Блог Smallgames
Трибуна

Душераздирающая The Walking Dead и ультражесткая Hotline Miami: главные инди 2012-го

От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!

***

Первая часть топа

Вторая часть топа

О, этот прекрасный 2012 год. Кажется, примерно тогда я слез с иглы Valve под названием Counter Strike: Source и начал оценивать, что еще может предложить индустрия. А в ней происходили глобальные изменения, главными ААА-тайтлами того года были Far Cry 3, Max Payne 3, Mass Effect 3, Diablo 3 и Dishonored. Сплошь и рядом сиквелы разной степени успешности и лишь один новый проект, принятый тепло, но в целом достаточно спокойно.

В такое смутное время на первый план вышли проекты масштабом поменьше. Крутые маленькие проекты выходили и раньше, но их никогда не было так много. В 2012 впервые в моем личном чарте Любимая инди года стала игрой года.

Journey

Главная инди года – Journey

Фактически Thatgamecompany была на контракте с Sony, и вроде как это делает Journey не инди. Но угадайте, кому нет никакого дела до этих глупых категорий?

Вы либо уже играли в Journey и понимаете, что описывать ее словами бесполезно, либо не играли, и тогда законодательно обязаны пройти ее при первой же возможности. Неповторимо прекрасное и непростительно короткое путешествие, лучшая игра 2012 года.

Забавно, что лучше всего Journey воспринимается теми, кто с играми уже хорошо знаком и имеет достаточно большой игровой опыт. Именно на них она производит наибольшее впечатление за счет необычности происходящего и маленьких, но важных деталей. Для стороннего зрителя Journey покажется скорее простеньким красивым приключением, что тоже немало.

The Walking Dead Season One

Любимая инди года – The Walking Dead: Season One

Интерактивное кино является своеобразным стеклянным снежным шаром среди игр. Ему наиболее важно создать для игрока иллюзию реальности игрового мира, ведь шар приносит настоящее удовольствие ровно до тех пор, пока человек внимательно в него смотрит. Секундное замешательство, взгляд в другое место и все, магия испарилась, снег исчез, а все происходящее стало лишь картинкой на экране. Telltale Games при разработке своего шара решила, что им не очень то и важен его размер. Не настолько важна реальная вариативность событий, технологичность графики и величина мира, их шар будет настолько притягивающим, что смотрящий просто не сможет отвернуться.

В дальнейшем это приведет студию к банкротству, но с ходячими сработало просто потрясающе. Сильные стороны проекта, а именно прекрасно прописанные персонажи и шокирующие повороты сюжета, сильны настолько, что погружают с головой в события и не отпускают вплоть до последнего выбора и финальных титров. The Walking Dead создала для меня ту самую иллюзию, и рассказала историю, запавшую в сердце навсегда. Номинация «Ревел как девочка 2012 года».

С помощью ходячих Telltale Games ввела в индустрию моду на эпизодичность и вдохнула новую жизнь в жанр интерактивного кино, по крайней мере на ПК. В дальнейшем в серии выйдут два продолжения, но они получатся достаточно средними и в условиях ужесточившейся конкуренции в списках лучших вы их уже не увидите. А жаль.

Hotline Miami

Нельзя пропускать – Hotline Miami

Так, хватит метафор и высоких материй, к нам в двери стучится ультранасилие. Dennaton Games сделали 2D шутер с видом сверху, чем-то напоминающий The Binding of Isaac, только вместо roguelike-элемента у нас тут линейный набор уровней, связанных тем, что в серии Hotline Miami принято называть сюжетом.

Остальное на месте, совершенно сумасшедшая стилистика Майами восьмидесятых, приправленная галлонами крови, запрещенными к употреблению веществами, ураганным геймплеем и прекрасно поехавшим саундтреком. Что за больной на голову человек мог такое придумать, абсолютный маст плей.

И вот у этого, кстати, есть издатель, да я высосу глаз любому, кто скажет, что это не инди.

Мой любимый квест в Mass Effect 2: ложные кибербоги, цифровое зомбирование и геноцид

Mark of the Ninja

Нельзя пропускать – Mark of the Ninja

Klei Entertainment является хорошим примером того, как должна развиваться независимая игровая студия. Начав с головоломки Eets в 2006 году, Джейми Ченг и компания стабильно повышали качество своих проектов, при этом не теряя присущего им шарма. В 2010 году вышел достаточно успешный, но в целом средненький и не особо выдающийся Shank, который я даже не включил в подборку того года. А вот мимо Mark of The Ninja пройти уже не получится.

2D стелс-экшн про неуловимого ниндзя радует в первую очередь отточенностью деталей. Каждый элемент игры, от сюжета до интерфейса сделан предельно качественно, игру почти не в чем упрекнуть. Разве что мой ниндзя изредка прыгал куда не надо и лишнего прилипал, но это вполне можно списать на кривость рук. Mark of the Ninja вообще нетипична для инди. В отрасли, где минусы прощаются в пользу более заметных плюсов, Klei Entertainment сделали игру без слабых мест, которую будет очень трудно не полюбить.

Трудно, но можно. На мой вкус игра получилась слегка невыразительной. В ней действительно запоминающаяся рисовка и неплохая история, но после прохождения не остается ощущения некоего удовлетворения, слишком уж Mark of the Ninja стабильно хорошая и нигде не прекрасная. Но хэй, это мой вкус, а мне пицца с ананасами нравится, нашли кого слушать.

Кстати, в том же году вышел и неплохой Shank 2 от этих же людей, и его я тоже сюда не включу, вот такой вот я подлец.

Нельзя пропускать – FTL: Faster Than Light

Знаете, что вызывает большое количество эмоций? Смерть. Игровая индустрия тоже это знает, и даже создала жанр, который максимально эксплуатирует этот концепт. У нас тут снова roguelike, на этот раз в космосе. На нашем попечении космический корабль, который надо увести от преследующих его вражеских сил к союзникам. Для выполнения этой задачи имеется экипаж и масса не всегда стабильно работающих систем, которые позволяют кораблю двигаться, стрелять, и вообще оставаться одним целым.

В Faster Than Light рулят микроменеджмент и рандом. Subset Games сумели добиться того, что игровой процесс затягивает, и при этом каждое новое прохождение не напоминает предыдущее. Да, у экипажа нет индивидуальности, а визуальный стиль достаточно сухой и непривлекательный, но какое до этого есть дело, когда играть очень весело и не наскучивает. Рогалик года, девять Айзеков из десяти.

Стоит внимания – Lone Survivor

До определенного момента словосочетание пиксельный хоррор вызывало у меня скорее усмешку. Ну как можно напугать пикселями размером с холодильник? Но однажды пришел Джаспер Бирн, сунул мне Lone Survivor, и я завалил.

Очень атмосферный и по-настоящему пугающий 2D ужастик, полноценный трибьют Silent Hill, получившийся лучше, чем все последние Silent Hill. Вообще Lone Survivor пожалуй даже слишком многое взяла от японских хорроров. Здесь настолько же крутая атмосфера выживания в ограниченном пространстве многоквартирного дома, насколько кривая и неудобная боевая система. Хотя в определенном смысле это идет игре на пользу, врагов реально боишься.

Рекомендуется к ознакомлению всем ценителям хорроров. Не то, чтобы вас часто балуют качественными проектами. Хотя есть, конечно, ребята, которым повезло даже меньше.

Почему Doom Eternal отложили на 4 месяца? Дело в бицепсах

Стоит внимания – Deponia

Кто вообще помнит хоть один недавний классический квест? Последнее, что приходит на ум – это Syberia 3, и лучше бы она не приходила. Зато в ламповом 2012 году были Daedalic Entertainment со своей Deponia.

Вся эта серия, вплоть до Deponia Doomsday – артефакты ушедшей эпохи, самые что ни на есть традиционные point-and-click квесты, с интересным сюжетом, красивой рисовкой и отличным художественным текстом. Игра не всегда логичная и слегка странная, но это уже настолько эссенциально для жанра, что даже трудно представить, что может быть иначе.

Серию Deponia заслуженно называют главными квестами десятилетия. Медитативное и неторопливое повествование зайдет далеко не всем, но есть в них что-то притягательное.

Botanicula

Стоит внимания – Botanicula

Обалдеть, два квеста в один год, бывали же времена. Общий концепт понятен по картинке сверху, вы играете за штуки с глазами, и ваша задача сделать так, чтобы всем было хорошо. Наверное. Это на самом деле неважно, вы просто кликаете мышкой и смотрите что еще нарисовали эти сумасшедшие чехи. Botanicula очень простая и скорее даже детская, но в нее совершенно не зазорно окунуться и взрослому человеку, которому не хочется ничего решать, хочется просто смотреть как прыгает желудь.

С Amanita вообще все просто – вы смотрите на скриншоты и либо спрашиваете себя, что это вообще за хрень, либо покупаете игру. Возможно и то, и другое. И я буду пихать сюда все, что делает Amanita Design даже если они просто будут брать деньги и рисовать абстрактные картинки. Потому что могу.

Стоит внимания (возможно) – Dear Esther

«Ходячий симулятор – 2012 года». Роберт Бриско и The Chinese Room нарисовали потрясающие пейзажи, Дэн Пинчбек написал классную историю, найти же того, кто смог бы добавить в это великолепие геймплей не удалось. Dear Esther это немного To the Moon в 3D, только игровую составляющую уже полноценно променяли на красивый визуал. И на первый раз получилось удивительно неплохо. Невольно проникаешься атмосферой и погружаешься в выдаваемую по крупицам таинственную историю, а благодаря малой продолжительности игра даже не успевает наскучить.

Положительный прием Dear Esther способствовал стремительному развитию жанра интерактивных и не очень рассказов в оболочке видеоигры. С одной стороны, это принесет тонны бездарных проектов из стим гринлайта, с другой, например, What Remains of Edith Finch. В любом случае, спасибо острову с маяком за вклад в индустрию.

FEZ

Стоит внимания – FEZ

Представьте себе любой 2D платформер, пусть тот же Марио. Теперь представьте, что Марио бежит не по абстрактной плоскости, а по грани куба. А теперь поверните этот куб вокруг своей оси. Что находится на другой грани?

Эта идея лежит в основе FEZ, уникального примера двухмерного платформера в трехмерном мире. Добавьте к этому милую пиксельную графику, классный саундтрек и получится небольшая авторская игра, не похожая ни на что другое. Пройти стоит, если вы любите новые идеи и необычный игровой опыт.

Забавный факт, всего через год геймдизайнер FEZ Фил Фиш, трудившийся над игрой с 2007 года, с двух ног влетел в скандал с GamerGate, поругался с журналистами, обиделся на всех и ушел из игровой индустрии. Ох уж эти творческие личности.

3 правильных ремастера культовых стратегий: пример для Warcraft 3: Reforged

Chivalry

Стоит внимания – Chivalry: Medieval Warfare

Дебютный проект Torn Banner Studios совершенно не похож на традиционное инди. 3D экшн от первого лица, выросший из популярной модификации Age of Chivalry для Half-Life 2, на момент релиза вполне прилично выглядел и производил впечатление большой игры.

В Medieval Warfare мы берем на себя роль средневековых воинов и рубимся команда на команду на достаточно большой карте, пытаясь достичь каких-то стратегических целей. И на тот момент Chivalry была одной из самых веселых мультиплеерных забав. Необычный сеттинг и фановый геймплей обеспечили игре более двух миллионов проданных копий за два года. Chivalry создала вокруг себя большую фанатскую базу и породила кучу проектов по мотивам, в том числе бессовестно убитый Ubisoft For Honor и недавний MORDHAU. Ждем Chivalry II в 2020 году. Интересно, жив ли еще мультиплеер первой?

Стоит внимания – Dust: An Elysian Tail

А это уже инди как оно есть. Над игрой по большей части в одиночку работал Дин Додрилл где-то в перерывах между основной работой. Из всех аспектов игры только над музыкой работал профессиональный музыкант.

По геймплею перед нами классическая метроидвания. Основной отличительной чертой метроидваний является наличие на игровых локациях множества закрытых изначально путей, которые откроются по мере прохождения с прокачкой персонажа или другими изменениями. Соответственно, локации заточены на повторное посещение. Также в первую очередь жанр ассоциируется с серией Castlevania, а значит с видом сбоку и платформингом.

Вручную отрисованный визуал, простой и затягивающий геймплей экшн-платформера, чудесные запоминающиеся персонажи, проникновенный сюжет – Dust: An Elysian Tail прекрасна в своих плюсах. И поэтому особенно жалко, что ограниченные возможности при разработке не могли не проявиться. Очень хочется добавить в нее немного денег и пару человек в разработку, чтобы они смогли привнести чуть больше разнообразия, расширить RPG-элемент, создать на самом деле запоминающуюся музыку. Однако давайте ценить то, что имеем. Личный проект одного очень талантливого человека с неуемной фантазией, теплый и такой трогательный.

Кстати, в разработке неплохо помогла Microsoft Studios, без нее бы игра точно не вышла. Я вообще рекомендую почитать полностью историю того, с каким трудом Дин Додрилл сумел довести игру до релиза, вызывает уважение. Ищется в поисковике по имени разработчика.

The Cat Lady

Стоит внимания – The Cat Lady

Закончить хочется на чем-то провокационном. The Cat Lady – это 2D хоррор-квест с видом сбоку, вторая игра из будущей трилогии Ремигуша «Рема» Михальски, сюжетно связанная с дебютным его релизом Downfall.

Несмотря на картинку и описание, The Cat Lady совершенно не про хоррор. Внешне она выглядит гораздо страшнее, чем есть на самом деле. Прежде всего – это история. Про депрессию и суицид, про убийства и маньяков, про борьбу и поиски себя. Творчество Рема Михальски трудно рекомендовать, это инди-артхаус в самом традиционном понимании этого слова, настолько же на голову больной и непонятный, насколько искренний и глубокий. Если вы прониклись Limbo, любите открытые личные проекты с частичкой души автора, в которых рассуждать о смыслах можно дольше, чем играть, то я рекомендую The Cat Lady. «Смотрите в какую странную вещь я играю – 2012».

Бодибилдер-косплеер Чун Ли лечит больных коронавирусом. И качается!

Впервые прошел Final Fantasy VIII. Такой сломанной игры я еще не видел!

Лучшая инди 2012?
157 голосов
Journey
19%
The Walking Dead: Season One
21%
Hotline Miami
29%
Mark of the Ninja
3%
FTL: Faster Than Light
12%
Lone Survivor
1%
Deponia
6%
Botanicula
4%
Dear Esther
0%
FEZ
1%
Chivalry: Medieval Warfare
2%
Dust: An Elysian Tail
1%
The Cat Lady
1%

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья