«Люди восхищаются моей смелостью, но я не люблю хвастаться». Интервью с Фолленом
Даниил Савкин поговорил с легендой.
Писать большое и пафосное вступление тут явно ни к чему. Это интервью с Фолленом с BB Dacha CS2 от FISSURE – записано 28 августа.
– Ты играл на гитаре после матча с Eternal Fire на BB Dacha. Расскажи про увлечение музыкой.
– В детстве я учился играть на гитаре, пока не познакомился с CS. Недавно стал учиться игре на пианино, но на гитаре получается лучше.
– Какая у тебя любимая группа?
– В Бразилии есть группа Charlie Brown Jr. Вообще, бразильская музыка очень хорошая. Из небразильского нравится Linkin Park, Coldplay.
– Ты был в Саудовской Аравии, где играл с Неймаром. Как оно?
– Было прикольно. Мы участвовали в шоу-матче. Неймар играл в CS, Rocket League и Tekken. Я катал с ним в СS 2 на 2, а потом он победил в Tekken, так что он выиграл шоу-матч.
– Неймар хорош в CS?
– Он очень хорош. Он часто играет в CS по вечерам.
– Ты можешь назвать Неймара своим другом?
– Друг слишком сильное слово. Нам нравится общаться, но, мне кажется, сложно дружить с человеком, который настолько популярен.
– Ты единственный каэсер, который играл на про-уровне в 4 версии CS: 1.6, Source, GO, CS 2. Расположи их от худшей к лучшей.
– Всякий раз, когда игра обновляется, она становится лучше. Когда мы пересели с CS 1.6 на CS:GO, она была сырой, и мы думали, что ничего не поменяется, но буквально после пары апдейтов CS:GO стала ощутимо лучше. А CS 2 уже лучше, чем CS:GO.
– Но ты все-таки выбрал 1.6, а не Source.
– Я пробовал играть в Source, и он мне нравился, но все-таки предпочел 1.6
– Плюс ты играл Crossfire. Как тебе эта игра?
– В Бразилии было время, когда Gaules хостил турниры – они назывались X5, и там было много разных игр. CS в Бразилии был при смерти, а я хотел соревноваться. Crossfire очень похож на CS: 5 на 5, FPS, сценарий с закладкой бомбы. Влиться в игру было несложно, это просто была мини-версия CS.
– Как по мне, очень милый факт из твоей карьеры: ты звонил отцу Колдзеры, чтобы он отпустил его в Америку. Помнишь детали разговора?
– Родители, чей ребенок уезжает за границу, всегда за него боятся. У отца Колдзеры были небольшие сомнения по поводу условий, в которых мы будем жить, и чем мы занимались. Но общее представление у него уже было, так что разговор прошел буднично.
– С отцами других игроков общался?
– Не припомню. Думаю, отец Колдзеры в этом плане выделяется.
– Решиться на переезд в Штаты было сложно?
– Переезд был очень легким решением. До этого мы ездили на турниры во Францию, США и Польшу, где выступили хорошо. Затем мы вернулись в Бразилию, а там было негде играть. Так что когда появилась возможность играть ESEA в Северной Америке, мы сразу же переехали. Мы знали, что нам надо двигаться дальше, чтобы сохранить прогресс.
– C какими трудностями вы столкнулись?
– У нас были очень ограниченные возможности. С домом нам помог наш менеджер Рикардо Dead. Это было самое важное, потому что у нас не было много денег, но талант и страсть победили. Нам пришлось преодолеть множество трудностей, но не было ничего, с чем мы не смогли бы справиться.
– Как думаешь, почему после 2017 года, когда вы всех обыгрывали, ни один из участников того состава больше не добился прежних высот?
– В то время у нас было нечто особенное. Все игроки были на пике формы, мы играли в свой лучший CS. У нас было представление о том, как играть в эту игру. И оно было немного лучше, чем у других команд, но в конце концов они догнали нас.
Еще повлияло, что наши приоритеты изменились. Мы начали уделять время не только CS, и это абсолютно нормально. Невероятно трудно фокусироваться на чем-то одном все время.
Все в этом мире имеет цикл. Причина, по которой мы не добились прежних результатов, проста – это очень трудно. Да и CS развивается, по всему миру появляется много игроков, увеличивается количество интернациональных команд и талантов.
– Ты стал играть в интернациональной команде в MIBR, когда к вам пришли Tarik и Stewie2k. Это было верное решение?
– Не считаю, что это было неверное решение. В итоге много команд стали интернациональными.
Тогда мы взяли очень хороших игроков. Stewie и Tarik играли невероятно. Но чего не хватило мне, Колдзере и Феру, так это терпения. Мы слишком быстро захотели камбэкнуть на топ-уровень, где находились несколько лет. Было чувство, что мы играли гораздо хуже из-за перехода на английский, и мы решили вернуться к португальскому.
Может, это было не лучшее решение, но и не худшее точно. Мы могли достичь большего, если бы дали себе больше времени.
– Как будто бразильцам сложно играть в интернациональных командах.
– Определенно. Я думаю, что на английском уходит больше времени на восприятие, а затем на реакцию на происходящее – так теряется время и скорость. Бразильцам сложно говорить на португальском, а потом внезапно переходить на английский. Нужно адаптироваться. Самая большая разница в том, что мы используем слишком много слов, чтобы объяснить мысль. В английском языке можно выразиться несколькими словами.
– Это только языковая проблема? Ведь бразильский и европейский CS очень разные.
–Да, культурологический аспект тоже имеет место. Когда мы разговариваем, мы используем много слов, меняем громкость и тон голоса. Все же большая часть связана с пониманием совершенно другого языка.
– И все-таки. Другие бразильцы говорили мне, что в ваших командах игроки чувствуют себя семьей.
– Дело в том, что я из старшего поколения. Сейчас все по-другому. Все команды очень профессиональные. Я бы сказал, что, возможно, некоторые организации сейчас больше, чем игроки. А раньше было наоборот. Мы могли выбирать, где будем играть, потому что игроки значили гораздо больше, чем клуб. Отношения между игроками и организацией были совсем другими.
Но для нас в Бразилии всегда оставалось важным поддерживать друг друга во всем. Игроки всегда горели одной целью. Наш путь на вершину и те условия, что были у нас, сильно отличаются от сегодняшних.
– К вам же чуть не перешли S1mple и Flamie.
– Было бы здорово поиграть с ними. S1mple – очень сложный человек, но каким бы сложным он ни был, он очень талантлив, верно? Он, наверное, величайший из всех, кто когда-либо играл в эту игру. Мне было бы любопытно посмотреть, как он адаптируется. Я не уверен, что это сработало бы, но было бы интересно попробовать. В то время нам нравился и Flamie, он был очень хорошим опорником с сильным аимом. Во всех матчах c NAVI играть против него было сложно.
– Кто был бы главным снайпером в этой команде?
– Роль главного снайпера, скорее всего, отошла бы Симплу. У меня был опыт игры на других ролях. И это помогло мне понять, что делают другие игроки и команда и что думают соперники. Но да, забирать AWP у Симпла нельзя.
– В MIBR и Liquid английский был для тебя проблемой, хоть у тебя и очень высокий уровень?
– Когда ты коллишь, нужно проговаривать очень много мелочей. Не буду врать, были моменты, когда на английском мне было сложно быть лучшей версией себя. К примеру, иногда я говорил слишком быстро.
Английский определенно добавляет трудности, особенно для тех, кто раньше всегда говорил только на родном языке. Но к этому можно привыкнуть. Я смотрел тимспики других команд – например, Faze, Karrigan недавно запостил; в игре они говорят гораздо меньше, чем мы. Как будто в английском люди пытаются выражаться емче, сказать много, при этом используя мало слов.
– Как оценишь период в Liquid?
– Хороший опыт. Мы могли играть лучше. Я вынес несколько уроков оттуда – как я мог вести команду и разрешать проблемы. Думаю, что если бы я был немного тверже в своем мнении и поведении, то, возможно, другие игроки вели бы себя по-другому. Но также я считаю, что я должен был измениться и сам, чтобы все заработало.
