Главные инди 2014-го: This War of Mine, The Banner Saga и другие
От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!
***
После прорывных GTA V и The Last of Us индустрии нужна была пауза. 2014 получился одним из самых слабых в десятилетии. Потенциалом для больших свершений обладали Dragon Age 3: Inquisition и FarCry 4, однако обе получились достаточно проходными. Единственными открытиями в среде крупнобюджетных проектов стали Alien: Isolation, Wolfenstein: The New Order и присоединившаяся к ним с Kickstarter Divinity: Original Sin.
Для инди-сегмента год также получился слабым. Steam заполнялся тоннами трендового шлака. Визуальные новеллы, песочницы с открытым миром, скримерные хорроры, закосы под ностальгию и все это в раннем доступе. Вы не подумайте, список интересных игр все еще будет больше, чем в 2010 и 2011, все же индустрия значительно расширилась. Однако над номинацией главной пришлось серьезно задуматься, и не от хорошей жизни. В 2014 году игры просто следовали тенденциям и почти не задавали новых.
Первая часть топа
Главная инди года – Transistor
Раз уж мы в этом году без революций, давайте чествовать эволюцию. Игра от создателей Bastion, Supergiant Games.
Все сильные стороны судии на месте, это опять изометрическая RPG с классной рисовкой и совершенно потрясающим звуком, будь то музыка Даррена Корба или голос нашего старого знакомого Логана Каннингема. Поменялся мир и игровой процесс, теперь это не диаблоид в антураже волшебной сказки, а тактический киберпанк. Сюжетно игра тоже решила повзрослеть и теперь вместо полноценной концовки со всеми ответами заставляет после прохождения лезть на тематическую вики. Ох уж эта подача сюжетов через окружение, “спасибо” Dark Souls.
Вообще, Transistor не совсем соответствует статусу главной игры года. Это просто крепкий авторский проект от талантливой студии, который надолго останется в памяти. Понравился Bastion? Пробуйте Transistor. Не пробовали Bastion? Все равно пробуйте Transistor. Не понравился Bastion? Может вам еще и Киану Ривз не нравится, что же вы за люди то такие? Как минимум оцените саундтрек Transistor, он выше всяких похвал.
Любимая инди года – This War of Mine
Ох. Мы все-таки до нее дошли. Как же иногда сложно запихнуть все, что я хочу сказать в несколько абзацев.
This War of Mine про выживание в условиях войны. Про голод и болезни, холод и ранения, страх и ожидание смерти. Игра делает поразительную вещь, будучи по сути бессюжетным симулятором выживания, она умудряется передать чувство безысходности и неотвратимости через геймплей. Будь то дневное время, когда задачей игрока является обустройство дома с несколькими живущими в нем людьми, или ночь, когда игра становится стелс-платформером. В This War of Mine почти не бывает хороших событий или хороших выборов, как и общий визуальный стиль происходящее всегда мрачное и грязное.
Минусы найти несложно, слегка костыльный интерфейс, менеджмент дома в определенный момент становится рутинным, а характеры внутриигровых персонажей прописаны достаточно поверхностно. Однако обращать внимания на это не хочется. This War of Mine очень тяжелая и жестокая, она не прощает ошибок и не дает вторых шансов. Когда вы увидите заветную надпись в финале, вряд ли почувствуете радость. Скорее печальное облегчение. Значит идея донесена. На войне не каждый солдат.
К This War of Mine вышло несколько DLC и целая настольная игра по мотивам. DLC прекрасные, настолка непродуманная и своих денег не стоит.
Нельзя пропускать – The Banner Saga
Если в This War of Mine мы пытаемся войну пережить, то в The Banner Saga – от войны сбежать. Проект Stoic Studio очень вкусно описывается. Это тактическая, ролевая, сюжетно ориентированная игра с вариативностью истории. Звучит как мечта.
По факту – тоже мечта, но поменьше. Перед нами полноценное «роад-муви» в стилистике скандинавской мифологии. Самое необычное в The Banner Saga, что в антураже прекрасной рисовки, неплохо прописанного мира и интригующего сюжета главным цепляющим фактором является геймплей. Тактические зарубы по клеточкам в стиле Heroes of Might & Magic получились необычными, продуманными и в меру тяжелыми.
В сумме у Stoic получилась почти идеальная и при том очень необычная жанровая смесь. Вас ждут увлекательнейшие 10-15 часов и крайне запоминающийся финал, после которого единственное чего вы будете желать, это продолжения.
Я слышу очевидный вопрос, если игра настолько прекрасна, почему она не в главной номинации? Только из-за незаконченности сюжета. При всей своеобразности истории Transistor, после нее остается удовлетворение от пройденного пути. После Саги хочется большего. Больше времени, больше музыки, больше истории. The Banner Saga 2 вышла в 2016, что-то из этого исправила и мы к ней еще придем.
Вторая часть топа
Нельзя пропускать – Valiant Hearts: The Great War
Давайте сразу закончим со всеми войнами в списке. И да, Valiant Hearts: The Great War это игра от Ubisoft, и да, я записал ее в инди, это сейчас совершенно неважно.
Перед нами 2-2.5D платформер-головоломка в локациях первой мировой, повествующий о фронтовых путешествиях четырех различных героев. Это более традиционный показ войны чем This War of Mine, несущий, впрочем, примерно ту же идею. В первую очередь Valiant Hearts: The Great War интересна своим визуальным стилем. Мультяшная графика сильно контрастирует с жестокостью происходящих событий, и вместе с необычным звуковым сопровождением создает удивительную атмосферу. Это маленькая и простая игра на несколько часов, рассказывающая настолько же маленькую, простую и от того только более душевную историю.
А еще Ubisoft Montpellier засунули в игру огромную библиотеку фактов о первой мировой, за чтением которых вы рискуете провести времени заметно больше, чем за самой игрой.
Стоит внимания – Child of Light
Снова Ubisoft, на этот раз правда Montreal, сделали что-то небольшое и крутое. Забавно, что именно в 2014 провалились почти все большие проекты Ubisoft (Watch Dogs, Assasin’s Creed: Unity, The Crew), так что успех сразу двух маленьких проектов как минимум ироничен.
Child of Light – JRPG по жанру (это там, где пошаговые бои), и сказка по натуре. И параллелей с Valiant Hearts не избежать никак. Да, совершенно другая стилистика, но рецепт успеха тот же. Прекрасный визуальный стиль, крутая музыка и трогательная история. А еще здесь есть диалоги в стихах и почти не раздражающая боевая система. Если не ожидать от игры нового слова в жанре, то минусов вы в ней не найдете.
Стоит внимания – Tales from the Borderlands
Не беспокойтесь, это последняя игра от Telltale в списках. Зато самая веселая и юморная. Здесь у нас и узнаваемый визуальный стиль оригинала, и локальные шутки для фанатов вселенной, и традиционно классно прописанные персонажи и даже стеб студии над своими клише. Что еще… Ну серьезно, это игра от Telltale, в чем заключается игровой процесс вы и так знаете, давайте лучше скажем пару слов о студии.
Где-то после выпуска Tales from the Borderlands конвеерность производства Telltale Games достигла поистине безобразных масштабов. Новые серии стали неотличимы одна от другой, студия совершенно перестала экспериментировать с жанром, и даже не задумывалась о смене устаревшего еще со времен динозавров движка. Волшебство создаваемых историй куда-то испарилось. Логичным концом истории стало банкротство студии в 2018. Правда в августе 2019 Telltale возродили и обещают сделать The Wolf Among Us 2. Ждем, но особо не надеемся.
Делимся малоизвестными крутыми играми. Флэшмоб на Sports.ru
Стоит внимания – Broken Age
К этой игре можно подходить с двух сторон.
С одной – это просто красивый, немного сумасбродный point-and-click квест. Классный юмор, несложные головоломки и в районе 6-10 часов на прохождение делают Broken Age лучшим вариантом на пару-тройку вечеров для ознакомления с жанром. Если вы смотрите на игру таким образом, вам повезло, смело покупайте. Перед второй половиной игры правда, советую иметь под рукой интернет, загадки немного звереют.
С другой – это квест от Тима Шафера, создателя многих классических квестов в составе LucasArts, основателя Double Fine Productions, мэтра индустрии. И тогда возникают вопросы. Почему эта игра выходила с перерывом в полтора года, почему между двумя частями так различается сложность, где тут три миллиона долларов с кикстартера и как при таком бюджете можно было использовать для второй половины те же декорации. Я советую вам быть с первой стороны, на второй как-то не очень.
Стоит внимания – The Talos Principle
Люблю игры, которые можно описать одной фразой. The Talos Principle – это лучший Portal после Portal. Возможно даже лучший Portal, чем Portal, но это уже святотатство.
В остальном, вы все правильно поняли, приятная графика, тонны креативных и оригинальных головоломок и удобный редактор для создания своих уровней. Там даже есть полноценная серьезная история… Кажется. Я вот ее совершенно не помню, но предлагаю расценивать это как комплимент геймплею, нежели критику сюжета. Кстати за игру в большинстве своем отвечали Croteam, создатели Serious Sam, что определенно забавно, если сравнить эти две игры.
Стоит внимания – The Long Dark
Очередной выживач с обязательным атрибутом в виде Kickstarter и раннего доступа. Звучит тоскливо, не правда ли? Печальная слава подобных проектов явно не играет The Long Dark на руку.
На самом деле перед нами вполне качественный хардкорный симулятор выживания на заснеженных просторах Канады в окружении жестоких холодов и не менее жестоких волков с медведями. Изначально проект Hinterland Studio вышел в альфа-версии, предложив игрокам только режим выживания и обещания дальнейшего добавления сюжета и других нововведений. Официальный релиз состоялся в 2017, более-менее стабильные отпатченные версии уже в 2018.
Сюжетка в итоге вышла крайне спорной, а вот свободное выживание было интересным как в 2014, так будет и сейчас. The Long Dark достаточно проста концептуально, чтобы комфортно начать, и достаточно глубока и разнообразна, чтобы надолго затянуть.
Стоит внимания – Shovel Knight
Ностальгия во все поля. Ну, вы знаете, что инди любят ностальгию. Зачастую это правда превращается в обычное наживание на положительных воспоминаниях.
Лопатного рыцаря не зря называют своеобразным музеем индустрии. Вся игра – это сборная солянка из интересных механик разных времен, от ультимативной стилизации под платформеры старой эпохи, вроде пиксель арта или строения уровней и движений героя, до вполне себе новых механик типа потери накопленных сокровищ при смерти и НГ+. Yacht Club Games показали прекрасный пример того, как можно сделать акцент на ностальгию, не забывая при этом о том, что в игру еще должно быть весело играть.
А еще Shovel Knight одна из знаковых игр для спидраннеров и традиционно используется на многих соревнованиях.
Стоит внимания (возможно?) – Five Nights at Freddy’s
Ступаем на тонкий лед господа. К Five Nights at Freddy’s трудно относиться равнодушно. Для одних FNaF это крайне необычный проект, простой для понимания хоррор с незамысловатым point-and-click геймплеем, умело создающий атмосферу и притягивающий яркими образами, нагнетающий саспенс и имеющий под собой огромную сюжетную базу, копаться в которой можно не меньше, чем в Dark Souls. Влияние Dark Souls на индустрию будет только расти, привыкайте.
Для других – крайне банальный и топорный проект, основной причиной успеха которого стала завирусившаяся реакция летсплееров, громко реагирующих на любого качества скример. Именно после FNaF стало окончательно понятно, насколько для прибыльности проекта важна популярность в кругах блогеров. В любом случае Скотт Коутон сделал заметную и яркую игру, о которой необходимо было упомянуть.
Как выглядят герои-интовики из Доты в Warcraft 3 Reforged
Стоит внимания – The Vanishing of Ethan Carter
На этот раз под конец осталось что-то приятное. The Vanishing of Ethan Carter это та самая игра, которыми могли стать Dear Esther и Gone Home, будь их создатели геймдизайнерами, а не писателями.
The Astronauts сделали все правильно. К уже известной формуле, красивый визуал + интригующий сюжет = успех, они добавили геймплей в виде несложных паззлов и получилось отличное приключение на вечер, достаточно продолжительное, чтобы рассказать запоминающуюся историю, и достаточно короткое, чтобы не успеть надоесть. Едва ли не идеальный квест новой волны.
Удачно получилось, что последние четыре игры представляют собой самые яркие тренды инди-индустрии за пять лет. Песочница выживач, акцент на ностальгию, хоррор-скример и интерактивный рассказ. Представленные здесь примеры являются удачными проектами, но вы даже не хотите представлять какая огромная дурнопахнущая куча скрывается где-то под ними. После резкого роста в начале, под конец пятилетки инди явно попали в застой. Будем надеяться, что вторая половина принесет нам изменения.