Смысл мультфильма «Унесенные призраками». Что значат имена и куда исчезла река Хаку?
Вечная классика Миядзаки.
В анимационном фильме «Унесенные призраками» рассказывается история десятилетней девочки Тихиро, переезжающей с родителями в новый дом. По дороге они находят заброшенный парк развлечений – оказывается, это мир духов и богов. Родители Тихиро съедают их пищу и в наказание превращаются в свиней. Чтобы спасти их, Тихиро устраивается на работу в купальни злой ведьмы Юбабы, параллельно разбираясь в реалиях этого мира.
Фильм создала студия Ghibli под руководством Хаяо Миядзаки в 2001 году. Режиссер построил многослойное произведение, скрыв за сказочным сюжетом серьезные темы. В этих смыслах мы и постараемся разобраться.
О чем на самом деле «Унесенные призраками»?

Главная тема мультфильма – взросление Тихиро. Сначала девочка кажется капризной и ленивой, боится переезда в новый город и не хочет покидать старую школу и друзей.
В новом мире Тихиро приходится быстро адаптироваться. Его правила напоминают наши: «кто не работает – тот не ест». Она встречает самых разных персонажей, заводит друзей, ошибается и учится. Тихиро принимает важные решения и берется за работу, которой никогда раньше не занималась – все ради того, чтобы помочь близким.
Постепенно Тихиро становится самостоятельной, смелой и ответственной. Она проходит через множество испытаний: очищает дух реки, находит подход к Безликому, с которым никто не мог справиться. К финалу она понимает, как важно помогать другим, полностью отдается делу и спасает не только родителей, но и Хаку.

Режиссер объяснял, что Тихиро именно 10 лет, потому что в этом возрасте дети настойчивы и целеустремленны, и заслуживают собственных героев.
При этом вокруг «Унесенных призраками» давно существует множество теорий. Одна из них, что сюжет якобы связан с мрачными сторонами японской истории. Образы купален и некоторых персонажей – метафоры на тему секс-индустрии, где девочек вынуждали работать ради долгов или семейных обязательств. Тихиро вынуждена взять ответственность за себя и других ценой собственного имени, – подобно тому, как секс-работники лишаются ощущения собственной личности и автономии.
Теория популярна, ведь зрители любят искать скрытые слои. Но прямых подтверждений от Миядзаки нет – режиссер никогда не связывал фильм с такими аллюзиями. Он подчеркивал, что хотел рассказать историю взросления, основанную на семейных поездках и собственных наблюдениях за детьми.
Почему мультфильм называется «Унесенные призраками»?
В оригинале картина называется «Сэн то Тихиро но камикакуси», что переводится как «Сэн и похищенная ками Тихиро». Камикакуси – японский термин, означающий «скрытый духами» или «унесенный духами». В традиционной японской культуре таинственное исчезновение людей часто приписывают сверхъестественным существам.
Название имеет двойной смысл: буквально оно означает, что Тихиро физически унесло в иной мир. На метафорическом уровне путь героини – духовное путешествие.
В кризисных обстоятельствах первостепенной становится внутренняя сущность Тихиро. Без привычных ориентиров и тревог обычной жизни она вынуждена сосредоточиться на духовном росте. Поэтому к финалу она возвращается к родителям изменившейся – более спокойной, чуткой, сострадательной и готовой к жизненным препятствиям. Она обрела внутреннюю опору.
Главный порок человечества – жадность

Популярная трактовка мультфильма – критика западного консьюмеризма, культуры чрезмерного потребления.
Родители Тихиро превращаются в свиней, потому что съели еду, предназначенную в дар духам. Юбаба безумно любит деньги, как и ее работники. Хаку тоже пострадал от жадности. Он украл золотую печать Дзенибы, проглотил ее и чуть не умер от проклятия. Все они расплачиваются за свою жадность.
На контрасте Миядзаки изображает героиню Дзенибы, сестры Юбабы. Она обитает в скромной избушке, занимается ручным трудом – прядет, вяжет, сама готовит простую еду. Она никого не нанимает, зато герои по собственной воле помогают ей. Две сестры-близняшки представляют выбор, который стоит перед каждым: к чему стоит стремиться в мире процветающей коррупции, где деградируют даже самые светлые существа.

Несмотря на очевидную критику капитализма как системы, Миядзаки не делит персонажей на однозначно плохих и хороших. Рин поначалу груба с Тихиро, но позже становится для нее заботливой подругой. Страшный Камадзи, вопреки внешней суровости, – настоящий добряк. Даже злющая Юбаба тает от любви к сыну и сдерживает слово, которое дала.
А самый яркий пример – Безликий, который видоизменяется в зависимости от окружения: тих и незаметен сам по себе, страшен и ненасытен среди жадных работников, воспитан и трудолюбив у Дзенибы.
Кто такой Безликий и что он символизирует?

В интервью телеканалу Nippon TV Хаяо Миядзаки объяснил, что Безликий олицетворяет людей, которым не хватает чувства собственного достоинства. Такие люди в стремлении понравиться окружающим и вписаться в общество принимают новые личности и теряют свою индивидуальность.
По словам режиссера, он хотел изобразить бога-бродягу, который не имеет своего дома и не знает, кто он и откуда. Существу без корней, без личной истории происхождения, без добрых традиций тяжело найти себя в жизни.
Сначала Безликий щедро раздает золото всем, кто готов ему помочь. Но чем больше люди дают ему то, что он хочет, тем больше он жаждет. Когда его попытки завоевать расположение Тихиро терпят неудачу, он начинает пожирать работников купальни. Благодаря Тихиро Безликий наконец находит свое место у Дзенибы.
Что означают имена в «Унесенных призраками»?

Имена в мультфильме обладают магической силой. Принимая девочку на работу, Юбаба отбирает у нее имя и дает новое – Сэн, что по-японски означает «тысяча». Лишив девочку имени, ведьма лишает ее памяти и возможности освободиться.
Настоящее имя Тихиро переводится как «тысяча путей», что отражает насыщенное путешествие героини. Забывая свое имя, человек лишается прошлого и теряет себя как личность. Им можно управлять или полностью уничтожить.
Та же участь постигла Хаку. Его настоящее имя – Нигихаями Кохакунуси, «Хозяин янтарной реки». Забыв свое имя, он стал слугой Юбабы и потерял свободу. Вернув себе прежние имена, Тихиро и Хаку становятся свободными.
Имя колдуньи Юбаба означает «старая баньщица» или «старуха из купален». Дедушка Камадзи – «дед-котелок» или «старый истопник». Каждое имя отражает суть персонажа.
Куда исчезла река Хаку?

Хаку – дракон, хранитель янтарной реки. Он оказался у Юбабы после того, как реку засыпали ради строительства, и ему больше некуда было идти. Когда он стал учеником ведьмы, она забрала его имя и вместе с ним память.
Встреча Хаку и Тихиро не случайна: она оказалась в мире духов не только чтобы учиться, но и чтобы помочь тем, кто нуждался сильнее всего.
Когда-то в мире людей маленькая Тихиро упала в реку, пытаясь поймать упавшую туфельку, и могла утонуть. Хаку спас ее – тогда он еще жил в этой реке. Во время полета с Хаку Тихиро рассказывает ему об этом случае и упоминает название реки. В этот момент Хаку вспоминает свое настоящее имя и предысторию.
Образ мальчика-дракона отражает то, что мы теряем, разрушая окружающий мир. Он – память о реках, которых больше нет, о природе, вытесненной бетоном. Трагедия Хаку в том, что для возвращения своего имени ему приходится принять: его дом потерян навсегда.
Экологическая проблема в фильме

Миядзаки отрицает, что делал упор на экологию в мультфильме, так как не собирался строить весь конфликт вокруг этой темы. При этом он честно говорит, что вложил в историю собственный опыт, и его отношение к природе заметно в каждом кадре.
В разных интервью он вспоминал, как участвовал в очистке реки рядом с домом. Со дна тогда вытащили старый велосипед, и эта сцена легко угадывается в эпизоде с Духом помоек, который оказывается речным божеством. Линия проходит через многие его работы. Он постоянно возвращается к идее хрупкой связи человека с окружающим миром, даже если сам старается не драматизировать это.
Что означает концовка?

В конце мультфильма Тихиро проходит последнее испытание Юбабы – она должна определить, какие из свиней ее родители. Тихиро уверенно заявляет, что здесь их нет. Это правильный ответ: любовь позволяет ей видеть истину.
Семья возвращается в обычную жизнь. Родители ничего не помнят о случившемся и причитают о том, что машину занесло листьями и ветками. Для них прошло не так много времени, а для Тихиро – почти целая жизнь. Она встретила удивительных существ, расширила эмоциональный интеллект и научилась замедляться. В этом состоянии она обрела уверенность и силу.
Урок такого финала прост: взросление необратимо. Тихиро сделала шаг вперед и теперь готова к новому этапу, который ждет ее в незнакомом городе.
Хаку остается в мире духов, но освобождается от власти Юбабы, поскольку вспомнил свое настоящее имя. Перед расставанием он просит Тихиро не оглядываться, пока она не выйдет из туннеля. Это напоминание обращено не столько к Тихиро, сколько к зрителям: прошлое нужно помнить, но нельзя в нем застревать.
Связь «Унесенных призраками» с японской культурой
В мультфильме много деталей, которые отсылают к японским верованиям и повседневным традициям. Когда семья Тихиро подъезжает к туннелю, они игнорируют знаки, которые могли бы их остановить.
Сначала они проезжают старые ритуальные ворота тории. В синто они отмечают границу между обычным миром и пространством духов. Перед туннелем стоит статуя досодзин, покровителя путешественников. У статуи два лица, и это скорее напоминание о том, что любую ситуацию можно увидеть по-разному.
Знаменитый алый мост в фильме служит простым переходом между двумя сферами: человеческой и духовной. Поезд, в котором едут Безликий и Тихиро, показывает путь в обратную сторону и подчеркивает неизбежность перемен. Он проходит через водную гладь и делает мир духов чуть более понятным и приземленным.

Японские купальни занимают важное место в религиозных и бытовых практиках. Вода в синто очищает не только физически, но и символически. Миядзаки говорил, что купальня Юбабы напоминает ему современную Японию, где все превращается в рыночную услугу.
С едой в фильме все так же просто. Родители становятся свиньями, потому что ведут себя соответствующе. Целебная пища помогает Безликому и Хаку, а сцена у Дзенибы раскрывает образ умеренности, что успокаивает лучше любой магии.
* * *
«Унесенные призраками» рассказывает о вещах, доступным зрителям любого возраста: отношения в семье, связь с культурой, ощущение одиночества, взросление и личные слабости. Тот факт, что люди до сих пор находят отсылки и альтернативные значения этой истории, уже говорит о многом. Не каждый творец умеет говорить о важном, не скатываясь в назидание. У Миядзаки это получается – за что его произведения будут помнить еще очень долго.
* * *
30 культовых аниме-опенингов нулевых
«Сенэн», «седзе», «сэйнэн и дзесэй»: что скрывают жанры аниме?
