Работать с Liquid было прекрасно – игроки, весь стафф, организация, условия, все было на высшем уровне.
– Для людей в Южной Америки и Бразилии ты – икона, Бог. Как тебе с этим живется?
– Мне очень приятно и лестно. Думаю, мой профессионализм, который я демонстрировал на протяжении карьеры, говорит сам за себя. Люди восхищаются моей смелостью – я ведь начал так рано и сам не был уверен в том, что делаю. Моя страсть к игре и энтузиазм до сих пор движут мной. Я правда очень ценю поддержку, которую получаю от всех.
– Я разговаривал с Бигузерой и Писмейкером. Они говорят, что ты – скромный человек, который не сильно любит рассказывать, что ты сделал для сцены.
– Да, я не люблю хвастаться, хотя бы потому что я не делал ничего в одиночку. На протяжении карьеры мне помогало очень много разных людей – либо играли со мной, либо поддерживали мои проекты. В жизни ты ничего не делаешь в одиночку, даже если ты лидер. Никогда нельзя забывать, с кем ты начинал.
– Как часто бразильские игроки приходят к тебе за советом?
– Я очень долго на сцене, так что помогал некоторым игрокам, но, в целом, их не так много. Я же еще делаю много онлайн-контента, который в основном направлен на развитие начинающих команд и игроков.
– Как бы ты оценил уровень бразильского CS прямо сейчас?
– По сравнению с прошлыми годами, уровень довольно высокий. У нас нет топ-команды, как было в мое время – это правда. Но в Бразилии много хороших команд. Кстати, выход CS 2 этому помог – игра стала доступнее.
– В чем главная проблема бразильского CS?
– Главная проблема бразильского СS? Наверное, проблемно собрать топ-игроков в одной команде – c этим было тяжко в последние годы. Плюс мы вынуждены жить в Европе, чтобы иметь возможность тренироваться с лучшими командами. Это сильно влияет на личную жизнь. Мы живем на буткемпах – это морально тяжело.
– Я слышал, что у бразильских игроков огромные отступные. Это правда?
–Да, в Бразилии топовые организации, за которых играют главные таланты региона, не хотят отпускать игроков, что вполне объяснимо. Kscerato и Yuuirh играют за Furia много лет и никуда не уходят. Затем появилось следующее поколение игроков. Например, Biguzera. Еще когда меня не было в Furia, я не уверен, но они вели переговоры и не смогли его забрать. То же самое с Insani из MIBR.
Очень трудно собрать всех лучших в одной команде. Это бизнес, плюс командам нужно сохранять этих игроков, чтобы оставаться на плаву.
– Жалеешь ли о чем-то в своей карьере?
– Разве что жалею, что раньше не ходил в зал. Я бы мог уделять больше внимания здоровью, особенно спине. Но в прошлое нельзя вернуться, зато всегда можно что-то изменить здесь и сейчас!
– Когда ты начал ходить в зал?
– Я как бы ходил и не ходил пару лет. Бывает, что похожу пару месяцев, а потом забью на несколько недель. Сейчас как раз такой период, но я хочу снова вернуться в зал.
– Главное воспоминание твоей карьеры?
– Должно быть, победы на мейджорах. Особенно на первом в Коламбусе. Карабкаться в топ гораздо интереснее, чем в нем оставаться.
– Какой матч в карьере ты хотел бы переиграть?
– Сложно. Было много поражений, когда мы должны были побеждать. Может быть, проигрыш Cloud9 в Сан-Паулу. У нас было все, чтобы выиграть, но мы залили свой матч. На том турнире мы не были сфокусированы на 100 процентов.
Еще был матч на мейджоре в Бостоне – тоже с Cloud9. Мы играли четвертьфинал и полуфинал в один день, и мы были единственной командой с таким странным расписанием. Все остальные были отдохнувшими.
– У тебя есть цели в CS, которые ты еще не достиг?
– Хочу оставаться в топе настолько долго, насколько это возможно, и что-нибудь выиграть до завершения карьеры. Следующий мейджор, к примеру. Это то, о чем я мечтаю.
– Несколько лет назад ты сказал, что поиграешь еще годик и закончишь карьеру. Сейчас ты все еще играешь, ты все еще в Furia – каков твой план?
– Мой план – отыграть этот и следующий cезон за Furia, а там посмотрим. Может, продолжу или перейду на другую роль. Все зависит от того, как хорошо у меня получится совмещать карьеру и личную жизнь. Прямо сейчас я полностью сфокусирован на том, чтобы становиться лучше – так было всю мою карьеру. Пока CS – мой приоритет номер один, я буду выступать на высшем уровне.
– Как у тебя с мотивацией?
– Мотивация всегда меняется. В разные периоды мотивация зависит от разных вещей. Сейчас я мотивирован на максимум и пытаюсь наслаждаться процессом.
– Релиз CS 2 повысил мотивацию?
– Поначалу я задавался вопросом: хочу ли я разбираться в новой игре? Я думал об этом, но потом попробовал сыграть, у меня неплохо получилось в первых матчах, и мне понравилось. Так что на этот вопрос я себе ответил. Сейчас мне очень нравится CS 2.
– Как думаешь, ты будешь хорошим тренером?
– Думаю, да. Но я не хочу становиться тренером сразу после завершения карьеры, потому что это очень похоже на жизнь игрока. Если я сразу стану тренером, мне будет сложно заниматься другими вещами, снова придется жить вдали от семьи – а это самое сложное. Когда я закончу, семья будет на первом месте.
– Кто для тебя лучший тренер прямо сейчас?
– Сложно не сказать, что это Блейд. Он смог добиться результатов с NAVI не один, а два или три раза. Пока Zonic не пришел в Falcons, он был рядом с Блейдом, Zonic был очень хорош.
– Ты круто выступил на BetBoom Dacha, но в последнее время твоя статистика не так хороша. Как бы ты оценил свою форму?
– Я думаю, что сейчас играю очень хорошо. У меня получается приносить больше импакта с AWP. Я делаю много вещей как в игре, так и за ее пределами – они часто остаются незамеченными, но зато теперь на сервере видны их плоды.
– Когда-нибудь задумывался сменить роль на рифлера и отдать AWP кому-нибудь другому?
– Да, несколько раз я думал об этом. Но мне нравятся игроки, которые сейчас есть в команде, так что становиться рифлером и отдавать AWP просто бессмысленно. Если бы я хотел быть капитаном а-ля Karrigan, мне бы пришлось занять роли Chelo. Но я уверен в себе как в снайпере.
* * *
– Представь, что тебя взяли на работу в Valve. Что бы ты сделал в первую очередь?
– Хороший вопрос. Я думаю, они должны решить проблему с читерами. Они усердно работали над этим, но им следует стараться еще больше. Я бы наладил общение между Valve и игроками. Нужно больше общаться, в этом направлении они тоже работают, как мне кажется.
Честно говоря, я большой поклонник Valve. Я знаю, что они сами по себе, они немного закрыты, но мне действительно нравится, что они делают.
– Ты когда-нибудь общался с Valve?
– Я работал с Valve – я запускал несколько официальных продуктов для CS:GO и CS 2 на бразильском рынке, ну и виделся с ними на мейджоре. Valve считает, что я способствовал успеху игры, и ценят меня, и точно так же мне очень нравится их работа.
«Встал из-за компа и подумал, что все – прошли игру». Интервью с Адреном
«Все пацаны рано или поздно начинают играть в Counter-Strike». Интервью с капитаном турецкого CS
Фото: BetBoom Dacha by FISSURE, соцсети Фоллена
"В моих глазах и в глазах всех других игроков Фоллен – это тот, кто построил бразильскую CS-сцену. Никого из нас сейчас не было бы здесь, если бы не он. Бразильская сцена не поднялась бы так высоко, не появилось бы столько новых игроков".
Как говорится, ЧТД)
Все норм, порешал проблему)