Как снимали «Иван Васильевич меняет профессию»
16 фактов о создании великой комедии.
Советские комедии до сих пор классно смотрятся в новогодние праздники. «Иван Васильевич меняет профессию» в 70-х рвал сборы в кинотеатрах, но время совсем не состарило замечательный фильм Гайдая. Собрал 16 фактов о его создании, включая настоящий вырезанный финал!
- Сценарий писали прямо дома у Гайдая. Его соавтор Владлен Бахнов жил в квартире напротив – и мастера решили не тратить время на дорогу до работы и обратно.
- На роль царя Ивана Грозного и управдома Бунши режиссер пригласил Юрия Никулина – и даже писал под него сценарий! Но звезда советского кино отказался поскольку не верил, что экранизация Булгакова сможет попасть в кинотеатры: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую».
- Пришлось устраивать кинопробы. На роль протагониста пробовались 7 актеров. Вицин ассоциировался с той самой троицей, Евстигнеева зарубил худсовет, а отыгрыш управдома Лебедевым не устроил режиссера (хоть он был и очень хорошим царем). Юрий Яковлев же устроил всех, сумев классно раздвоиться и показать двух диаметрально разных людей.
- Жоржа Милославского изначально тоже должен был играть другой актер: любимчик режиссера Андрей Миронов. Но химии между ним и Яковлевым не вышло: Миронов на фоне казался слишком уж «артистичным и излишне утонченным». Роль отошла Леониду Куравлеву.
- Забавный факт: известные режиссеры протестовали против кандидатуры Михаила Пуговкина на роль режиссера Якина в сценарии комедии (в те годы актер зачастую играл дураков). Их пыл на худсовете остудил Григорий Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются...».
- Съемки начали в Ростове Великом, где снимали сцены в Кремле (использовали Ростовский кремль), народ у стен и войско.
- Остальное снималось в Москве. Дом из фильма в реальности находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая».
- Съемки одной сцены чуть не закончились трагедией. Актриса Наталья Крачковская очень боялась высоты, а по сценарию ей требовалось перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать мужа. Она отказывалась, а Гайдай обманул ее, сказав, что внизу есть страховка и бояться нечего. Когда Крачковская перелезала, посмотрела вниз и, не обнаружив обещанной страховки, почти соскользнула. К счастью, находившиеся рядом люди успели вытащить актрису. Эпизод так и не вошел в ленту.
- «Звенит январская вьюга» пела София Ротару, но ее проникновенное исполнение не подходило под комедийное настроение ленты. В итоге ее спела Нина Бродская.
- Помните фразу: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе»? Она была в сценарии, а вот ее продолжение сымпровизировал Куравлев: «…если, конечно, они у вас есть».
- Когда Жорж Милославский звонит на работу Шпаку, то использует добавочный номер телефона «3-62». Это цена на бутылку водки в СССР в 1973 году.
- Вездесущая цензура добралась и до комедии Гайдая. Изначально в сцене царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?». Тот отвечает «Народ, народ, батюшка». После цензуры ответ изменили на «Ну, во всяком случае не мы». А в сцене допроса Ивана Грозного в милиции у него спрашивали место жительства: царь отвечает «В палатах», а по замыслу Гайдая – «Москва – Кремль».
- Фильм вышел 17 сентября 1973 года и собрал в кинотеатрах 60,7 млн зрителей – 17-й результат в истории советского кино.
- В зарубежном прокате у комедии было причудливое название «Ivan the Terrible: Back to the Future» («Иван Грозный: Назад в будущее»).
- В фильме хватает фактических ошибок: так символы царской власти скипетр и держава появились только в 17 веке. Одна из реплик царя «родился в 1533-м от Рождества Христова» не соответствует действительности. Иван Грозный родился в 1530-м, да и человек того времени сказал бы «от сотворения мира». Летоисчисление «от Рождества Христова» Петр I ввел только в 1700 году.
- В 70-х годах появилась короткометражка на 10 минут, где были эпизоды, что не попали в ленту Гайдая. Короткий метр назывался «Черные перчатки», его выпустили на 8-мм бобинах и продавали для домашнего просмотра. Сюжет концентрируется исключительно на приключениях Жоржа Милославского и ценен в первую очередь финалом.