30 мин.

Как Воронеж снова стал аниме-столицей: 4 дня на старейшем аниме-фестивале России

Большой репортаж Лизы Каиной.

В 2020 году в России завершилась эпоха больших аниме-фестивалей. Сперва всех накрыли пандемия и карантин, потом ушли стриминговые сервисы – и вот фанаты незаметно разошлись по домам. В мае 2025-го все вернулось туда, где когда-то начиналось – в Воронеж. Я приехала в город на 4 дня, чтобы разобраться, как живет старейший аниме-фест страны, а вместе с ним и вся индустрия.

***

Открытие у кинотеатра «Спартак» напоминает субкультурную сходку у памятника в 00-х. Только вместо алкогольного угара школьники и взрослые снуют в париках, обмениваются значками и поют песни. Здесь, на фестивале с 25-летней историей, атмосфера особенная. В толпе легко узнать тех, кто когда-то впервые увидел «Евангелион» на пиратском DVD, а теперь приводит на праздник своих детей. 

«Воронеж – аниме-столица, – пожимает плечами волонтер. – Кроме него разве что Владивосток, там японцы живут». 

Позади него пробегает мужчина в платье горничной. Никто не удивляется.

День 1. О том, как Воронеж вновь стал аниме-столицей

У края сцены сидят два плюшевых маскота фестиваля – Ктот. Один в мотокомбинезоне, другой в новеньком цилиндре. Оба нежатся в лучах желтого цвета. Пока рассматриваю их, на сцену выходят организаторы. Среди них – девушка по прозвищу Усаги, она на воронежском фесте с момента его возникновения. 

«Кто был тут в 2000 году?» – спрашивает Усаги, оглядывая зал. 

Руки взлетают вверх. Усаги смеется: ждали пару человек, а пришли десятки. Многие посетители помнят, как все начиналось: в 2000-м всероссийский аниме-клуб «Ранма», первый в стране, договорился с кинотеатром «Юность». Так и родился VRNFEST. 

Воронеж в 2000-е – крайне колоритное место. Здесь жил и умер вокалист «Сектор Газа» Юрий Хой. Город в те годы гудел от рок-концертов, клубных рейвов, субкультурных сходок и новостей о разбойных нападениях банды Александра Бражникова на предпринимателей и криминальных авторитетов. В такой обстановке и возник аниме-фест. 

В то время у поклонников японского творчества были разве что форумы да пиратские кассеты, на которых энтузиасты записывали зарубежные работы, а потом продавали их на развалах. Так что когда в городе появился фестиваль, ребята приехали посмотреть на любимые произведения со всех уголков России. С тех пор масштабы и значимость мероприятия только увеличивались.

«Мы пропустили четверть века фестивалей, – говорит Алекс Лапшин, вице-президент клуба «Ранма». – В 2000-м это была кучка веселых ребят, которые очень любили японские мультфильмы. Самое смешное – они по-прежнему тут. И по-прежнему любят. Так что все хорошо».

На фото организаторы: Dai4ik, Усаги, Тайки, Алекс Лапшин, Сапфир

Усаги кивает в сторону Ктота – того самого зайчика у сцены. Оказывается, один из них приехал из дальнего ТРЦ «Сити-парк Град», где наблюдал за репетициями косплееров перед завтрашним шоу. Второй добрался до мероприятия на байке прямиком из Омска, чтобы сопроводить товарища по имени Кубер. Вместе они проехали 2 600 километров за 10 дней. По пути Кубер повстречал анимешников из разных городов – в каждом находились люди, которые когда-то бывали на фестивале. Одни добрались до самого Воронежа, другие, кому не удалось приехать, передавали теплые приветы. 

Во время открытия на сцену выходят Евгений Краснов, директор по контенту компании DEEP, и Ислам Ганджаев – актер озвучки, чьим голосом говорят половина культовых аниме-персонажей последних лет. Зал встречает гостей бурными аплодисментами. Благодаря им мероприятие начинается с кинопоказа – фильма с говорящим названием «Создай себе девушку» (до этого картина была в прокате всего полторы недели). 

«Создай себе девушку» (2025)

Перед долгим сеансом посетителям включают трейлер нового летнего сериала «Гачиакута». Ведущие по-секрету шепчут, что это пока только для нас, «Воронежских». Остальные узнают позже. 

«Под трейлером кто-то написал: «Ему после такого придется часто ходить к врачу-фониатру», – смеется Ганджаев после короткого ролика (Кибер: речь идет о докторе, который восстанавливает голос). – Трейлер идет минуту, запись заняла четыре. После нее я вышел без голоса». Он делает паузу и добавляет: «Пришлось напрячься в силу того, что я старею. Эти маленькие анимешные мальчики даются мне все сложнее». Зал отвечает смехом. Гости уходят, гаснет свет – начинается кино.

Передо мной разворачивается история о школьнике-гении Акире, который создает девушку-андроида ради профессионального роста. Только вместо прогресса он получает ненужные трудоголику отношения. Когда девушка выходит из-под контроля и начинает душить себя, в зале повисает гнетущая тишина. 

«Детроит» какой-то», – шепчет кто-то сзади. Сюжет стремительно развивается, и к финалу публика уже не сдерживает нервных смешков. Я в их числе: сценарист, на мой взгляд, немного перемудрил. После сеанса в фойе гудит толпа. «Нихрена не понятно, но очень интересно!», – резюмирует парень в оверсайз-худи. Поспорить с ним трудно.

День 2. О том, как олды возвращаются на сцену

Все мероприятия фестиваля разворачиваются в разных локациях. На второй день мне предстоит поездка в ТРЦ «Сити-парк Град», где пройдет главное косплей-шоу. Третий откроется мастер-классами в отеле «Дегас», продолжится концертом в прибежище и закроется ночным марафоном аниме в кинотеатре «Юность». Финал события – на форум-выставке с ярмаркой в парке «Алые Паруса».

К полудню приезжаю в «Град». Народу здесь еще больше, чем вчера в «Спартаке» – кажется, половина Воронежа пришла посмотреть на косплей. Люди кучкуются у входа, поправляют костюмы, сверяют расписание на телефонах. Многие уже в образах: мелькают шикарные парики, крылья, доспехи.

📌 Фантастический косплей с VRNFEST – старейшего аниме-фестиваля России

Среди разодетых косплееров замечаю девушку в обычной одежде. Ее зовут Настя, и она тут по старой памяти – и от большой любви к японской анимации, конечно. 

В 2018 году Насте уже довелось выйти на сцену фестиваля – в образе из семейки Аддамс. Сейчас она уверена: большинство пришедших на праздник в 2025 году– те же люди, что и тогда. 

– Так аниме, получается, сейчас одни олды смотрят? – растерянно уточняю.

– Вовсе нет. Это же уже совсем не та нишевая штука, что была раньше. 

Ее спутник, парень в очках, кивает:

– Даже Сбербанк запустил аниме-маскота. Скоро свое аниме начнем делать.

Разговор прерывает громкая музыка – начинается первое отделение. Я спешу занять место, но по дороге на экране ловлю кадры с прошлых мероприятий. 

Зрителей небольшой сценкой приветствует о команда Усаги – в образах, будто выбравшихся из данжа. Концепция вдохновлена аниме «Подземелье вкусностей»: знакомые герои из прошлых фестивалей стали закуской для персонажей из сериала. Пиранью из «Марио» олды наверняка узнают.

В начале шоу зрителей ждет неожиданный кроссовер: Аладдин (уставший, но без отпуска) и Джинн случайно телепортируются в наш мир – и сразу попадают к гопникам из «Слова пацана». К ним подбегают герои «Игры в кальмара», а на фоне Вэнсдэй Аддамс дерется с протагонистами из «Магистра» – ее спутали с демоном. Хаотично, абсурдно и местами странно – чего-то такого я и ожидала. VRNFEST эффектно вернулся после долгого перерыва.

В конце блока появляются специальные гости – те же, что и вчера. Сегодня они здесь на раздаче автографов. «Ты лучший, брат!, – кричит поклонник из толпы, распахивая руки, – и несется к сцене. «Нет, ты лучший!» – кричит Ислам Ганджаев, готовясь обнимать. «Остановите его!» – смеется Евгений Краснов.

Директор по контенту в DEEP Евгений Краснов – легенда для многих анимешников. Много лет назад он основал любительскую студию Anistar, которая озвучила множество популярных аниме: «Реинкарнация безработного», «Ненасытный берсерк», «Новые врата». Студия существует до сих пор, но сам Краснов со временем отказался от пиратства и перешел в лицензионную сферу. 

«В 2016-м, перед открытием в России, ко мне приходил Crunchyroll. Но я тогда не был готов работать с ним – мне было только 20 лет, – рассказывает Краснов. – В 2019-2020-м обратился DEEP, и я понял, что хочу. Ушел из пиратской сферы, передал свой инстаграм другому человеку, после чего сам в пиратстве ничего не озвучивал».

На фото: Евгений Краснов

По словам Краснова, в лицензионной сфере он осознал, что будущее за ней: «Здесь интереснее: получаешь материалы заранее, решаешь, где их показывать и кто будет озвучивать».

На вопрос, как понять, какое аниме будет популярным, директору по контенту в DEEP отвечает: «15-летний опыт». Как он признается, ему достаточно трейлера, описания и постера, чтобы оценить потенциал произведения и стоимость работы. «Это помогает отбирать контент, рекомендовать его платформам и телеканалам, выбирать актера дубляжа», – отмечает Краснов. 

DEEP сотрудничает с разными партнерами из Японии. Многие проекты они присылают сами, после чего издательство решает, на что хватает бюджета. Некоторые аниме слишком дорогие, поэтому в компании не берутся за них. Тем не менее среди самых значимых работ можно найти «Атаку Титанов», Blue Lock и «О моем перерождении в слизь».

Современная аниме-культура, по словам Краснова, давно перестала быть нишевой, когда за подобные интересы могли и засмеять: «Помню, в школе, потом в техникуме, мне говорили: «Ты озвучиваешь аниме? Ты вообще нормальный?» А сейчас все по-другому. У меня мама работает в школе в городе Елец. И вот к ней на физкультуру приходит восьмиклассник в футболке с ахегао (Кибер: лицо с закаченными глазами и приоткрытым ртом) – очень экспрессивной, естественно. Мама спрашивает: «А это из какого аниме?». Ученик такой: «Вы знаете, что такое аниме?» Он не ожидал, что учитель физкультуры вообще что-то поймет. Начал рассказывать, что это из какого-то конкретного тайтла. Мама присылает мне фото, спрашивает: «Это откуда?» Я отвечаю: «Это просто ахегао». Оказалось, сам он аниме не смотрит, но сейчас это круто, поэтому и носит такую футболку. Так что да, теперь аниме – интересно, молодежно». 

В России при этом есть компании, готовые выпускать мультфильмы в стиле японской анимации. Этим в том числе занимается и DEEP: «Мы уже работаем над русским аниме с Zorikto и «Красным квадратом» – называется «Глубина». Ресурсов у российских аниматоров пока мало, но такие проекты как, например, «Киберслав» могут вдохновить других, и культура будет расти».

«Киберслав» (2024)

* * * 

Из-за угла выныривает здоровенный меч – я едва успеваю отпрыгнуть. Его владелец быстро извиняется и исчезает. Я успеваю перехватить двух девушек из косплей-группы по «Отелю Хазбин». «Хазбин» – американский мультфильм, но на аниме-фестах уже давно не только японское кино.

Девушки признаются, на VRNFEST они приезжают не в первый раз. «Я еще в 2017-2018 годах выступала», – говорит та, что в образе Чарли. Ее подруга добавляет: «А я тогда волонтерила». 

– По-вашему, фестиваль сильно изменился за эти годы? 

– Мы только положительные эмоции сейчас испытываем. Ходим тут, вспоминаем, как все было раньше. Фестиваль тогда уже был очень классным – для меня он стал настоящим ориентиром. Мы сейчас делаем фест в Москве, и я до сих пор на Воронеж равняюсь. Тут, мне кажется, все идеально. Конечно, со временем все развивается, но даже тогда казалось, что все на уровне.

К тому времени, как я заканчиваю мучить гостей расспросами, до конца второго блока остается двадцать минут. Удивительно, но за все время я не услышала ни одной жалобы – ни от гостей, ни от сотен собравшихся здесь косплееров. Даже когда что-то идет не по плану, в ответ раздается лишь добродушный смех.

«У меня плечо куда-то делось!» – донесся из-за кулис возглас. Зал лишь улыбнулся в ответ. В такой атмосфере время летит незаметно.

Под занавес запоминаю шикарную сценку по сиквелу «Мора». Потом раздаются аккорды The Show Must Go On, и прожектор в последний раз бьет мне в лицо. Подпевая, я думаю об одном: не столько этот фестиваль про аниме, сколько про свободу быть собой. Даже если эта свобода – в ком-то другом.

На обратном пути из «Града» ловлю такси. Водитель, мужчина лет пятидесяти, скептически качает головой – услышал, что я возвращаюсь с феста:

– Я по молодости тоже «анимировал» всякое. Зачем вам это?

– А вы знаете, что Воронеж – аниме-столица России?

– Впервые слышу.

– С 2000 года, между прочим.

Он молчит, потом неожиданно признается:

– Сын мой тоже смотрит это все. Говорит, «про войну». 

– Не «Атаку титанов», случайно?

– Не знаю. Может, и «Титанов». 

День 3. Как косплей и аниме-фесты стали образом жизни

Третий день фестиваля начинается с мастер-классов в отеле «Дегас». К десяти утра лекторий уже забит – я с трудом нахожу место даже с краю. Среди фанатов с камерами и блокнотами, готовых конспектировать каждое слово, снова чувствуешь себя на парах в университете. 

Впереди восемь лекций, концерт и ночь аниме. Первый цикл выступлений посвящен косплею: как стоит ставить сценку, презентовать себя жюри, укладывать парики – без подготовки к косплей-дефиле на аниме-фестах практически никуда. Во втором цикле речь пойдет об озвучке и блогинге – о нюансах своей работы расскажет режиссер студии дубляжа «Реанимедиа», а продолжит выступление блогер Акра. Перед финалом будет секция, посвященная Хаяо Миядзаки, а напоследок Усаги поделится опытом подготовки к фесту. Это будут долгие семь часов.

Первую лекцию я слушаю так, будто сама готовлюсь выступать. У кафедры спикер – Джин-сама. В руках у нее полуторный клинок, за плечами – 12 лет опыта. Она готова рассказать главное о постановке сцены с мечом. Приступает с основ: как держать оружие, чтобы оно выглядело продолжением тела.

На фото: Джин-сама

«Вы замахнулись мечом. Сильно, очень сильно можно заводить, если хотите показать, что ваш персонаж – настоящий варвар, он не боится открыть тело и ударить со всей мощи, – объясняет она. Зал завороженно следит за тем, как гармонично одна поза сменяется другой. – Средняя стойка – стандартная. Советую чуть наклонять меч в сторону, чтобы не закрывать лицо. Задняя стойка, или «хвостовая», – для тех, кто крадется или выбегает. Меч заведен назад, движение скрытное: чтобы противник не понял, откуда последует удар». 

Фехтование – второе увлечение Джин после косплея. За шесть лет она освоила арт-фехтование, историческое фехтование с щитом, полуторным мечом и копьем. Поэтому девушка хорошо знает, чего стоит избегать на сцене: не подкидывать клинок партнеру, не прятать его в ножны, если придется извлекать, и уж точно не бросать оружие в зал. Однажды сюрикен угодил в камеру оператора – такие инциденты запоминаются надолго.

«Будьте готовы к нештатным ситуациям. Вы споткнулись, упали, меч вылетел из руки – не паникуйте. Продолжайте действовать. Да, это сложно. Да, это тяжело. Но именно в такие моменты проявляется сила духа, – признается девушка. – Главное – не теряться на сцене, это действительно важно».

Чтобы косплей выглядел убедительно, недостаточно уметь играть и шить. Хороший косплеер – это еще и модель. Статичные позы с оружием и выразительные фотографии требуют практики. Джин рассказывает о так называемой «позе короля Артура»: меч упирается в землю, косплеер стоит прямо, с легким смещением бедра. Такая поза передает силу и уверенность, но подходит только для двуручных мечей. С одноручным приходится продумывать, куда деть вторую руку, чтобы она не выглядела неестественно. «Завести за спину, но так, чтобы локоть был чуть виден, – советует она. – Иначе может показаться, что руки нет».

Лекция заканчивается незаметно. Я не успеваю перевести дух, ведь уже через десять минут стартует следующая. Катя, она же Келлер, и ее муж Шагрон берут микрофоны: они – ветераны косплей-сцены, владеют мастерской по изготовлению костюмов и доспехов. 

На фото: Шагрон и Келлер

Катя в индустрии с 2016 года. Она регулярно участвует в крупных фестивалях – таких как Comic-Con Russia и Comic-Con New York (2019), – и побеждает в дефиле. Девушка ни раз входила в состав жюри, поэтому сегодня рассказывает о смотре костюмов для выступающих, в том числе за границей.

«Смотр придумали для того, чтобы мы могли показать свою работу вблизи», – начинает Келлер. «Красиво и хорошо можно презентовать любой костюм. Поэтому у нас есть серьезные «Комик-коны» с призами свыше миллиона, ДК-фестивали, локальные пати. Это ваша работа, вы ее сделали, вложили свои силы и деньги, и можете круто ее преподнести».

Косплей стал частью аниме-фестивалей еще в эпоху зарождения в 2002 году. Сегодня половина успеха выступающего зависит от показа на сцене, вторая – от презентации на смотре. Для многих именно смотр жюри становится самым стрессовым моментом: нужно за две минуты (а то и 30 секунд) продемонстрировать все детали, рассказать о работе и не растеряться. Особенно волнительно участникам приходится, когда вокруг одни иностранцы, а в жюри сидят известные персоны. 

Келлер вспоминает Бена Maul – немецкого косплеера и официального ведьмака от CD Projekt Red. Ему 45, за плечами больше 20 лет опыта и при этом у него те же самые проблемы, что и у большинства участников: однажды он с трудом довез парик после фотосета, не успел его вычесать, нервничал перед выходом на сцену перед пятитысячной аудиторией и просил помочь надеть костюм, потому что не справлялся сам.

Maul Cosplay (Фото: eosAndy)

«А потом он подходит такой: «Ребята, я по-русски знаю только «спасибо». Это как переводится?», – рассказывает девушка. – В итоге все, кто с ним делал селфи, говорили ему «спасибо», и он в ответ тоже: «спасибо, спасибо».

Иностранные косплееры – такие же люди, которые нервничают в новой стране среди незнакомых традиций. Каждый из них проходит долгий путь подготовки: кто-то год делает один костюм, кто-то учится пайке и литью ради одной детали. У кого-то на доспех уходит вся зарплата. Но даже у новичка без опыта и подготовки все равно есть шанс приобщиться к этой культуре.

«Если ты купил костюм на AliExpress – еще не значит, что поделиться нечем», – уверяет Келлер. – Ты подгоняешь его по фигуре, добавляешь стразы, детали, покраску. Это уже твоя работа, твой труд. И ты вправе сказать: «Да, костюм с AliExpress, но, ребята, я три часа подбирал стразы Swarovski». К финалу никто уже не вспоминает, откуда он был».

По словам Кати, на крупных фестивалях за день представляются больше сотни участников. Среди них запоминаются именно те, кто умеет подать себя. Она до сих пор помнит, как один из победителей Comic-Con Astana принес с собой сборник с фотографиями процесса создания костюма – от первых эскизов до готового наряда. Другая участница, выступавшая в образе Белоснежки, вложила в миниатюрную книгу сказок образцы тканей с вышивкой. Третий использовал настоящие куриные кости для посоха персонажа. Такие нестандартные решения ценятся всегда.

Келлер поясняет: у большинства фестивалей есть спонсоры, которые самостоятельно выбирают, кого отметить – вне зависимости от уровня костюма или побед в общем зачете. Иногда призы дарят члены жюри. А еще выступающего могут заметить и пригласить на другой фестиваль, в другом городе. Поэтому даже простое участие может открыть путь к новым возможностям.

«В 2024 году на фестивале «Юникон» в Беларуси была замечательная история, – вспоминает девушка, когда из зала звучит вопрос: есть ли смысл делать простые образы. – Много крутых участников, сложные костюмы. И вдруг выходит на сцену совсем маленькая девочка в косплее персонажа Паймон – кажется, уменьшенная версия, беленький такой. Костюм – с AliExpress. Казалось бы, что там – просто ребенок на сцене в готовом наряде. И знаете, что? Она забрала все спонсорские призы. Потому что вышла и отыграла – с душой, искренне».

Эмоции, которые участник получает от выхода на сцену, от взаимодействия с другими косплеерами, от внимания публики – не менее важны, чем диплом. Келлер уверена: именно впечатления чаще всего становятся началом чего-то большего. Иногда достаточно одного удачного выхода, чтобы поверить в себя.

Лекция заканчивается на вдохновляющей ноте. После нее к кафедре подходят Захар и Санура – известные фигуры в российском косплей-комьюнити, особенно на юге страны. Они – лидеры творческих объединений: Захар возглавляет краснодарское ТО «Психоциркуль», а Санура руководит косбендом Panic Apart. Оба занимаются косплеем больше 10 лет и за это время стали многократными призерами фестивалей. 

Их дуэт учит грамотно воплощать идеи для сценок: как начать постановку, как написать сценарий, подобрать музыку и визуальные эффекты. Оказалось, ключ в том, чтобы сделать выступление всем понятным – даже если вас смотрит старушка, которая только начала знакомиться с аниме. 

«Кто из вас участвовал в сценках хотя бы разочек?», – спрашивает Санура.

Море из рук. Захар с воодушевлением трясет кулаком. 

– А кто не участвовал, но очень хотел бы? – она поднимает брови. 

Рук становится еще больше.

– А кто прямо сейчас готов поставить сценку?

Еще несколько человек робко тянут руки. Санура улыбается: желающих оказалось гораздо больше, чем она ожидала. 

Я осматриваюсь. Людей с момента начала блока прибавилось – свободных мест нет. Такой ажиотаж не случаен: косплей-сценки неотделимы от концепции фестивалей с 2002 года. По данным сайта Anime Conventions, даже в 2020-м, когда из 72 запланированных мероприятий 12 перешли в онлайн, конкурсное дефиле никуда не делось. Только вместо живого выступления участники прикладывали видео, которое демонстрировалось во время трансляций. 

Пандемия сильно изменила формат российских аниме-фестивалей. Если в 2019 году прошло 157 мероприятий, то уже в 2020-м их число сократилось более чем вдвое. В 2021-м ситуация начала налаживаться: из 91 фестиваля только 8 прошли в онлайн-формате. А в 2022 году количество событий снова выросло – до 103, и лишь одно из них прошло заочно. В 2023-м и 2024-м их оказалось меньше: 89 и 81 соответственно. Но интерес публики никуда не делся. 

После одной из лекций я замечаю блогера Акра в фойе. Он занимается творчеством с 2010 года, делает авторские комиксы, пишет видео и собирает миллионную аудиторию на Ютубе. Вокруг него беснуется толпа поклонников, но мне удается пробраться поближе и задать главный вопрос: аниме в России – все еще андерграунд?

«Да вообще, по-моему, нет, – удивляется Акр. – Я даже знал людей, которые говорили: вот раньше аниме было не таким мейнстримным, мы тогда чувствовали себя в каком-то уютном, ламповом уголке. А теперь – ну каждый бомж смотрит аниме, что это вообще такое?»

На фото: Артур Кутахов «Уголок Акра» 

Он кивает на стенд, где разложены авторские комиксы. На обложках – герои в выразительной, почти анимешной стилистике. «Мне кажется, это особенно заметно по продажам манги. Комиксы, по сравнению с мангой, продаются гораздо хуже. Просто порог вхождения ниже. Потому что очень много людей смотрят аниме, и, соответственно, потом приходят к манге. Часто, чтобы дочитать сюжет, который они начали в аниме, потому что само аниме выйдет еще лет через сорок, и у человека ждать сил нет».

Я спрашиваю: кто вообще сегодня смотрит аниме? Ведь существуют самые разные версии – кто-то говорит, что только школьники, кто-то – что только ностальгирующие взрослые. А как на самом деле?

«Не знаю. Но вот, например, буквально вчера, когда мы еще продавали комиксы, ко мне подошел мужчина средних лет и спросил: «Какое у тебя любимое аниме?» Так что, мне кажется, сейчас – после того, как жанр постепенно интегрировался в российскую культуру – уже есть целые поколения, которые на этом выросли. И вполне себе продолжают смотреть».

К нашему разговору подключается девушка. Виолета приехала из Москвы снимать материал для студенческого проекта. Аниме она смотрит с восьми лет – по ТВ в то время уже активно крутили «Покемонов»: «Сейчас аниме становится все более массовым. На Западе даже появилось понятие tourists – так фанаты называют людей, которые смотрят только самые громкие тайтлы и критикуют то, что считают странным в культуре. Мол, они не понимают всего контекста и не являются настоящими анимешниками».

Мимо нас проходит косплеер в гигантской шляпе – задевает мое плечо и чуть не выбивает смартфон. Мы обе смеемся, Виолета поправляет камеру и продолжает:

«Мне кажется, сейчас само слово «анимешник» меняет значение. Раньше так называли человека, который просто не был против смотреть аниме и имел любимые тайтлы. Теперь, когда аниме смотрят наравне с другими форматами, слово может стать скорее обозначением именно преданных фанатов, которые осознанно выбирают аниме и предпочитают его фильмам и сериалам. Просмотр аниме, ношение мерча и другие подобные вещи уже не воспринимаются как что-то постыдное, и за это травят гораздо реже».

Когда заканчивается последняя лекция, в зале все еще стоит аншлаг. Спустя семь часов люди не торопятся уходить, хотя через 20 минут нас всех ждет концерт в Прибежище. Глядя на пестрое сообщество – косплееров, новичков, ветеранов с ностальгией по 2007-му – я отчетливо ощущаю, насколько сильно с тех пор изменилась аниме-культура в России. Странное хобби для своих стало мейнстримной частью повседневной жизни, а Воронеж – ее символом.

День 4. Аниме – фестиваль друзей

На четвертый день становится тяжко. Кофе не берет – марафон из лекций, концерта и ночного показа я вытянула на адреналине и банке пензенской «Колы». 

На концерте блеснули звезды нескольких поколений: дебютирующие на VRNFEST новички и те, кто выступает здесь с начала 2000-х. Когда я отправлялась на тот вечер, то ожидала в первую очередь музыку из аниме. Но программа удивила. Опенинги из «Стального алхимика», «Блича» и «Обещанного Неверленда» соседствовали с каверами на Леди Гагу, мэшапами группы Imagine Dragons и японскими версиями «Мурки» и «Прекрасного далеко». На первом часу я подпевала – косплееры в такт подтанцовывали у сцены. На втором зрители выстроились в «змейку» и носились по залу. На третьем часу я охрипла.

На фото:  хедлайнер концерта Александр Казьмин

С таким сорванным голосом я отправилась в кинотеатр «Юность» – тот самый, где начинался VRNFEST в 2000 году. Тогда аниме возили на кассетах, а о косплее слышали единицы. Гости фестиваля спали прямо в холле на спальниках, потому что гостиниц никто не мог себе позволить. В 2003-м тут зародилась «Ночь аниме», и с тех пор традиция прижилась.

Теперь в холле «Юности», где впервые выступали косплееры в 2002-м, висят афиши и мерцают вывески. Большой зал вновь переполнен, анимешники шуршат попкорном и фоткаются на фронталку. «Люди, вы вообще не хотите спать?» – вертелось у меня в голове. 

В «Юности» до утра крутили «Торадору» – легкую романтическую историю, идеальную для ночного просмотра. Хорошо помню, как актеры лицензионного дубляжа открыли показ и признались: сериал делали в авральном режиме.

«Торадора» (2008)

– ПЯТЬ ДНЕЙ! – кричали актрисы. Александр Фильченко, режиссер «Реанимедии», посмеивался: «Это еще много! Мы 228 серий «Фейри Тейла» записали за пять месяцев».

Озвучка, кстати, и правда удалась. Даже я, обычно бросающая «Торадору» в начале, на этот раз досидела до середины. Потом глаза начали слипаться. Последние эпизоды досматривала сквозь сон – нужно было хоть немного отдохнуть перед финальным днем фестиваля.

– Ребят, вы реально все пришли сюда смотреть аниме? – в какой-то момент раздается из темноты. 

– Да! – зал отвечает синхронно. 

После этого я засыпаю. Когда открываю глаза, уже нахожусь у парка «Алые паруса». Полтора километра очереди – у каждого из трех входов. Солнце слепит, из толпы доносится «Папа, быстрее! Там МаоМао!» и «Мама, костюмы как настоящие!» Проезжающие мимо машины останавливаются, водители интересуются: что за событие и куда движется народ. 

В финальный день проходит форум-выставка. Вокруг меня – пестрая смесь посетителей всех возрастов: шумные дети, увлеченные взрослые и случайная бабушка, ненадолго мелькнувшая в гуще. Вход для гостей бесплатный – кажется, в парке их даже больше, чем в «Граде». 

Форум – одно из центральных событий в программе VRNFEST. Впервые он прошел в 2009 году и вдохновлялся японскими школьными фестивалями: ярмарка, уличные игры, косплей под открытым небом. Сначала выставку принимал сквер у кинотеатра «Спартак», затем площадка у Дворца творчества, а с 2013 года она обосновалась в «Алых парусах». Ей и закроется наш четырехдневный майский карнавал. 

На площадке «Зарядка», куда попадаешь с южного входа, уже с полудня царит движение. Под ритмичную музыку участники мастер-класса кружат с вейлами – шелковыми веерами, которые расцветают в воздухе крыльями бабочек. Рядом девушка в хаори учит желающих обращаться с пои – светящимися шарами на лентах. 

Я бегу мимо палаток с мерчем: тут и значки, и фигурки, и украшения; анимешные духи ручной работы с ароматами героев Хаяо Миядзаки, лутбоксы, свечи, пластиковые мечи, матрешки, кружки и азиатские вкусности – от токпокки до китайских чипсов. На главной аллее мастер-классы: девушки делают японские веера в стиле оригами, создают канзаши, цветы из лент для заколок или брелоков. Неподалеку дети мастерят поделки из бисера, кто-то собирает 3D-головоломки от «Белого хорька». А между сосен натянуты веревки «Фотосушки»: снимки висят на прищепках, можно обмениваться кадрами или рисунками, оставлять пожелания на обороте. 

На спортплощадке гремят боевые кличи. Участники мастер-класса по современному мечевому бою, вооружившись мягкими мечами, отрабатывают удары и блоки. У главной сцены концерт: девушка в футболке фестиваля поет Once Upon a December, а в игротеке от Hobby Games раскладывают настолки. Любоваться зрелищем можно долго, но я тороплюсь: в запасе лишь несколько часов перед поездом.

Следующая остановка – палатка организаторов. Здесь меня ждет Усаги, которая встречает меня немного уставшей улыбкой. 

Девушка связана с Воронежском фестивалем с 2000 года. Она начинала как обычная участница, которая состояла во всероссийском клубе анимешников «Ранма». Тогда японская анимация еще была чем-то непонятным и незнакомым, а немногочисленные фанаты обсуждали свое увлечение в ICQ и ФИДО.

«Я была вчерашней школьницей», – вспоминает Усаги. – «Однажды мы узнали, что в Воронеже парень из «Ранмы» по имени Артем Толстобров договорился с кинотеатром показать аниме на большом экране – в те годы это было совершенно немыслимо. Мы поехали посмотреть и познакомиться с людьми, с которыми раньше общались только онлайн». 

Первый фестиваль был простым кинопоказом. В 2001-м он повторился, а в 2002-м в программе появился косплей – сначала как дефиле в холле кинотеатра «Юность». К 2004-му организаторы получили от кинотеатра «Спартак» полтора часа сцены перед сеансами: команда уже тогда подготовила номера, вокальные и танцевальные выступления. С того момента Усаги и вошла в ряды организаторов. 

«Ира Лапшина, жена Алекса Лапшина (Кибер: вице-президент клуба «Ранма»), помогала со всем, что связано с косплеем. Я ей рассказала, какие у меня есть идеи – про то, кого можно на сцену позвать, как пошутить и так далее. Она мне в ответ: у вас столько идей – вот вы и ведите», – делится девушка. 

За последние 25 лет обязанностей прибавилось, а сам Воронежский фестиваль сильно вырос. Тем не менее душа феста – приверженность творчеству – осталась. По словам Усаги, они всегда поощряли театральную часть – сценки, различные постановки. В эпоху, когда многие фестивали становятся коммерческими и меняют формат, сосредотачиваясь на дефиле, VRNFEST сохраняет традиции и остается собой: мероприятием от друзей для друзей. 

«Я думала, что буду ходить по фестивалю и, кроме организаторов и пары товарищей, никого не узнаю. А в итоге нас встретили очень тепло. Приехало много людей, которые были с нами еще в 2019-м и раньше. Так что я могу сказать: это все еще фестиваль друзей – просто в этом году к нам присоединились новые».

Еще одна особенность Воронежского фестиваля – отсутствие конкурсной программы. Когда нет давления и участники не боятся проиграть, не переживают, окупятся ли костюмы – за кулисами гораздо спокойнее, люди работают на шоу, а не за приз. Впрочем, определенный отбор на косплей-дефиле все же присутствует: заявок в 2025 году было немало, и чтобы взять всех, пришлось бы делать шоу в три раза длиннее. Но самым сложным было собрать вместе разбежавшихся организаторов прошлых лет.

«Тяжело было найти всех на недостающие роли и понять, как организовать фестиваль в новых условиях», – признается Усаги. – В 2019 году у нас имелась налаженная система, где каждый вопрос адресовался конкретному человеку. Теперь все пришлось выстраивать заново».

На фото: Усаги

Внезапно к ней подходит кто-то из команды и передает младшего ребенка. Она машинально принимает его на руки и мягко целует в щеку – сегодня Усаги не только организует фестиваль, но и совмещает его с материнством. Не знаю, как у нее это получается, но на мой вопрос Усаги отвечает просто: главное – не перегружать себя, чтобы не выгореть. Лучше всего найти индивидуальный, посильный способ участия. Например, можно заказать пошив костюма, выучить танец или спеть. 

Как считает Усаги, в косплее уже появляется второе поколение: дети тех, кто когда-то сам выходил на сцену. Теперь они пробуют себя в этом хобби. В итоге многие родители не только не бросают увлечение, но и продолжают участвовать вместе с детьми. Я уточняю: «Значит ли это, что аниме смотрят вообще все?». 

«Если проверить статистику нашего сообщества ВКонтакте, там будет срез по возрасту: старшеклассники, студенты, люди 25-35 лет», – отвечает Усаги. – Аудитория очень разная, с пиками в школьном и молодежном возрасте, но и взрослые активно участвуют». 

Аниме давно перестало быть увлечением небольшой компании друзей. Усаги считает, что это легко доказать: его показывают в кино и по телевизору, а многие зрители даже не отделяют аниме от других мультфильмов. Но, по ее словам, здесь есть другая грань – если человек косплеит, активно участвует в фандомной жизни и ходит на тематические события, это по-прежнему немного нишевая история. Хотя и куда более распространенная, чем в конце 90-х или начале 2000-х.

Тем, кто только начинает путь в косплее или организации, она советует не бояться: всегда найдутся люди, которые оценят их творчество или захотят присоединиться, а соцсети и сообщества дают массу возможностей для реализации. 

«Ведущее качество косплеера – терпение, – завершает она. – Не все получается с первого раза, и это нормально. Даже если не вышло сразу, это твой опыт, твоя история, и она ценна. Пробуй снова, и все получится!». 

На этой оптимистичной ноте мы расстаемся: Усаги спешит по делам, а я бросаюсь в финальный рывок по парку – вдруг пропустила что-то волшебное?

В суматошном финале дня мне удалось совершить ровно три вещи:

Первая – отломить кусочек от сушки на «Фотосушке», пока я рассматривала снимки и рисунки участников. 

Вторая – внезапно завести душевный разговор с косплеершей Кокоми и скупить пару стикерпаков, которые теперь обречены томиться на полке – мне вечно жаль их клеить.

Третья – поймать дзен в чайном домике Мастера Шу и потерять значок с Тендзе Утэной на закрытии фестиваля. Что ж, зато жасминовый чай оказался вкусным.

У самых ворот я оборачиваюсь в последний раз: «Алые паруса» по-прежнему сияют музыкой, смехом и теплым светом. В воздухе витает особая магия – она рождается среди анимешных стикеров, ярких костюмов и случайных встреч. Поэтому я надеюсь, что в следующем мае мы снова все соберемся здесь. И, может быть, кто-то вернет мне значок, потерянный год назад – и это станет началом прекрасной дружбы.

* * *

«В голову лезут безумные мысли, и я не могу им сопротивляться». История разработчицы с биполяркой

«9 лет назад я жил в кредит, с зарплатой в 17 тысяч рублей». Искренний разговор с Дмитрием Чеботаревым