Синема
Блог

Иранский фильм «Герой». Победил в Каннах и мог выиграть Оскар, но его режиссеру теперь грозит тюрьма

«Герой» (не путать с одноименными фильмами с Димой Биланом и Александром Петровым)

Жизнь снова оказалась лучшим сценаристом.

Режиссер Асгар Фархади дважды выигрывал Оскар за лучший иностранный фильм: «Развод Надера и Симин» (2012) и «Коммивояжер» (2017). Новый фильм Герой вполне мог принести иранцу третью статуэтку, что позволило бы сравняться по количеству наград с великим Ингмаром Бергманом. И все начиналось успешно. В Каннах режиссерская работа удостоилась одним из Гран-при (другой у «Купе №6» с Юрой Быковым). После этого фильм был выдвинут на Оскар от Ирана. Но потом, как не подметил только ленивый, Фархади сам стал героем своего (своего ли?) сюжета.

Дело в том, что в фильме герой не происходит ничего геройского. Это скорее история о том, как в современном мире соцсетей и медиа героем сначала легко стать, а потом точно также легко перестать им быть, превратившись в антигероя. Нет даже необходимости пересказывать сюжет. Просто представьте: хороший поступок обычного человека попал в фокус общественного внимания, но в силу обстоятельств историю пришлось совсем немного видоизменить. Ну, потому что так лучше для всех. А после короткого чествования нового героя, происходят уже знакомые нам процессы по развенчанию. Их можно свести к двум фундаментальным фразам: «Не все так однозначно» и «Кому это выгодно?».

В персидском языке нет разделения на мужской и женский род, поэтому название можно перевести и как «Героиня». Все основания для этого есть!

В Иране строгая цензура, поэтому Фархади приходится многое говорить зрителю не напрямую. Раньше этим искусством тонких намеков, двусмысленностей и недосказанностей в совершенстве владели советские режиссеры. Теперь подобное мастерство полезно вновь. В одних странах контроль государства за выражением мнения усиливается прямо на глазах. В других расцвела «культура отмены», подталкивающая авторов к более строгой самоцензуре, особенно в юморе (эх). Никому не хочется терять репутацию и работу.

После успеха в Каннах, как вы могли догадаться, началось развенчание триумфатора. Бывшая студентка Фархади (Азаде Масихзаде) обвинила его в краже сюжета своей студенческой работы — короткометражки по реальным событиям, произошедшим в ее родном городе. Режиссер ответил, что идея пришла к нему намного раньше, все совпадения случайны. А еще у него (внезапно) есть подписанный отказ студентки от авторских прав. Предусмотрительно, но юридической силы не имеет. Мнения разделились, всей правды мы уже не узнаем. В итоге «Герой» не попал в число номинантов на Оскар, Каннский кинофестиваль передумал назначать Фархади председателем жюри в этом году (в жюри все же позвали, хоть это и вызвало скандал), а сам он проиграл в Иране уже два суда. Первый — по его иску на бывшую студентку о клевете, второй — уже по ее иску о нарушении авторских прав. 

На открытии нового Каннского кинофестиваля Фархади спрашивали о плагиате. Продолжает отрицать и просит задуматься, почему СМИ об этом пишут. Классика.

Да, в Иране не особо соблюдают авторские права и уже давно крутят в кинотеатрах цензурированные пиратские копии голливудских фильмов. Но такое допускается только по отношению к продукции недружественных западных стран. Решения судов еще неокончательные и драматизма добавляют возможные последствия для обоих участников в случае проигрыша. Прославленному режиссеру грозит штраф или тюремный срок, а его бывшую студентку за клевету могут как посадить в тюрьму, так и ВЫСЕЧЬ ПЛЕТЬМИ. 73 удара по спине, между прочим.

«Герой» стоит посмотреть, чтобы лишний раз убедиться: жизнь бывает круче любого фильма. И заодно получить представление как там вообще в Иране люди живут.

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные