Заметки Погорского
Блог

Впервые прошел Fable. Британская RPG-сказка с расчлененкой, сексом и спасением мира

Почему Стас Погорский ждет возвращения серии.

Воспользовавшись небольшой паузой в игровых релизах перед началом бурного ноября, я наконец прошел первую часть Fable (точнее, ее переиздание Fable Anniversary) – известную RPG, прославившуюся уникальным английским колоритом и давшую начало главной ролевой серии Xbox. Игра вышла аж в 2004 году (год спустя – на PC) и до сих пор сложно найти ее полноценный аналог.

Главный лжец в истории видеоигр: обманывает уже 30 лет, пьяным уволился из EA, кинул на деньги пацана, который первым прошел его игру

Чтобы впечатлиться от Fable в полной мере, ее нужно запустить, настроившись на семейную или даже детскую игру: на обложке изображен мальчик в образе типичного искателя приключений, само название «Сказка» тоже намекает на что-то легкое и светлое. Первые минут 20 прохождения иллюзия держится: отец поручает герою сделать как можно больше хороших дел для жителей небольшого городка, обещая дать по золотой монете за каждое – их парень потратит на подарок для старшей сестры-именинницы.

После выполнения пролога мы дарим миловидной девочке шоколадку, она рассказывает о приснившемся кошмаре... И сразу после этого на поселение нападает группа разбойников: кругом пламя, разруха, крики, трупы. Семью мальчика жестоко убивают, а он чудом спасается благодаря пришедшему на помощь герою (это его профессия). Вот это – суть Fable.

Хоть смена тональности во вступлении срабатывает как шокер, такой нарративный контраст – фирменная черта и первой игры, и всей серии. В основе это вполне подростковая история про спасение мира, великие подвиги и борьбу добра со злом. Нюансы добавляют остроты: тут при любой возможности упоминаются насилие, пытки, алкоголизм и даже секс (в меньшей степени). Британский юмор с щепоткой чернухи – сочетание для игр довольно непривычное.

Но основная фишка Fable – возможность стать либо настоящим героем, либо злодеем (ну, скорее, антигероем). Уже при выполнении отцовского поручения игроку предоставляют минимум два решения: избить задиру, приставшего к жителю, либо помочь ему затравить бедолагу; рассказать женщине об измене мужа либо принять его взятку и соврать. Такие противоположные развилки в игре встречаются постоянно, но к каким-то серьезным последствиям приводят лишь некоторые. Зато можно убить практически всех сюжетных персонажей – зачастую это вполне резонный способ выполнить квест.

Свободой быть либо однозначно хорошим, либо однозначно плохим Fable предвосхитила аналогичную систему в Mass Effect и реализовала ее в целом не хуже. Я, правда, снова вел себя как настоящий Парагон, поскольку мне тяжело причинять боль даже низкополигональным вымышленным болванчикам. Но в одном из квестов я как бы случайно вырезал целый лагерь мирных жителей, потому что, кхем, случайно принял не то задание. И не хотел возвращаться к сохранению, сделанному до его начала.

В первом Fable спаситель протагониста тут же приводит его в гильдию героев, где мальчик растет и обучается. Взрослые члены гильдии работают, принимая карточки заданий (делятся на сюжетные и второстепенные), причем среди них встречаются поручения и от бандитов. Видимо, у гильдии нет морали как таковой, так что «злодейские» карточки нужно просто игнорировать.

Ну, зато моя вышеупомянутая халтурка выглядела очень драматично: герой, спасший уже несколько городов от разных напастей, вдруг начал потрошить сидящих на скамейке гражданских за деньги бандитов. И все это с буквальным нимбом над головой – моя геройская репутация на тот момент была уже настолько высока, что даже геноцид поселения ее практически не пошатнул.

И кого бы вы ни отыгрывали, практически все задания будут подразумевать убийство монстров или других врагов, а иногда и боссов. Спустя 16 лет после релиза боевая система Fable с трудом выдерживает критику: она одновременно дубовая, неловкая и полностью сломанная.

Героя учат сразу трем дисциплинам: ближнему бою, стрельбе из лука или арбалета и магии. Сначала кажется, будто в игре есть классы – очки опыта можно вкладывать в определенные навыки или конкретные заклинания, – но где-то к середине прохождения вы будете сильны во всем.

При этом ближний бой неудобен из-за неотзывчивого управления и того, что почти все враги постоянно ставят блок, а магия годится разве что для редких бафов (можно замедлить время вокруг себя – имба), иначе у вас быстро кончится мана (воля). И только стрельба из лука сверхэффективна в любой ситуации: большинство врагов даже не успеют до вас добежать, никто не способен блокировать стрелы.

В боевой системе есть интересная находка – множитель боя. Она увеличивается от каждого нанесенного урона и резко снижается от каждой полученной атаки. В среднем множитель можно держать где-то на 20 – тогда вместо, например, 200 единиц опыта с убитого монстра вы получите 4000 единиц. Опять-таки, систему легко абьюзить и быстро прокачаться в потолок, но это хотя бы интересная механика, особенно для того времени.

Неловкие сражения Fable компенсирует богатыми социальными фишками – особенно для консольной RPG с упором на экшен. В свободное от выполнения заданий время герой может найти много способов убить время. Например, стать крутым лэндлордом: в каждом городе продается дом, который можно чуть улучшить за дополнительную плату и сдавать в аренду, либо поселиться самому. Или напиться, поиграть в покер, похвастаться всем встречным тровеями с боссов (это отедьная мини-игра). Также можно порыбачить или пройтись по магазинам, поменяв свой образ и купив броню и оружие получше (на лут с монстров не надейтесь – его почти нет).

После шопинга над головами встречных жителей появятся сердечки – в Fable, помимо прочего, можно построить свою любовь! Чтобы завоевать сердце, скажем, владелицы магазинчика, ее нужно завалить подарками и подарить обручальное кольцо. Счастливая жена предложит заняться сексом – тут Fable все-таки остается подростковой игрой на грани, потому что вместо сцены соития игрок наблюдает черный экран, но слышит сладостные стоны.

Если вы перестанете навещать свою супругу, то она от вас уйдет – кому-то больше подойдут разовые связи с проститутками. И тут Fable прекрасен: если вы будете постоянным посетителем борделя, то в итоге сможете стать его владельцем. Тогда секс вам будут предоставлять бесплатно и в любых количествах.

И когда ваш славный герой (или жадный до славы плохиш) устанет делать поступательные движения тазом и вернется к спасению мира, его ждет на удивление добротный сюжет. После первых довольно медленных часов игра разгоняется, щедро осыпая сюжетными поворотами: это еще одна история про «избранного героя», но хотя бы интересная и насыщенная. Не такая крутая, чтобы разбирать ее по мелочам, но действительно на уровне хорошей олдскульной сказки. С древними легендами, пророчествами, харизматичным антагонистом и средневековой атмосферой королевства Альбион.

* * *

Даже спустя столько лет Fable сохранил магнетизм, благодаря которому он стал одной из ключевых серий Microsoft и прославил своего создателя Питера Молинье. Обычно прохождение старых игр вызывает подсознательное желание поиграть во что-то более современное – ведь там будет примерно то же, но больше и лучше. Но после завершения Fable я лишь взгрустнул, что до новой игры серии, теперь уже от совершенно другой студии и на некстгене, осталось еще несколько лет. Ну, пока можно пройти Fable 2 и 3!

Ключевая RPG в истории игр: возродила жанр и сделала BioWare великой

Какого оружия нет в игре? Тест Sports.ru

6 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Дубовая боевая система.... Хмм... Вот как то совсем не заметил. При этом с описанием эффективности прокачки не согласен, хотя разница может быть в том, что я играю на клавомыши (геймпад в 3д играх все же зачастую похож на костыли). Социальные взаимодействия и секас ничто по сравнению с системой шрамов. Вот реально не было одинаково разукрашенного героя в 5-6 прохождениях. То что превалирующая ветка влияет на внешность героя в статье тоже мимо. Воин реально становится волосатой горой мышц, лучник высоким дрищем, а маг покрывается синими татуировками. Многое оружие может быть получено только при определённой прокачке и репутации. Например, лучший лук в игре требует человеческих жертв, ну или меч в камне (требует силы). Вообще Фейбл это игра про детали.
+3
0
+3
Нормальный текст от Погорского, спешите видеть!
+2
0
+2
В какое то время влюбился в третий
+2
0
+2
помню в 2005 купил диск. прошел с невероятным восторгом.
а потом давал диск одноклассникам за какие то плюшки (деньги, другие игры, пиэспи и тд)
в итоге уж очень выгодная игра, для меня лично стала.
+1
0
+1
Погорский лучше стал писать! Читать стало интереснее. Осталось только с грамматикой разобраться и лексику прибрать. Спасибо труд!
+2
-1
+1
не припомню там расчлененки. Но вот как меняется герой мне нравилось. Вот бы в TES такое завезли и борода чтоб росла и тд
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий