Ретроспективная деконструкция
Блог
Трибуна

В Life is Strange полно отсылок к книге «Над пропастью во ржи». Я разобрал все

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров.

Эта статья – вторая часть исследования влияния классического литературного произведения на сюжет игры из франшизы Life is Strange. С первой частью можно ознакомиться здесь:

Вступление

Когда речь идет об отсылках на произведение Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в Life is Strange, то принято считать, что роман связан с игрой лишь фамилией главной героини. Данная точка зрения обоснована! Подкрепляется она тем фактом, что в игре действительно огромное количество отсылок, которые упоминаются, но никак не реализуются, а уж тем более не влияют на сюжет. Однако случай с «Над пропастью во ржи» – приятное исключение!

Если мы попробуем сравнить великий роман и игру, то откроем для себя чуть ли не новую вселенную, в которой увидим, что великий роман Сэлинджера оказывает непосредственное влияние на сюжет и мотивацию героев. Как минимум это позволит нам посмотреть на Life is Strange с новой, доселе невиданной стороны. 

Рассмотрим как можно больше деталей, что сближают эти два произведения.

Перед тем, как мы продолжим, стоит предостеречь неподготовленного читателя, что в данной публикации будет просто невероятно огромное количество спойлеров как к самой игре, так и к книге «Над пропастью во ржи». Поэтому если хотите избежать их – советую ознакомиться с обеими произведениями, прежде чем продолжать чтение.

Теперь, когда со вступлением закончили, можно и начинать. Присаживайтесь поудобнее, это будет долгое и увлекательное путешествие!

Все происходящее – лишь фаза, которая обязательно пройдет!

– Знаете что, сэр, – говорю, – вы из-за меня не огорчайтесь. Не стоит, честное слово. Все наладится. Это у меня переходный возраст, сами знаете. У всех это бывает. (Д.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 2)

Перед тем, как мы начнем наше сравнение, необходимо обратиться к небольшому обзору теории. Рассмотрим, почему «Над пропастью во ржи» со своим излишне примитивным посылом, который можно сформулировать примерно следующим образом: «все происходящее, каким бы оно ни было трудным – лишь фаза, которая обязательно пройдет!» входит в школьную программу, да еще и вопреки огромному количеству скандалов, связанных с этой книгой.

Первое американское издание «Над пропастью во ржи». Картинка на обложке лишь косвенно отображает содержание романа. Источник: Wikimedia

Дело в том, что не так уж и много великих произведений, где главный герой – школьник. Это логично, ведь едва ли данный возрастной контингент может быть источником вселенской мудрости. К тому же приключениями школьника очень сложно заинтересовать, а уж тем более увлечь взрослого человека. А, как известно, большая часть произведений направлена на взрослую аудиторию, как на самую платежеспособную. Вот тут как раз и заключается величие данного романа. Своей моралью он охватывает все возрастные группы одновременно! Потому что работает сразу на двух уровнях.

1)      Макроуровень:

Огромное влияние на успех книги имеет исторический контекст. Время, место, мнение общества, великие события – все это нужно учитывать, когда мы анализируем успех того или иного произведения. Так, Лавкрафт был не принят современниками, но обрел свою популярность в нынешнее время. Аналогичный, пример – «Великий Гэтсби», что прославился во многом благодаря Второй мировой войне (книга плохо продавалась, поэтому книжные магазины отправляли ее военным за границу, где она и нашла своего читателя, подробнее можно почитать в этой статье). Оттого так «случаен» порой бывает успех и признание книги и ее автора.

В случае с «Над пропастью во ржи» сошлось все везде и сразу. Книга вышла:

a)       Незадолго после Второй мировой войны и во времена начала Холодной войны. Это очень значимый период для американской истории. Рассмотрим чуть подробнее. После Второй мировой войны огромное количество американцев столкнулись с трудностями по возвращению к привычной жизни. Фабрики банально не были готовы к найму такого огромного количества вернувшихся с фронта работников. Безработица росла вместе с базовыми нуждами населения (военное время закончилось –> люди снова хотели привычной, довоенной жизни).

b)      В самый пик расцвета «Маккартизма». То есть своеобразной «охоты на ведьм», где вместо колдуний искали коммунистов и им сочувствующих. Точных данных нет, однако приблизительно от 10 до 12 тысяч человек потеряли работу из-за подозрений (иногда безосновательных) в поддержке красного движения. И это только уволенные! Невозможно сосчитать, сколько людей прямо или косвенно подверглись гонениям в это нелегкое и очень противоречивое время!

На подобном историческом фоне посыл «все происходящее – лишь фаза, которая обязательно пройдет» выглядит особенно жизнеутверждающе! К тому же, в отличие от многих персонажей классической прозы, Холден Колфилд не старается найти и дать ответы на философские вопросы. Как и американский народ 50-х годов, он потерян и банально не знает, что делать дальше, потому его действия настолько хаотичны. Пожалуй, именно это и есть главная причина, почему многие взрослые читатели увидели в Холдене родственную душу.

2)      Микроуровень

Пожалуй, ни одно другое произведение не запрещали так часто для преподавания в школах, как «Над пропастью во ржи»! По данным Banned & Challenged Books, книгу выводили из программы обучениях больше 25 раз! (Кстати, если вы думаете, что это все – пережиток прошлого, то нет. Вот, например, случай из 2009 из штата Монтана). Вряд ли американские сенаторы понимали, что только делают услугу данному произведению! Посудите сами – в обоих случаях книга в выигрыше:

a)      Попадает под запрет:

Ее читают, чтобы понять, почему запретили, плюс так школьники тоже выражают свой протест против системы, еще больше становясь похожими на Холдена Колфилда.

b)      Не попадает под запрет

Ее преподают в школах, а значит, она все равно находит своего читателя.

Все это, конечно, замечательно, но почему такую противоречивую книгу вообще преподают в школьной программе? Все дело в том, что она идеально описывает подростковый период и предстоящее взросление. Считается, что в конце романа Холден отказывается от своих глупых фантазий и постепенно начинает себя вести более ответственно и осознанно. Таким образом, книга нужна для того, чтобы показать юношам и девушкам, что даже если мир кажется ужасным, а проблемы – нерешаемыми (как это часто бывает в столь юном возрасте), то это не беда, потому что все так или иначе нормализуется. Взросление наступит, взгляды поменяются и мир изменится. Идеальная житейская мудрость для подростка! Суммируя все сказанное выше, данная книга – жизнеутверждающее напутствие от учителя к ученику, сформулированное на языке, понятном и доступном школьнику старших классов. Это и есть одна из важнейших причин, почему данное произведение входит в список классики американской литературы. Она идеально попала в свое время и гармонично пересеклась с историческими сопутствующими событиями.

 

Теперь, когда мы закончили с теорией, вернемся к игре. В контексте всего вышесказанного очень трудно сравнить эти два произведения в контексте генеральной мысли. Вся проблема кроется в возможности выбора концовки игры. По сюжету Life is Strange, в финальной главе дается выбор – спасти Хлою либо Аркадию Бэй. Очевидно, что если мы говорим о взрослении, то рациональным решением было бы спасти город. Потому что это как раз-таки преобладание долга над эгоистичными чувствами. Только тут есть небольшая загвоздка. Разработчики из DontNod никогда не делали заявлений о том, какая из концовок каноничная, но создали кучу подсказок «правильной» версии. Например, в Life is Strange 2 есть намек, что Макс все-таки решила спасти Хлою (об этом мы узнаем, посмотрев на их совместную фотографию, а также со слов отчима Хлои). Плюс в True Colors есть отсылка на Хлою в одном из диалогов.

Ураган из концовки

Понятно, что все это нужно, как минимум потому что без хотя бы мимолетного упоминания Максин и Хлои игры серии будут продаваться хуже. Фансервис просто необходим! Только вот в этом и проблема! Макс все так же идет на поводу у своих желаний, отказываясь от долга. Она не оканчивает школу, так как уезжает с подружкой странствовать по стране, готова жертвовать целым городом ради того, чтобы спасти Хлою. Все это – очень трогательные и милые поступки, но они именно подростковые, иррациональные и вызваны наплывом эмоций. То есть здесь Максин выступает как бы антагонистом Холдена Колфилда. Она не принимает реальность и пытается формировать ее самостоятельно согласно своим подростковым представлениям.

Вот тут как раз и заключается главное различие между Макс и Холденом. У первой есть возможность не подстраиваться и не взрослеть из-за суперсил, а второй вынужден признать свое поражение перед всенепременно наступающим взрослением.

 

«Дэвидкоперфилдовская муть»

«…Вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, – словом, всю эту дэвидкопперфилдовскую муть». (Д.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 1)

Приведенный выше отрывок – из самого начала книги. Он показывает не только отношение Холдена к биографиям, но и его недоверие к психиатрам. Юноша начинает свой рассказ, находясь в «санатории» (под этим словом подразумевается психиатрическая лечебница). Обратите внимание, какое интересное сравнение выбрал главный герой для описания своего прошлого. Для него все произошедшие события и их последствия – магия, фокусы. То есть что-то непонятное, удивительное!

В игре понятие «магии» имеет смысловую двойственность:

1)      Переносное значение. Один из основных мотивов игры – показать, что «чужая душа – потемки». Взаимоотношения между людьми, их прошлое, настоящее, будущее, все это – самая настоящая «магия»!  Так называемая «дэвидкоперфилдовская муть» по Холдену Колфилду!

Конечно, современная наука легко может объяснить все секреты подобной «магии». Только это никому не нужно. Потому что если знаешь секрет фокуса, то и смотреть его будет уже не так интересно, пропадает ощущение волшебства.

Именно эту магию человеческих взаимоотношений и попытались зашифровать разработчики в названии игры. Неслучайно в Оксфордском словаре слово strange обозначает что-то «необычное, удивительное, сложное для понимания». Согласитесь, похоже на то, как люди обычно описывают фокусы и магию, не так ли?

Впрочем, существует и альтернативная версия, почему разработчики выбрали именно это слово для названия своей игры. Она не имеет никакого отношения к «магии», но рассказать о ней все же стоит. Life is Strange – игра про хипстеров. Кто же это такие? Возьмем самое базовое определение: «Хипстеры – это молодежная субкультура из представителей среднего класса, которая стремится максимально уйти от мейнстрима и выделиться в своем образе жизни, хобби и профессии». В данном определении нас особенно интересует их желание отличиться своей «непохожестью». Зачастую подобные намерения вызывают непонимание и недоумение в обществе. То есть, если перефразировать, их считают «странными». Это просто идеальное попадание в контекст произведения! Неслучайно в Оксфордском словаре у слова «странный» следующее определение: «Необычный, непонятный, вызывающий недоумение».

Впрочем, это мы уже немного отвлеклись, вернемся к нашей «магии».

2)      Буквальное значение. Тут долго останавливаться не будем. Макс обладает способностью путешествовать во времени. По сути это и есть магия в самом прямом смысле этого слова, да к тому же вплетенная в жизнь героев!

Авторы не сильно хотели грузить зрителя огромным количеством информации по поводу теории путешествий во времени (как, например, это сделали в игре/аниме Steins;Gate), оттого природу происхождения способностей главной героини мы так и не узнаем. Возможно, это было сделано потому, что разработчики боялись, что подобный ход откроет целый ряд сюжетных дыр. Будем честны, путешествия во времени в современных реалиях – нечто из разряда фантастики. Поэтому не всегда можно найти удобоваримое объяснение, которое не породило бы лавину с новыми вопросами и недомолвками.

Впрочем, есть и иная трактовка. Сохраняется параллель с фокусами. То есть из-за того, что мы не знаем всю подноготную сверхспособностей Макс, то и не сможем предсказать, что будет дальше. Таким образом сохраняется интрига, и события приобретают более хаотичный оборот.

Теперь, когда с магией разобрались, перейдем к непосредственному сравнению главных героев обоих произведений.

Безынициативность

Холден Колфилд – олицетворение прокрастинации. Большая часть его действий продиктована требованиями/желаниями других людей. Когда доходит до своих хотелок, у Холдена всегда 2 сценария:

1)      Он ищет причину/оправдание не исполнять задуманное, чтобы отложить это дело на потом. К данному сценарию можно отнести его попытки позвонить своей подруге Джейн. За всю книгу он планирует осуществить данное мероприятие раз 5, если не больше, но так в итоге до нее и не дозвонится. Каждый раз появляется причина, чтобы этого не делать. То расхотелось, то ответила на звонок не Джейн, а ее мама, а с ней Холден не сильно хотел разговаривать, то еще что-то заурядное, что в очередной раз помешает герою осуществить задуманное. За всю книгу таких примеров наберется достаточно, и все их перечислять бессмысленно. Пока давайте просто зафиксируем этот факт.

Попробуем ответить на вопрос, почему же Холден постоянно находит причину для бездействия? Все дело в том, что все его хотелки – мнимые. То есть в системе Холдена уныние от их исполнения не перевешивает ценность конечного результата. От того главный герой выбирает бездействие. Воспринимать подобное отношение можно по-разному. Например, Сергей Белов в своей статье «Джером Дэвид Сэлинджер« сравнивает подобную апатичность с «Дзен-Буддизмом». Так ли это или нет – вопрос неоднозначный и зависит от точки зрения читателя. Мы же перейдем к следующему пункту.

2)      Холден совершает задуманное, но наделяет процесс исполнения абсурдностью, от чего результат не соответствует изначальным ожиданиям.

Из подобного можно выделить 3 случая:

a)       Холден решает помочь однокласснику с его сочинением, но пишет не на заданную тему, а на свою собственную. Вместо сочинения о здании он пишет о бейсбольной перчатке погибшего младшего брата, после чего искренне не понимает, почему товарищ не доволен его работой.

b)      Хочет купить младшей сестренке музыкальную виниловую пластинку. Делает это, но после напивается, падает на землю и роняет ее. Вместо пластинки сестренка получает лишь осколки. Холден считает, что показать и «вручить» кусочки винила лучше, чем вообще не рассказывать о том, что купил пластинку и уронил. И вот это странно. Потому что если бы Холден утаил от сестренки факт сломанного подарка, то он бы не столкнулся с какими-либо последствиями. Так как это был сюрприз, вряд ли бы сестренка расстроилась, так как она с самого начала ничего не ожидала.

c)       Звонит женщине легкого поведения, чтобы встретиться, но резко сдает назад, когда речь заходит о четком времени и месте для рандеву.

Все действия имеют под собой конкретную цель, но их результат получается плачевным. Во многом из-за самого Холдена.

Теперь сравним с игрой. Макс, подобно Холдену Колфилду, тоже весьма безынициативна. Большинство ее действий происходят по воле других людей. Постоянные квесты уровня «принеси-подай» не только идеально вписывается в формат игры, но и сближают героев двух произведений.

Так же, как и Холден, Макс хочет позвонить своей подружке – Хлое. Однако не делает этого, потому что «хотела освоиться и не выглядеть как типичный гик».

Макс признается Хлое, что не звонила, потому что «не хотела выглядеть как типичный гик»

Она так и не осуществит задуманного. Вместо этого они встретятся при «случайных» обстоятельствах (довольно странно упоминать слово «случайный» зная, что в игре система событий детерминистская).

Теперь ненадолго вернемся к теме собственных желаний и действий. Когда Макс хочет изменить прошлое, чтобы спасти отца Хлои, – получается несуразица. Фактический результат не соответствует ожиданию. Отец спасен, но Хлоя прикована к инвалидному креслу и постепенно умирает от отказа легких. Получается, что Максин сделала даже хуже, чем было до этого. Как и в случае с Холденом, благое намерение на лицо, однако очевидна проблема с реализацией.

Примечательно, что в 4-й части после того, как Максин возвращается из прошлого, звучит песня Аманды Палмер «In my mind». Это милая и простая композиция рассказывает о героине, которая мечтает о прекрасном будущем и настоящем и огорчается, что ни одна из ее мечт не сбывается. По ходу песни мы узнаем, что она ничего не делает для осуществления своих желаний, а только мечтает о том, чтобы стать идеальным образом из своих мыслей. Эта композиция идеально описывает как Максин, так и Холдена. Оба персонажа практически ничего не делают, чтобы осуществить мечты. Мыслительный процесс им намного интереснее фактической реализации.

В самом начале игры схожесть с героиней из песни весьма удачно обыгрывается. В своем дневнике Макс красочно описывает, что хочет начать менять свою жизнь, но быстро разочаровывается в этой затее и ничего толком сама и не меняет. Вместо этого она тратит свои силы на оправдания да строит новые, заранее несбыточные планы. Меняется жизнь вокруг нее, а героиня остается неизменной. Не зря в игре приводится цитата Джона Леннона: «Жизнь – это то, что происходит, пока ты оживленно строишь другие планы».

Знаменитая цитата Джона Леннона (перевод приведен выше)

Максимально ярким примером безынициативности героини является ее нежелание участвовать в фотоконкурсе. Максин отказывается отправлять фото на конкурс фотографов, хотя ее ментор утверждает, что у нее точно есть талант и возможность выиграть. То есть она заранее вообразила, что проиграет и опозорится, потому даже не стала пытаться. Однако об этом чуть позже! Тему нерастраченного потенциала нам еще предстоит раскрыть!

Красная охотничья шапка!

«На мне все еще была моя красная охотничья шапка задом наперед. Ужасно она мне нравилась, эта шапка». (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 4)

В третьей главе Максин и Хлоя проникают в кабинет директора для того, чтобы получить столь важную для них информацию. Перед тем как это сделать, мы оказываемся в офисе секретарши. В самом углу помещения можно заметить красную охотничью шапку. Если мы попробуем осмотреть ее, то Макс скажет что-то вроде: «Только дутая пустышка будет носить дерьмовую шапку вроде этой» (перевод вольный).

Знаменитая красная охотничья шапка

Эта деталь – значимая отсылка к роману! Дело в том, что данная шапка – любимый предмет Холдена Колфилда. По ходу сюжета романа он постоянно ее носит, признаваясь при этом, что считает данный головной убор нелепым и чудны́м. На первый взгляд это – иррациональная любовь. Только вот Холден на самом деле знает, почему ему нравится эта шапка. Он хочет быть непохожим на других, казаться странным. Поэтому и выбирает такие причудливые и поверхностные способы для самовыражения. Это и делает Холден Колфилда прото-хипстером! 

Холден Колфилд по версии Midjourney. Красная шапка (хоть и не охотничья), все же имеется.

Вернемся ненадолго к игре. В английской версии при взаимодействии с шапкой Макс использует слово «phony». Это отнюдь не случайно! Все дело в том, что это – любимое слово Холдена Колфилда! За весь роман он произнесет его 48 раз. Благодаря этому, оно входит в топ 5 самых используемых слов во всем романе. Что же это слово значит?

Если мы спросим гугл-переводчик, то он нам выдаст, что под ним скрываются эпитеты «фальшивый», «липовый», «дутый». Кстати, в классическом издании «Над пропастью во ржи» с переводом Риты Райт-Ковалевой как раз-таки используется второй вариант. В нем Холден постоянно называет все вокруг «липой». Теперь, когда мы разобрались с переводом, попробуем понять, почему же главному герою так нравится это слово?

Все дело в том, что так Холден выражает свой протест взрослому обществу. Ввиду своей юности он максималист. Потому в его рассуждениях так много индукции. Частные случаи лицемерия взрослых он переносит на весь мир.

Впрочем, юность Холдена – не единственная причина для подобных суждений! Обвиняя других, легче всего успокаивать себя, что ты не такой, как все остальные. Так, Холден скрывает свое собственное лицемерие. Максин, кстати, тоже этим страдает. Рассмотрим поподробнее.

Лицемерие

Не самое уникальное и неповторимое качество. Тем не менее, раз уж мы начали сравнение двух персонажей, нужно делать это досконально. Макс и Холден грешат лицемерием, но по разным причинам.

Холден – из-за своего юношеского максимализма. Когда делишь все только на черное и белое, очень сложно самому не стать лицемером. Рассмотрим на конкретных примерах.

Одно из самых любимых слов Холдена – «липа». Так он называет все «лживое» и «лицемерное». Под это определение попадает огромное количество вещей и людей. Бывшая школа, письма от подружки, главный герой произведения Хемингуэя «Прощай, оружие!». Все вышеперечисленное – сплошная «липа», потому что лживо и фальшиво. Причем за всю книгу Холден так и не назовет четких критериев, по которым он делит все на «плохое» и «хорошее». Это все потому, что у него самого они постоянно меняются. Происходит это от того, что Холден боится признаться, что сам он и является «липой». Вот как главный герой описывает себя:

«Я ужасный лгун – такого вы никогда в жизни не видали. Страшное дело. Иду в магазин покупать какой-нибудь журнальчик, а если меня вдруг спросят куда, я могу сказать, что иду в оперу. Жуткое дело! И то, что я сказал старику Спенсеру, будто иду в гимнастический зал забирать вещи, тоже было вранье. Я и не держу ничего в этом треклятом зале». (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 4)

Согласитесь, странные качества для того, кто обвиняет других в «фальшивости». Читаем и приходим к выводу, что обвинения других – лишь защитная реакция. Холдену стыдно, что он такой же, как и все остальные вокруг него. Юноша не хочет этого признавать, поэтому набрасывается на окружающих с упреками.

Теперь обратимся к игре. Макс постоянно мысленно ругается на школьных хулиганов, что они задирают других. На первый взгляд, эта деталь показывает позитивный моральный облик героини. Но как только у Макс появляются сверхспособности, она тут же использует их, чтобы облить краской Викторию. Так как та не давала ей прохода.

Макс использует суперспособность, чтобы облить краской соперницу

 

Некоторые читатели могут возразить, что это лишь реакция на то, что Виктория решила не впускать Макс в общежитие. Все-таки не Макс это начала. И будут правы. Поэтому рассмотрим еще пример. Максин ужасается от фотографий Нэйтана, потому что он фотографирует страдания. Снова разработчики пытаются показать главную героиню с хорошей, выгодной стороны, и в очередной раз терпят неудачу! Если вы любите зарабатывать достижения в Стиме и играли в Life is Strange, то наверняка знаете, что для стопроцентного прохождения игры нужно сделать фотографию мертвой птицы, около которой собирается колония муравьев.

Фотография, которую нужно сделать для получения достижения

Согласитесь, довольно неприятный вид, не так ли? Понятно, что здесь у нас есть выбор. Можно проигнорировать саму идею делать подобную фотографию. Только вот сама игра подталкивает нас к подобным действиям, награждая за это «достижением». К тому же даже сама мысль о подобном снимке уже ставит под сомнения честность суждений Макс о Нэйтане и его «творчестве».

В отличие от Холдена, Макс не настолько максималистична. Как минимум она готова идти на компромиссы с собой и окружающими. Причина ее лицемерия в другом. Она ставит себе рамки в модели поведения, что сковывают ее и подавляют ее истинные желания. От того Макс и стремится осудить тех, кто делает то, что она сама считает «запретным плодом».

Заканчивая о лицемерии, хочется заметить, что несмотря на то, что корни у лицемерия персонажей разные, результат все равно получается один. Действия Макс и Холдена на определенном отрезке становятся идентичными. Отчасти их лицемерие связано со своими комплексами и растраченным попусту потенциалом. О последнем и поговори подробнее далее.

 

Нереализованный потенциал

«– В чем же дело?» – спрашивает мистер Антолини. – «Как у тебя с английским? Если бы ты провалился по английскому, я тебя тут же выставил бы за дверь. Ты же у нас по сочинениям был первым из первых». (Д.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 24)

Каждый раз, когда Холден видит кого-то талантливого, он завидует, но не признается в этом. Для собственного успокоения главный герой книги находит причину, чтобы «пожалеть» обладателей таланта. Так Холден возвеличивает себя на фоне тех, кто хоть как-то лучше, чем он, и тем самым успокаивает собственное эго. Когда же эта тактика для создания внутреннего покоя дает сбой, юноша применяет план «Б». Он находит изъян в объекте своей зависти, который позволяет ему снова возвыситься и успокоиться. Так, более умного и зрелого товарища по бывшей школе Карла Льюиса, Холден называет «похабщиком», чтобы на его фоне не казаться жалким. Бывший приятель зачастую говорит правильные вещи. Например, он утверждает, что Холден инфантилен и неразумен. Но так как Холден уже успел навесить ярлык «похабщика» на собеседника, то полностью отказывается слушать приятеля.

В подтверждении вышесказанного, рассмотрим следующую цитату: «…новая красотка, Валенсия, вышла и запела. Ничего хорошего в ней не было» (Д.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 24). В первой части сказанного Холден хвалит девушку, а дальше снова срабатывает защитный механизм, и уже во втором предложении он начинает себе противоречить. Это самый хрестоматийный пример, показывающий комплексы главного героя и его зависть.

А что же мы знаем об умениях самого Холдена? Очень немногое! Из школ его постоянно выгоняют за плохую успеваемость. Вроде и капитан школьной команды по фехтованию, но об успехах на этом поприще мы не знаем ровным счетом ничего. Разве только что он потерял инвентарь команды в метро (данная деталь в очередной раз обличает безответственность главного героя). Единственный несомненный талант Холдена Колфилда – писательство. Несколько учителей из разных школ подмечают, что у него огромный потенциал в написании текстов.

