Впервые поиграл в «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». За 3 часа не понял, почему вы ее полюбили
Впечатления Стаса Погорского.
Знакомство с великим S.T.A.L.K.E.R. я откладывал долго, но знал, что оно неизбежно – серия слишком значима для СНГ-индустрии. Поскольку GSC Game World ошарашила всех дебютным трейлером мифического S.T.A.L.K.E.R. 2, больше тянуть не было смысла. Знаю, что «Зов Припяти» – не первая часть серии, ее я выбрал ради относительной новизны и, как утверждает коллега Миша Ложков, наименьшего количества багов.
Действительно, за три часа игры багов я не встретил, как и вылетов. Текст будет не о них, а о том, как я пытался проникнуться симпатией к игре вопреки многочисленным недостаткам – и вскоре сдался.
Возможно, кто-то почти ничего не знает о «Сталкере» – это вселенная игр и книг, в которой безумные люди отправляются в современную Чернобыльскую зону отчуждения в поисках богатства, славы и силы. В то время как настоящие сталкеры исследуют Припять и устраивают дорогостоящие экскурсии туристам, в играх Зона в сотни раз опаснее: тут не только остаточная радиация от взрыва реактора, но еще и мутанты, бандиты и аномалии. Из-за смертельной угрозы местные артефакты, действительно обладающие сверхъестественными силами, стоят баснословных денег на черном рынке – за ними сталкеры и охотятся.
Получается, у нас есть мир, в котором отважные авантюристы гоняются за неведомыми макгаффинами – условными философскими камнями и Святыми Граалями. Все это разворачивается в декорациях пожелтевших и потемневших полей, безразличных ЛЭП, ржавых развалин и полного тлена. Вот такое оно, постсоветское фэнтези. В такой формулировке «Сталкер» звучит сексуально и свежо, но сама игра эту милую фантазию – по крайней мере, в первые часы – никак не продает.
Небольшой вступительный ролик, где слайдами пересказывают ключевые события серии, дает завязку: центр Зоны стал относительно пригодным для исследования и туда рванули все, включая вертолеты правительства. Последние где-то рухнули, а наш герой – агент разведки – отправился на их поиски. После этого умеренно интересного начала игрок появляется посреди пожелтевшего поля без каких-либо внятных указателей или целей. Поблизости, к счастью, проходит пара патрульных сталкеров, направляющих героя к первой мирной локации. Там мы должны сами выпытывать информацию, узнавать о пропавших вертолетах и так далее.
Уже на этом моменте начинаются проблемы. Игра не просто не ведет вас за ручку (это вполне нормально), а просто не мотивируют что-либо делать. Задание «узнать, что там с вертолетами» само по себе интересно, наверное, фанату серии, но никак не абстрактному игроку в вакууме вроде меня. Я ничего не знаю про главного героя: лоялен ли он своему руководству, интересна ли ему Зона, может ли он сказать «к черту это дерьмо» и поехать домой? Если нет, то почему? Если я изначально не заинтересован загадочной природой Зоны, то никаких других крючков в «Сталкере» не остается.
Даже с учетом того, что «Зов припяти» – не первая часть, она будто буксует на месте. Как я понимаю, сюжет игры более-менее обособленный, но складывается впечатление, что его практически нет. Есть только тонна информации об аномалиях, артефактах и мутантах, а также несколько пустых оболочек в качестве действующих лиц – включая главного героя. Даже немой Артем из Metro: Exodus (еще одна украинская серия постапокалиптических шутеров, в которую я запрыгнул сразу с последней части) запоминался сильнее, потому что его окружали живые персонажи. В «Сталкере» же всем на все и всех наплевать – наверное, правдоподобно для места вроде Зоны, но ужасно отталкивает тех, кто пытается в это играть.
Назвать атмосферой то, что кругом все бухают и разговаривают за жизнь – довольно сомнительное утверждение.
Прямо как в игре, на первый взгляд, не имеющей со S.T.A.L.K.E.R. ничего общего – Horizon: Zero Dawn. Последнюю, в отличие от «Сталкера», я нежно люблю: мне с первого трейлера хотелось бегать по постапокалиптическому миру и вынюхивать каждую частицу его истории. Тогда я наблюдал такую же ситуацию с обратной стороны – люди, которым она не нравилась, начинали монолог с «неинтересной завязки сюжета». Мол, «если мне плевать, откуда взялись роботы, то играть неинтересно». Теперь я почувствовал себя на их месте: мне скучно читать про артефакты, играть из-за этого тоже неинтересно. Привлекательность хорошей игры не должна зависеть лишь от одного этого фактора.
Поэтому в ответ на критику Horizon я указывал на ее другое достоинство: очень прикольно расстреливать роботов из лука. «Сталкер» на это может ответить, возможно, разве что майндгеймсами с аномалиями, а наличие множества модов я достоинством не расцениваю, уж простите консольную душу. Но и графику (и даже дизайн) сравнивать не буду, поскольку игры разных калибров и временных эпох: остановимся на том, что в обеих пустой и безжизненный мир.
(И правда: ничего интересного ты не рассказал, как и все остальные)
Но «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» продолжает пытку унынием, пресекая любые попытки найти здесь хоть что-то интересное, раз сама идея не зацепила. Хуже всего – штампованные NPC с практически идентичным характером и нулевой личностью. Борода, Шустрый, Ной, Шурик Ниндзя, Леша Курильщик – на Зоне раздают прозвища на манер зоны совсем другой. Встречных сталкеров можно расспросить о некоторых общих вещах – они иногда отвечают копипастными репликами. Если попробовать узнать что-то о самом человеке, он, за редким исключением, отделается общими фразами и вернется к выдаче википедичной информации об аномалиях, артефактах или монстрах. Не знаю, как тут можно запомнить хоть одного героя – они слишком мертвы внутри.
Итого: единственный сюжетный крючок игры пролетел мимо, а все персонажи по первым часам описываются либо как «вроде норм мужик», либо как «какой-то мутный мужик». У всех абсолютно одинаковая манера речи и слишком похожая одежда и дизайн. Это первый раз, когда я стал расстреливать нейтральных NPC, потому что они смертельно наскучили своей пацанской болтовней и безжизненными текстами в окне диалога. И ничего не почувствовал, кстати.
Упавшие вертолеты я все-таки нашел, после чего главный герой безразличным тоном прокомментировал смерть военных, а игра предложила мне поискать, кто заинтересуется данными с найденной карты. Последняя надежда, что сюжет как-то раскачается, в этот момент – да, всего после приблизительно 3 часов игры – умерла.
Буду ли я играть после этого основательно играть в S.T.A.L.K.E.R. 2? Вероятно, по работе. Считаю ли я, что не дал «Сталкеру.: Зов Припяти» времени раскрыться? Точно нет.
Alt+F4.
Автор правильно заметил, что никто "за ручку" по Зоне не водит, что никому ни до кого нет дела и т.п. Так оно и есть. Каждый в Зоне обеспокоен собственным выживанием и, если повезет, улучшением качества жизни.
Тема выживания очень хорошо знакома детям 80-х и 90-х (а также бывшим военным, людям, которые поднялись с дна общества и т.д.). Этим могу объяснить популярность Сталкера (и, например, еще более жесткого и бессмысленного Таркова).
А консоли - это, как мне кажется, история больше про развлечения. Игры консолей похожи, скорее, на хорошие голливудские фильмы ( с правильной структурой сюжета, с высокой идеей, с классными актерами). Консоли пришли к нам из мира, где действует правило: хороший товар - за хорошие деньги. В мире позднего СССР с его тотальным дефицитом, скорее, правили бал умения сделать своими руками конфету из сырья для кулинарии не предназначенного. Может быть, поэтому у Сталкера так много модов самих игроков.
Игра относится к игрокам так же, как NPC: бери, что дают, или вали. В мире, где "покупатель всегда прав" такой подход непредставим, в мире выживания - нормален.
Поэтому неудивительно, что автору-консольщику (без негатива) игра не зашла. Он просто из другого мира.
1) пишешь провокационный заголовок
2) пишешь статью "Мне не понравилось, потому что не понравилось. А вот другая подобная игра понравилась, потому что понравилась. Но вот эта игра все же не понравилась"
3) ?????
4) PROFIT
Этот коммент я конечно опубликую, но больше под такими статьями ничего писать не буду.
Зачем перед всеми хвастаться собственной ограниченностью?)))
Ну и плюс игра "пекашная" до мозга костей. Это касается и геймплея, и интерфейса, и отсутствия какого-то выстроенного повествования, где тебя не ведут за ручку, и кучи неозвученных диалогов, которые будут читать только законченные фанаты. Стас все-таки больше консольщик (и в этом нет ничего плохого), поэтому мне понятны почти все претензии к игре.
Тут все крайне субъективно. Мне, наоборот, было очень скучно от Horizon, в которую я буквально заставлял себя играть, а от Сталкера я постоянно кайфую. Все геймеры ищут от игр разного, и это круто
Статья не содержит ничего нового. Т.е. контент - оценки и эмоции одного человека.
Думаю, время от времени - можно, но нишево и не замена реальному контенту.
Лишь дополнение, как перец к пище. Жрать только перец мало кому интересно и в долгосрочной перспективе - губительно.