«Все хотят быть Симплом и Зайву». Большое интервью Lmbt о тренерстве, выгорании и драг-рейсинге
Гонки похожи на CS: там не прощают ошибок, а большая часть работы остается за кадром.
Сергей «Lmbt» Бежанов – бывший про-игрок и один из самых олдовых тренеров по CS. Уже в 2010 году он тренировал Forze.
Сейчас у Сергея очень насыщенная жизнь: помимо тренерства, он работает аналитиком в студии Maincast, ведет ютуб-канал и обожает драг-рейсинг – это спринтерские гонки по прямой. Один раз он поехал на гонку за 500 км от Киева прямо с эфира – он закончился в 2 ночи, а заезды стартовали в 7 утра.
Мы поговорили с Lmbt о последних событиях в мире CS, его тренерской карьере, гонках и выгорании.
Рейтинг HLTV – расхайпленная тема, из-за него все хотят быть Симплом и Зайву. Нико – железный топ-3
– Привет. Недавно HLTV опубликовали рейтинг за 2021-й. Как ты к нему относишься?
– Мне этот рейтинг не нравится. Это очень расхайпленная тема. Из-за всех этих рейтингов страдает развитие молодых людей, потому что они находят себе кумиров: все пытаются играть на одной роли. Если ты возьмешь FPL-C, FPL, откуда раньше брали топовых игроков, – все пытаются играть с AWP. Потому что два лучших игрока в мире – Симпл и Зайву. Все хотят быть Симплом и Зайву. В итоге происходит перенасыщение кадрами, и таких игроков, как Санжи, например, не хватает.
– Когда были недовольства по поводу седьмого места Электроника или когда Широ поставили ниже Нико, тебе было все равно?
– Максимально все равно. Я изначально говорил, что Нико для меня – топ-3 игрок мира. Независимо от того, какое место он займет в этом рейтинге. И его команда тоже хорошо провела год. Для меня абсолютный факт, что Симпл, Зайву и Нико – три лучших игрока мира на данный момент.
– А у Нико вообще есть шансы стать лучшим, учитывая, что он рифлер?
– Понимаешь, в этом и история. Я уже сказал про эти рейтинги: Симпл – гибрид, Зайву – гибрид, ну и Широ – более ярко выраженный снайпер. В теории в топ-3 должны быть игроки с AWP. И то же самое происходит в футболе: кто получает золотой мяч? Конечно, те, кто забивает голы. При этом крутые защитники или крутые полузащитники очень-очень редко удостаиваются этой награды.
К сожалению, это реалии, которые есть не только в CS. Но я за свою карьеру научился ценить игроков не только за их рейтинг.
Lmbt тренировал в СНГ и Европе. Раньше нашим игрокам не хватало дисциплины и трудолюбия
– Большинство команд, которые ты тренировал – из СНГ. Но наибольших успехов ты добился в Mouz. Ты как-то себе это объясняешь?
– Это не совсем верное утверждение. Может быть, это были клубы из СНГ? В СНГ я тренировал одну команду всего – HellRaisers, откуда потом ушли три человека и создали Gambit. И тогда HellRaisers стали европейской командой.
Потом я попал в Mouz – после того, как попросили из HellRaisers за невыходы на мейджоры. Но и в Mouz тоже все было далеко не сладко с самого начала. Чтобы построить тот состав Mouz, который стал хорошим, ушло больше года.
И после этого, опять же, я тренировал HellRaisers, и это тоже была европейская команда практически полностью, за исключением Ангела. Потом я очень долго не работал тренером и совсем немножко потренировал Forze – назову это так. Это действительно был очень маленький период времени. Поэтому я, скорее, больше тренировал европейские команды.
– Тренерский подход в европейской и СНГ-команде кардинально отличается?
– Сейчас, кстати, он не настолько сильно отличается. СНГ доминирует – и это не просто так. Доминирует за счет дисциплины, трудолюбия, воли к победе и так далее. И раньше, как по мне, СНГ-командам этого не хватало – более старой гвардии игроков. Молодые игроки, которые пришли, работают гораздо больше предыдущего поколения. Это дает свои плоды.
А у европейских команд, по крайней мере у Mouz, никогда не было такой проблемы. Там команда не была семьей или братишками – все были из разных стран. При этом рабочая обстановка была более серьезной, чем в СНГ-командах. Это касалось и руководства, и самих игроков.
– Было больше профессионализма?
– Разговор на неродном языке заставляет быть более ответственным, потому что ты не можешь позволять себе очень многие реплики, которые позволяешь на родном языке. Вся коммуникация и общение в принципе становится более чистым и деловым, чем дружеским. Но сейчас эта грань уже стерта.
– В чем тебе точно нужно расти как тренеру?
Мне уже 35, и тренирую я уже лет 7. Первый раз тренировать я пробовал в 2010 году. Это было еще в CS 1.6, в команде Forze. Я довольно рано перестал быть игроком, потому что мне нравилось быть тренером. И мне часто не хватало сдержанности. Сейчас, банально повзрослев, я стал более спокойным.
В данный момент, скорее, хочется пожелать себе большей усидчивости и больших трудолюбия и терпения. Потому что через многие этапы становления команды ты когда-то прошел, и тебе нужно пройти через это заново – это требует терпения и взаимопонимания.
– Когда Valve жестко ограничила деятельность тренеров на мейджоре, ты раскритиковал это решение. Что еще может сделать Valve по отношению к тренерам?
– Сейчас они все-таки разрешили тренерам во время RMR-турниров находиться в комнате вместе с игроками, то есть все-таки чуть-чуть ослабили. Но изначально я не совсем понимаю позицию Valve.
В Доте тренер не может находиться в кабинке, он приходит только на стадию драфта. Это такое правило. По моему мнению, Valve больше поддерживает Доту, а не CS. Они считают, что это видение верное. Но игры не могут быть одинаковыми: в футболе нет таймаутов, а в волейболе – есть.
Мы же называемся киберспорт. Возьмем любой вид спорта – тренер кричит с бровки весь матч. Слышат его игроки или нет, уже другой вопрос. Но он же кричит, поддерживает, злится. Как тренер может быть безэмоциональной амебой, сидя сзади? Я вообще этого не понимаю. Ты не можешь даже поддержать свою команду или похлопать своего игрока по плечу. Это якобы дает какие-то знаки, коллы. Да какие коллы? За раунд все может поменяться 12 тысяч раз.
Бывали случаи, когда тренеры переступали грань. Когда-то на Старладдере Мишу Кейна удалили с матча. Регламентировать это, естественно, нужно. Должна быть грань дозволенного.
– Valve как будто бы всегда была против тренеров. Еще с 2016 года, когда тренерам запретили говорить во время раунда.
– Изначально института тренера не существовало. Можем вернуться к истокам. Во времена CS 1.6 Carn я и кто-то еще писали письмо в ESL, чтобы дать менеджерам шестые наушники на сценах. Чтобы они могли поддерживать команды. К этому тоже скептически относились, но это появилось. И в тот момент не было мейджоров, и Valve не влияла на турниры, когда этот институт возник.
Когда тренерам запретили говорить, я считаю, это был шаг в правильную сторону. Я коллил, Старикс пытался коллить. Были тренеры с капитанским опытом. Мы могли сильно помогать команде, снимая ответственность с капитана. Не у всех было такое преимущество – его обоснованно убрали.
Аналитику не будут смотреть много зрителей – и это нормально. Cообщество не ценит игроков с невысоким рейтингом: Стико захейтило комьюнити – отчасти из-за этого распалась Mouz
– Как тебе роль аналитика на Maincast?
– Мне нравится эта роль. В то время, когда ты не тренируешь или тренируешь команду послабее, ты всегда поддерживаешь свой тренерский уровень, потому что смотришь огромное количество топовых матчей. Это полезно и для меня в том числе.
Мне нравится эта работа и коллектив, и это абсолютно не влияет на другую деятельность.
– А комментировать у тебя пока нет желания?
– Я иногда комментировал матчи, но у меня нет никакого желания делать это на постоянной основе – это не моя работа. Есть ребята, которые делают это замечательно. У нас действительно много крутых комментаторов в СНГ – их намного приятнее слушать, чем пять лет назад. Они все тоже выросли. Мне стало приятно смотреть матчи на русском языке – раньше я вообще этого не делал
– Количество зрителей во время аналитики падает в 2-3 раза. Что можно сделать, чтобы после матчей люди не уходили?
– Приведу пример. Ты смотришь футбол. Начинается перерыв. Что ты делаешь? Ты встаешь, идешь делать бутерброд, разогреть попкорн или взять чипсы. Может, ты слышишь из другой комнаты аналитический блок, но ты не сидишь у экрана и не ждешь. Это абсолютно логичный момент в любом спорте – во время перерыва люди занимаются своими делами.
Это просто данность, которую нужно принять. Может, и можно устроить более крутую развлекуху. Но людям же нравится писать в чате, реагировать – в этом огромная часть онлайн-трансляции. Я здесь все прекрасно понимаю, но меня это совершенно не огорчает.
– Возможно, люди уходят из-за серьезной информации, которую им сложно воспринимать? Может, стоит приглашать на эфиры медийных личностей?
– Ну, в аналитике не всегда подается серьезная информация: это часто какие-то истории, иногда включают интервью с игроками.
Я не думаю, что 50 тысяч зрителей останутся у экранов, если придут какие-то звезды футбола или бокса.
– А если придут их любимые стримеры?
– Может быть, да. Но все равно не будет прямого общения с аудиторией. Лан-турниры прекрасны тем, что во время пауз происходит какой-то экшен. Например, розыгрыш футболок. Зрителей развлекают – они сидят на своих местах.
– Как понимать CS обычному зрителю?
– Обычный зритель смотрит CS и видит, как Саша Симпл дает три нереальных флика – класс. И комментаторы еще это поджигают, конечно. Зрителю необязательно разбираться в важных тонкостях игры, чтобы понять, кто выиграл или проиграл матч. Он может со своей колокольни судить: «Этот чувак убил троих – он красава, а этот не убил в спину – он не красава». Смотреть CS действительно может кто угодно.
– Условному Интерзу прилетает много хейта из-за невысокого рейтинга. Это можно как-то изменить?
– Так всегда будет, это невозможно поменять. Игроки, которые выполняют роль опорника, могут идеально отыгрывать матч: давать идеальные флэшки и делать идеальные перетяжки. Это никто не заметит. Но один раз они провалятся, один раз – на кого всех собак спускают?
Для меня эти люди – герои. Я еще в начале интервью говорил о перенасыщенности звездных игроков по отношению к вот таким игрокам. На плечах этих людей держатся все эти команды. Одна их ошибка часто стоит матча. И они намного чаще играют более безошибочно, чем звездные игроки.
Ты привел в пример Интерза, а у нас в Mouz играл Стико. Было четыре жестких игрока: Ропз, Санни, Оскар и Крис Джей. Они все могли набить 30 фрагов в каком-то матче. А Стико не замечали – там нереальное количество хейта всегда было. И в определенный момент это его сломило, и отчасти из-за этого распалась команда. Сейчас он играет на других ролях, потому что знает, как это было тяжело и больно.
– Получается, это большая проблема.
– Флейми, кстати, еще один пример. Это очень большая проблема для психологов скорее – это их огромная работа. Поэтому в больших клубах они есть, чтобы эти люди были более стойкими. Но, к сожалению, из команд часто кикают именно таких игроков. Мне это неприятно, но что поделать.
Машина Ламабота стала самой быстрой в мире, драг-рейсинг помогает восстановить силы, одна ошибка стоит гонки
– Ты занимаешься драг-рейсингом (спринтерские гонки по прямой). Расскажи, как ты этим увлекся, в чем ловишь кайф, когда едешь по прямой?
– Самим автоспортом я увлекался с детства. Мне было лет семь, когда я впервые посмотрел «Формулу-1». Мне это всегда нравилось, и когда появилась такая возможность, я начал этим заниматься.
Драг-рейсингом я начал активнее заниматься с началом пандемии – в прошлом году не было возможности часто ездить в отпуск. А драг-рейсинг помогает восстановиться морально и отвлечься. Потому что у меня иногда не бывает выходных по три месяца
Там очень многое зависит далеко не от машины, а как раз от команды. И там тоже нужна определенная психологическая устойчивость. Важна и реакция. Но там любая мельчайшая ошибка, как и в CS, чревата проигрышем. Одно кривое переключение передачи – все.
В прошлом году моя машина на определенной конфигурации стала самой быстрой в мире – среди таких же машин. Это было большое достижение для меня и ребят, которые работали над автомобилем.
– У тебя есть фотка, где стоит твоя машина и 15 кубков. Это твои достижения за прошлый год?
– Ну да, за сезон.
– А сколько длится сезон?
– Это было примерно 8 гонок в разных классах – но не суть. Гонка – это настолько маленькая часть процесса. В основном все происходит за кадром. Так же и в CS: на турнире смотришь один матч, а сколько было перед этим пракков сыграно.
Вообще гонки по прямой даже гонками толком не назовешь по сравнению с кольцевыми или с дрифтом. Ну, в моем случае, потому что я занимаюсь этим на аматорском уровне. Но при этом они напрочь отбивают желание быстро ездить по городу, потому что все участники соревнований понимают, что такое скорость. Разогнать машину ты всегда можешь, а остановить – нет. Никому не советую быстро ездить по городу.
– Пробовал участвовать в других гонках: кольцевых или раллийных?
– Автоспорт – дорогой вид спорта. Там совершенно другие бюджеты, требования и подготовка. Очень много разрешений надо получать. Для этого нужны спонсоры, годы тренировок. На городской машине ты туда уже не поедешь. Простой водитель с дороги не то что ралли, даже кольцо не сможет проехать.
А подготовить машину к драг-рейсингу в определенных классах не так сложно. Да и вообще есть абсолютно аматорские классы – хоть на Daewoo Lanos приезжай. То есть ты просто можешь весело провести уик-энд, скажем так.
– Как много времени в твоей жизни занимают гонки?
− Зимой – вообще межсезонье. У меня нисколько времени не уходит. Моя задача заключается в планировании, небольшой корректировке и хотелках. Остальное делают механики и настройщики. Я просто делюсь с ними своими впечатлениями, и они корректируют настройки машины под меня. У меня это занимает просто уик-энд.
– А сколько людей работает над подготовкой машины к старту?
– Зависит от машины. У меня гражданская машина, но сначала ее нужно собрать. Есть люди, которые привозят запчасти, – дилеры. Это все надо найти, заказать, привезти и подобрать правильную конфигурацию. С этим помогают настройщик и механик. Механик собирает, настройщик настраивает – все логично.
На самой гонке достаточно 1-2 механика, чтобы подготовить машину к старту. Еще есть настройщик, с которым я работаю дистанционно. Он немец.
– В Украине вообще популярен драг-рейсинг?
– Очень популярен. Но у нас, в отличие от России даже, нет условий никаких. Если возьмем Америку, откуда это все пошло, так там люди ездят на таких машинах, каких у нас даже в про-гонках нет.
К сожалению, в нашей стране это никому не нужно и не интересно. Есть лишь два организатора, которые проводят эти гонки. Но людям нравится: на соревнования по 150 машин приезжают.
Ютуб пока не приносит денег – все на чистом энтузиазме. Важные слова про выгорание и отдых
– В последнее время ты активно занимаешься ютубом: это тоже хобби или больше вариант прокачать медийку?
– И то, и то. Меня уже очень давно просили этим заняться. Я не шоумен какой-то и не звезда – наигранно на камеру разговаривать не умею. И говорю очень прямо и открыто всегда. Мне, в принципе, нравится этот процесс. Я и авторолики делал с соревнований, потому что это как минимум память.
Я на ютубе сейчас ничего не зарабатываю. Все это на чистом энтузиазме вместе с монтажером. Ему вообще огромный респект за такой объем работы.
Люди пишут в основном хорошие отзывы, и это мотивирует. Почему бы не сделать что-то для людей и не поделиться своим опытом?
– Какая-то цель на ютубе у тебя есть?
– Я когда-то думал об этом, планировал и даже хотел стримить. Но потом я пошел работать в Forze, Maincast и еще параллельно был FPL. Времени на видео совсем не было.
Сейчас я понимаю, что стримить, к сожалению, я не могу – день слишком короткий. Но на ютуб так много времени не уходит: я все равно смотрю матчи и могу что-то проанализировать. Ну и я все делаю в один дубль: просто записываю видео, оно оформляется и выкладывается. Это не занимает много времени.
Меня еще поразил результат на мейджоре. Потому что я долго этим не занимался, а во время мейджора получил какое-то нереальное количество просмотров как для мертвого канала без подписчиков. Это немножко мотивировало продолжать.
– У тебя почти год назад вышло два интервью: с Woro2k и Джеймсом Бэнксом. А потом ты не делал этот формат. Почему?
– Я как раз тогда и перестал заниматься ютубом, потому что у меня не было времени. Сейчас я буду вести канал, потому что понял, как организовать процессы и все успевать. Тогда совсем не получалось – а летом еще и гоночный сезон. Вообще все сложно со временем. У меня как-то эфир закончился в 2 часа ночи, а в 7 утра за 500 км от Киева была регистрация на гонку.
– И ты поехал?
– Я взял в студии выходной и поехал. Доезжал – это как раз плюс-минус 5 часов. Потом не спишь – регистрация, ездишь квалификацию. Потом полтора часика дремлешь до финальных заездов. То есть ты откатываешь весь день, не остаешься там ночевать, едешь обратно 500 км, а на следующий день идешь на работу.
– У тебя никогда не было выгорания?
– Однозначно было. Часто даже месячный отпуск не помогает полностью восстановиться и вернуть мотивацию. Проблема выгорания точно существует, и не только в CS.
Мой отец как-то сказал: «Всю работу не переработаешь, все деньги в мире не заработаешь». И это мне помогло. Нужно беречь себя, находить время для отдыха и правильно рассчитывать свои силы.
В Mouz у нас тоже была такая проблема. Это сейчас команды поумнели и стали выбирать, на каких турнирах будут играть. А у нас был такой месяц, когда мы отыграли четыре турнира на четырех континентах. Это было перед Кельном, но там мы даже не вышли из группы, хотя были топ-3 командой. И мы даже не восстановились до следующего сезона – то есть месяца не хватило, чтобы прийти в себя.
Поэтому очень важно пропускать турниры, иначе произойдет выгорание и не хватит мотивации, чтобы делать все на сто процентов.
– Ты следишь за балансом отдыха и работы?
– На самом деле, да. Как я уже сказал, я повзрослел. Я научился правильно рассчитывать время: и на сон, и на работу, и на семью. При этом так сложилось, что последние годы я работал на 2-3 работах одновременно. И научился распределять время так, что я от этого даже не уставал. Я привык к экшену, когда он пропадает из жизни – становится сложно. Мне достаточно 7 дней, и становится максимально скучно, я не знаю, куда себя деть. Нужно срочно чем-то заняться.
За 4 года я посмотрел, может, два сериала. Я не могу лечь на диван и просто залипнуть, как многие люди делают.
– А фильмы, книги?
– Книги – да. Но я давно не читал их, раньше делал это во время путешествий. А сейчас, например, дома – дочка. Зачем мне читать книгу, если я могу провести с ней время.
Я рассчитываю свое время так, что оно везде впритык, но мне это нравится. Когда нет загрузки, мне становится не по себе. Нравится, когда есть много работы.
– А где грань между «много работы» и выгоранием?
– Очень сильно зависит от человека и от рода деятельности. Объясню. Я встал, сделал завтрак дочке и отвел ее в школу. Начинается тренировка у команды где-то в 10-11 утра, заканчивается – в 16:00. Потом еду в студию – конкретная смена обстановки: ложусь на диван, смотрю матчи, общаюсь с людьми. Я уже отдыхаю, смотря свою любимую игру. Поэтому мне очень нравится эта работа: я и вижу что-то полезное для себя, и общаюсь с другими людьми на другом языке, и отдыхаю параллельно.
Но когда все накладывается, и нет выходных несколько месяцев, нужно просто брать эти выходные и отказываться от эфиров. И ехать на гонки. Вот тебе и отдых.
– То есть это больше про переключение внимания на что-то другое, а не просто валяться целый день и ничего не делать?
– Да, я не получаю отдыха от того, что пролежу на диване целый день, смотря сериал или читая книгу. При этом активный отдых меня тоже слабо интересует.
Для меня отдых – полная смена обстановки. Любая. Поехать загород, в другой город – на день-два. Благо, в стране много мест, куда можно съездить и хорошо провести время.
Лучшие посты о CS:GO – у нас
- История легендарной карты Office. Valve выкупила ее у 16-летнего эмигранта из России, заложников меняли 3 раза
- Все победители мейджоров в CS общались на одном родном языке. Разве это не странно? И почему в Доте не так?
- Какие скины популярнее у про-игроков в CS? Драгон лор и Градиент – не в топе!
- Блейд сказал, что Монеси часто промахивается с AWP – это правда так?
- Перфекто – бог клатчей. Но круче ли он Зиппекса?
- 4 команды CS:GO, поднявшиеся в 2021 году. У них были проблемы, а теперь они на вершине
- Ухо – топ-комментатор или кринж-лорд? Представили хейтеров с фанами
- В матчмейкинге CS:GO было лишь 8 зимних карт. Вы наверняка играли хотя бы на одной
- Представили мир без NAVI: Симпл – в Гамбит, а Бит все еще играет с 30 FPS