«Троя» − это «Мстители» с античными супергероями. Старый фильм недооценивают
В память о Вольфганге Петерсене пересматриваем его хит.
Один из моих любимых фильмов отрочества «Троя» уже год пылился на винчестере, пока я не узнал грустную весть об уходе Вольфганга Петерсена. Немецкий режиссер еще в 80-х переехал в США, но, увы, снял там слишком мало лент. Большинство кинолюбителей знает его по историческому эпосу «Троя», который хоть и залетел в топ-250 «Кинопоиска», но заслуживает куда больше внимания. Решил освежить фильм в памяти и рассказать, чем именно он так хорош.
Кукинг-стрим, трек на стриме или что-то еще? Выбери челлендж для стримеров и забирай крутой скин
«Троя» вышла в 2004 году, и это один из главных блокбастеров эпохи: бюджет – $175 млн (вообще рекордсмен!), маркетинг – $50 млн. В местном прокате эпос провалился, собрав всего $133 млн. «Шрек 2» и третий «Гарри Поттер» летом того же 2004-го задавили старомодную длиннющую ленту, только хорошая касса в мире ($364 млн) окупила фильм.
Но хватит о деньгах. «Трою» любят за разные вещи, именно поэтому у фильма столь высокие баллы. Женщины явно оценили красоту и мускулистые торсы мужского каста: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум и Шон Бин прекрасно вписались в сеттинг Древней Греции.
Мужчин, в свою очередь, зачаровали Роуз Бирн, Саффрон Берроуз и Дайан Крюгер. А еще больше нас восхитили эпичные битвы, которых в фильме навалом. Адреналин в них зашкаливает! Масштабные сражения на мечах нынче редкость, и после «Трои» вышла лишь парочка шедевров, которые могли потягаться с постановкой Петерсена: культовые «300 спартанцев» Снайдера и сериальная «Битва бастардов» Сапочника. Да и вообще, много ли режиссеров, которые так хорошо обращаются с массовкой и умеют в динамичный олдскульный экшен? (Ридли Скотт не в счет).
Петерсен здорово отточил баланс. Причем я смотрел режиссерку длиной более 3 часов – и все равно не увидел косяков. Да, диалогов в фильме много, но они не скучные, хоть и частично написаны в античной стилистике.
Герои запоминаются: видны как сильные, так и слабые стороны каждого ключевого персонажа, а через диалоги и мимику понимаешь их мотивацию и почему они ни перед чем не остановятся. Ахиллес и Гектор вообще напомнили, почему фильм мне так понравился в середине нулевых. Оба великие воины, но сражаются по разным причинам. Они кардинально разные люди со своими ценностями, тем не менее уважают друг друга – и все равно бьются до конца ради победы.
«Троя» могла получиться совершенно иной, но стараниями Петерсена и сценариста Бениоффа вышел попсовый переклад древнегреческого мифа. И это работает! Не побоюсь сравнить эпос немецкого режиссера с тем, что сейчас делает Marvel. Фанаты комиксов у руля производства вовсю перекладывают знакомые ограниченному кругу лиц истории на такой манер, чтобы их оценили все остальные. Сильно ли это отличается от эпика Петерсена?
Безусловно, разница есть. В «Торе», который довольно похож в плане сеттинга, среди действующих лиц есть боги. Петерсен обошелся в сценарии без них. С супергероями Marvel не заморачивается: это сплошь добряки с бесконечным запасом терпения или, напротив, откровенные злыдни, готовые убить миллионы.
В «Трое» тоже достаточно супергероев, которые, правда, предпочитают броню трико. Однако здесь они куда ближе к обычным людям. Ахиллес убивает, чтобы его имя запомнили. При этом он понимает, что война нужна правителям, а обычные воины погибают зря. Когда в его сердце зарождается любовь, он готов забыть о славе и спасти любимую и свой отряд, уехав подальше от берегов Трои.
Но сходств с Marvel еще больше. Античные супергерои так же спасают мир от угрозы, если это возможно. Яркий пример из начала ленты: Ахиллес дерется один на один с Богрием, чтобы погожий день не стал последним для тысяч греческих воинов. Парис тоже супергерой, хоть и только в душе: сделал невообразимое, чтобы спасти возлюбленную – украл Елену, жену царя Спарты. А Гектор нашел путь отступления для жены с новорожденным, но сам, будучи человеком чести, не побоялся смерти и вышел один на один против Ахиллеса!
Стоит ли говорить о сверхчеловеческих скоростях и мощи половины местных обитателей? Батальными сценами «Трои» точно вдохновлялись при создании «Мстителей», ведь это идеальное поп-культурное зрелище. Петерсен еще давно снял фильм, предопределивший развитие успешных блокбастеров: дорогой, эпичный, с мускулистыми супергероями, которые не хотят войны, но вынуждены в ней участвовать.
* * *
Обзор фильма «Добыча». Феминистское возрождение Хищника в XVIII веке
5 лучших фильмов Арнольда Шварценеггера, не считая «Терминатора»
5 причин посмотреть «Лакричную пиццу»: легкий и нестандартный фильм о любви
И сейчас, глядя на то, сколько низкокачественных пеплумов вышло потом, кажется нереальным, что в 2004-м сняли такое величие.
Ты жил во времена Гектора, ты жил во времена Ахиллеса...
Просто на мой взгляд либо ты делаешь типа достоверно с точки зрения исторического фехтования и жертвуешь зрелищем, либо зрелищно и с кульбитами, но не достоверно. А в ИП в большинстве случаев получается и недостоверно, и не особо зрелищно
Но из-за Гектора постоянно пересматриваю фильм, признаюсь честно.
Бой гвардейцев с отрядом Неда Старка у башни Радости - вышка.
Бой Бронна с Вардисом Игеном в Гнезде - тоже супер
Ну и Гора против Оберина, конечно.