе дал?
– Я в целом никогда не терял голову. Обучение было дорогое, и мне хотелось его закончить. В универе был хороший контингент, и мы все еще на связи. На первых курсах, когда я уходил на ланы, они всегда сильно удивлялись этому.
Сейчас понимаю, что чем больше игрок знает, тем легче ему играть в Counter-Strike. Потому что если ты ничего не понимаешь и умеешь только играть, то тебе неоткуда черпать вдохновение, энергию, мотивацию. Counter-Strike – это часть нашей жизни, но не единственное, что происходит в этом мире.
«Ориентируюсь на Бэкхема». Адрен создал команду и хочет стать топ-тренером
«Наше попадание на турниры – незаслуженно». Интервью с Тори из женского состава Imperial
«У меня была жесткая апатия, думал завершить карьеру». Откровенный разговор с Ниланом о депрессии


































