Сверхъестественный страх в играх: 11 хорроров для любителей Лавкрафта
От редакции. Вы находитесь в блоге «Вестник оффлайна», автор которого рассказывает подробную историю олдовых игр и не только. Подписывайтесь на него и не забывайте оставлять комментарии!
* * *
В 1927 году в американском журнале «The Recluse» была опубликована статья «Сверхъестественный ужас в литературе» под авторством Говарда Филлипса Лавкрафта. В ней автор провел масштабный анализ мистической литературы со времен раннего средневековья до начала ХХ века. Примечательно, что человек, обнаруживший общие детали в «Божественной комедии» Данте Алигьери и эпической «Песни о Нибелунгах», стал основоположником нового жанра, не похожего ни на что остальное.
«Лавкрафтовские ужасы» имели черты готического романа, темного фэнтези и апокалиптики, но в основе своей были совершенно новой вехой литературы ужасов. Писатель использовал человеческий страх перед неизвестностью, заложенный в глубинах нашего сознания еще в древние времена.
Как маленький муравей несоизмеримо слабее человека, так и все человечество абсолютно беспомощно перед сущностями бесконечного космоса. В произведениях Лавкрафта человек выступал не главным героем, а скорее хрупким инструментом познания мира, в котором разворачиваются описываемые события. Хрупким не потому что смерть таится за каждым углом, нет, в своих описаниях божеств писатель вообще отказался от определений добра и зла. В его работах эти сущности оперируют гораздо более сложными терминами. Мы ведь не задумываемся о количестве погибших насекомых при строительстве дома. И хрупкость человека заключается в невозможности нашего откровенно слабого разума охватить эти сущности во всем их величии. «Островок рациональности в темном океане безумия» – так Лавкрафт описывает человечество в своих книгах. Ведь попытка хоть немного расширить свои познания в истинном положении дел во вселенной писателя карается необратимыми повреждениями рассудка.
Такой страх, прекрасно воспроизводимый при помощи книг, кажется, совершенно невозможно передать в формате кинематографа или видеоигры. Согласитесь, очень трудно напугать зрителя или игрока чем-то, что он даже не видит. Сегодня мы не будем определять игру, которая полностью соответствует канонам этого жанра, потому что (СПОЙЛЕР!) таких игр еще нет. Но мы постараемся найти нечто, способное хоть немного походить на такую игру. И начнем с проектов, которые напрямую относят себя к вселенной Лавкрафта.
Stygian: Reign of the Old Ones
Игра отправляет нас в вечные сумерки города Аркхем сразу ПОСЛЕ пробуждения древних богов. Вполне годная изометрическая RPG, отличающаяся от остальных игр в этом списке обилием отсылок к книжным сюжетам Говарда Филлипса. Хороший сюжет, возможность глубокого отыгрыша и неплохая боевка делают Stygian примером замечательной игры, но отсутствие того самого сверхъестественного ужаса не дают отнести ее к «замечательным играм по Лавкрафту».
5 лучших игр со странным сюжетом
The Sinking City
1920-е, городок в Новой Англии и частный детектив с неясными целями. Стандартная формула большинства игр «по мотивам» хорошо показывает себя и в The Sinking City. Тут вам и затягивающая детективная работа, и жутковатая атмосфера полузатопленного Окмонта. Но большую часть времени мы будем проводить, отстреливая монстров, которых как-бы должны бояться, а главный антагонист тут мелковат по сравнению с книжными Древними Богами.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Куда же без культовой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Сюжет игры происходит параллельно с книжными рассказами, прекрасно их дополняя. Хоррор-составляющая полностью справляется со своей задачей и держит в напряжении даже после получения оружия, а вместе с ним и возможности противостоять врагам. В этой игре лучше прочих сделана механика безумия. Оно, в отличие от всех остальных проектов, не просто отображается на какой-нибудь шкале и открывает небольшие ответвления в сюжете, а вполне себе реально влияет на игровой процесс, притупляя зрение или слух главного героя или наоборот создавая галлюцинации. Однако и здесь показатель космического ужаса как-то маловат. В начале игры мы ищем ответы на отсутствующие вопросы, а наши представления, что же нас ждет за следующим углом, ограничиваются туманными намеками на нечто невообразимое. И это очень близко подводит нас к необходимым ощущениям. А потом мы всаживаем в Древнего Бога снаряд из корабельной артиллерии и понеслась Шуб-Ниггурат по кочкам!
Call of Cthulhu (2018)
1920-е, городок в Новой Англии и частный детектив… Возможно, лучшая из Лавкрафтовских игр в плане мистической атмосферы и интересного сюжета. Минимум скримеров и шутерной составляющей, интересная и, главное, реалистичная механика расследований. Все портит масштаб антагониста. Зло тут ни капли не космическое, а вполне себе земное. Немного с этим выручает только сам Ктулху, но он появляется только в одной из концовок на секунду. Мистический ужас – да, сверхъестественный – увы, нет.
Но отчаиваться рано, помимо игр, прямо отсылающих нас к творчеству писателя, существуют еще те, которые создают свои вселенные с некоторыми заимствованиями в плане атмосферы в попытках создать нечто настолько же страшное. Может, с этими проектами все получше?
Penumbra
Серия игр Penumbra очень осторожно использует наработки Лавкрафта. Упор сделан скорее на боязнь неизвестности. Лор мира и антагонист серии очень интересные, а пугает игра больше через звуки и намеки, хотя монстры и присутствуют. Все это делает игру близкой по духу к произведениям автора, даже несмотря на относительно небольшой масштаб местного злодея.
5 игровых консолей, о которых вы никогда не слышали. Есть даже приставка от Apple с MacOS
Amnesia
Дилогия Amnesia хоть и была выпущена теми же людьми, что и Penumbra, качественно отличается от нее по всем показателям. К тому же игра стала еще ближе к «Лавкрафтовскому ужасу» за счет схожего и вместе с этим отличающегося сюжета. Усиление мистической составляющей и слабоватая, но все же имеющаяся механика безумия дают нам очень пугающую игру.
Moons of Madness
Игра хоть и является оригинальным проектом, заимствует у мастера ужасов очень многое. Даже название является отсылкой к «Хребтам безумия». Столкновение с Космическим ужасом в условиях технологически продвинутой колонии на Марсе получилось очень интересным. Необъяснимые события, наличие зла, попирающего законы мироздания и полная невозможность своим ущербным разумом понять происходящее. Фанаты жанра будут довольны.
Bloodborne
Первой неочевидно «лавкрафтовской» игрой в этом списке станет Bloodborne. Геймдизайнер Хидэтака Миядзаки взял самое главное у Лавкрафта – непостижимых божеств «Великих». Сам мир создан в стиле готического романа и темного фэнтези. А исследовать его можно только по обрывкам редких записок, оставляя место для наших собственных догадок.
Dead Space
Выстрелившая в 2008 году Dead Space все еще может называться идеальным хоррором. Ужас пер со всех фронтов. Прямо сейчас на вас несутся действительно страшные некроморфы. Получив небольшую передышку нас сразу начинают терзать догадки о причинах произошедшего на корабле. И на протяжении всей игры не дают покоя мысли о чем-то гораздо более масштабном, о чем даже думать страшно. А потом Обелиски, культы и Братские Луны полностью оправдывают эти мысли.
Перечислять вообще все «лавкрафтовские» игры занятие весьма непростое. Ведь найти основы Сверхъестественного ужаса можно в самых неожиданных местах. Согласитесь, даже вселенную Warhammer можно отнести в разряд космически ужасных. Тут вам и гиперболизированные опасности вселенной, и Хаос весь такой непостижимый. Разве что тонны пафоса и превозмогания выбиваются из этого жанра.
Флот-улей Левиафан подходит к Млечному Пути
Перейдем же, наконец, к двум лучшим (субъективно) представителям описываемого сегодня жанра. Каждый из них не может похвастаться полным пониманием формулы Лавкрафта. Но по отдельности они представляют два самых важных термина в книгах писателя – безумие и страх.
Странные баги, которые вы встречали в играх. Обсуждение на Sports.ru
Sunless Sea
Не похожа на остальных представителей своего жанра. Да у нее и жанра-то нет! RPG? Roguelike? Симулятор? ИНДИ?! Всего понемногу. Но примечательна игра не этим. Атмосфера безумия и нереальности происходящего окутывает нас с первых же минут и не отпускает до самого конца. Сам мир тут сошел с ума.
Вдумайтесь только, действие игры происходит в Поземноморье. В это огромное подземное пространство был перемещен Лондон, который королева Британской Империи продала за жизнь своего тяжелобольного возлюбленного в 1861 году. В этом мире нет места рациональности, смерть не более чем неудобство, а хорошие истории ценятся дороже золота. Нам предстоит бороздить огромные водные просторы на собственном корабле в стремлении постигнуть тайны этого мира. Проведете вы в игре час или все десять, неважно, свою порцию безумия получит каждый. Про Sunless Sea нельзя сказать, что «книга лучше». Потому что эта игра и есть книга, наполненная множеством захватывающих историй, которые только и ждут, когда их прочтут. Да, читать тут придется ОЧЕНЬ много.
SOMA
В игре SOMA компания Frictional Games уже в третий раз (после Penumbra и Amnesia) порадовала нас хорошим хоррором. Но, в отличие от предыдущих своих работ, создатели обратились к вопросам сознания и индивидуальности, к пониманию самой смерти. Монстры в игры не несут особой опасности и от них можно просто убежать, а локации хоть и навевают жути, но сильного страха не вызывают. Им и не надо. Самый настоящий ужас вызываю простые вопросы, который игрок задаст зам себе по мере прохождения «Что такое сознание?», «Почему я это я?», «Чем отличается жизнь от смерти?». Нет, здесь нет непостижимых божеств и попыток осознать их не менее непостижимые замыслы. Здесь мы попытаемся понять самих себя и найти ответы на вопросы собственного бытия. У игры этих ответов нет, каждый найдет для себя свои. И этот поиск станет для вас самым запоминающимся опытом знакомства со Сверхъестественным ужасом.
Как скачать ГТА 5 бесплатно
Поговорили с разработчиками Call of Duty: Warzone. Они в шоке от страт игроков и обещают добавить новые режимы
Автор: from_assware