Блог Заметки Погорского

10 лет назад к топ-играм выпускали мобайл-приложения: чтобы смотреть в смартфон пока играешь. Были даже удачные 🤨

Вспоминаем самый странный тренд уходящего поколения.

Мое недавнее прохождение Fable Anniversary началось с неожиданного артефакта прошлого. Речь даже не о логотипе Xbox 360 при загрузке эмулятора на Xbox One и не о сюжетных роликах в скромном разрешении: при каждом запуске игра предлагала скачать приложение Xbox SmartGlass для устройств на Android, iOS или Windows Phone (ауч!). Якобы с ним я смогу «взаимодействовать с Fable как никогда ранее», то есть выводить игровую карту на планшет, читать описания персонажей и сравнивать изображения Fable 1 (что бы это ни значило).

Только после этого я вспомнил, что на заре текущего поколения консолей подобная функциональность была чуть ли не в каждой второй игре: примерно в 2011-2014 годах было сложно не заработать аллергию на словосочетание «приложение-компаньон». Сейчас тренд угас, а оттого вспоминать недалекое прошлое игровой индустрии еще смешнее.

Хотя у студий были и толковые идеи.

Многие ранние игры для PS4 и Xbox One предлагали «улучшить опыт» с помощью планшетов и смартфонов

Несложно понять, почему в начале 2010-х игровая индустрия помешалась на мобильных приложениях.

В 2010 году глобальную революцию в мире гаджетов совершил первый современный планшет, iPad. Скептики насмехались над устройством нового формата от Apple, но вскоре оно набрало огромную популярность, создало новую большую нишу на рынке и даже стало походить на потенциального убийцу ноутбуков. Также iPad помог росту и без того аномально ускоряющегося рынка мобильных игр – он, в свою очередь, грозился и до сих пор грозится убить игровые консоли. Поэтому разработчики классических игр стали адаптироваться под новые условия: выпускать полностью мобильные проекты и интегрировать новые гаджеты в привычный гейминг, чтобы он, видимо, казался релевантнее.

Мобильная истерия пришлась как раз на выход некстген-консолей в конце 2013 года. Геймеров снова нужно было удивлять какими-то новыми фишками помимо улучшенной графики, так что одной из первых инновации нового поколения стала повсеместная интеграция смартофонов и планшетов.

Смотря презентации на выставке E3 тех лет или пролистывая игровые новости, было сложно не закатывать глаза от каждого «потрясающего приложения-компаньона», которое предлагали скачать в дополнение будто к каждой второй новой игре. Раздражала не столько сама идея, сколько навязчивость, с которой она продвигалась.

Один из ярчайших примеров планшетной интеграции был на дебютной презентации сетевой шутера-RPG The Division от Ubisoft. Группа агентов исследовала полузаброшенный снежный Нью-Йорк и наткнулась на вражескую группировку – начался бой. На четвертой минуте ролика некий Крис подключается к группе с планшета, управляя дроном: он может стрелять по врагам, вести разведку с высоты и, например, подсвечивать врагов за укрытиями. Через минуту Крис ушел оффлайн, потому что ему нужно было идти по делам. Выглядел концепт круто:

Как мы знаем, показанная игра сильно отличалась от финальной версии: на релизе в The Division такого кросс-плея не было.

А вот у Fallout 4 другую, не менее удачную идею все-таки реализовали. Bethesda догадалась превратить приложение-компаньон в копию Пип-Боя – переносного компьютера героя, заменяющего все меню. Вынести все функции вроде инвентаря и карты на отдельное устройство получилось органично:

Дополнительное погружение обеспечивала реплика Пип-Боя с аналогичными функциями. Ее продавала сама Bethesda (видимо, ради этого приложение и создали изначально), но все прекрасно работало и на смартфоне.

Но эти два примера – скорее исключения. Большинство студий никак не показали, чем же все-таки круты компаньоны. Получились бесполезные и скучные приложения: отображение игровой карты, доступ к записям кодекса или журналов, какая-то базовая информация об экипировке вашего персонажа. Так случилось с Assassin’s Creed 4: Black Flag, Mirror’s Edge, Mass Effect, Fallout Anniversary и другими.

Отдельного упоминания заслуживает первая Destiny. В ее приложении был раздел «Гримуар», содержащий десятки записей с информацией о мире игры. В целом задумка здравая: пока вы ждете загрузки планеты или набора людей в матчмейкинге, можно взять телефон и изучать историю серии. Вот только в самой Destiny сюжета практически не было – и получилось, что необязательное приложение куда информативнее, чем даже кампания игры. Результат – массовый хейт фанатов и общее недоумение.

Почему о таких приложениях перестали говорить?

Разработчики пару лет активно форсили такие функции, а затем хайп умер – точнее, его и не было.

Компаньоны в большинстве случаев только мешались. В теории они, конечно, помогают разгрузить интерфейс игры и избавить геймера от необходимости лезть в меню, но такой проблемы (по крайней мере, настолько острой) и так не было. Разработчики давно научились разгружать экран: шкалу здоровья мы определяем по уровню покраснения экрана, количества золота выводится только при торговле, иконки оружия и количества патронов скрываются в мирных зонах и так далее.

Если информация, вынесенная в отдельное приложение, не имеет особой ценности, то и мотива пользоваться им нет. В противном случае обращаться ко второму экрану неудобно, ведь для этого нужно лишний раз перевести взгляд, а то и повернуть голову. К тому же планшеты и смартфоны нужно куда-то ставить или класть, они могут разрядиться.

Да и вообще, постоянно рушить свое погружение в виртуальный мир – какой-то отстой.

Компаньоны едва живы – но некоторые даже полезны

Какими-то из них вы, возможно, даже пользуетесь. Например, приложения Xbox и PlayStation тоже относятся к их числу: с их помощью можно удаленно поставить игру на загрузку или договориться с кем-то из списка друзей поиграть в мультиплеер после работы. Компаньон Nintendo Switch в свою очередь – единственный рекомендованный способ для организации голосового чата. Да, сама консоль это не умеет.

Еще один хороший коцепт принадлежит приложению Call of Duty, запущенному несколько частей назад. Оно позволяет пользователю создавать и редактировать комплекты снаряжения для персонажей мультиплеера: если вас озарило, что снайперскую винтовку стоит поменять на дробовик, это можно сделать вне дома или между матчами. Правда, эту функцию для Modern Warfare (2019) на официальной странице обещают добавить «скоро», а учитывая скорый выход следующей игры, поддержка приложения вызывает вопросы.

Есть ли у них будущее?

Скорее нет, чем да. Приложения-компаньоны для самих консолей останутся – они действительно удобны в определенных случаях – а вот для игр их выпускать практически перестанут. То, что в теории могло стать революцией, оказалось очередным бесполезным гиммиком (фишка ради фишки), да и учитывая практически полное избавление от загрузок на некстгене поводов отвлечься на телефон или планшет станет еще меньше.

* * *

Расскажите в комментариях, пользовались ли вы приложениями-компаньонами для игр и если да, то считаете ли какие-то из них полезными?

Считаешь себя фанатом Mass Effect? Попробуй не ошибиться в этом тесте

Ключевая RPG в истории игр: возродила жанр и сделала BioWare великой

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья