13 мин.

Страшно играть Кезом из-за кучи кнопок? Вот самый подробный гайд

К сожалению, легче не станет.

Новейшему герою Доты – Кезу – немногим больше полугода. За это время он успел зарекомендовать себя уникально сложным (на мой вкус, Кез – сложнейший герой в истории Доты) и сильнейшим героем в правильных руках.

Хоть герой и новый, некоторые игроки уже овладели мастерством и показывают феерические комбинации, почти моментально убивающие героев и даже всю вражескую команду. Иногда даже лучшие из лучших не понимают, что с ними происходит, когда Кез атакует. Например, вот мидер PARIVISION Владимир «No[o]ne» Миненко умирает за 4 секунды и недоуменно восклицает: «Что ##### [черт возьми] со мной произошло?!»

Если вы после просмотра тоже не поняли ничего, из того, что произошло с Нуном (кроме «Kez: 2691 урона по Slark»), то этот пост для вас.

📌 Подпишись на нашу телегу про Доту: инсайды, розыгрыши и топовые тексты

Сложность Кеза идеально описали на Реддите в сравнении с Инвокером

Мы перевели точный пост без изменений:

«Если вы, будучи Инвокером, хотите узнать, какие заклинания у вас доступны, просто спросите себя: «Я уже использовал это заклинание?». Если нет, то оно доступно.

Если вы, будучи Кезом, хотите узнать, какие заклинания у вас доступны, спросите себя:

  • «Я уже использовал это заклинание?». Если нет, то оно может быть доступно.

  • «Я уже использовал другое заклинание из пары?». Если да, то оно может быть недоступно.

Это пока у вас нет Аганима. Если у вас есть Аганим и вы использовали другое заклинание из пары в течение 3 секунд после смены стойки, оно может быть доступно.

Но если у вас есть Аганим, и вы использовали другое заклинание не в течение 3 секунд, то оно недоступно.

Но подождите, переключение стоек (Switch Discipline) на перезарядке? Если да, то половина заклинаний недоступна, и какая именно половина, зависит от того, в какой стойке вы находитесь.

Но подождите, если у вас есть Аганим, вы можете использовать какую-то способность, чтобы сбросить перезарядку Switch Discipline. И таким образом сменить стойку и получить доступ к другому заклинанию. В этом случае вы должны выбрать, какое заклинание использовать в качестве «переходного заклинания», чтобы получить доступ к другой стойке.

Но вы должны помнить, что использование этого «переходного заклинания» может поставить другое заклинание из пары на перезарядку, следовательно, сделать его недоступным, в зависимости от того, сколько секунд прошло с момента последнего переключения стойки.

Каждое заклинание, которое вы используете, может потенциально заблокировать другое заклинание в паре. Каждый раз, когда вы меняете стойку, вы потенциально блокируете половину своих заклинаний.

📌 Кез – это какая птица? Спросили у орнитолога

Легко рассуждать об этом и тренироваться в демо, но в реальных играх, когда у вас есть около 0,5 секунды, чтобы подумать, прежде чем Phantom Assassin разорвет вам лицо, это гораздо сложнее. Особенно когда способности с оцепенением/привязкой могут случайным образом отключить некоторые из ваших заклинаний (что может помешать вам сменить стойку, чтобы получить доступ к другой половине ваших заклинаний), или вы получаете мини-оглушение или безмолвие от какого-то случайного нейтрального предмета так, что смена стойки не проходит, и вы нажимаете не то заклинание не в той стойке.

К тому же все заклинания Kez делают по 3 разных вещи (в отличие от заклинаний Инвокера, которые гораздо проще понять по отдельности), а заклинание Shodo Sai с парированием имеет реактивный элемент – нужно хорошо рассчитать время, чтобы блокировать летящие снаряды (например атаку с Meld), особенно в начале игры.

📌 Кез – как школьник из твоего паба. Обзывается и шутит про задницу

Это даже не учитывая того, что Кез – тонкий герой ближнего боя, который должен входить в драку и выходить из нее и поэтому должен следить за перезарядками контроля противника. Что гораздо сложнее, чем быть персонажем задней линии, таким как Инвокер, который просто остается сзади и использует заклинания.

Кезу нужно атаковать противников в ближнем бою, в то время как Инвокеру даже не нужно больше так часто райткликать, с тех пор как его изменили, снова сделав более похожим на кастера.

Когда начинается случайная драка, а ультимейт Инвокера находится на перезарядке, вам просто нужно подождать, пока Invoke выдаст нужные заклинания. Но когда начинается случайная драка, а вы находитесь в неправильной стойке на Кезе и Switch Discipline на перезарядке, то вы можете начать комбо с совершенно другой стойки, что полностью изменяет весь привычный геймплей».

Сложно звучит? Сложнее, чем все, что было в истории Доты до появления Кеза.

В чем смысл персонажа?

Вот, что думает о герое спамер Кеза с ником «Nani The Heck», с:

  • Около 500 (!) матчей;

  • Долей побед около 70%;

  • 30-м уровнем D+;

  • 593-м рангом.

«Я считаю, что все, чего не хватает герою, – некоторых баффов силы/брони, чтобы сделать его более живучим на старте. И чуть побольше регена маны, – тогда он будет идеален. Герой и так безумно силен (честно говоря, я не удивлюсь, если Valve ослабит его урон), и я готов поспорить, что если бы его сегодня добавили в Captain’s Mode, люди бы увидели, насколько он абсурден. Особенно со скоординированной командой и драфтом вокруг него.

Раньше игроки просто злоупотребляли его старым талантом 15-го уровня [Кибер: в патче 7.39 удалили талант 15-го уровня «Метка с бонусом парирования от Raven’s Veil»] и теперь не до конца понимают, что на самом деле делает героя сильным – Aghanim’s Scepter превращает этого героя в монстра.

Думаю, что люди проигрывают Кезом, потому что его очень легко наказать, ведь он довольно тонкий и его легко поймать в неправильной стойке. А если вы ошибаетесь со стойкой, то без проблем можете погибнуть.

Кез – король переворотов, он может полностью изменить ход драки и карты при хорошей игре. Все его способности созданы для создания хаоса и наказания людей, которые атакуют вас, с помощью парирования третьей способностью и уникального набора спеллов. Люди до сих пор не до конца понимают, как играть Кезом, поэтому его процент побед кажется низким».

Сборка и раскачка Кеза

Nani The Heck считает, что сборка с Battle Fury в нынешнем патче после всех нерфов Кеза [Кибер: в 7.39 Кеза очень сильно понерфили] слишком медленна и не имеет права на жизнь. Особенно учитывая, что герой теперь очень слаб на линии: мало статов, мало ресурсов без лайфстила от Grappling Claw, мало урона. А невозможность присоединиться к команде и помочь ей полностью хоронит потенциал героя.

Он всегда играет через:

  • Wraith Band;

  • Magic Wand;

  • Orb of Blight;

  • Power Treads;

  • Falcon Blade;

  • И выходит в Desolator, который позволяет рано драться и подключаться к команде.

А затем выкачивает Аганим – ключевой предмет Кеза, без которого герой не работает.

После чего по необходимости докупает БКБ, Даедалус, МКБ или Линку.

По поводу раскачки: самая важная способность Кеза на линии – Shodo Sai, особенно ее парирующая часть, ее мы изучаем на первом же уровне. Это ключевой элемент геймплея персонажа: парировать атаку – уже полезно, не говоря о каком-то эффекте атаки со способности, как, например, God’s Rebuke Марса. К примеру, проще всего это сделать, когда Марс добивает крипа-дальника.

Кстати, парирование – важный аспект драк и в поздней игре. Именно этим вы занимаетесь, когда использовали комбо и/или ждете перезарядок способностей.

Echo Slash – важнейшая способность для харраса врагов и фарма леса позднее. Именно ее всегда качаем в приоритете. По ситуации можно взять Grappling Claw, но без лайфстила способность теперь не очень хороша на ранней стадии игры.

Таланты, по мнению Nani The Heck, «ужасны», но он методом проб и ошибок выбрал самые полезные из них.

Кстати, руководство Nani The Heck в Стиме вы найдете по ссылке.

Комбинации Кеза

Разные способности разных стоек дают Кезу уйму разных возможностей, вплоть до использования сразу двух ультимейтов с Аганимом! Все тот же Nani The Heck разбил комбинации на 3 части игры:

  1. Комбо в ранней игре/на лейнинге;

  2. Мидгейм-комбо до Скипетра;

  3. Мид-лейт-комбо с Аганимом (без Скипетра лейтовых комбо не бывает).

Комбо в ранней игре/на лейнинге

Для этой стадии игры есть 2 простых комбинации. Главное, что вы должны знать: всегда начинайте эти комбинации в стойке с саями. Потому что любое из них получается лучше, если начинать с сай и переключаться на катану.

1. Shodo Sai → Switch Discipline → Echo Slash

Кто-то райткликает вас или использует заклинание с эффектом атаки, вы парируете, меняете стойку и используете Echo Slash под меткой от Shodo Sai.

2. (Возможно только если вы рано прокачали Grappling Claw) Falcon Rush → Switch Discipline → Grappling Claw

Grappling Claw позволяет сделать по врагу дополнительную атаку под действием Falcon Rush.

Мидгейм-комбо до Скипетра

Для этой стадии игры есть 3 базовых комбинации: атакующая, защитная и против потенциальных ганков.

1. Атакующее (начинаем в стойке с катаной): Grappling Claw → Echo Slash → Switch Discipline  → Raven’s Veil

Идея комбинации в том, что второй удар от Echo Slash нанесет дополнительный критический урон от Raven’s Veil, а вы уйдете незамеченным благодаря ультимейту.

Комбо подходит для того, чтобы взрывать саппортов или быстро уничтожать врагов, которые в одиночку сплитят линии.

2. Защитное (начинаем в стойке с саями): Raven’s Veil → Switch Discipline → Echo Slash

Обратная комбинация, призванная скорее напугать врагов внезапной атакой, нежели нанести им серьезный ущерб.

3. Против потенциальных ганков (начинаем в стойке с саями): Shodo Sai → Switch Discipline → Grappling Claw → Raptor Dance → Echo Slash/Switch Discipline → Falcon Rush

Именно благодаря этому комбо Кез – король переворотов. Удачное парирование с помощью Shodo Sai позволяет отразить любое нападение и сразу же развернуть его в свою атаку.

Мид-лейт-комбо с Аганимом

С Аганимом Кез превращается в монстра. С ним вы всегда начинаете комбинации в стойке с катаной.

1. Главное комбо Кеза для массовых драк (начинаем в стойке с катаной): Switch Discipline → Talon Toss → Switch Discipline → Grappling Claw → Switch Discipline → Falcon Rush → Switch Discipline → Echo Slash → Switch Discipline → Raven’s Veil → Switch Discipline → Raptor Dance

Я искренне горжусь тем, что нажал все это с 10-й попытки на Q-W-E-D-R!

Это комбо задействует все способности героя, а оглушение от Echo Slash позволяет идеально использовать Raptor Dance. Если вы зацепили 2-4 героя с помощью Echo Slash, то они почти гарантировано умрут.

2. Улучшенная версия комбо из ранней игры (начинаем в стойке с катаной): Switch Discipline → Falcon Rush → Switch Discipline → Echo Slash →  Switch Discipline → Raven’s Veil → Grappling Claw → Switch Discipline → Talon Toss → Switch Discipline →  Raptor Dance

Именно поэтому на Кезе так опасно:

  • Получить стан;

  • Получить сайленс;

  • Купить Аганим поздно.

Кстати, лишь малая часть именно этой комбинации разорвала Нуна в начале этого поста: Echo Slash → Switch Discipline → Raven’s Veil → Switch Discipline → Raptor Dance.

3. Улучшенная версия защитного комбо (начинаем в стойке с катаной): Switch Discipline → Raven’s Veil → Switch Discipline → Echo Slash → Switch Discipline →  Falcon Rush → Switch Discipline → Grappling Claw → Switch Discipline → Talon Toss → Switch Discipline → Raptor Dance

Несколько полезных взаимодействий способностей

1. При использовании Falcons Rush, а затем атаке на союзника, Кез сперва ускорится к союзнику, а затем побежит в ближайшего врага в радиусе действия.

Это полезно использовать, если Grappling Claw находится на перезарядке и вам важно быстро добежать до врага.

2. С помощью Echo Slash можно перепрыгивать через клифы.

* * *

Так что, если вы думали, что Кез – райткликер, забудьте. Он – суперкомбинатор, как Инвокер, к примеру. Или трикстер, как Войд Спирит. Вероятно, даже все вместе, только сложнее.

Открыть баночку холодненького и просто побегать на нем точно не получится.

Кханда вернулась в игру и изменит мету – это главное изменение 7.39c

В Доте переизобрели Infest-бомбу!

Арт для выносной: Dexechii.