Беда в том, что Холден никак не реализует этот талант. Он растрачивает его, даже не пытаясь что-то писать. Мы почти не видим, чтобы он хотя бы как-то его использовал по своей воле. Например, вне требований школьной программы.

Даже сам Холден не особо ценит свои умения. Так, во время размышлений по поводу своих оценок, он подмечает, что с английским ему просто «повезло». Якобы материал с экзамена уже изучался в прошлой школе, поэтому Холден так хорошо его выучил.

Если кратко просуммировать все сказанное выше, то можно сказать, что учителя и судьба подталкивают Холдена к развитию таланта, только сам он не видит в этом никакой надобности.

Теперь вернемся к игре. Максин довольно посредственно учится. В 3-й главе, когда мы оказываемся в кабинете директора, то можем заглянуть в ее личное дело. Если игрок решит сделать это, то увидит, что у нее довольно низкий GPA (Grade Point Average, а по-русски – средний балл), особенно в сравнении с другими учениками, файлы которых мы можем просмотреть. С точки зрения американской системы, 2.8 – как у нас 4 с минусом, плавно переходящая в тройку. То есть она находится на грани. Конечно, за подобную успеваемость не исключают, но и выдающейся ее назвать ну никак нельзя!

Личный файл Макс

Технические предметы ей не особо даются, да она и сама не особо стремится их изучать, считая, что не предназначена для науки. Единственный класс, где ей удается что-либо дельное – урок фотографии мистера Джефферсона. Преподаватель данного курса признает талант Макс. Он открыто говорит ей, что у нее есть шанс на выигрыш в фотоконкурсе. Только сама Макс, подобно Холдену Колфилду, игнорирует талант. Она даже не пытается. Для нее бездействие предпочтительнее, чем отправить фото на конкурс и проиграть/опозориться (возникает чувство, что в данном контексте это – синонимы).

Все ее фотографии так и не получают всеобщего обозрения. Если бы она была писателем, про нее можно было бы сказать, что она «пишет в стол». Отчасти виной тому – прокрастинация, о которой мы говорили выше, но есть и еще один фактор, который объясняет данное поведение и объединяет Максин и Холдена – зависимость от мнения общества! Оба персонажа настолько боятся осуждения окружающих, что предпочитают вообще ничего не делать, чем «опозориться» на людях.

Раз уж мы начали говорить об изоляции от общества, то было бы логичным перейти к теме одиночества.

Одиночество

«В общем, я опять позвонил старушке Джейн, но никто не подошел, и пришлось повесить трубку. Я стал просматривать свою записную книжку, искать, с кем бы мне провести вечер. К несчастью, у меня в книжке были записаны только три телефона: Джейн, мистера Антолини – он был моим учителем в Элктон-хилле – и потом служебный телефон отца. Вечно я забываю записывать телефоны». (Д.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 18)

При всей своей нужде в обществе и его мнении оба персонажа ужасно одиноки! В случае Холдена об этом говорит одна, на первый взгляд малозначительная, деталь. Когда ему срочно нужно выговориться, он открывает свою записную книжку и видит там лишь три номера:

1)       Джейн (девушка, которой он собирался все время позвонить, но так и не сделает этого);

2)       Мистер Антолини – учитель одной из школ, в которых ранее учился Холден;

3)      Служебный телефон отца.

Согласитесь, не очень похоже на список «всеобщего любимца». Отчасти это объясняется дурным характером главного героя. Холден не готов идти на уступки и компромиссы ради дружбы. В его внутреннем мире существует всего лишь два мнения – его и неправильное. Согласитесь, не самый подходящий набор качеств, чтобы завести друзей.

Максин, в отличие от Холдена – не такой жесткий социопат. Это видно как минимум по тому, как она прислушивается к мнению других. Однако даже здесь можно встретить параллель между этими двумя персонажами. Макс очень хочет найти друзей, только вот, подобно Холдену, она ничего не делает для этого. Почти ни с кем не общается и даже не пытается завести новые знакомства. От такой молчаливости все считают ее странной.

За месяц она подружилась только с одним человеком, да и то только потому, что он в нее влюбился. Для большей наглядности посмотрим на вкладку сообщений в телефоне Макс.

Контакты в телефоне Макс. Как видим, не так уж и много у нее друзей.

Не очень похоже на телефон человека, что «жаждет общения» и «хочет найти друзей».

Это и объединяет Макс и Холдена. Оба хотят, чтобы с ними общались и их любили, но не желают прикладывать каких-либо усилий для этого. Теперь перейдем к теме школьных издевательств.

 

Тема издевательств

Если Вам, как и мне при первом прохождении, не удалось спасти Кейт от гибели, значит, Вы, сами того не зная, вышли на очередную линию пересечения между романом и игрой!

Макс пытается спасти Кейт от смерти

Оба произведения в весьма жесткой форме раскрывают тему школьных издевательств. Начнем с книги. Ближе к концу произведения Холден вспоминает историю из прошлого, когда он еще учился совсем в школе «Экклтон-Хилл».

«Джеймс Касл, он ни за что не хотел взять обратно свои слова – он сказал одну вещь про ужасного воображалу, про Фила Стейбла. Джеймс Касл назвал его самовлюбленным остолопом, и один из этих мерзавцев, дружков Стейбла, пошел и донес ему. Тогда Стейбл с шестью другими гадами пришел в комнату к Джеймсу Каслу, запер двери и пытался заставить его взять свои слова обратно, но Джеймс отказался. Тогда они за него принялись. Я не могу сказать, что они с ним сделали, – ужасную гадость! – но он все-таки не соглашался взять свои слова обратно». В итоге он так и не отказался от своих слов. Вместо этого он предпочел выпрыгнуть из окна комнаты общежития». (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 22)

Теперь вспоминаем игру. Подобно Джеймсу Каслу, Кейт Марш тоже собирается выпрыгнуть, но не с окна, а с крыши. В ее случае это более резонно. Если мы посмотрим на план общежития, то увидим, что комната Кейт находится на втором этаже.

План общежития. В американской системе, если цифра трехзначная, то первое число – обозначение этажа

Высота хоть и большая, но не смертельная. Поэтому в игре и решили выбрать крышу вместо окна.

Природа подростковых издевательств такова, что детям не нужно серьезных причин, чтобы измываться над одноклассниками/сверстниками. От того в обоих произведениях персонажи подвергались коллективной травле «за красивые глаза».

Конечно, в игре, в отличие от книги, у нас есть выбор. Если мы проявим достаточно чуткости и эмпатии, то можем спасти Кейт. Этот вариант даже считается каноничным с точки зрения разработчиков. Об этом намекается в концовке, где Макс решает спасти Аркадию Бэй. Вне зависимости от наших действий по отношению к Кейт, она будет жива. Сложно сказать, осознанная ли это деталь или же это просто невнимательность разработчиков. Но факт остается фактом.

Возможно, таким образом разработчики хотели показать, что, в отличие от времен Сэлинджера, нынешние подростки имеют больше шансов на счастливую жизнь. Сказать однозначно трудно, а информации про это нигде нет. Поэтому перейдем к теме зависти.

Зависть по отношению к богатым

«Все дело в том, что трудно жить в одной комнате с человеком, если твои чемоданы настолько лучше, чем его, если у тебя по-настоящему отличные чемоданы, а у него нет». (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 15)

Пару слов стоит сказать и о классовом расслоении. Социальный статус – еще одна точка пересечения между Максин и Холденом. Оба персонажа – из семей среднего класса. Их родители могут позволить хорошие школы для своих детей (что особенно важно – частные, а не государственные). Да и в принципе не сказать, чтобы Максин и Холден имели нужду в попрошайничестве. Только вот они все равно завидуют черной завистью, когда видят кого-то богаче, чем они.

Цитата выше – чуть ли не единственный случай, когда Холдену дается возможность почувствовать свое материальное превосходство над кем-то. В остальное время он буквально кипит от зависти к богатым/аристократам.

В данной цитате Холден не просто пользуется своим превосходством в материальном плане, а еще и наслаждается этим. Стоит признать, что тут книга и игра расходятся. Да, Максин из более обеспеченной семьи, чем Хлоя, но в их взаимоотношениях совсем не чувствуется никакого материального конфликта. Напротив, эта тема практически не афишируется. А вот когда речь перестает идти про близких для Максин людей, то ситуация в корне меняется. Она постоянно завидует Виктории и Нэйтану из-за их материального положения.

Перейдем к более конкретным примерам. Когда мы впервые оказываемся в комнате Виктории, Макс видит на кровати дорогой фотоаппарат и начинает еще больше гневаться на одноклассницу.

Макс описывает фотоинвентарь Виктории, после чего признается, что «ненавидит» ее.

Данный отрывок идеально отображает зависть Макс по отношению к одноклассникам из более обеспеченных семей. Она буквально признается, что ненавидит Викторию только за то, что у нее камера более навороченная и дорогая. То же самое повторится и в комнате Нэйтана. Макс, которая не любит ругаться и морщится от крепких слов, обзывает Нэйтана ублюдком, потому что у него камера лучше и дороже.

Макс обзывает Нэйтана «ублюдком», потому что у него камера дороже

Можно сказать, что у Холдена и Макс зависть носит систематический характер. Думается, что если бы эти два персонажа встретились, то они бы точно нашли общий язык. Как минимум они могли бы сплетничать о богачах, чем не тема для разговора?

Мистер Джефферсон как антагонист Холдена Колфилда

«А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи». (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 15)

Цитата выше – причина, по которой роман получил свое название. Пропасть в данном контексте – метафора, обозначающая взрослую жизнь. Недаром в следующий раз данный троп звучит уже из уст учителя Холдена – мистера Антолини:

«Пропасть, в которую ты летишь, – ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в нее падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать их привычное окружение. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки что-нибудь найти...» (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 24)

Оба персонажа смотрят на одну и ту же «пропасть», но делают это с разных сторон. Холден грезит уверенностью, что так и не повзрослеет, не упадет в эту «бездну», а будет спасать детей от нее. В то же время его учитель, будучи уже взрослым, прекрасно понимает гибельность и нереалистичность подобной позиции. Получается своего рода противостояние между двумя поколениями. Зафиксируем этот факт, он нам пригодится в дальнейшем.

Холден в своих размышлениях и мечтах хочет не допустить взросления детей. Сэлинджер специально показывает главного героя фантазером и выдумщиком, мечтающим о всякой чепухе. Согласитесь, если бы мы услышали что-то подобное от взрослого, то нарекли бы его сразу же сумасшедшим/глупым. Очевидно, что подобная идея с самого начала обречена на провал из-за своей невозможности. К тому же в ней самой заложен парадокс. Ведь если дети не будут взрослеть, то кто тогда станет следующим «ловцом во ржи»?

Впрочем, подобные размышления уже выходят за рамки данной статьи. Пока давайте зафиксируем мысль, что тема взросления, то есть потеря юности – главная тема произведения.

Если мы обратимся к игре, то придем в самый настоящий шок от того, как удачно эта мысль инкорпорирована в сюжет!

В самом конце, когда мы выясняем истинную личность мистера Джефферсона, происходит типичный голливудский диалог, где злодей рассказывает о своей мотивации, во время которого мы узнаем, что он хочет «запечатлеть потерю юности» в своих фотографиях.

Джефферсон признается, что хочет «запечатлеть потерю юности» в своих фотографиях.

Вы только посмотрите! Прослеживается прямая связь! Макс тут в роли Холдена, а Джефферсон – в роли мистера Антолини! Учитель фотографии как раз-таки хочет запечатлеть момент, в котором дети «падают в пропасть» и взрослеют. То есть Джефферсон – тотальный антагонист не только Максин (что очевидно), но и идей Холдена Колфилда! То есть своего рода мистер Антолини. И тоже учитель! Невероятно изящная параллель, не так ли?

Про птиц

– Видели, там утки плавают? Весной и летом. Вы, случайно, не знаете, куда они деваются зимой?

– Кто девается?

– Да утки! Может, вы случайно знаете? Может, кто-нибудь подъезжает на грузовике и увозит их или они сами улетают куда-нибудь на юг?» (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 12)

Один из самых культовых моментов в книге – постоянные вопросы Холдена Колфилда про птиц. Главному герою интересно, куда они улетают на зиму, от того он постоянно спрашивает взрослых об этом. Только никто ему ответить не в состоянии. Трактовки данных эпизодов могут быть разные и они выходят за рамки данного текста. Мы лишь зафиксируем мысль, что вопрос про зимовку птиц играет важную роль в книге.

Возникает ощущение, что в игре не случайно такое большое внимание уделяется разного рода пернатым существам. Мало того, что постоянно показывают их в кадре, так еще и дают возможность взаимодействовать с ними почти в каждом эпизоде. Уж слишком это не похоже на совпадение!

В какой-то степени Life is Strange дает свой, довольно циничный ответ на вопрос. На дворе – осень, только птицы не улетают из Аркадии Бэй. Вместо этого они погибают от загрязнения окружающей среды и предстоящей катастрофы (урагана).

Птицы на заднем дворе дома Хлои

Похабные надписи на стенах

«Будь у человека хоть миллион лет в распоряжении, все равно ему не стереть всю похабщину со всех стен на свете. Невозможное дело». (Д. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», глава 25)

Довольно малозначительный эпизод, который тем не менее достоин рассмотрения. Когда Холден Колфилд попадает в школу своей младшей сестренки, он видит похабную надпись на стене. Юноша долго думает, стирать или нет, и в итоге все-таки решается очистить стену от похабщины. На этом баталия главного героя с пошлостью не заканчивается. Спустя какое-то время он опять видит написанную похабщину, но уже в другом месте. Однако уже во второй раз он решает бездействовать. Потому что, в отличие от предыдущей надписи, эта – нацарапана ножом, значит и оттереть ее не представляется возможным. После этого Холден Колфилд приходит к довольно интересной мысли: «Будь у человека хоть миллион лет в распоряжении, все равно ему не стереть всю похабщину со всех стен на свете».

Теперь рассмотрим пару эпизодов в игре. В первой главе, когда мы попадаем в общежитие, мы можем стереть издевательские надписи с дощечки Кейт и заменить рисунком символа мира. Очень добрый и правильный с моральной точки зрения поступок. Во второй главе надписи появятся вновь. Мы можем снова стереть похабные надписи, но нарисовать что-то свое игра нам уже не даст. Вот такая вот случайная параллель.

Макс, подобно Холдену, стирает «похабные надписи» и рисует вместо них символ мира

Заключение

Life is Strange очень любит разбрасываться отсылками. Настолько, что перестаешь их даже ценить. Это чем-то напоминает фильмы Marvel, где пасхалки создаются ради пасхалок. Однако, в отличие от продуктов вышеупомянутой киностудии, иногда за, казалось бы, легкомысленным фасадом, скрывается небывалая глубина осмысленности и тонкости, увидев которые, можно не только прийти в восторг, но и открыть для себя игру с новой, доселе невиданной стороны и восхититься тем изяществом, с которым сценаристы умело вплетали черты великого американского романа внутрь сюжета своего произведения.

После такой тонкой и по-настоящему изящной работы удивляешься, как практически та же компания и те же люди смогли выпустить ужасающий в своей бездарности Life is Strange 2! Но об этом как-нибудь в следующий раз!

Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий