Death Stranding – о чем она? Почему герой – курьер? При чем тут младенцы и Трамп?
Доступно объясняем самый странный блокбастер года.
Геймдизайнер Хидэо Кодзима создает игры с уникальными механиками и запутанным повествованием, порождающим сотни фанатских теорий и неожиданных трактовок. В 1987 году он выпустил Metal Gear – игру, которая не только изобрела жанр стелс-экшенов, но и доказала, что сюжет видеоигр может быть намного сложнее, чем «Иди спасать принцессу». 30 лет спустя, уже в статусе иконы индустрии, Кодзима собирается положить начало еще одному жанру – его первым представителем станет Death Stranding.
Каждая игра одного из самых знаменитых геймдизайнеров в истории – событие само по себе. Хидэо Кодзима обладает огромной репутацией среди коллег, критиков и игроков, средний балл его игр не опускается ниже «9 из 10». Кроме того, Death Stranding – это еще и первая игра Кодзимы, разработанная им с полной самостоятельностью, без какого-либо контроля со стороны издателя. И без того непредсказуемый разработчик на этот раз ушел в полный творческий отрыв, и никто не знает, к чему это приведет.
На Игромир 2019 приехал Кодзима – легендарный японский геймдизайнер. Все называют его Гением
As I’m getting similar questions so I shall re-post. DS is not a stealth game. Could move subjectively but not a FPS shooting game either. By incorporating with the concept of connection(strand), it’s totally brand new genre called action game/strand game(social strand system). pic.twitter.com/1KaQUVH9zL
— HIDEO_KOJIMA (@HIDEO_KOJIMA_EN) June 5, 2019
«[Death Stranding] – не стелс-игра. Это и не [шутер от первого лица] тоже. Используя новый концепт связей (уз), она относится к совершенно новому жанру, называемому экшен-игрой/игрой уз(социальной системой уз)»
Пусть эти слова едва ли делают концепт Death Stranding более понятным, по игре вышло уже достаточно материалов и интервью с Кодзимой, чтобы увидеть задумку автора в общих чертах. Именно ее мы и объясним – без сложных терминов и абстрактных фраз. Так, как поняли сами.
Сюжет – это метафора современной политики США и не только
Если современные сюжетные игры зачастую похожи на кино, в основном на блокбастеры, то Death Stranding куда ближе к фестивальному артхаусу. У нее нет внятного синопсиса, а известные факты о сюжете напоминают записки сумасшедшего. Так что не удивляйтесь, если от следующих абзацев у вас заболит голова, это нормально. Здешнюю историю проще воспринимать как сборник комментариев Кодзимы о современном обществе. Что все это значит, мы поймем только после релиза игры – и то, вероятно, не сразу и не сами, а в ходе коллективного обсуждения. Это тоже часть опыта, за который Хидэо Кодзиму называют «Гением».
Мир Death Stranding уничтожила одноименная катастрофа, высвободившая фантомных существ BT («выброшенных на берег»), которые появляются во время дождя и убивают все живое. Выжили преимущественно препперы – так в реальной Америке называют людей, готовящихся к возможному апокалипсису строительством бункеров, закупкой консервов и так далее. Теперь они живут в своих убежищах, лишенные связи друг с другом, в то время как BT продолжают появляться на поверхности. Задача игрока: наладить связи (узы) между выжившими, тем самым соединив раздробленное общество – и в конечном счете остановить сверхъестественную катастрофу.
Действие игры разворачивается на территории разрушенных США – при этом, судя по всему, Death Stranding изменила весь мир, а не только Америку. Кодзима называет события игры метафорой трамповской Америки и Брексита, поэтому игровая карта не является точной копией США и может напоминать любую точку планеты.
Судя по всему, события Death Stranding начинаются спустя более 10 лет после случившегося апокалипсиса. Еще тогда США попыталась объединить дочь президента Бриджет по имени Эмили. Девушка отправилась с конвоем, чтобы восстановить связь между людьми. По пути она устанавливала терминалы хиральной сети (механизм работы не уточняется – возможно, это просто местное название интернета, а возможно – еще одна загадка Death Stranding) и предлагала выжившим выйти из изоляции. Соглашались далеко не все. Спустя 2 года Эмили вместе с сопровождающими добралась до города Edge Knot City на побережье. Здесь обосновалась Homo Demens – сепаратистская группа террористов, которая не только отвергла посыл дочки президента, но и захватила ее в плен, убив остальных людей из конвоя.
Главный герой Сэм (его играет актер Норман Ридус из «Ходячих мертвецов») каким-то образом тесно связан с правительством США. Умирающая Бриджет умоляет его завершить начатое Эмили дело, на что он отвечает, что для США все кончено. Позже с Сэмом связывается и сама Эмили, которая не постарела за 10 лет (возможно, она заперта в Загробном мире) и все еще находится в плену у Homo Demens. По ее словам, сепаратисты не содержат ее в тюремной камере и даже позволяют пользоваться терминалом связи. Она тоже убеждает Сэма объединить Америку, чтобы спасти остатки человечества.
С Homo Demens не все так просто. Хотя их объединяет не четкая иерархия, а некая идеология, ключевым представителем станет мужчина в золотой маске Хиггс (его сыграл один из известнейших игровых актеров Трой Бейкер). По словам Кодзимы, Хиггс окажется «не таким уж злодеем», а целью Homo Demens также является объединение людей – но силой. Их противоположность – организация Bridges («Мосты»), частью которой является и Сэм. Они хотят добровольно объединить людей и вызволить Эмили, чтобы та стала президентом UCA (United Cities of America, Объединенных Городов Америки) и повела человечество в светлое будущее. Очевидно, что противостояние этих сторон станет политическим комментарием Кодзимы.
Что там с младенцами и монстрами?
Важную роль в новой игре Death Stranding играет Hades – Загробный мир, Ад или Другая сторона. Кажется, именно отсюда произошли монстры BT, уничтожившие цивилизацию. Обычно они принимают форму парящих по воздуху взрослых людей с идущими к небу пуповинами. При этом BT нельзя увидеть невооруженным взглядом, поэтому люди обычно сразу бегут при виде дождя, понимая скорое появление монстров. Погодное явление тоже не совсем обычное – его называют Timefall («Времяпадом»), поскольку капли дождя в мире Death Stranding мгновенно состаривают или уничтожают все, к чему прикосаются.
Что Сэм, что Хиггс обнаруживают присутствие BT при помощи младенцев в капсулах BB (Bridge Baby). Они получаются, когда находящаяся в коме мать дает роды – ее плод тем самым обретает сильную связь с Загробным миром и, соответственно, способность видеть его жителей. Организация Bridges помещает таких младенцев в специальный контейнер, симулирующий материнскую утробу – правда, BB периодически нужно синхронизировать с матерью, чтобы поддерживать обман. К таким детям, по словам одного из членов Bridges, лучше относиться как к гаджетам: BB даже не взрослеют.
Иногда BT являются в нефтяной форме – видимо, так в Death Stranding будут выглядеть сражения с боссами. В трейлерах показали две подобные сцены: в одной Сэм бежит от чудовища с щупальцами по болотам, а в другой забрасывает гранатами нечто похожее на гигантского льва в городских руинах.
Еще Кодзима дал понять, что в Death Stranding, по сути, нельзя умереть. BT лишь затягивают в Загробный мир, после чего игроку придется не загружаться последнюю контрольную точку, а искать способ вернуться в мир живых. В Hades живут фантомы погибших людей и можно застать, например, сражение из Второй мировой войны. Хидэо мало что рассказывает об этом месте, так что пока лишь понятно, что с ним будут связаны ключевые сюжетные моменты и особые механики.
С Загробным миром также связано несколько ключевых персонажей. Эмили, например, почти наверняка находится где-то там, а потому не стареет. Еще одна представительница Bridges, Мама (ее играет актриса Маргарет Кволли), привязана к штабу организации, поскольку здесь героиню связывает призрачная пуповина с ее дочкой-BT (как это работает – пока неизвестно). Примечателен и Хартмен (внешность герою подарил режиссер Николас Виндинг Рефн) – его сердце останавливается каждую 21 минуту, после чего он в течение трех минут ищет своих родных в Загробном мире и снова возвращается к живым благодаря автоматическому дефибриллятору. Наконец, в Загробном мире находится (или, по крайней мере, проводит очень много времени) некий Клифф (в исполнении Мадса Миккельсена). Вероятно, именно он станет главным антагонистом игры: во-первых, вспоминаем слова Кодзимы, что Хиггс (другой подходящий кандидат) «не такой уж и злодей», а во-вторых, сам Клифф, cудя по трейлерам, особенно сильно связан с Загробным Миром.
Геймплей действительно не похож на другие игры
Про Death Stranding много шутили, называя игру «симулятором курьера» или вовсе «симулятором ходьбы». Кодзима услышал опасения игроков и постарался показать как можно больше механик в последних презентациях проекта. Вот, например, самое большое геймплейное демо с Tokyo Game Show 2019 – оно идет почти час:
Сэм – действительно курьер (о чем он многократно заявляет в сюжетных роликах). Он принимает заказы выживших и доставляет различные предметы и ресурсы до их бункеров, где препперы подтверждают выполнение заказа и – по идее – заодно подключаются к общей хиральной сети. Таким нехитрым образом главный герой и должен соединить общество – помогая людям.
Полчаса Death Stranding: крафт из кала и мочи, пиво для Нормана Ридуса и обустройство базы
Игрок, по обещаниям, Кодзимы, будет полностью свободен в передвижениях: в Death Stranding можно добраться до любой видимой точки на горизонте, здесь нет фальшивых декораций. Само по себе передвижение состоит из десятка механик, большинство которых ранее не встречалось в играх. Например, перед выходом из штаба игрок должен не только принять заказ, но и распределить контейнеры с грузом по ячейкам персонажа, заботясь о равновесии Сэма, а еще собственноручно проложить маршрут по карте, выставляя каждый поворот и опциональные маркеры.
В зависимости от типа пересекаемой местности, используются разные микромеханики. При спуске с крутого склона игрок должен быстро нажимать курки геймпада, чтобы Сэм не упал. При преодолении реки вброд нужно остерегаться ее глубоких частей. Уступы можно пересечь, используя раскладную лестницу (сколько взять таких с собой – еще одна часть планирования перед миссией). Для спуска Сэм использует веревку с определенной длиной, которую также надо учитывать.
Нельзя забывать и про отдых. Вне базы Сэм может присесть, вздремнуть или вытянуть ноги. Обувь имеет шкалу прочности – ее надо латать, чтобы избежать поломки и травмы ступней. Вместо шкалы здоровья – миллилитры крови, восполняемые специальными пакетами. Периодически придется успокаивать и младенца, имеющего собственную шкалу стресса — например, убаюкивая или играя вручную мелодию на гармонике, полученной от заказчика-музыканта. Игроки могут находить горячие источники – лучшее место для отдыха.
И да. В игре нужно облегчаться: что Сэм, что BB имеют шкалу мочевого пузыря.
Час геймплея Death Stranding: стелс, походы в туалет и битва с нефтяным боссом
Еще в игре очень необычный крафт: на базе Bridges Сэм может сходить в туалет и сдать кровь, используя полученные биоматериалы для создания оружия. Например, в битве с нефтяным львом герой закидывал его гранатами, сделанными из собственной крови.
Элементы более традиционного геймплея тоже присутствуют – экшен Death Stranding вполне похож на другие игры жанра и даже Metal Gear Solid V. Сэм использует огнестрельное и электрическое оружие, гранаты, оружие ближнего боя и даже ножные экзоскелеты, значительно повышающие скорость бега и дальность прыжков. В игре можно захватывать вражеские лагери, причем при желании это можно делать скрытно, вырубая противников со спины удавкой героя. Кроме того, Сэм может пользоваться транспортом: угонять грузовики врагов, кататься на собственном мотоцикле или парить на летающей грузовой тележке (которая в первую очередь все-таки используется в качестве дополнительного инвентаря).
Также Кодзима показал обширную систему кастомизации. На базе Сэм может перекрасить все элементы экипировки и даже изменить обстановку собственной комнаты.
Самая интригующая (и, возможно, ключевая) часть Death Stranding – мультиплеер. Нет, под него не отведен отдельный режим в меню – сетевые элементы органично вплетены во все механики игры. Например, игроки могут оставлять сообщения для других, как в Dark Souls, или помогать другим геймерам ресурсами: в видео с босс-файтом фантомы игроков кидают Сэму пакеты с кровью. Есть и более неочевидные вещи: например, если Сэм помочится на природе, на этом месте вырастет гриб, который смогут увидеть и другие. По словам Кодзимы, если многие игроки будут поливать одно и то же растение, оно будет расти и в итоге что-то даст игрокам. Еще во время купания в горячем источнике при нажатии отдельной кнопки Сэм напевает мелодию – ее услышат и другие игроки.
Death Stranding на Gamescom 2019: нужно убаюкивать младенца, ходить в туалет и получать лайки за доставку
Игроки будут изменять мир игры, оставляя лестницы, а также с помощью строительства дорог и мостов. Все это можно делать без чьей-либо помощи, но тогда потребуется очень много ресурсов и времени. Если строение не получит достаточное количество лайков (кажется, в игре они заменяют валюту), то исчезнет из миров других игроков, но при достаточном одобрении от других – останется. То есть игроки не смогут встречать друг друга и играть в кооперативе, но косвенное присутствие других пользователей будет ощущаться почти постоянно. Кодзима очень много говорит, что Death Stranding должна объединить людей – кажется, он подразумевает не только ее сценарий, но и мета-нарратив, который сподвигнет геймеров работать вместе и, буквально, восстанавливать разрушенный мир общими усилиями. Таким образом через какое-то время после релиза игра наверняка будет ощущаться совсем иначе, чем для первых геймеров.
Вопросов все еще много – это нормально
Вы наверняка слышали, что Кодзиму называют «гением»: это прозвище он получил не только за успех своих проектов. Пожалуй, даже больше важна его уникальная манера взаимодействия с геймерами. С каждым годом игры Кодзимы становятся все более «мета», то есть выходящими за рамки самих себя. Обычно это проявляется как минимум в нарративе: в общей сюжетной линии серии Metal Gear Solid почти невозможно в должной мере разобраться самостоятельно, и в в этом помогают сотни популярных фанатских теорий и отдельные замечания геймеров.
Например, в Metal Gear Solid V Кодзима добавил сетевой элемент, позволяющий игрокам проникать на чужие базы в различных целях. Вскоре игроки узнали о существовании секретной катсцены, которую можно разблокировать только при полном уничтожении ядерного оружия на всех пользовательских базах. Невероятно, но спустя 3 года игрокам удалось достичь того, что, по словам Кодзимы, возможно только в видеоиграх – в виртуальном мире не осталось ни одной ядерной боеголовки, и геймеры увидели секретную концовку.
Учитывая, что Death Stranding еще сильнее строится на взаимодействии игроков, от нее можно ожидать еще больше масштабных сюрпризов подобного рода. Их просто невозможно, да и не стоит рекламировать, так что даже за два месяца до релиза игра может казаться скучной, странной или просто непонятной. Провернуть подобное со столь большим проектом по силам только Кодзиме, имеющим огромный кредит доверия в индустрии и у игроков.
* * *
Окончательно осознать Death Stranding мы сможем только через какое-то время после ее выхода 8 ноября. Но сейчас Кодзима старается показать как можно больше игры для тех, кто до сих пор в ней сомневается. Death Stranding показали и на прошедшей выставке «ИгроМир 2019» в Москве, где сам Гений представил часовую демо-версию игры, ранее показанную только на японском языке.
кроме Кодзима ’гений’
😎