wdd | Блогер 5-й позиции
Блог

Пятый Инт – как ЕГЭ. Отличники провалили экзамен, китайцы погорели на задании А1

Пятый эпизод сериала о главном турнире в Доте.

Кибер запустил серию текстов о The International. Один текст – один турнир! Мы уже писали про четыре первых TI:

Я расскажу о пятом Инте, который по количеству событий и сторилайнов оказался куда ярче предыдущего – четвертого.

Турнир проходил в Сиэтле четвертый раз подряд, второй год подряд – на Key Arena, вмещающей более 17 тыс. зрителей. Темп в Доте сменился размеренностью, а Рошан слегка переехал, а командам предстояло сдать ЕГЭ по Доте...

Подпишись на наш телеграм про киберспорт. Все новости и инсайды там!

Чем и как жила соревновательная Дота в 2015-м?

Соревновательная Дота мощно расцвела. В 2015-м проходила целая куча известных коммерческих турниров, на основе результатов на которых Valve рассылала инвайты на пятый The International: 

Более того, практически у каждого крупного турнира после TI4 появился свой Компендиум, или как минимум именная сокровищница. Часть суммы от их продаж шла в призовой фонд турнира.

Илья «Illidan» Пивцаев называл сезон 2014-2015 лучшим сезоном в истории Доты:

«Думаю, лучший сезон для турниров в Доте – это сезон TI4-TI5. Почти у каждого крупного турнира была возможность создать собственные Компендиум и предметы и получать с них деньги. Первый DAC и первый Dota Pit как примеры».

Последний турнир с компендиумом от сторонних организаторов, а не Valve, прошел в 2016 году – это был Captain’s Draft 3.0.

Фаворитами всех турниров того сезона были: 

Эти 6 команд делили между собой топ-3 на большинстве турниров, в которых принимали участие.

Особняком в 2015-м стоял Dota 2 Asia Championships 2015 – он же DAC. Буквально «восточный The International» от Perfect World и MarsTV. Со своим вайлдкардом, шоу-матчем и, так как это уже стало «метой» для всех ТО, со своим Компендиумом.

Стартовый призовой фонд турнира составил $250 тыс., но зрители за счет покупки Компендиумов увеличили его аж до $3 млн – чем не TI на минималках! Dota 2 Asia Championships 2015 по размеру призового фонда превзошел The International 3, став вторым по величине призового фонда турниром в истории Доты, уступив лишь The International 4. И это без официальной поддержки от Valve!

Кроме того, на тот момент он был вторым по величине после TI4 по объему средств, профинансированных Дота-сообществом за счет продажи внутриигровых предметов, которых было в достатке. Например, Immortal-Радиансы на Алхимика, которые у всех профессионалов в почете до сих пор.

Кстати, точно такой же Радианс, как и косметики на Алхимика, подняли над своими головами Evil Geniuses после победы на DAC, тем самым закрепив себя в статусе одного из фаворитов сезона.

«Когда мы играли DAC, то никто не ожидал нашей победы. Выиграть турнир такого масштаба – мечта каждого дотера. DAC был практически Интом», – вспоминал позже Fear.

Свои «книжки» были у вех турниров, а каким был компендиум Инта?

Золотым и все еще не надоевшим!

Компендиум после TI3, TI4 и массы коммерческих турниров стал уже привычным делом, но у сообщества была новая цель: побить рекордный призовой 4-го Инта. Все те же 25% от дохода с каждой покупки Компендиума направлялись на увеличение призового фонда TI.

И за 101 день пользователи увеличили призовой Инта почти на $17 млн! Это в 1,7 раз больше предыдущего огромного призового в $10,9 млн и снова самый большой призовой фонд в истории киберспорта на тот момент!

Сообщество увеличивало призовой в среднем на $166,630 за день, что казалось совершенным безумием – ведь награды явно не стоили того. Посудите сами:

  • $1,6 млн, новый способ получения предметов – вы получаете монеты Компендиума, выполняя предсказания, испытания, покупая их или просто получая рандомно.
  • $2 млн, набор курсоров.
  • $2,5 млн, голосование среди владельцев Компендиума за участников матча всех звезд.
  • $3 млн, все владельцы Компендиума получат первую сокровищницу с предметами редкости Immortal.
  • $3,5 млн, голосование среди владельцев Компендиума за героя, который получит следующий предмет редкости Arcana.
  • $4 млн, все владельцы компендиума получают Effigy Block of The International 2015 (возможность построить статую на базе).
  • $4,5 млн, набор загрузочных экранов в стиле концепт-артов.
  • $5 млн, набор смайликов для чата.
  • $5,5 млн, стиль интерфейса TI5.
  • $6 млн, сокровищница с новыми внутриигровыми насмешками.
  • $6,5 млн, комплект вардов The Watcher Below.
  • $7млн, все владельцы Компендиума получат вторую сокровищницу с предметами редкости Immortal.
  • $8 млн, Valve выбирает несколько видео-победителей, из числа отобранных пользователями в Мастерской Steam, которые будут показаны на TI5. Их создатели получат по $20 тыс.
  • $9 млн, все владельцы Компендиума получат курьера Wyvern Hatchling.
  • $10 млн, все владельцы Компендиума получат третью сокровищницу с предметами редкости Immortal.
  • $11 млн, новый стиль карты, преобразующий ее в пустыню.
  • $12 млн, новый комплект эксклюзивной внутриигровой музыки.
  • $13 млн, внутриигровой комментатор и комментатор серий убийств Bristleback.
  • $14 млн, новые погодные эффекты.
  • $15 млн, присоединитесь к увлекательному приключению Axe в новом комиксе, а затем порубите врагов на кусочки новым предметом редкости «Immortal» для него.

Да, имморталки в 2015-м были неплохими, но все-таки это шапки! Да даже катакомб еще не было! Тем не менее, пользователи собрали для игроков очередную бешеную сумму.

Кто ехал на пятый TI за Аегисом?

Чемпион второго Инта Цзэн «Faith» Хунда перед TI5 сказал:

«Лично я думаю, что этот год – за западом. Чемпионами TI5 станут либо Team Secret, либо Evil Geniuses. Что до восточных команд, то судя по последним играм, все козыри на руках у LGD Gaming и Vici Gaming».

Как оказалось, он был очень близок к истине. Впрочем, любой, кто следил за Дотой в 2015-м, назвал бы эти четыре команды, добавив сюда еще безумно рандомную Cloud9, которая в удачный день могла победить кого угодно и проиграть кому угодно (о ней чуть позже). Ну и саму Invictus Gaming Фэйта, в которую после провала с суперзвездной DK на TI4 и пары месяцев отдыха в Big God с китайскими легендами Xiao8, Rotk и Ланэмом, пришел Burning.

Evil Geniuses

Главная команда-драма того периода:

🔵 В 2013-м в квалификации на третий Инт остановилась в паре шагов от Wild Card команда Фира и Демона. Так Evil Geniuses пропустила главный турнир десятилетия.

🔵 В следующем сезоне, к четвертому Инту, подходила заряженная молодая команда:

  • 18-тилетний гений Артур Бабаев, зарекомендовавший себя в стаке SADBOYS.
  • 16-летний Zai, перешедший из HoN’а и выступавший с Артизи в одной команде до EG.
  • Их чуть более взрослый и опытный капитан в SADBOYS – Ppd, тоже экс-хонер.
  • И Universe – самый стабильный и мощный оффлейнер современности как раз с 2014-го, именно тогда он набрал форму. На TI4 он станет одним из лучших.

Команда делала успехи и сияла все ярче, заявляя о себе все громче на международной арене. Однако, готовясь к The International 4, их керри – Fear, легенда Доты, «Капитан Америка» – усугубляет многолетнюю травму руки (а именно, травму локтевого сустава) и пропускает TI4, так как физически не может играть в Доту.

«То, как он играл на керри за EG... Я только надеюсь, что смогу так играть», – скажет позже о Фире Нотейл.

В итоге на главный турнир с EG едет неизвестный тогда тир-3 игрок – Мэйсон. Fear же едет на турнир в качестве тренера и наставника команды.

EG, потрясающе игравшие на 4-м Инте (в плей-офф это была самая яркая команда и единственная некитайская в топ-5), стали лишь третьими, не справившись с мощнейшим китайским давлением. Проиграв как Newbee в финале верхней сетки, так и Vici Gaming в финале нижней сетки – две карты по 16 (!) минут.

🔵 И команда из топ-3 предыдущего Инта рассыпалась на части: Zai и Arteezy убежали в Team Secret к Пуппею и уже в конце 2014 года на Evil Geniuses снова поставили крест.

Вот, что рассказывали о том времени Ppd и Fear:

Ppd: «Давайте будем честны, тогда все считали, что EG в заднице, до прихода Zai, Arteezy и меня EG не добивались особых успехов. А тут из команды уходят двое из трех новичков. Все были уверены, что мы проиграли решаффл. Что нам не выбраться. Я тогда звал в команду Нотейла, но он отказался. Он считал, что любой другой вариант будет лучше, чем играть в новых EG. Всем было все равно, что мы заняли топ-3 на TI.

Я говорил со многими игроками о том, чтобы присоединиться к нам, и никто не хотел с нами играть. Когда мы взяли Ауи и Сумаила, было много неопределенностей. И взяли-то мы их только потому, что других вариантов особо не было – составы всех команд были укомплектованы. Ведь пятый Инт уже через несколько месяцев».

В итоге команде буквально пришлось взять недавно кикнутого из Cloud9 Aui_2000 и 15-летнего пакистанского паренька, который рвал паблики как зверь – Сумаила. Это был очень большой риск, и даже такой опытный игрок как Fear не был уверен, что это выгорит.

Fear: «Как только мы потеряли Артизи и Зая, все такие: «Добро пожаловать в тир-2, EG». Мне нравился Ауи, он хорошо себя показывал, а вот Сумаил... Это был большой риск для меня, если честно, я думал, что что-то пойдет не так».

Ppd: «15-летний паренек, который только что переехал в США из Пакистана. Он был так молод и никогда не играл профессионально».

Однако команда стала показывать результат, выиграв в начале года DAC 2015 и Dota Pit, и два раза уступив в финалах Team Secret на крупных турнирах: на ESL One Frankfurt 2015 и The Summit 3. И это были очень принципиальные матчи против Артизи и Зая.

Так и родился один из фаворитов пятого TI. Когда я смотрю на состав EG-2015, я невольно задумываюсь: «Fear, Ppd, Aui_2000, тренер Bulba... Была ли в истории Доты команда умнее

LGD

Как я уже упоминал в тексте про TI3, если на турнире по Dota Allstars или по второй Доте была команда Xiao8 – она неизменно становилась фаворитом, ведь «Директор» был выдающимся капитаном. И на TI5 ничего не изменилось.

Действующий чемпион Инта на тот момент, отдохнув пару месяцев в Big God с другими китайскими легендами, вернулся в родной клуб! Как он сам говорил «в основном потому, что мы были тиммейтами с Сайларом и Яо, но упустили возможности на TI2 и TI3. И решили попробовать еще разок».

Да еще как! К Xiao8, Сайлару и Яо добавились 2 супермощных игрока: совсем молодой Maybe, покинувший CDEC в начале 2015-го и легенда еще первой Доты –  X!! (он же MMY), который, в свою очередь, покинул суперзвездный состав DK.

Mолодой Maybe так отзывался о капитанских качествах Xiao8:

«Думаю, самое важное, что должно быть у капитана – это быть хорошим примером для всех. Сильная сторона LGD – тимплей, потому что если Xiao8 говорит, что делать – мы следуем».

Уже тогда он был боссом с безграничным авторитетом!

Team Secret

Главные отличники того сезона! После того как Natus Vincere и Fnatic неудачно выступили на TI4, у двух ключевых игроков этих команд – Куро и Нотейла – возникла идея создать команду, которая управлялась бы игроками, а не подчинялась какой-либо киберспортивной организации.

Kuroky привлек в команду своего давнего друга и тиммейта из NAVI, Пуппея, а Нотейл – своего давнего друга и тиммейта, Флая. Дополнил первый состав Team Secret бывший мидер Alliance – S4. Так родилась легендарная команда Team Secret, одна из первых «Dream Team» в истории Доты.

Однако уже перед началом 2015-го из команды кикнули Флая, а позже ее покинул и его друг – Notail. Что было дальше – полная неожиданность для всего сообщества: Arteezy и Zai покинули EG, с которой заняли топ-3 Инта, и присоединились к Team Secret!

Дебют нового состава состоялся как раз на Dota 2 Asia Championships 2015, о котором я уже много вспоминал. Команда разгромила всех на групповом этапе «восточного Инта», пройдясь по головам в Round Robin-группе со счетом 15-0. Однако в финале нижней сетки плей-офф Secret уступила своим принципиальным соперникам Evil Geniuses, которые и стали победителями турнира.

После взрывного дебюта команда на некоторое время затихла и вернулась на сцену в мае. В преддверии The International 2015 Team Secret сыграла на всех крупных международных ланах, выиграв четыре турнира подряд. В двух гранд-финалах – ESL One Frankfurt 2015 и The Summit 3 – Secret столкнулись с Evil Geniuses и дважды смогли взять реванш за DAC. Team Secret в тот момент была бесспорно лучшей командой в мире и явным фаворитом на TI5.

Vici Gaming

На 4-м TI Vici не хватило шага – она уступила в самом быстром гранд-финале Интов команде Newbee. Команда потеряла своего капитана – ушел Rotk. Однако пришли:

  • Действующий чемпион Инта, мощный олдовый китайский керри – Hao.
  • Гениальный на тот момент микроигрок – Iceiceice.

Костяк – Super, Fy, Fenrir – остался тем же, и команда показывала крутейшую игру на протяжении сезона 2014-2015. Еще бы, ведь Fy и Fenrir – лучше дуо саппортов того времени! Vici Gaming проводила невероятный сезон – выиграла ESL One New York 2014, The Summit 2, 12-й сезон Starladder и заняла второе место на Dota 2 Asia Championships 2015, уступив в гранд-финале EG.

Неудивительно, что команда первой получила прямой инвайт на TI5 и была одним из главных его фаворитов.

Как играли в Доту 8 лет назад?

После самого быстрого гранд-финала в истории игра, конечно, серьезно замедлилась патчами. И, так как времени на развитие особенно не было (как и потребности в нем), все вернулось к массовым дракам 5 на 5. Все в Доте снова стали ходить впятером, только не пушить, а сражаться.

Сплитпуша практически не было: например, Фуриона за весь турнир пикнули всего трижды, а Alliance, исповедовавшая стиль, до турнира не доехала. Весьма перспективный состав с Себом и Пайкаттом не вышел из группы в квалификации. Да даже Антимаг часто покупал Владимир после БФ и пораньше присоединялся к командным дракам!

Тимфайт-герои снова стали метой: Гиро – снова лучший керри, Лешрак – лучший мидер. Тогда он был поломан: качался через молнию, которая слишком много дамажила. И был рекордсменом турнира по банам – 145 банов, почти двукратный отрыв от БХ и Наги! А еще были Дарк Сир, Шейкер и, конечно, Нага-саппорт, которая останавлива любые крупные драки.

К ним добавилась и новая Winter Wyvern, которая тоже шикарна в любом тимфайте. Ее добавили в ЦМ за 3 месяца до Инта, сильно перед этим занерфив:

  • Раньше все союзники наносили 100%-ный урон в Курсу, пусть и длилась она меньше. Теперь же все цели в ульте получали на 70% меньше входящего урона.
  • Arctic Burn стал магическим уроном вместо чистого и перестал пробивать БКБ.

Но Виверна все равно была сломана!

Отмечу, что на пятом Инте очень много героев остались невостребованными, что очень многое говорит об ограниченности пула героев на том Инте.

Помимо добавления Виверны в CM, в большом патче 6.84 (кстати, 6.84, на котором проходил TI5, – первый патч, выпущенный исключительно для Dota 2, без Allstars), который вышел за 3 месяца до Инта, добавили:

  • Enchanted Mango;
  • Glimmer Cape. О-о-о-о, его тогда покупали на всех, об стоит рассказать поподробнее.

Патч 6.84 даже запомнился многим как «патч имени Глиммер Кейпа». Этот предмет моментально стали собирать практически на всех героев. В любой игре. У каждого героя появилась неуязвимость: я напомню, это был 2015-й год, и Дасты были в инвентаре далеко не у каждого игрока. Поэтому герои постоянно прятались в Глиммер.

Стоил он всего 1950 голды, собирался из Клока и Амулета, пассивно давал 30 скорости атаки и 20% магического сопротивления. Но это не самое страшное, ведь помимо этого у предмета была и активная способность. Так вот, она применялась с дистанции 900 (!) и давала 66% магического сопротивления! Целых 66 процентов!

Тогда почти каждый герой покупал Глиммер: все саппорты, все оффлейнеры, половина мидеров, таких как Зевс, Лешрак, Пунга, Лина. Даже Сларк часто бегал с Глиммером вместо Лотара – настолько силен был этот предмет на релизе!

И даже после нерфа (магическое сопротивление активки снизили до 55%, скорость атаки – с 30 до 20), этот предмет на долгое время стал лучшим сэйв-айтемом в игре.

Кроме Глиммера в игру добавили:

  • Guardian Greaves;
  • Lotus Orb;
  • Moon Shard;
  • Octarine Core;
  • Silver Edge;
  • Solar Crest;
  • Boots of Travel 2;
  • Обсы и Сентри стали стакаться в одном слоте инвентаря.

Огромное количество предметов! Также в игру ввели механики истощения (отключения пассивных способностей) и заглушения (запрет на использование предметов). Куча принципиально новых предметов и пара механик значительно освежила игру, несмотря на то, что идейно Дота серьезно голодала.

TI5 был очень богат на события

В 2015 году напрямую на TI вышли три восточноевропейские команды команды: VP, Empire и NAVI. В следующий раз такое случится только в 2023-м. Еще на The International 2015 был Wild Сard, откуда вполне могла выйти четвертая восточноевропейская команда – Vega Squadron. С нее и начнем знакомство со второстепенными героями пятого Инта.

Vega Squadron 

9pasha, No[o]ne, Mag, CemaTheSlayer, Solo. Именно с этой команды начнется всем известная и очень длинная история успеха. Которая, в какой-то степени, продолжается до сих пор.

«Вега» тогда попала в закрытые квалификации к The International 2015 благодаря единственному результату на тир-1 турнире в сезоне – 9-10 месту на Dota Pit. Этого команде хватило для приглашения, но тогда точно никто не ожидал, что Vega поедет на TI, пусть даже и в Wild Card. Однозначными фаворитами общей для Западной и Восточной Европы квалификации считались Alliance с Пайкатом и Себом и шведский состав NIP с Эрой и Лимпом. 

Однако слот в основную стадию TI разыгрывали две восточноевропейские команды: Natus Vincere и Vega Squadron, которые подарили зрителям красочный финал, закончившийся победой более опытных NAVI.

«Я не ожидал, что мы сможем кого-нибудь победить. Откровенно говоря, я даже не предполагал, что мы выйдем вторыми из нашей группы. Но в тот момент, когда это произошло, я уже знал, что если мы победим Ninjas In Pyjamas, то сможем поехать в Сиэтл. В момент, когда мы проигрывали последнюю карту NAVI в финале квалификаций, я думал: «Мне уже наплевать на эту игру». Оглядываясь назад, я понимаю, что думать подобным образом было большой ошибкой», – вспоминал Владимир «No[o]ne» Миненко.

Так, уступив прямую путевку NAVI, команда Соло отправилась в Wild Card. К CDEC, Team Archon, MVP Phoenix. Все полагали, что любая из этих команд, прошедшая на TI – главный претендент на топ-16.

Но, как оказалось позже, в WC того года играли топ-2 и топ-7-8 грядущего The Interntaional. И Вега была с ними на равных. Но сперва Vega Squadron уступила CDEC (кто же знал, насколько хороша была тогда китайская команда?), а затем и корейцам из MVP Phoenix, которые займут на Инте топ-7-8 (как та же Team Secret).

Тот Wild Card подарил нам один из самых известных кадров в истории восточноевропейской-Доты: убитого Соло.

NAVI трепыхались в последний раз. И уже больше не были топ-командой

XBOCT, Dendi, Funn1k, Sonneiko, Artstyle. После TI4 из NAVI ушли Пуппей и Куро, а на замену им пришли Vanskor и Fng и для команды наступили темные времена. Уже через 3 месяца Фнг покинет команду из-за неудовлетворительных результатов, сначала ему на замену придет Goblak, потом воскресят Артстайла.

Невнятный сезон, неплохая, но не слишком уверенная квалификация на TI, и 3-11 по картам в групповом этапе TI. А ведь в команде тогда еще играл Хвост, Фанник, Денди не стал пародией на самого себя, а Sonneiko считался «молодой звездой состава стариков».

К сожалению, ту команду ждал вылет в первой же игре плей-офф. Одна из тех игр, где NAVI вели, но ошиблись пару раз, и Vici Gaming сломала им трон по миду.

Артстайл сыграл на Дазле 0-7-0, Хвост боролся до последней секунды, но все-таки известен этот эпизод как «Почему Артстайл дал Грейв на себя?»

Так закончилась великая команда.

CDEC и ее «история золушки»

Agressif, Shiki, Xz, Garder, Q. Одна из самых темных лошадок в истории Интов, CDEC, выросла из молодежки LGD: 25 апреля 2014 года LGD представил молодежную команду LGD.CDEC. Команду назвали CDEC в честь Chinese Dota Elite Community – закрытой китайской inhouse-лиги для хай-скиллов. Собственно, из этой лиги LGD и набрали молодых игроков во второй состав. Среди них были будущие финалисты Инта Agressif, Garder, Q и... Maybe!

Да, Мэйби начинал свой путь в том сезоне именно в CDEC. CDEC не получила прямого приглашения на DAC 2015, ей пришлось пробиваться через азиатские квалификации, где команда заняла второе место. Несмотря на неплохой результат в групповом этапе, CDEC выступили довольно неудачно, заняв 14-е место.

После этого Maybe покинул команду. И, несмотря на то, что CDEC к тому моменту вроде как покинула LGD Gaming и создала отдельный бренд CDEC Gaming, Maybe ушел из команды на повышение именно в LGD перед TI5. Что в общем-то показывает, какая команда в Китае была главной, а какая – дочерней.

После двух замен в мае 2015 года CDEC все же пригласили в закрытые китайские отборочные на TI5. Однако команда не смогла напрямую квалифицироваться на TI5 и попала только в Wild Card. Там CDEC удалось победить Vega Squadron и MVP Phoenix и получить один из двух слотов на TI.

В групповом этапе TI5 CDEC удивила всех: она заняла второе место в своей группе, уступив только будущим чемпионам Evil Geniuses. После CDEC прошли всю верхнюю сетку до гранд-финала, не проиграв ни одной игры в трех сериях, в том числе разгромив EG 2-0 в финале верхней сетки. И в гранд-финале CDEC снова встретились с Evil Geniuses.

Сloud9

EternalEnvy, Bone7, Fata, Misery, Notail. Команда, которая может выиграть кого угодно и проиграть кому угодно. Йохан «Notail» Сундштайн назвал этот состав С9 его самой токсичной командой в Доте:

«EternalEnvy поливал меня дерьмом после нашего выступления на TI за Cloud9. Он обвинял меня во всем. Я отвечал ему, что мы больше никогда не будем разговаривать. Думаю, мы так и не говорили [с тех пор].

Мы тогда хорошо сыграли на нашем первом турнире. Это был состав после Aui_2000 и Pieliedie – их тогда или кикнули, или они куда-то ушли, уже не вспомню. И пришел я – это была большая ошибка. Это была самая токсичная команда всех времен.

Bone7, Энви и Фата в одной команде в то время – елки-палки, какой же это был токсичный треугольник. С ума сойти. Я тогда пришел с Мизери, и мы такие: «Ребята, все на позитиве, нужно оставаться позитивными на драфте, иначе мы будем банить героев сами себе. Нужно верить в наши идеи». Мне тогда ответили: «Нет», мол, нужно критически мыслить. 

Наш первый турнир был нашим лучшим, потом все покатилось в тартарары. Не знаю, рассказывал ли я эту историю на стриме, но на турнире от ESL [Кибер: ESL One Frankfurt 2015] мы играли против китайцев из Vici – кажется, в нижней сетке [Кибер: против Invictus Gaming, турнир был Single-Elimination]. По-моему, мы вели в серии 1:0 и должны были забрать вторую карту.

Все было под контролем. Fata, кажется, играл на Лине, а Энви на Лешраке. Потом мы забрали Рошана, и EternalEnvy сказал Фате: «Йоу, поднимайся на хайграунд прямо сейчас, мы все идем вместе». Fata ответил ему: «Не указывай, что мне делать. Закройся!» Энви продолжал кричать на Фату, а Фата на Энви.

Затем вражеская тима смоканулась и убила Фату, мы подрались 4 в 5 и проиграли. С тех пор эта парочка просто постоянно орала друг на друга – то больше, то меньше».

На TI5 такая атмосфера в команде, конечно, вылилась боком. И в нижней сетке Cloud9 уступила Vici Gaming. Та легендарная серия навылет запомнилась перформансом Fy на Рубике, после которого его долгое время считали лучшим исполнителем на герое. Один из лучших матчей в истории Интов, и я смотрел его своими глазами!

«Если когда и был вопрос о том, кто лучший Рубик в мире, то только что Fy закончил все споры на эту тему. Вы больше не можете приводить аргументы в пользу кого-то другого», – сказал тогда комментировавший матч Capitalist.

Вскоре после вылета С9 распалась, а Нотейл признался, что чуть было не ушел из Доты:

«В тот момент я почти завязал с игрой и с киберспортом. Но разговор с Талом [Кибер: Fly] помог мне увидеть свет и представить, что мы можем сделать, если у нас будет собственная команда... Мы нашли рецепт».

Именно так появилась Monkey Business.

Virtus.pro

Illidan, God, DkPhobos, Lil, Fng.

«Virtus.pro в 2015 году – команда, которую без зазрения совести можно назвать середняком. Не лучший состав региона – тягаться с Team Empire в том сезоне было сложно. Но и не последний на СНГ-сцене – удавалось выигрывать не только квалификации, но и международные турниры. Серединка на половинку».

Если хотите больше узнать о всем самом важном о Virtus.pro-2015 – почитайте монументальный текст Яны Медведевой. В нем вы найдете все детали: от подготовки к TI до матчей в плей-офф с Team Secret и LGD!

Полная история тех самых Virtus.pro на TI5. Подготовка. Тренировки. Споры. Счастье

Шоу-матч 10 на 10, Денди в костюме Пуджа

После прошлого года всем стало очевидно, что формат матчей звезд не особо подходит для Доты. Поэтому Valve решила придумать что-то интересное, что будет больше похоже на развлечение, чем совсем не фановое лобби 5х5.

Итог: секретный выход Денди на сцену Инта в костюме Пуджа и шоу-матч 10 на 10 – по 5 профессионалов и 5 рандомов из зала – на совершенно новом движке, Source 2. Выглядело это все, мягко говоря, криво и неестественно, но хоть на Денди рядом с Пуппеем снова посмотрели!

Лучшим игроком в Доту оказался 16-летний парнишка из Пакистана

И вы, конечно, уже знаете, кто это. Тогда еще не «Король» играл в Доту с шести лет и даже оставил школу в 15 лет ради профессиональной карьеры. EG позже нанимали для него репетиторов, которые помогли ему сдать тесты и получить документы, эквивалентные диплому старшей школы.

История, как Universe приметил Сумаила в матчах North American Elite League и предложил Ppd его попробовать, когда команду покинули Zai и Arteezy, – уже легенда.

«Когда я присоединился к EG, то многие думали, что я не справлюсь с давлением. Но мне всегда хотелось играть в игры, выступать на сцене, это было очень волнующе», – вспоминал Sumail. «Я рос в Пакистане до 15 лет. Я так сильно хотел играть в игры, что продал велосипед, чтобы побольше играть в клубах. Отец много работал, чтобы мы переехали в США. Я жил с восемью родственниками в маленькой квартирке, в одной моей комнате жили трое родных».

Все, о чем в своей жизни думал Сумаил – Дота. «Я играл по 9 часов в день. Это требовало очень много работы и усилий. И в Доте всегда появляется что-то новое – ты просто не можешь прекращать играть, прекращать работать», – вспоминал он.

Тем не менее на про-сцене в составе EG Sumail стартовал неудачно и очень нервно. Но к Dota 2 Asia Championships 2015 уже показывал себя, как лучший новичок, когда либо врывавшийся на про-сцену. Уже на DAC юноша стал задавать тренды: магического СФ’а с Еулом показал именно он! Но, конечно, уже на DAC всем стало очевидно, какой герой для Сумаила главный – «Sumail Spirit».

То, что он творил на Шторме не поддавалось рациональному объяснению – Сумаил и был Штормом. Он настолько чувствовал героя и знал его силу, что с первых же игр стал легендой героя. А потрясающе перемещался и убивал на герое Сумаил благодаря квиккастам – он стал одним из первых профессионалов, поставивших такое использование способностей в Доте на поток. И, конечно, на Инте он показал свою лучшую игру!

«Fear – самый опытный игрок, и я научился у него многому. Думаю, он – одна из главных причин, почему я здесь. Fear научил меня доверять тиммейтам, объяснил, что хорошие игроки всегда учатся на своих ошибках и не расстраиваются. Они тренируются больше, чтобы стать лучшими».

Что было после Инта? В 16 лет и в первый год на профессиональной сцене он добился всего. Выиграл The International и попал в книгу рекордов Гиннесса как самый молодой киберспортсмен-миллионер.

Гранд-финал был нединамичным и запомнился лишь одним эпизодом

В финале верхней сетки EG проиграли CDEC без шансов:

Ppd: «Мы думали, что знаем, как играть против CDEC, думали, что справимся с их плейстайлом. Но мы жестко ошибались».

Fear: «Для нас все сразу пошло не так: мы переоценили свои возможности и недооценили CDEC. И они нас полностью уничтожили – это были быстрые 0-2. Затем мы вернулись в отель, в практис-рум и начали обсуждать: что пошло не так и как мы собираемся это исправлять?»

Так что в гранд-финале американской команде предстояло cделать работу над ошибками взять реванш. Тем более, главного и самого принципиального соперника EG на турнире – Team Secret – уже не было. Фавориты турнира не справились с внутренними проблемами, открыв EG путь к Аегису.

К тому же оказалось, что у EG на подходе к гранд-финалу было секретное оружие – Techies от Aui_2000, которым не играл практически никто, кроме него. И, уж тем более, не играли китайские команды. И этот Techies выигрывал для EG стадию драфта в гранд-финале. В последних девяти картах на TI5:

  • третьей игре против EHOME в полуфинале верхней сетки;
  • обе карты финала верхней сетки против CDEC;
  • все карты финала нижней сетки против LGD;
  • весь гранд-финал против CDEC.

Течиса банили в первой стадии! Раз за разом CDEC в гранд-финале отдавали EG комфортных Гирокоптера и Клокверка в первой стадии и Шторма во второй. «Злые гении» забирали своих лучших героев, потому что китайские команды так и не придумали, что делать с Минером.

1-я карта

У CDEC был уникальный агрессивный стиль игры, и их керри – Agressif – олицетворял его. Крутые ранние драки и движение впятером, когда керри, едва получив 6-й уровень и несколько тысяч нетворса, оказывается в центре или на противоположной линии. Тогда кроме Агрессифа так не играл никто.

А Garder’а и Q Зай после Инта назвал лучшими саппортами турнира – они тоже круто и агрессивно двигались по карте. С этого и начался гранд-финал: саппорты постоянно ротируются в мид и убивают Сумаила до 6-го уровня.

Но Ppd и Ауи очень много стакали лес (жаль, что статистика не сохранилась), чтобы Шторм комфортно камбэкал, даже если его ганкали. В итоге со стартом 0-3 в старой Доте Шторм из леса принес себе самый быстрый Орчид на турнире: на 14:43, после апнутого Стика, Нулика и Сапога с Боттлом.

Собственно, с этим Орчидом на 15-й минуте и под аурой ЦМ’ки Сумаил стал уничтожать CDEC по всей карте. 

Здесь же стоит упомянуть и старый Bloodstone на Шторме, который собирался из Соул Ринга и активной способностью денаил героя! Также имел заряды (изначально – 8) и получал дополнительный заряд каждый раз, когда в радиусе 1675 единиц умирал вражеский герой.

Каждый заряд дополнительно:

  • увеличивал регенерацию маны на 1 (!) единицу в секунду;
  • уменьшал потерю золота при смерти на 25;
  • уменьшал время возрождения на 4 секунды;
  • если владелец погибал, то предмет восстанавливал 500 + 30 здоровья за каждый заряд всем союзникам в радиусе 1675, теряя при этом треть зарядов;
  • на месте смерти появлялась метка крови, а владелец получал опыт, предоставляя обзор в радиусе 1800 вокруг этого места.

Словом, балансный был предметик.

В общем, Сумаил с супербыстрым Орчидом и Бласдтоуном не отпустил китайскую команду: 8-27 за 34 минуты игры и первая карта для «злых гениев».

2-я карта

CDEC зачизили Ppd на драфте: закрыли мидовой Брудой на ластпик! Еще старой Брудой: паучки были первой способностью, а паутина давала невидимость. И это было очень мощно.

CDEC выиграла все три линии и планомерно давила по всей карте, собирая ауры на команду: Гривсы, Владимир, Кирасу. Драться китайской команде было гораздо проще. Хорошо с преимуществом получалось и пушить с Визажом, Дезолем на Бруде и Диаболиками Лешрака.

Fear так сказал о второй карте гранд-финала:

«CDEC играли в странную Доту, очень агрессивную. Делали порой что-то совсем рандомное даже в гранд-финале – и это работало! Нам нужно было сосредоточиться и изменить свой подход после второй карты».

Картинки с результатами матчей кликабельны.

3-я карта

И EG свой подход изменили: они больше не велись на провокации и не пытались давать бой до ключевых артефактов на корах. Universe снова на Клоке с неизменными Транквилами и БМ’ом, Fear – снова на Гиро. От Сумаила на этот раз Эмбер с Battle Fury, тогда это было метой. Он на TI5 от EG был непобедим – 3 игры до гранд-финала, 3 победы.

В целом карта получилось невероятно скучной и равной. Финал в целом был крайне нединамичным, создавалось ощущение, что EG полностью понимают, как играют CDEC. Впрочем, после финала 4-го Инта и это выглядело неплохо.

Трех Рошанов CDEC отдали без боя, во многом потому, что находился он в крайне удобном положении для Dire. Тема местоположения Рошана беспокоила дотеров всегда, ровно до патча 7.33.

Тягучая карта перевалила за 50 минут, EG за счет Рошанов набрала преимущество и спровоцировала CDEC на пару плохих драк. EG грамотно развели Сларка на байбэк и, опасаясь за свою последнюю жизнь в последних драках, он не сделал буквально ничего. Третья карта напоминала затянувшийся паблик.

4-я карта

Снова Гиро для Фира. 4 матча из 4! Именно после гранд-финала пятого Инта Fear стал образцом железобетонной стабильности керри-игрока.

А вот у Юниверса украли Клокверка на драфте, ему пришлось исполнять на Шейкере (вот уж чеховское ружье, честное слово!). На старте он занимался тем же самым, что и обычно: если на Клокверке он блочил пачку в сложной Когами первого уровня, то на Шейкере – Фиссурой. И получал с линии достаточно фарма и опыта.

Шторм для Сумаила и Нага для Ауи – уже на драфте казалось, что Аегис уже в руках у Ppd. Однако CDEC повела игру на третьей карте. Агрессиф на сигнатурном Лансере с Барабанами и Трэвелами задавал темп. Несколько раз CDEC убили Сумаила, который не успел заденаиться Бладстоуном: Шторм влетал в саппорта, и китайская команда отвечала либо Курсой Виверны, либо станом ДК с Блинка. Отличная контра!

Пока Сумаил погибал, EG докачивали БКБ на Вертолете, а после – приняли несколько успешных драк.

На 29-й минуте CDEC опять ловят Сумаила на ошибке – у Шторма остается 2 заряда Bloodstone, что говорит о том, что игра не пошла. Китайская команда после такого серьезного пикоффа заходит на Рошана. И по какой-то причине делает это впятером: заходит и Лина, которая не наносит урона вообще, и Виверна, у котрой есть только Глиммер.

Никто – ни саппорты, ни Клокверк – не выходят из логова Рошана, чтобы проверить, а нет ли кого-то снаружи? Все же у врагов три мощнейших масс-ульта и сон Наги... Сейчас это выглядит детской ошибкой, серьезно.

И никто не выходит даже после того, как Аппарат издалека ставит Вортекс и видит нескольких героев.

Дальше – участники событий:

Ppd: «На 4-й карте у нас был Шейкер и Аппарат...»

[Задание А1 ЕГЭ по Доте:

Вы идете забирать Рошана. Вас – пятеро. Против вас – Шейкер и Аппарат. Что нельзя делать в этом случае?

  1. Расставить саппортов вокруг Рошана.
  2. Отправить в рошпит только керри и мидера.
  3. Вставать впятером в узкое пространство.]

Universe: «Мы контролировали игру, но они пикоффнули Сумаила и решили пойти на Рошана. Все зашли в рошпит. Мы их не видели, но я попросил Ppd постелить туда Ice Vortex. Он это сделал, я увидел нескольких персонажей и подумал, что они там все. Я сделал слепой прыжок веры...

... – они были в рошпите все и погибли от Эхо. Моей первой реакцией был просто крик, я даже не знал, что за звук я издал. Но это было очень громко!»

Трибуны, все зрители, весь гранд-финал рвущие глотки за EG, взорвались ровно также, как команда CDEC. «It’s a disastah!»

Я могу объяснить этого YOLO-Рошана только нервами. В конце концов, у CDEC даже пик не особо «рошанистый», они могли защищать Рошана на любой стадии игры с Курсой Виверны, ракетами и хуком Клока, но не забирать его.

Минус 4 и бесплатный Аегис для Шторма – лучшего героя для Аегиса в игре. На этом моменте гранд-финал буквально закончился. Больше CDEC не сделают ни одного убийства.

Картинки с результатами матчей кликабельны.

Эпилог

«Все, что у нас было на тот момент, мы использовали, мы были полностью опустошены. Было трудно поверить в то, что произошло. Я пытался выиграть Инт с первого TI и смог только к пятому. Это заняло у меня очень много времени и очень сложной работы», – вспоминал Fear после победы.

Cобственно, после гранд-финала пятого Инта я больше ни разу в жизни не видел, чтобы в про-Доте пять человек стояли в рошпите во время Рошана против масс-ультов. Особенно против Шейкера. Кто-то из игроков даже во время YOLO-Рошанов всегда выходил, показывал, скаутил.

Что было самым странным после победы EG? То, что Ppd решил кикнуть Ауи сразу же после победы на Инте – через неделю! – это первый подобный прецедент в истории! «Мы отпустили Ауи и вернули Артизи. Все думали, что так будет лучше для команды в будущем году», – вспоминал Ppd.

«Sumail Spirit» в следующем патче был очень сильно понерфлен:

  • Static Remnant: расход маны был увеличен с 70/80/90/100 до 100.
  • Static Remnant: радиус беспрепятственного обзора был уменьшен с 800 до 600.
  • Ball Lightning: базовый расход маны был увеличен с 15 + 7% до 30 + 8%.

Уже не полетаешь как раньше! И за весь следующий сезон до TI6 Сумаил сыграет на Шторме в компетитив-Доте всего 7 раз, в то время как на одном только пятом Инте он сыграл целых 6 раз.

А вся про-сцена после Инта будто замрет в ожидании франкфуртского мейджора – первого классического мейджора от Valve – и новой эпохи в истории Доты.

До всего этого оставалось три месяца.

* * *

«Дурачье – как младший брат. Иногда приходится его отчитывать, но он хороший». Интервью с тренером GG

Заработать на шмотках в Доте сейчас – проще простого. Все благодаря недальновидности Valve

15 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
"Отпустили ауи"
Мне кажется, что когда человека отпускают, он не пишет твит в духе "я неделю назад выиграл инт, а сейчас получаю новость, что меня кикнули, не могу поверить, что это происходит"
Честно, после этого Инта для меня главным антиподом в доте стала именно ег
+9
0
+9
Ну нельзя же просто взять и проигнорировать Team Empire (пару упоминаний не считаются), раз уж вы написали про Vega Squadron, которые даже не вышли на турнир.
+7
0
+7
Для меня тот состав ВП есть и будет "тем самым". Тот состав, который первым занял топ-6. То топ-6, которое казалось сравнимо победе на всем турнире, в отличие от ТИ7/8/10. И мне до сих пор очень интересно - А что было бы, если пришедший после Инта Silent не заболел, и команда бы дожила полным ростером до ТИ6? Первые турниры с Айратом выглядели очень многообещающе :(
+4
0
+4
Для меня ТИ - это в первую очередь не шоу, а игроки.Я смотрел турниры только из-за того, что там были эпохальные люди, за которыми интересно наблюдать
Ротк, Хао, Фир, Бернинг, Сайлар, Год, Муши, Ксяо8, Денди, QO - далеко не все из этого списка во времена ТИ5 являлись неоспоримо лучшими, но каждый из них уже по своему был легендарным.
Когда я был младше, то мне нравилось смотреть футбол, потому что там бегали Торрес, Иньеста, Дрогба, Шевченко, ну вы поняли.
То есть это совсем разные ощущения, когда ты наблюдаешь за теми, кто по сути делает эту игру медийной ( я понимаю, что футболу миллион лет, но у нас он именно в начале двухтысячных вышел на новый уровень, потому что многие люди смогли позволить себе телевизоры, начали ввозить иностранные карточки футболистов, разные журналы и прочую атрибутику ) и когда смотришь за теми, кто может даже лучше их, но они уже никогда не вызовут у тебя таких же эмоций.

Понимаю, что слишком размыто, но вот если на конкретном примере, возьмем Денди , ХВОСТа и ГПК, Торонто, Квина, Топсона .Кто из них принес вам больше эмоций? Если вам ~25 лет и больше, то я думаю ответ будет очевиден.
Со временем ты просто устаешь от новых лиц, они уже не вызывают столько эмоций и это нормально.Если в футболе можно болеть за тег, то есть за клуб, например есть люди, которые готовы десятки лет болеть за Динамо Киев или ЦСКА, то в киберспорте с этим сложнее, потому что Нави и ВП в 2015 не имеют ничего общего с собой же в 2023.Сменились игроки, владельцы, менеджеры, тренеры, в случае ВП даже логотип.

Не поменялся только сам ТИ и его статус, только это может заставить взглянуть на некоторые матчи, а в остальном...трава раньше была зеленее, сами знаете
+3
0
+3
А, ну и согласен с Иллиданом - лично для меня именно тот Инт был пиком всех Интов. Это был последний Инт на котором ощущалась вот та неописуемая словами "магия". Может виноваты мажоры, которые появились после этого Инта? Может они перенасытили сцену?

До этого Инты были чем-то совершенно другими. Как сказал тогда Фнг: "На Инте ты играешь не в Доту, ты играешь в Интернешнл". Начиная с ТИ6 Инты уже казались пусть и самыми главными турнирами, но лишь "одними из".
+2
0
+2
Теперь-то мы понимаем, что Артстайл пытался дать грейв всей НаВи в доте. Но орга все равно сдохла
+2
0
+2
Второй и пока последний инт после третьего, где победитель для меня был очевиден ещё до начала турнира. А 5-6 место вп тогда праздновали чуть ли не как победу спирит в 21-м, хотя вроде бы казалось еще не должны были люди успеть соскучиться по топ результатам для наших команд, но видимо вынос самих сикретов был очень впечатляющим.
+1
0
+1
Просто вспоминаешь DAC и мейджоры после него и думаешь — какая же офигенная идея вместо кубков делать трофеи в виде вещей из доты. Тип, бабочку, Радик, Ривер... Не хватает немного такого. Кубки это классика, конечно, но выглядят плюс-минус одинаково пафосно, а тут прям индивидуальность. Индивидуально разные и крутые турниры заслужили такие же трофеи
0
0
0
А, ну и согласен с Иллиданом - лично для меня именно тот Инт был пиком всех Интов. Это был последний Инт на котором ощущалась вот та неописуемая словами "магия". Может виноваты мажоры, которые появились после этого Инта? Может они перенасытили сцену? До этого Инты были чем-то совершенно другими. Как сказал тогда Фнг: "На Инте ты играешь не в Доту, ты играешь в Интернешнл". Начиная с ТИ6 Инты уже казались пусть и самыми главными турнирами, но лишь "одними из".
Тут ты прав, я думаю. До мейджоров ты видишь Старладдеры, Дримхаки и прочее и воспринимаешь это просто как квалы к инту. Да, кто-то там выиграл одиннадцатый сезон Старладдера, прикольный был турнир, но сам результат или качество игры были вторичны. Красивые моменты, классные форматы — да, интересовали, но через полгода ты уже забывал результат этих турниров и он переставал быть важным. На фоне этого Интернешнл, который буквально позволял записать своё имя в список легенд и был на голову выше во всём, начиная от организации и заканчивая призовым фондом и количеством топ-команд, выглядел как Чемпионат Мира в футболе на фоне товарищеских матчей.
Ну а сейчас мейджоры стали маленькой копией Инта, разница по организации и "крутости" стала гораздо меньше, и так как контраст меньше и впечатления размазываются по всему турниру, то ты уже видишь скорее улучшенную версию того, что ты уже в этом году не раз видел. Поэтому и ощущения тусклее, хотя сам турнир хуже не стал.
Это как с телефонами. Условный третий Айфон, когда у других ещё кнопочные телефоны — это было прям нечто, ты король всего района и мажор. Когда у тебя сейчас Айфон на одно поколение старше — этого никто не заметит и никакого ажиотажа не произведёт. То, что он легче на грамм и тоньше на полмиллиметра ни на кого не подействует
0
0
0
Ответ dennis borkov
Для меня ТИ - это в первую очередь не шоу, а игроки.Я смотрел турниры только из-за того, что там были эпохальные люди, за которыми интересно наблюдать Ротк, Хао, Фир, Бернинг, Сайлар, Год, Муши, Ксяо8, Денди, QO - далеко не все из этого списка во времена ТИ5 являлись неоспоримо лучшими, но каждый из них уже по своему был легендарным. Когда я был младше, то мне нравилось смотреть футбол, потому что там бегали Торрес, Иньеста, Дрогба, Шевченко, ну вы поняли. То есть это совсем разные ощущения, когда ты наблюдаешь за теми, кто по сути делает эту игру медийной ( я понимаю, что футболу миллион лет, но у нас он именно в начале двухтысячных вышел на новый уровень, потому что многие люди смогли позволить себе телевизоры, начали ввозить иностранные карточки футболистов, разные журналы и прочую атрибутику ) и когда смотришь за теми, кто может даже лучше их, но они уже никогда не вызовут у тебя таких же эмоций. Понимаю, что слишком размыто, но вот если на конкретном примере, возьмем Денди , ХВОСТа и ГПК, Торонто, Квина, Топсона .Кто из них принес вам больше эмоций? Если вам ~25 лет и больше, то я думаю ответ будет очевиден. Со временем ты просто устаешь от новых лиц, они уже не вызывают столько эмоций и это нормально.Если в футболе можно болеть за тег, то есть за клуб, например есть люди, которые готовы десятки лет болеть за Динамо Киев или ЦСКА, то в киберспорте с этим сложнее, потому что Нави и ВП в 2015 не имеют ничего общего с собой же в 2023.Сменились игроки, владельцы, менеджеры, тренеры, в случае ВП даже логотип. Не поменялся только сам ТИ и его статус, только это может заставить взглянуть на некоторые матчи, а в остальном...трава раньше была зеленее, сами знаете
Буду болеть только за Лепёху, исключительно по этой причине. Потому что он единственный остался из того, из золотого времени (ну для меня, для каждого оно своё).
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий