9 лет назад эта команда навсегда изменила CS
«Остальные получали около €1000, а мы – €3500».
Дания, Норвегия, Словакия, Эстония, Латвия – это гражданства игроков Faze.
Швеция, Венгрия, Польша, Финляндия, Израиль – это гражданства игроков Mouz.
Сегодня никого не удивляет, что в плей-офф Кельна 5 из 6 команд (смотрите за их матчами на Okko) – интернациональные. Лет 10 назад это выглядело бы как бред сумасшедшего. Что изменилось?
Как команда-эксперимент, не сыграв ни матча, подняла всем зарплаты
В 2015 году CS-сцену оглушил массовый бан от Valve за 322 – 14 игроков дисквалифицировали навсегда. Правда, через сутки польскую пятерку из ESC, которую вскоре подписала G2, разбанили. Остальные в каэсерских правах восстановлены не были.
Из 14 человек четверо – французы. Они были тиммейтами Скрима, суперталантливого парня. До этого он выступал в команде с игроком под ником Sf – его забанил VAC в 2014 году, в 2015-м античит Valve не пожалел Area, которого называли вторым Скримом. Представьте, какого было бельгийцу – его окружение состояло из нечестных людей, которые пытались обмануть игру, сообщество и самого Адиля.
Заявление Скрима через два месяца после бана тиммейтов начинается трагикомично: «Привет. Как вы знаете, уже два месяца я представляю Epsilon один». Дальше Адиль пишет, что хочет во что бы то ни стало вернуться на про-сцену, но французские команды сильны и укомплектованы, поэтому он ищет другие варианты. Интернациональный состав – одна из опций.
Французский сайт Vakarm в то же время инсайдил о возвращении легендарного тега в CS – речь шла про SK Gaming, которая должна была подписать следующий состав:
- Scream – главная звезда;
- Maikelele – сильный снайпер, который не пригодился NiP (впоследствии он сыграл важную роль в переговорах);
- Rain – молодой норвежский игрок, которого заприметил Maikelele в LGB;
- Fox – уже тогда достаточно возрастной снайпер, ему было 28. Главная и единственная звезда португальского CS;
- Skytten – ингейм-лидер, который съездил на первый мейджор вместе с LGB.
Но изначальный вариант команды выглядел чуть иначе: Maikelele, Scream, Hiko и Skadoodle +1. Ребята договорились играть вместе, но для этого надо было собраться в одной точке: в США или в Европе. Переезжать в Америку Майкелеле не планировал, Hiko тоже не захотел менять континент. Поэтому вариант с американцами отпал, и остановились чисто на европейских игроках.
Vakarm в статье про предполагаемый ростер SK Gaming описывал его как «экзотическое приключение» и «уникальную и необычную команду». Такие слова идеально погружают в дух того времени и в сомнения, которые вызывала идея столкнуть в одном составе игроков из разных стран.
Maikelele тогда признался, что он и Скрим действительно обсуждают совместный проект, и подтвердил факт переговоров почти со всеми игроками. Швед также извинился перед владельцами команд, потому что информация каким-то образом стала публичной раньше времени.
Vakarm сообщал, что SK предлагает зарплату, от которой сложно отказаться, но на рынке нашелся игрок покрупнее. Название Kinguin – онлайн-магазина видеоигр – не было в новинку для каэсеров, потому что компания спонсировала Fnatic, TSM и другие команды. Спонсорства оказалось мало, захотели собственный состав.
«Мы знали, что SK будет более разумным выбором, а предложение Kinguin – большим риском, но мы решили рискнуть», – объяснял швед.
Доносились слухи, что в Kinguin сходу платят баснословные деньги. Автоматически возникал вопрос «За что?». Команда-эксперимент только собралась, но уже получала больше, чем признанные топы сцены. Благодаря слухам зарплатные ведомости других команд тоже подросли:
«Мы играли прак против Virtus.pro, и они спрашивали нас, реально ли мы так много зарабатываем. Тогда остальные каэсеры получали около €1000, а мы пришли из ниоткуда и получали €3500. Это изменило сцену. Зарплаты стремительно взлетели», – рассказывал Fox в интервью HLTV.
Это важнейший и абсурдный итог – новая команда повлияла на зарплатную политику всей сцены.
Старт Kinguin: сразу кикнула кэпа и выиграла самый ужасный турнир в истории
По иронии первый матч Kinguin состоялся против SK Gaming, которая все-таки вернулась в дисциплину и собрала датскую команду с Глейвом и Хунденом – вот это комбо. Kinguin победила, но старт в целом получился скомканным: после всего 11 игр кикнули Скиттена, который был другом Майкелеле – возможно, именно это повлияло на его изначальное нахождение в команде.
«Могу ошибаться, но мне кажется, что некоторым не нравилось с ним играть. Люди жаловались, что он играл на стату, но это лишь стандартное объяснение, когда возникает недопонимание. Не думаю, что он был байтером <...> Расставаться со Скиттеном мне было тяжело, потому что он был одним из моих лучших друзей. Мы почти три года играли вместе, поэтому это было очень тяжело решение для всех», – вспоминал Maikelele.
Вместо Скиттена позвали Нико, который карабкался в топ и потерпел неудачу в первой же серьезной команде – в Mouz. Весь состав ради юного боснийца перешел с немецкого на английский, но беда в том, что и английский он знал на крайне примитивном уровне. «Я играл так хорошо, показывал лучший CS за всю жизнь – настолько я был мотивирован. Но они снова хотели общаться на немецком», – рассказывал Нико.
Да, в Kinguin очевидно предстояло общение на английском, но там к этому относились спокойнее: Fox тоже слабо владел языком, и ничего. «Fox едва ли говорил на английском. Мы могли общаться в игре, но это было на уровне: «А, Б, го на А, го на Б, дефьюзь». Мы шутили над этим и смеялись над Фоксом. Но давайте честно, в CS ты часто играешь ММ или Faceit и все равно общаешься на английском. Так что тогда уже все привыкли говорить на английском, но не в командах. И это то, что мы должны были поменять. Коммуникация не была проблемой и причиной поражений», – объяснял Maikelele Торину.
Нико постендинил за Kinguin на лан-квалификации к турниру Gaming Paradise. В Bo5-финале обыграли Flipsid3 с Симплом.
Ковача хотели выкупить из Mouz, но, во-первых, Kinguin больше не хотела тратиться, и даже цена в $40 000 казалась слишком завышенной – к тому же примерно столько же заплатили за выкуп контракта Рейна. А во-вторых, немецкий клуб не отпускал игрока. Потом он поиграл за SK (как же часто пересекаются эти команды) и вернулся в Mouz – время показало, что не зря.
Kinguin продолжила поиски новичка и позвала Денниса. Перерыв в его карьере после ухода из LGB в 2014-м составил год. Он просто забил на CS. Вернуться сподвигнул его друг Olofmeister: он рассказал, насколько развилась сцена. Сидел Dennis без мыслей о каком-то киберспорте и оказался в команде, которая платит больше всех.
С Деннисом, которого Майкелеле описывал как идеального тиммейта, Kinguin прошла на квалификацию к ESL One Cologne 2015 – а это был мейджор.
В Кельне-2015 был очень необычный для киберспорта формат – две групповые стадии. Kinguin начала путь с отлета от Luminosity (6:16). Только Fox говорил тиммейтам, что за бразильцев играет очень скилловый Coldzera – остальные его даже не знали.
Во второй группе Kinguin чуть не уступила австралийской Immunity и одолела Cloud9.
Выход в плей-офф на первом же мейджоре был громадным успехом. Сборная солянка, где не все друг друга понимают, вошла в элиту. Плюс действовала система, что топ-8 мейджора получают статус легенд – то есть слот на следующий турнир Valve. Kinguin попробовала зайти еще дальше, но споткнулась о датчан из TSM – те разнесли без шансов.
Следующей остановкой была Словения и турнир Gaming Paradise. Великий турнир, надо сказать.
- В первый день трехдневного чемпионата на месте проведения не оказалось компьютеров. Когда их привезли, внутри не оказалось видеокарт. Из-за 13-часовой задержки сыграли только один матч из четырех запланированных.
- Паспорта игроков передали в полицию сотрудники отеля, потому что он был не оплачен.
- Из 2000 билетов реализовали только 100.
- В последний день турнира ответственный за его проведение Саша Булич вышел на сцену и сказал, что это очень крутой ивент.
- Призовые так никому и не выплатили.
- Зацените посадку Фокса.
Турнир взяла Kinguin, причем в финале обыграли NAVI. Но Maikelele говорил, что из-за всех проблем победа не ощущалась как-то особенно.
Kinguin одной из первых сделала из тренера капитана. Но его забанил VAC
«Мы хотим сделать нечто особенное – попробуем сделать из нашего тренера полноценного ингейм-лидера. Сейчас у нас коллят все по чуть-чуть, и из этого ничего не выходит. У нас не было времени полноценно потренироваться, используя новую систему, но наш тренер будет ингейм-лидером, нужно время. Думаю, что за этим будущее. Игроки могут просто фокусироваться на игре. Посмотрим, что из этого получится», – рассуждал Scream на Дримхаке в Валенсии.
С этим турниром связан забавный случай.
За пару недель до старта Пашу Бицепса на стриме спросили про новый состав Kinguin. «Новый состав Kinguin, мой друг? О чем мы говорим, мой друг? У Kinguin нет шансов, если честно. Нет шансов. Они могут удивить в одном матче, но не думаю, что они могут что-то выиграть».
В Валенсии Virtus.pro и Kinguin встретились. Третья карта закончилась 16:0 – не в пользу Паши. Причем это был Cache – очень удобная карта для поляков. Это была единственная победа Kinguin на турнире.
К тренерам.
Kinguin тренировал Dalito – малоизвестный швед, у которого за спиной не было шибко успешной карьеры игрока. Но он действительно управлял игрой. Модель 5 игроков + 1 капитан за их спинами потом переняли и другие команды – NAVI, например.
У Dalito был один нюанс.
«Мы застряли в Валенсии, и Dalito начал испытывать сильный стресс. Он сказал: «Мне нужно домой, я собираюсь сам оплатить свой перелет». Мы сказали ему, чтобы он расслабился, а наша организация собирается найти для нас отель, в который мы заселимся на пару дней.
В итоге организация оплатила его перелет, а затем, примерно через час или два после того, как он покинул нас, появились новости о его бане. Я знаю, что он дружил с некоторыми игроками, у которых был VAC, и люди говорили, что читерить мог и он – но я никогда в это не верил. Он сказал мне, что никогда не делал этого», – вспоминал Maikelele. Да, Dalito получил VAC-бан. Kinguin сразу же с ним рассталась.
Швед пробыл в команде всего 2,5 месяца, поэтому толком протестировать систему с тренером-капитаном не получилось. После его ухода коллить пробовал Dennis. Когда ему надоело, вызвался 20-летний Rain и стал новым капитаном. Правда, ему это тоже не особо нравилось.
«До нас думали, что в команде могут быть только игроки из одной страны». G2 сотворила историю
«Давайте будем честными, я создал Kinguin. Я позвал Скрима, Майкелеле, Фокса. До нас все думали, что в команде могут играть только шведы или только французы, в общем – игроки из одной страны. Я доказал, что это неправда.
Если у меня есть доступ только к французским талантам, то сужается пул доступных игроков. Если мне нужны лучшие игроки в мире, я могу взять одного из Казахстана, одного из России, одного из Франции и так далее. Я всегда предполагал, что это сработает, и это сработало», – говорил владелец и бывший СЕО G2 Карлос в интервью Шоку.
При чем здесь G2? Неожиданный поворот: Карлос участвовал в подписании и формировании первого состава Kinguin.
«Сделать команду с Оцелотом было правильным решением. Состав получился крутым, и мы знали, что у Карлоса большой потенциал. Мы обеспечили финансирование с последующей сделкой по трансферу команды в G2», – вспоминал СЕО и основатель Kinguin Виктор Ванли.
В сентябре 2015-го все игроки Kinguin перешли в G2.
Вскоре из команды ушел Scream, который вернулся на французскую сцену – в Titan. «Я решил уйти из G2 по личным причинам. Общение в команде сошло на нет, и, как следствие, удовольствие от совместной игры пропало», – объяснял бельгиец. Вместо него взяли бывшего тиммейта Рейна, еще одного норвежца – Jkaem.
Замена произошла всего за пару месяцев до мейджора в Клуж-Напоке. Благо у команды был слот из-за топ-8 в Кельне.
На мейджор G2 приехала в статусе команды, которая может зажечь. Она занимала 9-ю строчку в рейтинге, но по ходу турнира, который длился всего пять дней, разогналась так, что реально претендовала на чемпионство.
После двух побед в группе над Mouz и поражения от TSM парни вышли в плей-офф (а Titan со Скримом не вышла), где их ждала Virtus.pro – топ-3 мира. Поляки не забрали ни карты. Дальше была Envyus, которую G2 чуть не обыграла: удалось забрать первую карту, а на второй – Inferno – начался триллер, который продлился 46 раундов. Это был матч жизни для Фокса, который сделал 40 фрагов. Забавно, что все остальные тиммейты сыграли в минус.
Один из культовых моментов того полуфинала – Scar от NBK, который закрыл выход G2.
У G2 было три матч-пойнта, три шанса выйти в финал – не получилось. Со счетом 25:21 победила Envyus. На решающей карте Cache у G2 уже шансов не было.
«Думаю, что это был мой лучший шанс выиграть мейджор, хоть я и до этого был в финале и на третьей карте проиграл LDLC со счета 11:4 [с NiP на DreamHack Winter 2014]. Думаю, мы бы разнесли NAVI в финале [Envyus выиграла 2:0]», – вспоминал Maikelele.
Даже несмотря на обидный проигрыш, полуфинал был важнейшим достижением, который доказал – такие команды, как G2, могут побеждать и соперничать с топ-командами. Необязательно иметь в составе пять игроков из одной страны. Так запустился тренд, результаты которого мы видим сегодня.
* * *
Уже в январе 2016-го G2 продала состав Faze. Сумма сделки – около $700 000 – космические деньги на тот момент. В процессе переговоров было много разного:
– Юристы и владельцы Faze уверяли, что контракты G2 недействительны, а игроки должны перейти бесплатно.
– Карлос считал Faze кучкой клоунов.
– Ричард Льюис писал, что Йенс Хильгер, бывший член совета директоров ESL, повлиял на сделку и вынудил Faze увеличить предложение. В противном случае команда получила бы бан на турнирах. Компания Йенса Dojo Madness до этого сотрудничала с G2, а сам Йенс фактически был совладельцем.
– Maikelele приходил к Карлосу и повторял риторику юристов Faze. Потом швед реально опасался, что его забанят, и он больше никогда не сыграет в CS.
Все это – мутные детали. Важнее, что сделка состоялась, а состав, над которым еще недавно смеялись, продали за такие деньги.