Блог 87 Off Ln, Gladstone, Qld

Ваш ход: почему Dota 2 — шахматы 21 века

Теги Dota 2 Dota 2

Дисклеймер: если вы не хотите все это читать или вам наскучит в процессе, в конце этой записи есть сокращенный вариант.

В каком-то смысле шахматы можно назвать далеким предком Dota 2, как и всех стратегических или околостратегических игр в целом. Несомненно, можно найти нехитрую параллель между тем, что составляет основу шахмат, а именно – набор различных фигур, отличающихся своими свойствами и, так образом, «боевыми качествами» друг от друга, и героями Доты. Иногда эта схожесть порождает до забавного прямые ассоциации, вроде того, как ультимейт Vengeful Spirit, позволяющий ей поменяться местами с другим героем похож на шахматную рокировку короля и ладьи. Или, более образно, как шахматные пешки в сущности похожи на приручаемых существ или даже банальный крипов в Доте. Это простое и понятное сопоставление на самом деле не имеет никакого (или почти никакого) отношения к тому, что на самом деле имеют в виду люди, заявляющие о схожести этих двух видов спорта.

Важно начать с того, что в сущности природа сравнения лежит не в том, что эти игры похожи друг на друга в прямом смысле этого слова. Шахматы – это понятный и доступный образ очень глубокой стратегической игры, для партии в которую не нужно ничего, кроме доски с фигурами, но при этом необходимы уникальные аналитические способности, память, самоконтроль и желание уделять годы на изучение теории для достижения настоящего успеха. В то время, как уже в этом определении можно найти немало сходств с Дотой, важно понимать, что основной целью такого сопоставление является возможность наглядно показать, чем Дота отличается от игр-конкурентов, таких как Legaue of Legends и Heroes of the Storm. Конечно же, в них тоже есть немало элементов, соответствующих данному ранее определению шахматам как роду деятельности, но невооруженным взглядом очевидно, что в Доте их значительно больше (что необязательно должно означать, что она – лучше). Таким образом, первое, что нужно помнить: сравнение Доты с шахматами главным образом несет в себе образное, а не непосредственное значение.

 

Нет, не поэтому...

Разумеется, на этом все не заканчивается. Скептик легко скажет, что даже если Дота и больше похожа на шахматы, то все-равно все эти компьютерные игры от них бесконечно далеки. Давайте отбросим детали и правила шахматной игры чтобы уйти от того, о чем говорилось выше – прямого, бессмысленного по сути, сопоставления, и возьмем как мерило верности сопоставления уровень комплексности игр. Думаю, что любой человек, хотя бы примерно представляющий шахматы и слышавший про великих гроссмейстеров и их встречи прошлого и настоящего, не будет спорить с тем, что это – очень глубокая игра. Предлагаю взять это емкое определение и попробовать примерить его к Доте. Является ли Дота очень глубокой игрой? И если да, то, все-таки, не достаточно ли правомерным получается ее сравнение с шахматами?

Приступим к этому вопросу с оценки самых основ, простых цифр.

Во-первых, в Доте более ста героев и десятки предметов. У каждого из героев не только по 4 способности (обычно), но и масса параметров, активно влияющих на протяжении всей игры на их эффективность как в тактическом, так и в стратегическом смысле. В их числе: базовые скорость передвижения, скорость разворота, скорость атаки, наносимый урон и величина его вилки, прирост трех основных атрибутов, радиус ночного видения и так далее. На большинство из этих параметров можно влиять как способностями – своими или чужими – так и предметами.

Все предметы

Все предметы игры прошлого патча. В новом добавили еще несколько. 

Во-вторых, на карте несколько линий, каждая из которых совершенно непохожа на остальные, вкупе с которыми идут несколько возможных (но не определенных достаточно строго/формально) позиций в духе того, кто будет наносит основной урон, кто поддерживает более мощных героев заклинаниями, помогает команде с видением карты, увеличивает количество доступных для убийства монстров и так далее.

Не все сочетания героев, предметов, линий и ролей возможны, но даже если взять только те, что могут эффективно работать, мы получаем десятки тысяч. Пока просто запомним это.

Теперь к более сложному. Это – командная игра 5х5. Настоящая Дота (режим капитанов) позволяет одному человеку возглавить команду и не только набрать 5 подходящих под свое видение стратегии героев, но и не дать врагу взять пять других. Таким образом, количество возможных комбинаций переходит как минимум в область шестизначных значений. Даже если это игра со случайными людьми и нет одного капитана, набирающего героев для своей команды и банящего героев для другой, каждый берет часть этой ответственность на себя. Смотреть на героев врага, визуализировать то, как они распределятся по карте, какие роли будут у каждого и как будут проходить сражения и, таким образом, как можно этому наиболее эффективно противостоять, не забывая о том, что нужно выбрать вариант, которые будет подходить еще и к выбору героев своей команды – задача абсолютно каждого игрока.

Основы драфта героев в режиме капитанов от Virtus pro

Пик (выбор героя и, в сущности, роли и будущего плана его сборки) – важнейшая часть Доты, но это – не все, что подразумевается под стратегией и тактикой. На этих моментах стоит остановиться отдельно, так как именно они подчеркивают глубину игры больше, чем сухие, пусть и впечатляющие цифры. Я сделаю это в следующей части материала, а сейчас тезисно подведу итоги того, что было сказано выше (tl;dr):

1. Сравнение Доты и шахмат проводится прежде всего для того, чтобы подчеркнуть большую глубину игры на фоне ее конкурентов, а не потому, что между самими играми есть большое количество сущностных сходств.

2. Таким образом, я предлагаю временно отбросить слово «шахматы» и использовать емкий термин «очень глубокая игра», чтобы подойти к анализу этого сравнения предельно объективно и сухо.

3. Количество комбинаций героев, из которых каждый игрок может и часто должен выбрать для себя одну – ту, что, на его взгляд, приведет к победе в конкретной игре исчисляется десятками тысяч.

4. Количество комбинаций команд/групп героев, из которых должен выбирать капитан/которые должен понимать и принимать участие в выборе каждый игрок с этой же целью еще на два порядка выше.

5. Тем не менее, скорее качественные, а не количественные показатели являются той особенностью игры, которые позволяют ей быть по-настоящему глубокой и о них во второй части.

Автор
  • Soulseeker

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.