Заметки Погорского
Блог

Обзор Gamedec. Польский киберпанк с замахом на Disco Elysium

Погорский стал игровым детективом.

Тяжело приходится тем, кто любит RPG, но с каждым годом все с большим трудом находит на них время: среднее прохождение игр жанра занимает около 50 часов, полное – еще в два-три раза больше. Для тех, кто до сих пор по собственной воле сидит в Skyrim, это не проблема, а остальные пропускают новинки как раз из-за нехватки свободных часов.

Gamedec для таких людей будет спасением: это довольно старомодная изометрическая RPG с полноценным сюжетом и неплохим отыгрышем роли, которую можно неспешно пройти всего за 15 часов. От олдскульных RPG ее главным образом отличает отсутствие боевой системы – здесь, прямо как в Disco Elysium, все решают правильно выбранные реплики и действия в диалогах.

Сюжет игры, основанный на романах польского фантаста Марчина Пшибылека, разворачивается в конце XXII века. На Земле, разумеется, катастрофическое перенаселение, ресурсов на всех не хватает, а природа мутировала настолько, что безопасными для жизни считаются только полисы – гигантские мега-города, построенные на руинах старых миллионников и состоящие из массивных башен высотой в несколько километров. В этом антиутопическом мире главная радость населения – эскапизм. В Gamedec люди не просто смотрят фильмы или играют, а полностью погружаются в разнообразные виртуальные миры и порой проводят в них по несколько дней, пока специальное оборудование спасает мышцы их бессознательного тела от атрофии и подкармливает его, растворяя специальные капсулы.

В такой реальности большим спросом пользуется новая профессия геймдеков – игровых детективов, к которым относится и протагонист. Работа в описанных условиях довольно серьезная и важная: геймдеков нанимают, в том числе, чтобы поймать супруга-изменника в онлайн-игре для взрослых, либо уличить кого-то в махинациях, подвергающих опасности реальные компании. В целом все, что происходит в виртуале, часто напрямую связано с реальностью. Разве что смерть и травмы, полученные в легальных онлайн-играх, не наносят ущерб настоящему телу пользователя.

Наш геймдек, впрочем, с самого начала вляпывается в еще более серьезную историю. Богатый бизнесмен нанимает героя, чтобы тот спас его сына: парень уже несколько дней торчит в какой-то онлайн-игре, его невозможно отследить или разлогинить без риска для здоровья. Это первое из нескольких больших дел в Gamedec: каждое рассказывает свою историю и затрагивает определенную игру, но все они связаны общей сюжетной линией, которая проявляется ближе к финалу.

В первые часы Gamedec изящно создает иллюзию, будто успех всего расследования зависит от решений игрока. Нужно собирать улики и опрашивать свидетелей: часто требуется не просто перебирать уточняющие вопросы в любом порядке, но расставлять приоритеты и спрашивать только важные вещи. В диалоге с некоторыми ключевыми персонажами появляется шкала с несколькими «замками» – ее можно заполнять в одну или в другую сторону, направляя общение в нужное русло. Например, в первом деле геймдек допрашивает друга пострадавшего, которому повезло выбраться из кресла первым: можно его запугать, а можно добиться доверия. В зависимости от выбранного пути зацепки немного отличаются – собрать всю информацию часто просто невозможно.

Когда вся локация исследована и закликана, наступает время для дедукции: все зацепки собираются в отдельном меню, где можно еще раз изучить их и выбрать какую-то одну теорию или свой следующий шаг. Иногда достаточно половины информации, чтобы увидеть однозначную истину, в других случаях правильное заключение неочевидно вплоть до последней зацепки. На самом деле можно не слишком переживать: неосмотрительные действия немного меняют ход развития событий, но прохождение в целом не сломают.

Важную роль в принятии решений играют десятки, если не сотни записей кодекса: в них описываются персонажи, технологии, организации и истории мира Gamedec. Описываются, правда, чаще всего в форме отрывков разговоров каких-нибудь аморфных телеведущих, интервью или записей дневника – чтобы выжать полезную или хотя бы интересную информацию, приходится вчитываться во все подряд. Это частично усиливает общую атмосферу, но недавно вышедшая Deathloop доказала, что такая система может быть более дружелюбной: геймдек вполне мог бы самостоятельно подытоживать прочитанное в отдельной вкладке, как Кольт.

Поскольку в Gamedec нет инвентаря как такового, вся прокачка заключается в получении разных аспектов личности: сила, логика, наблюдательность, эмпатия. Распределить первые несколько очков позволяют еще при создании персонажа – там же выбираются внешность и местоимения геймдека. В самом прохождении очки дают за выполнение характерных действий. Сказал что-то резонное – получил «+1 к логике», терпеливо выслушал странного болтуна – прокачал «эмпатию». Очки тратятся на приобретение профессий – перков, открывающих специальные опции в диалогах.

Система вроде бы интуитивная, но на деле из-за нее в Gamedec некомфортно играть так, как хочется. При желании можно получить все (или почти все) профессии за одно прохождение, но тогда при принятии решений придется руководствоваться не придуманным образом героем, а предположением, очко какого вида даст каждый из предложенных вариантов. И ближе к финалу станет очевидно, что важнее всего в игре ветка, связанная со знанием технологий и хакингом – логично, конечно, но обидно.

То, что подавалось как главная особенность Gamedec – погружение в несколько игр-миров с уникальными правилами и сеттингами – на деле реализовано очень поверхностно. Каждая из нескольких игр в Gamedec – это относительно небольшая локация, фундаментально работающая по тем же правилам, что и реальность: нужно опрашивать игроков или NPC, выполнять поручения, кликать по предметам. Отличаются только декорации и гиммики: тут есть своя «Веселая ферма», где герой может выращивать фрукты и зарабатывать золото, а в предпоследнем мире каждое действие отнимает время от игровых суток – особо не разгуляешься. Вероятно, через эти игры разработчики хотели показать сатиру на современный гейминг, но получилось неуклюже и ретроградно даже по меркам 2021-го, не говоря уже о конце XXII века.

* * *

При этом главная проблема Gamedec – финальная пара часов кампании. В момент, когда нарратив окончательно переходит от раскрытия локальных дел к глобальной сюжетной линии, игра стремительно ухудшается. На игрока вдруг вываливают тонны экспозиции, в истории появляется все новые пошлые для научной фантастики клише. В финале герою дают выбрать одну из 6 концовок – доступ только к паре из них зависит от ваших решений на протяжении всей игры. Но выбор чисто номинальный: сразу после него игра показывает слайд-шоу с принятыми решениями и бесцеремонно переходит к титрам. Чем там в итоге все закончилось – придумайте сами.

К слову, если вы хотите пройти игру на русском языке, лучше подождать: за неделю с момента релиза разработчики так и не исправили перевод, в котором все еще встречаются целые куски текста и диалоги на польском. В английском переводе таких серьезных проблем я не встречал.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

Игры Ubisoft – самые предсказуемые на свете. И это замечательно!

Превью Marvel’s Guardians of the Galaxy. Такой должна была получиться игра о «Мстителях»

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий