10 неочевидных деталей в кино
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
10 фильмов. 10 эпизодов. 10 деталей, которые вы могли не заметить.
Любое кино — это совокупность множества деталей. Каждая сцена в каждом фильме, который вы когда-либо смотрели, могла выглядеть иначе. Ракурсы камеры. Освещение. Действия актеров. Монтаж. Фоновая музыка. Абсолютно все могло быть другим.
Но всякая деталь — заранее продуманная идея. Что-то придумал сценарист. Что-то придумал режиссер. Что-то придумал актер или монтажер. Не важно кто — важно, какой смысл несет в себе та или иная мелочь. Главное правило кинематографа: Показывай, а не рассказывай. И лишь талантливый автор способен донести мысль или передать эмоцию, используя киноязык.
Ниже — десять примеров тонкого режиссерского искусства.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!!
Терминатор 2: Судный день (1991 г.)
«Терминатор 2: Судный день» — самый узнаваемый боевик поколения и, возможно, главный сиквел 90-ых. Первоклассное экшен-кино, снятое настоящим автором. Прорывные визуальные эффекты, неглупые философские посылы, отличный кастинг и множество неочевидных мелочей, расставленных Джеймсом Кэмероном.
Одна из таких мелочей касается саундтрека картины.
Логично, что у персонажа Арнольда Шварценеггера есть своя музыкальная тема — мелодия, как бы привязанная к нему. Она представляет собой легкий «стальной» эмбиент и звучит, например, при его первом появлении. Но также мы слышим эту мелодию, когда Сара Коннор пытается убить Майлза — человека, который в будущем создаст Skynet. В этот момент она становится терминатором. Она берет на себя миссию отнять чью-то жизнь. А эмбиент идеально подчеркивает ее безжалостный расчет и холодный ум.
К счастью, в итоге Сара проваливает миссию. Она припадает к полу, зритель выдыхает.
Крестный отец (1972 г.)
«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы регулярно входит в топы лучших фильмов за всю историю. И это нетрудно понять. Превращение Майкла Корлеоне из просточка-идеалиста в беспринципного, демонического лидера мафиозного клана до сих пор будоражит киноведов. Как и новые детали, которые удается подметить при очередном просмотре.
Подобная деталь скрыта в сцене расправы над предателем — по его вине произошло покушение на Вито Корлеоне.
Приговоренный парень сидит за рулем машины в ожидании, пока его напарник справит нужду. Но вскоре получает пулю в затылок от сидящего сзади. Вполне стандартный эпизод, если бы не место действия и то, как выставлен кадр.
Казнь совершается за городом, на дороге между высоким камышом. Вдали виднеется Статуя Свободы — символ той самой свободы, которая позволила итальянским мигрантам перебраться в США. Той самой свободы, которая развязала им руки и подарила Америке криминальный беспредел.
Вдобавок, железная леди символизирует закон — однако, кадр выставлен так, будто камыш скрывает преступление от ее взора.
Пожалуй, в данном случае популярный тезис «книга лучше» не работает.
Однажды в Голливуде (2019 г.)
Квентин Тарантино — фут-фетишист №1 в мире. О его пристрастии к женским ступням знают даже те, кто не силен в работах режиссера. Тем забавней, один кадр из «Однажды в Голливуде».
Весомая часть ленты посвящена съемкам вестерна. Персонаж Леонардо ДиКаприо, актер Рик Далтон, выходит из гримерки и решает прогуляться по декорациям Дикого Запада. Камера пристально следует за ним, но в какой-то момент плавно перемещается, демонстрируя нам чьи-то ноги в сапогах. Владельцем сапог оказывается восьмилетняя девочка — коллега Далтона по фильму. Это ее первое появление в картине, и дебютом маленькой героини стали ноги в сапожках.
Незначительная, но потешная шутка Тарантино над собственным фетишем.
Список Шиндлера (1993 г.)
«Список Шиндлера» справедливо назвать вершиной карьеры великого Стивена Спилберга. Просмотр его исторической драмы — это трехчасовая терапия, вызывающая приступ человеколюбия и осознание бесценности человеческой жизни с новой силой. Многие режиссеры затрагивали тему преступлений Третьего Рейха, но мало где, зритель ощущает ужас происходившего всеми фибрами.
Само собой, монументальное полотно Спилберга не обошлось без ряда осмысленных мелочей.
Вспомните эпизод, где главный герой выкупает евреев у высокопоставленного нациста. Последний не является убежденным антисемитом и после взятки дает добро. Находка же Спилберга в том, как выставлен свет — верхняя половина лица мужчины находится в тени, в то время как нижняя — на свету. То есть немец договаривается о спасении сотен евреев, поэтому его рот освещен. И, тем не менее, он — нацист, поэтому его глаза во тьме.
В 90-ых Спилберг был на пике формы, подобные моменты — лучшее тому доказательство.
Кинг Конг (2005 г.)
Кинг Конг. Первый кайдзю в истории, покоривший американский и японский кинорынки. Революция в области спецэффектов 1930-ых годов. Мрачная вариация «Красавицы и чудовища». Символическая критика капитализма. Жестокая сказка о разрушенных надеждах. Оммаж на повесть «Сердце тьмы». И лучший фильм Питера Джексона.
Что касается едва уловимых режиссерских решений, примечателен финал ленты. Точнее виды Нью-Йорка во время расстрела гигантской гориллы. До кульминации в фильме нет ни одного дальнего плана, где Кинг Конг выглядел бы таким крошечным. Однако, перед бойней и во время нее Джексон дает панораму мегаполиса несколько раз и явно не для красивого вида. Конг оказался в чужой среде, против которой бессилен. Его огромные размеры — ничто по сравнению с цивилизацией. Очевидно, использование дальнего плана именно в развязке символизирует беспомощность животного.
Зверь в ловушке системы, желавшей на нем заработать. Он не послушался. И сейчас она его уничтожит.
Малышка на миллион (2004 г.)
«Малышка на миллион» — пронзительная спортивная драма Клинта Иствуда. Начинаясь классическим тропом о нищем, но трудолюбивом спортсмене, картина бьет зрителя под дых, сурово ломая все устоявшиеся клише. На финальных титрах остается только схватиться за голову и попытаться удержать скупую мужскую.
Тренер по боксу, Фрэнк Данн, идет по коридору больницы. Ему предстоит сделать страшное — лишить жизни свою подопечную, дабы избавить ее от страданий. Она сама попросила его, и любящий наставник не в силах отказать.
Сцена была бы душераздирающей без каких-либо визуальных деталей, но Клинт Иствуд решил усугубить ее.
Коридор больницы возле нужной палаты настолько темный, что мы едва видим Фрэнка, лишь его силуэт. Источником света служит ярко освещенный холл больницы на заднем плане и небольшой участок коридора сразу за палатой. С помощью света и тени режиссер очерчивает границы локации, в которую тренеру так не хочется идти.
В самой палате ситуация не сильно лучше — практически полное отсутствие света. Таким образом, Иствуд задает эпизоду подходящее настроение, а также отражает внутреннее состояние Фрэнка.
Ему ужасно больно. И нам вместе с ним.
Славные парни (1990 г.)
Культовые «Славные парни» по праву занимают центральное место в карьере Мартина Скорсезе. Криминальная драма — ключевой жанр в фильмографии итальянского мастера, а «Славные парни» — концентрированная выжимка его таланта, его творческой энергии, его подхода к теме. Блестяще написанное и грациозно поставленное кино.
Хороший пример умной режиссуры Скорсезе — эпизод с походом в ресторан.
Главный герой, гангстер по имени Генри, приводит девушку в престижное заведение. Но они заходят не с парадного входа, а с «черного», минуя огромную очередь. Генри и Карен долго идут по коридору, затем через кухню, он здоровается со всеми подряд, кому-то жмет руку, над кем-то шутит. Из кухни герои наконец-то попадают в зал, где им тут же ставят столик и дарят бутылку спиртного в знак уважения.
Эта трехминутная сцена снята одним кадром, в ней нет ни одной монтажной склейки. Потому что благодаря непрерывному действию мы вместе с Карен аккуратно погружаемся в мир Генри. Режиссер ведет нас за руку от улицы до столика без смены ракурсов и крупности, позволяя максимально прочувствовать необычную жизнь ухажера. С помощью такой съемки мы ныряем в его реальность и растворяемся в ней.
Разумеется, наивная Карен понятия не имеет, чем на самом деле занимается Генри. Он просто богат и красив. Все знают его, а он знает всех. Он достанет что угодно, по первому слову. И кажется, все будет замечательно. До первого ареста.
Гравитация (2013 г.)
«Гравитация» — редкое кино для 2010-ых, снятое с большим размахом, но без строгих гайдлайнов от студии. И еще более редкий блокбастер, ставший абсолютным триумфатором премии Оскар. Столь красивый успех картины дал Альфонсо Куарону картбланш на любые проекты и позволил снять не менее удачную инди-драму «Рома».
У «Гравитации» много сильных моментов, но в первую очередь вспоминается гибель персонажа Джорджа Клуни. Отважный астронавт жертвует собой ради главной героини – доктора Райан Стоун. Он отпускает трос, обрекая себя на скитание по открытому космосу, пока не закончится кислород. Путем огромных усилий, Райан попадает на космическую станцию и связывается с напарником. Она надеется спасти его. Но связь обрывается почти сразу.
В процессе героиня смотрит в иллюминатор, и мы видим ее отражение в стекле. Она долго старается докричаться до мужчины, глядя на собственное лицо. Ей уже давно никто не отвечает и по факту Стоун разговаривает сама с собой. Отражением в стекле Альфонсо Куарон визуально усиливает безысходность ситуации, намекая на истинное положение дел.
Доктор Стоун понимает — отныне она может рассчитывать только на саму себя.
Темный Рыцарь (2008 г.)
«Темный Рыцарь» Кристофера Нолана разделил голливудскую супергероику на «до» и «после». Если «Бэтмен: Начало» был типичным жанровым кино, в сиквеле мы увидели раскаленный триллер, который постоянно удивляет зрителя, поднимает социальный вопрос и не имеет хэппи-энда. Свежее прочтение рыцаря Готэма оказалось настолько удачным, что некоторые крупные франшизы уровня Джеймса Бонда и Человека-Паука начали подражать стилю британского режиссера.
Упуская из виду его любовь к хитрым мелочам.
Убийство Рэйчел — осевое событие фильма — сопровождается, как всегда у Нолана, параллельным монтажом. Действие быстро скачет между героями и локациями, собираясь в комок, готовый взорваться в любой момент. При таком накале происходящего легко не заметить подсказку, оставленную постановщиком.
Харви Дент, который был похищен вместе с Рэйчел, находится в аналогичном с ней положении. Они оба связаны. Оба окружены бочками с бензином. Оба сидят в паре метров от бомбы. Но Харви — под ярким светом ламп, а Рэйчел — в полной темноте. Девушка уже обречена, она буквально поглощена тьмой. Тот случай, когда освещение говорит зрителю больше, чем что-либо другое.
Подобно Джокеру, перехитрившему Бэтмена, Нолан перехитрил нас.
Американское чтиво (2023 г.)
«Американское чтиво» прошло почти незамеченным на последнем Оскаре. Драмеди Корда Джефферсона претендовало на пять статуэток, в итоге забрав одну — «Лучший адаптированный сценарий». Остроумная сатира на творческих людей и массовую аудиторию была как будто не в своей тарелке.
Протагонист — ворчливый, слегка надменный чернокожий писатель Телониус Эллисон. Желая высмеять «примитивные вкусы толпы», он специально пишет второсортную книгу про нелегкую жизнь чернокожего парня с района. Автор использует все возможные штампы, а диалоги прописывает нарочито глупыми. По итогу Эллисон так ненавидит собственную работу, что подписывает ее псевдонимом.
И она производит фурор. За книгу сражаются топовые издатели. Ее хотят экранизировать в Голливуде. Журналисты приглашают писателя на интервью. Его ширпотреб даже номинируют на конкурсе дебютантов.
История заканчивается в стенах киностудии. Эллисон, раскрывший свое настоящее имя и прогнувшийся под давлением славы, приезжает обсудить сценарий будущего фильма. После переговоров, он садится в машину и замечает чернокожего мужчину в одежде раба — какой-то статист отдыхает на лавке в перерыве между съемками. Они приветствуют друг друга. Элисон уезжает.
Идея режиссера проста — наш главный герой стал рабом. Он отказался от своих убеждений в угоду прибыли. Теперь Эллисон — винтик в большом студийном механизме, от которого легко избавятся в случае чего.
И как же ловко нам дают понять это.
Вот и все. Смотрите хорошее кино. Но, пожалуйста, не забывайте — каждый кадр в каждом эпизоде каждого фильма мог быть совсем, совсем другим. И порой, за всем этим стоит какая-то идея. Порой, режиссер хочет вам что-то сказать. Так что будьте внимательны, друзья.