Заметки Погорского
Блог

Впервые поиграл в «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». За 3 часа не понял, почему вы ее полюбили

Впечатления Стаса Погорского.

Знакомство с великим S.T.A.L.K.E.R. я откладывал долго, но знал, что оно неизбежно – серия слишком значима для СНГ-индустрии. Поскольку GSC Game World ошарашила всех дебютным трейлером мифического S.T.A.L.K.E.R. 2, больше тянуть не было смысла. Знаю, что «Зов Припяти» – не первая часть серии, ее я выбрал ради относительной новизны и, как утверждает коллега Миша Ложков, наименьшего количества багов.

Действительно, за три часа игры багов я не встретил, как и вылетов. Текст будет не о них, а о том, как я пытался проникнуться симпатией к игре вопреки многочисленным недостаткам – и вскоре сдался.

Возможно, кто-то почти ничего не знает о «Сталкере» – это вселенная игр и книг, в которой безумные люди отправляются в современную Чернобыльскую зону отчуждения в поисках богатства, славы и силы. В то время как настоящие сталкеры исследуют Припять и устраивают дорогостоящие экскурсии туристам, в играх Зона в сотни раз опаснее: тут не только остаточная радиация от взрыва реактора, но еще и мутанты, бандиты и аномалии. Из-за смертельной угрозы местные артефакты, действительно обладающие сверхъестественными силами, стоят баснословных денег на черном рынке – за ними сталкеры и охотятся.

Получается, у нас есть мир, в котором отважные авантюристы гоняются за неведомыми макгаффинами – условными философскими камнями и Святыми Граалями. Все это разворачивается в декорациях пожелтевших и потемневших полей, безразличных ЛЭП, ржавых развалин и полного тлена. Вот такое оно, постсоветское фэнтези. В такой формулировке «Сталкер» звучит сексуально и свежо, но сама игра эту милую фантазию – по крайней мере, в первые часы – никак не продает.

Небольшой вступительный ролик, где слайдами пересказывают ключевые события серии, дает завязку: центр Зоны стал относительно пригодным для исследования и туда рванули все, включая вертолеты правительства. Последние где-то рухнули, а наш герой – агент разведки – отправился на их поиски. После этого умеренно интересного начала игрок появляется посреди пожелтевшего поля без каких-либо внятных указателей или целей. Поблизости, к счастью, проходит пара патрульных сталкеров, направляющих героя к первой мирной локации. Там мы должны сами выпытывать информацию, узнавать о пропавших вертолетах и так далее.

Уже на этом моменте начинаются проблемы. Игра не просто не ведет вас за ручку (это вполне нормально), а просто не мотивируют что-либо делать. Задание «узнать, что там с вертолетами» само по себе интересно, наверное, фанату серии, но никак не абстрактному игроку в вакууме вроде меня. Я ничего не знаю про главного героя: лоялен ли он своему руководству, интересна ли ему Зона, может ли он сказать «к черту это дерьмо» и поехать домой? Если нет, то почему? Если я изначально не заинтересован загадочной природой Зоны, то никаких других крючков в «Сталкере» не остается.

Даже с учетом того, что «Зов припяти» – не первая часть, она будто буксует на месте. Как я понимаю, сюжет игры более-менее обособленный, но складывается впечатление, что его практически нет. Есть только тонна информации об аномалиях, артефактах и мутантах, а также несколько пустых оболочек в качестве действующих лиц – включая главного героя. Даже немой Артем из Metro: Exodus (еще одна украинская серия постапокалиптических шутеров, в которую я запрыгнул сразу с последней части) запоминался сильнее, потому что его окружали живые персонажи. В «Сталкере» же всем на все и всех наплевать – наверное, правдоподобно для места вроде Зоны, но ужасно отталкивает тех, кто пытается в это играть.

Назвать атмосферой то, что кругом все бухают и разговаривают за жизнь – довольно сомнительное утверждение.

Прямо как в игре, на первый взгляд, не имеющей со S.T.A.L.K.E.R. ничего общего – Horizon: Zero Dawn. Последнюю, в отличие от «Сталкера», я нежно люблю: мне с первого трейлера хотелось бегать по постапокалиптическому миру и вынюхивать каждую частицу его истории. Тогда я наблюдал такую же ситуацию с обратной стороны – люди, которым она не нравилась, начинали монолог с «неинтересной завязки сюжета». Мол, «если мне плевать, откуда взялись роботы, то играть неинтересно». Теперь я почувствовал себя на их месте: мне скучно читать про артефакты, играть из-за этого тоже неинтересно. Привлекательность хорошей игры не должна зависеть лишь от одного этого фактора.

Поэтому в ответ на критику Horizon я указывал на ее другое достоинство: очень прикольно расстреливать роботов из лука. «Сталкер» на это может ответить, возможно, разве что майндгеймсами с аномалиями, а наличие множества модов я достоинством не расцениваю, уж простите консольную душу. Но и графику (и даже дизайн) сравнивать не буду, поскольку игры разных калибров и временных эпох: остановимся на том, что в обеих пустой и безжизненный мир.

(И правда: ничего интересного ты не рассказал, как и все остальные)

Но «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» продолжает пытку унынием, пресекая любые попытки найти здесь хоть что-то интересное, раз сама идея не зацепила. Хуже всего – штампованные NPC с практически идентичным характером и нулевой личностью. Борода, Шустрый, Ной, Шурик Ниндзя, Леша Курильщик – на Зоне раздают прозвища на манер зоны совсем другой. Встречных сталкеров можно расспросить о некоторых общих вещах – они иногда отвечают копипастными репликами. Если попробовать узнать что-то о самом человеке, он, за редким исключением, отделается общими фразами и вернется к выдаче википедичной информации об аномалиях, артефактах или монстрах. Не знаю, как тут можно запомнить хоть одного героя – они слишком мертвы внутри.

Итого: единственный сюжетный крючок игры пролетел мимо, а все персонажи по первым часам описываются либо как «вроде норм мужик», либо как «какой-то мутный мужик». У всех абсолютно одинаковая манера речи и слишком похожая одежда и дизайн. Это первый раз, когда я стал расстреливать нейтральных NPC, потому что они смертельно наскучили своей пацанской болтовней и безжизненными текстами в окне диалога. И ничего не почувствовал, кстати.

Упавшие вертолеты я все-таки нашел, после чего главный герой безразличным тоном прокомментировал смерть военных, а игра предложила мне поискать, кто заинтересуется данными с найденной карты. Последняя надежда, что сюжет как-то раскачается, в этот момент – да, всего после приблизительно 3 часов игры – умерла.

Буду ли я играть после этого основательно играть в S.T.A.L.K.E.R. 2? Вероятно, по работе. Считаю ли я, что не дал «Сталкеру.: Зов Припяти» времени раскрыться? Точно нет.

Alt+F4.

Игры, пробывшие в раннем доступе вечность. Спорим, не знаете половину?

В «Скайрим» добавили зефирки Fall Guys. Амбициозный кроссовер

102 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ребята, возьмите меня на работу, я тоже не разбираюсь в играх, умею писать провокационные заголовки, сделаю вывод об игре за 2 часа, беру меньше, пафоса ещё больше.
+65
-2
+63
А как можно сделать так, чтоб не видеть "статьи" "журналиста" Погорского на этом сайте? Я для друга спрашиваю, конечно же.
+38
-1
+37
Феномен Сталкера, на мой взгляд, связан с его упором на главную базовую ценность - выживание.
Автор правильно заметил, что никто "за ручку" по Зоне не водит, что никому ни до кого нет дела и т.п. Так оно и есть. Каждый в Зоне обеспокоен собственным выживанием и, если повезет, улучшением качества жизни.
Тема выживания очень хорошо знакома детям 80-х и 90-х (а также бывшим военным, людям, которые поднялись с дна общества и т.д.). Этим могу объяснить популярность Сталкера (и, например, еще более жесткого и бессмысленного Таркова).
А консоли - это, как мне кажется, история больше про развлечения. Игры консолей похожи, скорее, на хорошие голливудские фильмы ( с правильной структурой сюжета, с высокой идеей, с классными актерами). Консоли пришли к нам из мира, где действует правило: хороший товар - за хорошие деньги. В мире позднего СССР с его тотальным дефицитом, скорее, правили бал умения сделать своими руками конфету из сырья для кулинарии не предназначенного. Может быть, поэтому у Сталкера так много модов самих игроков.
Игра относится к игрокам так же, как NPC: бери, что дают, или вали. В мире, где "покупатель всегда прав" такой подход непредставим, в мире выживания - нормален.
Поэтому неудивительно, что автору-консольщику (без негатива) игра не зашла. Он просто из другого мира.
+35
-1
+34
Интересная конечно манера генерирования контента:

1) пишешь провокационный заголовок
2) пишешь статью "Мне не понравилось, потому что не понравилось. А вот другая подобная игра понравилась, потому что понравилась. Но вот эта игра все же не понравилась"
3) ?????
4) PROFIT

Этот коммент я конечно опубликую, но больше под такими статьями ничего писать не буду.
+30
0
+30
Ну, не понял и не понял...
Зачем перед всеми хвастаться собственной ограниченностью?)))
+17
-2
+15
У меня остыл кофе, но Стас подстраховал и дал возможность разогреть кружку в комментах. Спасибо!
+15
-2
+13
Этого автора я угадаю по заголовку.
+12
0
+12
Если видите статью Погорского, то жмите alt + f4
+14
-2
+12
Обожаю Сталкер, но признаю, что сейчас в него играть могут только совсем уж фанаты, которым хочется вновь побегать по знакомому миру, поискать частички интересного лора и покайфовать от эмбиента и атмосферы. Я недавно перепрошел все три части и получил кучу удовольствия, но в то же время я, в принципе, понимаю, почему Стасу игра так не зашла.

Ну и плюс игра "пекашная" до мозга костей. Это касается и геймплея, и интерфейса, и отсутствия какого-то выстроенного повествования, где тебя не ведут за ручку, и кучи неозвученных диалогов, которые будут читать только законченные фанаты. Стас все-таки больше консольщик (и в этом нет ничего плохого), поэтому мне понятны почти все претензии к игре.

Тут все крайне субъективно. Мне, наоборот, было очень скучно от Horizon, в которую я буквально заставлял себя играть, а от Сталкера я постоянно кайфую. Все геймеры ищут от игр разного, и это круто
+11
-1
+10
Ну не понял и не понял, ты что ГЕЙм критик или что?!) я вообще не понимаю как люди играют в майнкрафты, фортнайты и прочую пиксельную или анимешную парашу(ИМХО). но я не бегу создавать блог на спортсе чтобы всех уведомить о своем отношении к тем или иным играм.
+6
0
+6
Ответ ii31
Интересная конечно манера генерирования контента: 1) пишешь провокационный заголовок 2) пишешь статью "Мне не понравилось, потому что не понравилось. А вот другая подобная игра понравилась, потому что понравилась. Но вот эта игра все же не понравилась" 3) ????? 4) PROFIT Этот коммент я конечно опубликую, но больше под такими статьями ничего писать не буду.
по сути, да.
Статья не содержит ничего нового. Т.е. контент - оценки и эмоции одного человека.
Думаю, время от времени - можно, но нишево и не замена реальному контенту.
Лишь дополнение, как перец к пище. Жрать только перец мало кому интересно и в долгосрочной перспективе - губительно.
+6
0
+6
Прекрасно, погорский приехал от своего парня и решил написать очередной высер.
+6
0
+6
Сам контент я комментировать не буду - толком в игру не играл, а смотрел как играли соседи. Но не сказать ничего по поводу того, что даже сравнивая похожие претензии к разным играм Стас конечно же умудрился ультимативно сказать что консольная игра ему все же зашла, я не могу. Надеялся что хоть рефлексия на эту тему откроет что то автору - но нет, не судьба
А я сюда зашёл чтобы чисто поржать с комментов и убедиться в том как журналистика подтверждает свою никчемность как профессии.

RoflanEbalo
+7
-1
+6
Правильно, Стасян, лучше поиграй в какой-нибудь эксклюзив на ниндендо свич
+5
0
+5
Ответ c0ld451c3
А я сюда зашёл чтобы чисто поржать с комментов и убедиться в том как журналистика подтверждает свою никчемность как профессии. RoflanEbalo
Ну вот такая у нас игровая журналистика :D
+5
0
+5
Ответ c0ld451c3
А я сюда зашёл чтобы чисто поржать с комментов и убедиться в том как журналистика подтверждает свою никчемность как профессии. RoflanEbalo
Если ты по погорскому судишь о всей профессии, мне тебя жаль.
+6
-1
+5
Статьи Погорского, конечно, собирают хороший урожай из просмотров и комментариев...но какой ценой? Стоят ли переходы и клики того, чтобы за cyber.sports.ru навсегда закрепилась репутация желтухи с провокационными заголовками? Боюсь, администраторы этого ресурса уже решили, что да, стоят.
+5
0
+5
Когда появляется возможность минусовать на этом сайте?
Хочется перманентно минуса автору ставить.
+4
0
+4
Лично я ее полюбил в 2009 году, потому что был еще маленький и не придирчивый, а с тех пор просто с теплотой вспоминаю, как и все с тех юных лет (игры, книги, фильмы и т.д.)
+5
-1
+4
Бездарная статья, зря я решил её почитать :(
+4
0
+4
Мое мнение, что любовь к игре — это как любовь к песням, рассказам или картинам. Бывает, что песня или исполнитель заходит с первого раза, ты переслушиваешь весь альбом, потом рекомендуешь своим друзьям, а им не нравится. Так и с играми, иногда ты просто можешь не поймать тот посыл, который вкладывали в игру разработчики. И тут не нужно накидываться на Стаса, ему просто не понравилось. Я, например, тысячу раз перечитал страничку википедии о взрыве на ЧАЭС и с детства всегда к этому тянуло, разумеется, игра мне тоже зайдет. И таких нас тысячи.
+3
0
+3
Вижу сравнение игры с разницей в 10 лет - удивляюсь. Вижу имя автора и вспоминаю его статьи про Last of Us 2 - "А, Погорский, ну тогда все ясно"
+3
0
+3
Я худшей срани желтушной ещё не встречал! Мало того я заставлял себя читать этот сложный высер без всякой взаимосвязи и логики, а так же, это как равносильно ты начал читать книгу с эпилога , всячески ее изпомётил мол мне не зашло, ух уж это поколение зумеров и iq ниже 60 ..
Пройди франшизу от и до , а не из конца, это отчасти хардкорная игра и требует большого внимания к мелочам терпения и более менее, логики ! Рекомендую проходить по началу на сложности ветеран , от тени Чернобыля и по возрастанию.
+3
0
+3
Как же ты поджигаешь)
+5
-2
+3
Ребята, возьмите меня на работу, я тоже не разбираюсь в играх, умею писать провокационные заголовки, сделаю вывод об игре за 2 часа, беру меньше, пафоса ещё больше.
Ты принят!
+3
0
+3
кг/ам
минусовать жаль не могу, поэтому приходится под таким псевдоутонченным высером, не заслуживающим даже конструктивной критики, писать каменты.
накидайте плюсов
+5
-2
+3
имхо ничего не стоящая графомания от неинтересного человека без контента внутри. он не нашел сталкерских страшных историй, не доползал еле живой до поля артефактов, не чувствовал, что у выпущенной им пули есть реальный вес и инерция. я не побоюсь сказать, что автор вообще не играл в сталкера. так, побегал по затону да в попе пальцем поковырял. сравнил богатейшего сталкера с никчемным горизонтом, в котором даже драчки на пятидесятый-сотый раз уже скрипят на зубах от скуки. и кроме тупых драчек с, роботами ничего нет. в общем, довольно ниочемное мухрю. Просто тупо жёвань и самолюбование малыша, который прочел полторы книги и возомнил себя пейсателем. очень трогательно, спасибо, смешная редакция.
+4
-1
+3
Я шеф-редактор. 1) Мы пишем про игры уже несколько лет - отдельный игровой раздел находится в шапке сайта, тут нет секрета. Без игровой индустрии не было бы киберспорта, это наша четкая позиция. 2) Если вам совсем не интересны игры, то можно заходить конкретно в разделы Dota 2 и CS:GO опять же через шапку сайта. 3) Кликбейта в тексте нет: он полностью соответствует заголовку. Вы предупреждены, что автору игра не понравилась. 4) Смысл этой рубрики в том, что современный геймер впервые пробует старую легендарную игру - свежим взглядом. Если вы думаете, что мы намеренно выбираем провокационные мнения о старых играх - нет. Вот лонгрид про легендарность "Дальнобойщиков". https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/offline/2808665.html Материал Стаса про второй "Варкрафт": https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/pogorskythinks/2766705.html (Кстати, в третий он тоже сыграл уже в 2020-м - и ему понравилось!) https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/pogorskythinks/2727926.html А вот - про вторую GTA. https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/pogorskythinks/2774280.html И, например, огромный труд блогера про его любимый Морровинд. Мы также выносили его на видную позицию в ленте. https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/offline/2770502.html 5) Мы не считаем колонки Стаса сомнительными - это красиво написанное авторское мнение. Мы ставим его в топ, потому что оно эстетически интересно. При этом оно совершенно необязательно должно совпадать с мнением редакции или аудитории. Соответственно, вопрос к вам. Что вы имеете в виду под фразой "на меня/любимую игру выливают ушат грязи"? Если вы думаете, что редакция cyber.sports.ru совместно со Стасом ненавидит Сталкер и хочет это подчеркнуть - нет. Я люблю Сталкер (но колонку Стаса прочел с удовольствием). Дело в том, что современное медиа давно ушло от строгой редакционной политики и единого курса. Соцсети селебрити имеют ничуть не меньше влияния (и ответственности!), но вы же не потребуете от Вилата удалить неугодный вам твит? Здесь та же логика. Cyber.sports.ru - площадка для талантливых авторов, и мы не будем ограничивать их в самовыражении, если расходимся во взглядах.
Знаете, Петр, говорите вы безусловно красиво. И встревать в полемику по поводу политики выноса мусора на главную я не буду, вы, безусловно, развалите по фактам. Поэтому просто поделюсь своим маленьким и никому не нужным мнением.
Когда я читаю авторские статьи Галеева про доту (в которую я даже не играю), мне хочется пойти и накалякать что-то свое в блоге, чтобы люди, которые зайдут в мои посты, также приятно провели время за чтением/тестами, как и я в постах Романа (не во всех, пусть не зазнается).
Когда я вижу "красиво написанное авторское мнение" Погорского, мне хочется закрыть ресурс и поискать другое место, где можно узнавать новости киберспорта, кроме вас и вашего соседа без s. Только бложик и держит.
При том, что у автора есть приличные статьи в областях, в которых у него есть опыт. Например вполне качественный обзор на последнюю финалку. Но как признавался сам же Стас в комментах, такие труды никому неинтересны. А вот на сталкер набросить много ума и времени не надо - успех гарантирован и редакция рада.
И особенно мило смотрится ссылка на потрясающий трудозатратный лонгрид от from_assware в качестве аргумента что "мы тут показываем все мнения". Правда одни мнения на основе трех часов игры полдня день висят в шапке сайта, а другие разок выкладываются в ленту и через два часа благополучно уезжают в небытие. Ведь это же оказывается "не ограничивать в самовыражении", а не собирать трафик на хайповой теме и провокационном заголовке
+3
0
+3
Ребята, возьмите меня на работу, я тоже не разбираюсь в играх, умею писать провокационные заголовки, сделаю вывод об игре за 2 часа, беру меньше, пафоса ещё больше.
А я даже в играх разбираюсь! И не делаю идиотских ошибок типа "я достоинством не расцениваю". Блин, пропадает карьера игрожура
+3
-1
+2
Обожаю Сталкер, но признаю, что сейчас в него играть могут только совсем уж фанаты, которым хочется вновь побегать по знакомому миру, поискать частички интересного лора и покайфовать от эмбиента и атмосферы. Я недавно перепрошел все три части и получил кучу удовольствия, но в то же время я, в принципе, понимаю, почему Стасу игра так не зашла. Ну и плюс игра "пекашная" до мозга костей. Это касается и геймплея, и интерфейса, и отсутствия какого-то выстроенного повествования, где тебя не ведут за ручку, и кучи неозвученных диалогов, которые будут читать только законченные фанаты. Стас все-таки больше консольщик (и в этом нет ничего плохого), поэтому мне понятны почти все претензии к игре. Тут все крайне субъективно. Мне, наоборот, было очень скучно от Horizon, в которую я буквально заставлял себя играть, а от Сталкера я постоянно кайфую. Все геймеры ищут от игр разного, и это круто
Сыглы, в Хорайзон было скучно убивать роботов - даже не все виды оружия за игру использовал, а играл на сложном. Проходил только ради сюжета - он того стоит
+2
0
+2
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий