Обзор Far Cry 6. Все проекты Ubisoft – в одной игре
Погорский препарировал новый шутер.
В последний раз я проходил Far Cry лет 7 назад – это был Far Cry 3, который мне очень понравился. С тех пор найти время на серию толком не получалось: у меня есть «четверка» и «пятерка», но в них я так и не разыгрался. Поэтому при включении Far Cry 6 несколько наивно полагал, что ощущу некий качественный скачок: наверняка ведь за то время, пока я не следил за серией, она сильно эволюционировала? Оказалось, не совсем так: шестой номерной (и, кажется, уже девятой по порядку) Far Cry кардинально не изменился. А уж если вы недавно проходили любую другую большую игру Ubisoft, то и подавно почувствуете себя как дома – хорошо это или плохо.
Действие Far Cry 6 разворачивается в новом сеттинге: решив сделать политическое высказывание, но будто побоявшись последствий, разработчики придумали островное государство Яра – очень похожее на Кубу место со своей историей и испаноговорящим населением. Примерно полвека назад Яра пережила революцию, после чего власть перешла семье жестоких лидеров Кастильо. Нынешний президент Антон превращает страну в одну большую плантацию для выращивания суперэффективного лекарства для раковых больных (на экспорт, разумеется), развивает уже 300-тысячную армию и воспитывает преемника Диего. Наш протагонист Дани (мужчина или женщина на выбор) пытается из этой утопии сбежать, но после неудачи примыкает к повстанческому движению Libertad. Дальше – развитие сюжета по всем канонам современных «фаркраев».
Яра визуально несколько отличается от тропического Рук Айленда, изолированных Гималаев и американского округа Хоуп, но отличие именно что декоративное. Снова беготня преимущественно по дикой местности (большой город – лишь один из нескольких регионов карты), снова повстанцы, снова борьба против деспотичного лидера. Ubisoft, кажется, для себя решили, что во всех Far Cry должен быть максимально созвучный сюжет, будто это такая же незыблемая часть ДНК серии, как прыжок веры в Assassin’s Creed. Со стороны это кажется банальной ленью: один раз придумали нарративный скелет для франшизы и используют его, пока не развалится.
Казалось бы, хотя с сюжетом в таком случае все должно быть предсказуемо, но в порядке. На деле драматургия получилась местами бутафорной: я так и не прочувствовал, почему Дани, уже решивший бежать из Яры в США, вдруг развернулся и пошел воевать буквально не свою войну, а войну погибшей подруги. Сложных и заставляющих задуматься политических высказываний игра тоже не делает, впечатлил разве что монолог лидерши сопротивления о том, что после теоретической победы повстанцев настоящая революция только начнется и Яра, скорее всего, на какое-то время станет еще более неспокойным местом.
Очевидную проблему безыдейности в этот раз попытались замаскировать звездным кастом: роль главного антагониста Антона Кастильо сыграл харизматичный актер Джанкарло Эспозито. Только вот половина (может и больше) работы Эспозито пришлась не на игру, а на ее многочисленные рекламные трейлеры: там Кастильо произносил проникновенные речи, давал интервью воображаемым журналистам, западал в душу своим переменчивым настроением. В самой Far Cry 6 Антон Кастильо производит впечатление во вступлении и полноценно появляется только в финале, а до тех пор только маячит в кат-сценах после устранения каждого из трех своих приспешников. Просто чтобы напомнить игроку, против кого он вообще сражается.
Впрочем, как я всегда говорю, игры Ubisoft – не про сюжет, а про геймлей, с этим давно пора смириться. Он тоже глобально узнаваем: берете пушку в руки и отправляетесь куда глаза глядят, чтобы постепенно зачищать карту от десятков назойливых маркеров и собирать ресурсы. Только в сравнении с той же Far Cry 3, где можно было открывать интересные умения с повышением уровня, прокачка в Far Cry 6 играет еще более важную роль и напоминает о себе постоянно. У каждого региона Яры свой уровень, определяющий примерную силу всех местных врагов: если они выше персонажа на 2-3 уровня, то вам там делать нечего. У каждого человека и животного над головой видна шкала здоровья: хэдшоты уменьшают ее быстрее, попадания в тело – медленнее. Правда, важна не столько меткость, сколько ваша экипировка.
