«Мне говорили: «Ты озвучиваешь аниме? Ты вообще нормальный?» Как поднять аниме и не утонуть в хейте
Разговор с директором DEEP Евгением Красновым.
В мае 2025 года Воронеж вновь стал сердцем аниме-культуры России: после пятилетнего перерыва возродился VRNFEST, старейший фестиваль японской анимации в стране. За 25 лет он превратился из скромных кинопоказов в грандиозный форум, объединяющий фанатов со всей России. Среди почетных гостей фестиваля – Евгений Краснов, известный под псевдонимами OVERLORDS и «Бородач». В 2012 году он основал популярный проект озвучки AniStar, а сегодня занимает пост директора по контенту в студии DEEP.
Мы поговорили с Женей о том, как опыт пиратства помог в нынешней работе, почему аниме перестало быть нишевым и какие тайтлы станут классикой будущего.
📌 Как Воронеж снова стал аниме-столицей: 4 дня на старейшем аниме-фестивале России

– Ты когда-то основал любительский Anistar. Как понял, что хочешь работать в легальной аниме-индустрии?
– В 2016-м, перед открытием в России, ко мне приходил Crunchyroll. Но я тогда не был готов работать с ним – мне было только 20 лет. В 2019-2020-м обратился DEEP, и я понял, что хочу. Ушел из пиратской сферы, передал свой инстаграм другому человеку, сам в пиратстве ничего не озвучивал. Пришел в лицензионную сферу и понял, что за этим будущее: здесь интереснее, получаешь материалы заранее, решаешь, где их показывать и кто будет озвучивать.
– Как твой опыт повлиял на работу в DEEP?
– Я занимаюсь аниме 15 лет. Во-первых, по трейлеру, описанию и постеру я могу понять, будет ли аниме популярным. Во-вторых, я примерно представляю, какое аниме и сколько будет стоить – в зависимости от студии и качества. Это помогает отбирать контент, рекомендовать его платформам и телеканалам, выбирать актера дубляжа.
– Как выбираете проекты для лицензирования?
– Берем то, что дают японцы и на что хватает бюджета. Некоторые проекты слишком дорогие, мы их себе не можем позволить.
– Аниме-культура в России сейчас нишевая, как раньше, или уже нет?
– Нишевая она была в 2010-х. Сейчас уже нет.
Помню, в школе, потом в техникуме, мне говорили: «Ты озвучиваешь аниме? Ты вообще нормальный?». А сейчас все по-другому.
📌 «Зовем мою студию «пыточной». Руководитель студии дубляжа Reanimedia – о конкуренции и озвучке

У меня мама работает в школе в городе Елец. И вот к ней на физкультуру приходит восьмиклассник в футболке с ахегао – очень экспрессивной, естественно. Мама спрашивает: «А это из какого аниме?». Ученик такой: «Вы знаете, что такое аниме?». А мама ему: «У меня сын этим занимается». Он не ожидал, что учитель физкультуры вообще что-то поймет. Начал рассказывать, что это из какого-то конкретного аниме. Мама присылает мне фото, спрашивает: «Это откуда?». Я отвечаю: «Нет, это не аниме, просто ахегао». Оказалось, сам он аниме не смотрит, но сейчас это круто, поэтому и носит такую футболку. Так что да, теперь аниме – интересно, молодежно.
– То есть аниме для зрителей всех возрастов?
– На Воронежском фесте видишь тех, кто смотрит аниме с 80-х и 90-х. В том числе организаторов. Они живут этим и проводят фест, чтобы собирать всех – от новичков до старичков. Так что основная аудитория, конечно, молодежь, но вообще аниме для всех возрастов. Некоторые перестают смотреть, когда вырастают. Я, например, теперь чаще смотрю сериалы, чем аниме. Может, потому что 15 лет живу аниме по работе. Смотрю только то, что нужно для дела.
– Назови наиболее значимые проекты для DEEP и индустрии в целом.
– Для DEEP – «Атака Титанов», Blue Lock, «О моем перерождении в слизь». Для индустрии – Sword Art Online, тоже «Атака Титанов» и Blue Lock. Еще «Человек-бензопила» и «Дандадан». Благодаря таким тайтлам люди начинают смотреть аниме: увидели, зацепило, решили копать дальше.
– Если бы ты мог выбрать любой проект для работы, что бы это было?
– Давно хочу поработать со Sword Art Online – к сожалению, его пока нельзя купить из-за санкций. Еще мечтаю заняться «Твоей апрельской ложью». Я озвучивал последние серии в пиратке – плакал! Очень хотелось бы выпустить ее легально, с хорошим дубляжом.
– Что для тебя означает быть частью этой культуры? Хотел бы что-то в ней поменять?
– Менять – нет. Хочу дальше развивать аниме-культуру в России, лицензировать больше тайтлов. Мечтаю, чтобы в 60-70 лет я рассказывал внукам, как поднимал аниме в России, а оно уже захватило всех.
📌 Фантастический косплей с VRNFEST – старейшего аниме-фестиваля России

– Есть мнение, что современное аниме уступает классике вроде «Наруто» или «Евангелиона». Какие проекты могут стать культовыми через 10-20 лет?
– «Фрирен» точно будут смотреть и пересматривать. Достаточно глубокое аниме об утрате близких и принятии. Плюс оно фэнтезийное. Еще «Атаку Титанов», она на все времена – на «Кинопоиске» стабильно в топе. Sword Art Online тоже останется.
– Топ-3 любимых аниме и манги?
– «Наруто», «Милый во Франксе», «Твоя апрельская ложь». И еще «Подручный бездарной Луизы» где-то рядом бегает между третьим и четвертым местом. Вот эти советую. А, и «Гачиакута», конечно – ее еще никто не видел, а я уже три серии посмотрел. Мангу почти не читал. Единственная, которую прям читал, – «Наруто». Хотел узнать, что будет дальше. Потом начал много озвучивать, не было времени на мангу. Озвучка, работа, учеба.
– Слышала сегодня, что России пора уже выпускать свое аниме.
– Мы уже работаем над русским аниме с Zorikto и «Красным квадратом» – называется «Глубина». Ресурсов у российских аниматоров пока мало, но такие проекты как, например, «Киберслав» могут вдохновить других, и культура будет расти.
– Почему вы с Исламом (Кибер: Ислам Ганджаев – актер дубляжа, специальный гость VRNFEST) решили участвовать в Воронежском фесте?
– Юля, организатор, пришла к нам за аниме для показа на фестивале. Мы решили стать инфопартнерами, передать тайтлы, представить новый проект вместе с Исламом. Плюс я из Ельца, 120 км отсюда, все равно собирался приехать на майские. Это здорово, потому что мне нравится, когда в разных уголках Липецкой и Воронежской области все проходит вместе, возрождается тот самый фестиваль, о котором многие говорили как о родоначальнике всех аниме-фестов.
– Думаешь, такие фестивали сильно влияют на российское аниме-комьюнити?
– Анимешники – интересные ребята. Многие не ходят на фестивали и почти не общаются между собой. А ведь стоит – чаще встречаться, дружить. Не надо просто сидеть дома. Я считаю, такие фестивали как раз помогают узнавать что-то новое, открывать для себя другие города. Это правда классно.

– Чем, по твоему опыту, Воронежский фест отличается от других?
– Разные локации и программы – косплей-шоу, кинопоказы, концерты на открытом воздухе. Фест длится четыре дня, а не один или три, как обычно. Здесь более дружеская атмосфера: я удивился, когда организаторы рассказали, что здесь не будет мест и призов. Потому что это просто дружеские встречи, где косплееры выступают ради тусовки, а не за деньги, например. Мы тоже на своем фестивале (Кибер: речь идет о Московском Isekai Fest) раньше выдавали призы. В Москве по-другому никак – просто так не пойдут. Или пойдут, но косплеи будут не такие крутые. В Воронеже все же немного иначе.
– Какой совет дашь молодым фанатам, которые хотят в индустрию – озвучку, маркетинг, контент?
– Те, кто идут в озвучку – забейте. Я начинал по фану, потом это стало заработком, а потом – работой. Сейчас же многие, особенно зумеры, сразу спрашивают: «А где деньги?». Я не знаю ни одного, кто хотел бы озвучивать просто так, без оплаты. Потому что сейчас деньги важны. Люди быстрее взрослеют и понимают, что им нужно на что-то жить.
Поэтому в озвучку идти не надо. А вот маркетинг, создание контента, блогинг – это классно, это востребовано. Я считаю, что нужно делать то, чего не делают другие, находить свою золотую жилу и на ней подниматься.
📌 «Манга», «манхва», «маньхуа» – в чем разница азиатских комиксов?

– Есть ли шанс у новой команды, если она только начинает озвучивать аниме?
– Если это совсем новички – скорее всего, нет. Все ниши уже заняты, буквально некуда встать. Последнюю свободную нишу заняла «Дубляжная» команда. Сейчас у нас уже есть самая быстрая озвучка – это Anistar. Есть и качественная, и быстрая – это, как считают многие (не я), – Anilibria. Есть просто качественные озвучки от разных команд. Единственное, чего раньше не было, – это хорошего, быстрого и качественного дубляжа от ребят. Эту нишу как раз закрыла «Дубляжная». Все, других свободных направлений не осталось – ни в сериалах, ни в аниме.
– Когда появится место для новичков? Через 5-10 лет?
– Когда-нибудь – да, но вряд ли скоро. Anistar существует уже 13 лет. Anilibria – примерно столько же. Anidub еще старше, он уже успел разделиться на два разных проекта, и теперь никто толком не понимает, где оригинал. Остальные команды работают минимум по два года. Мне кажется, эти группы не исчезнут, пока в России существует само аниме-движение.

– Как тебе удается справляться с критикой?
– Я вообще всю критику, которая адекватная, воспринимаю нормально. Если говорят: «Плохой дубляж, потому что голос не подошел, тут пропущена фраза, здесь перевод неверный» – окей, без проблем, все исправим. Но когда говорят: «Ваша озвучка – отстой, потому что она лицензионная» – я над таким только смеюсь. В телеграм-канале даже выставляю это на посмешище. Либо вы приходите с аргументами, либо просто записывайтесь в хейтеры. Хотя, если честно, я считаю, что хейтеры – это самые преданные фанаты. Они всегда рядом.

– Были случаи, когда хейтеры помогли с карьерой?
– У меня в 2015 году было 220 тысяч подписчиков во «ВКонтакте», когда я озвучивал аниме. Половина – хейтеры. Все писали: «Фу, отвратительная озвучка». И при этом смотрели. Это же нонсенс: они смотрели, приносили просмотры, рекламодатели платили – все отлично.
Сейчас в телеграмме 2700 подписчиков за год. Я даже устроил опрос: вы здесь, потому что поддерживаете или вы хейтер? Большинство – хейтеры.
– Какую роль играют в твоей деятельности соцсети?
– Я считаю, что соцсети должны быть у каждого актера. Когда ИИ всерьез войдет в нашу жизнь, актер без медийности будет никому не нужен – я это повторяю всем. А мне в ответ: «Ты представляешь, мы постоянно на съемках, у нас нет времени вести канал». А у меня что, есть?
Я каждый день стараюсь написать пост, выложить кружочек, что-то еще. У меня 2700 подписчиков, охваты – от 1600 до 2500. Это свои, родные. Людям интересно. И мои соцсети, и соцсети актеров – все направлено на одно: рассказывать о тайтлах, продвигать их, поднимать инфоповоды.
– Есть любимая цитата из аниме, которая вдохновляет?
– Нет, но у меня есть моя цитата. «Не надо стараться все делать самому. Делегируй». А вообще мне кажется, что надо просто найди свое дело, кайфовать от жизни, работать на любимой работе. Если ее нет – то найти ее.
* * *
«Можно и в 35 хорошо играть в Доту». Говорим с Дукалисом: о выгорании от турниров и почему Нун – бог
Как видео Леди Гаги набрало 19 млрд лайков, если в мире всего 8 млрд человек?





































https://pikabu.ru/story/kak_anistar_kidaet_lyudey_4409370