К сожалению, каждому из нескольких десятков моделей оружия в Far Cry присвоено определенное количество звезд, определяющих их мощь – от одной до четырех. Поэтому если у вас есть 4-звездочная винтовка, лучше пользоваться ей, чем 2-звездочным пистолетом-пулеметом, даже если он больше подходит под ваш стиль игры. Другой, еще более важный момент – тип используемых боеприпасов: они бывают против незащищенных целей, разрывные, бронебойные, огненные и так далее. Подразумевается, что перед каждым крупным сражением игрок сперва проведет разведку территории, запомнит, какого типа защита у местных врагов, и возьмет подходящие патроны – для этого рядом с удобными точками разведки часто расположены верстаки. В реальности все гораздо прямолинейнее: вам нужно бронебойное основное оружие – против солдат – и что-нибудь с большой дальностью стрельбы и разрывными патронами – против вертолетов. Все!
Получается нелепая ситуация: Ubisoft придумала для игроков задачку «два плюс два», чтобы аудитория радостно кричала «четыре!» и чувствовала себя великими стратегами. Только в этом стремлении пострадала вся система экипировки: вам, например, часто будут попадаться вроде бы прикольные пушки, которыми вы просто не станете пользоваться – потому что слишком мало звезд. Или выдающееся уникальное оружие с интересным дизайном и перками, которое тоже не пригодится – потому что «эксклюзивные» модели запрещено кастомизировать настолько, что вы не поменяете даже тип боеприпасов. Я так радовался, когда наконец купил тот смешной CD-проигрыватель-дискомет, играющий Los Del Rio – Macarena... пока через две секунды не понял, что моя скучная винтовка в бою будет в разы эффективнее – из-за типа урона.
Я могу продолжать негодование о системе уровней Far Cry 6 еще очень долго, потому что именно она постоянно мешает в полной мере получать удовольствие от игры. Тем, что «запрещает» использовать оружие, которое нравится. Тем, что принижает важность меткости стрельбы и стратегии, отдавая приоритет банальным характеристикам. Тем, что после выполнения чего угодно в середине экрана появляется потихоньку заполняющаяся шкала опыта – вечное напоминание того, что я, наверное, не занимаюсь этим ради удовольствия, а просто погряз в гринде.
В этом вся Far Cry 6: очень хорошая, местами почти отличная игра, которую старательно хоронят откровенно лишними механиками. Здесь появились лагеря – мирные хабы, где камера переключается на вид от третьего лица, позволяя рассмотреть все те убого выглядящие шмотки, в которые вы одели героя ради характеристик. Помимо этого в хабах Дани может принимать квесты, делать покупки и... строить новые функциональные сооружения, а потом их улучшать. Помнится, после провального старта Ghost Recon Breakpoint руководство Ubisoft торжественно обещало перестать делать взаимозаменяемые игры – и вот, два года спустя, в Far Cry 6 есть целая система механик, один в один напоминающая деревню из Assassin’s Creed Valhalla. Зачем?
Впрочем, страшнее, когда разработчики начинают заимствовать что-то из мультиплеерных проектов. В тех же лагерях болтливая женщина предлагает Дани отправиться на кооперативную миссию, чтобы заработать специальную валюту, которую можно потратить на обновляемый ассортимент пушек, декоративных предметов и редких ресурсов для крафта. Да, это все еще рецензия на Far Cry 6, а не на новый The Division.
Остальное в игре, ну, плюс-минус такое же, как и было. Все еще нужно захватывать КПП и лагери, участвовать в гонках, охотиться, искать клад, спасать гражданских от злых военных. Разве что карта увеличилась до совсем уж неприличных размеров: я не понимаю, откуда у сотрудников Ubisoft столько сил и желания каждый раз делать такие красивые и детализированные миры. Великие люди.
* * *
Не подумайте, что Far Cry 6 плохая игра в целом – просто в очередной раз интереснее говорить о ее серьезных проблемах, чем дежурно перечислять достоинства, рискуя превратить текст в литературно написанный пресс-релиз. Местами тут бывают классные штуки: например, очень веселит само существование полноценного файтинга внутри игры на основе петушиных боев – там даже можно биться с другими игроками. Отдельные второстепенные квесты удивляют выдумкой: тут есть цепочка заданий о петухах-мутантах, стилизованная под хоррор-слэшер.
В остальном же вдохновляющие моменты Far Cry 6, как и прежде, сугубо индивидуальны – это те истории, которые время от времени генерируют сами геймплейные ситуации, как и положено любой уважающей себя песочнице. Пересказывать их, впрочем, нет смысла – иначе произойдет «эффект интересного сна»: вроде бы классно, а стоит кому-то рассказать – ерунда какая-то.
Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только
Что показали на Tokyo Game Show 2021: много JRPG всех калибров и даже российские игры
Лучшая игра по фильмам вышла 24 года назад. Шутер о Джеймсе Бонде сделали авторы Battletoads