Американская дота в кризисе. Что с ними не так?
Если Юго-Восточная Азия добилась максимума на мейджоре DAC 2018, то Северная Америка – главный неудачник последних месяцев. Evil Geniuses вылетели из топ-8 рейтинга DPC, а Optic Gaming так и не смогла набрать первые очки в сезоне. Заявление о том, что американская дота – лучшая в мире после VP, теперь не получается прочитать без хохота.
Optic Gaming
На самом деле, эти слова ppd следует воспринимать в контексте ситуации, времени и неотрывно от фигуры самого Питера. Капитан Optic регулярно практикует вербальное фехтование, и чем шире охват аудитории, тем охотнее он наносит уколы. Выбив действующих чемпионов турнира и стоя на сцене, ppd просто не мог не выдать нечто подобное. Его бы не поняли, если бы он сказал что-то вроде: “Сегодня встретились две достойные команды, но дальше должна была пройти только одна…”
В целом, в игре Optic Gaming действительно наметился прогресс. Объясняется он двумя факторами.
33 и Zai поменялись ролями
Не секрет, что у Зая довольно жадный игровой стиль, и он сам предпочитает играть на третьей позиции. После его ухода из EG Cr1t на своем стриме сказал: “Когда я только пришел в команду, у меня было другое представление о Зае как игроке, чем было на самом деле. Я пытался слишком сильно изменить его и сделать его такой четверкой, какой был я сам, но та задача была невыполнима. Это вопрос психологии. Есть игроки четвертой позиции, которые больше склоняются к третьей, и есть четверки, которые больше склоняются к пятой позиции. Вторых гораздо меньше. Я пытался сделать Зая одним из них, но я не думаю, что это было хорошей идеей”. Сам Zai тоже не раз отмечал, что ему удобнее больше времени проводить на линии и выносить с нее как можно больше фарма.
33 присоединился к составу Optic Gaming 21 декабря. Вот статистика Optic с израильтянином на четвертой позиции:
А вот после свапа ролями:
Их суммарные показатели выросли:
На двоих они наносят почти на 3,5 тысячи больше урона и имеют больший GPM, жертвуя при этом опытом, что опять же объясняется нежеланием Зая перемещаться по карте и постоянной дележкой опыта с одним из коров, часто с самим 33.
Общий показатель среднего урона по героям у Optic вырос почти на 4 тысячи единиц – весь рост за счет пары Zai+33. Кроме того, незначительно увеличился средний GPM команды, при том, что средняя продолжительность игр Optic изменилась лишь на 45 секунд.
Эти статистические улучшения, казалось бы, выглядят бессмысленными в свете первоначального тезиса о том, что шведу комфортнее играть в оффлейне. Но смысл появляется, если взглянуть на ситуацию с другой стороны. Если Зай играл на четверке еще со времен TI4, то 33 известен как оффлейнер. А в своей предыдущей команде, Hellraisers, он и вовсе какое-то время исполнял роль керри. Но 33 никогда не был жадным игроком, и в основном играл на Ликане и Веномансере – классических вторых корах.
Крит говорил о четверках, тяготеющих к третьей позиции, а 33 наоборот – тройка, которой ближе четвертая позиция. Вместо того, чтобы пытаться изменить своих игроков, ppd просто поменял их местами, не меняя при этом их игровые функции. Зай может играть на требовательных к фарму героях, вроде Пангольера или Тини, в то время как 33 предпочитает контролировать темп игры на агрессивных персонажах, вроде SK или Бэтрайдера. В итоге, в Optic периодически случаются ситуации, когда Зай вдвое перефармливает своего оффлейнера, как, скажем, в недавней игре против TNC:
А когда 33 дают в руки номинально жадных героев, вроде Broodmother, он все равно играет на них как на плеймейкерах:
Доминатор, Пайп, Хекс – все для команды. У Зая с возвращением на четверку развязаны руки – имеющий больше фарма 33 берет на себя функции по созданию пространства, оставляя шведу возможность выфармить Блинк или другой необходимый артефакт.
Рpd наконец определился с первым номером
Это Pajkatt, и на то есть две причины: сдвиг меты в сторону легкой линии и неуверенная игра CCnC. Можно склепать кучу видео со спорными, неудачными или просто необъяснимыми действиями в исполнении мидера Optic Gaming, которые критикует даже ленивый. Играть на CCnC – все равно, что делать ставки на матчи Na’Vi. Никогда не знаешь, откуда ждать подвоха – от мидового Тини или от Мега-Лады. Если на ранних этапах строительства команды ppd видел в Квинне второго Сумаила, то сейчас он жестко урезал его игровую свободу, заставив играть преимущественно на DK, Разорах и прочих церберах, которых сажают на поводок около тир-1 вышки в миде и приказывают охранять ее.
Отчетливее понять, насколько Optic стала больше играть на ПиДжея, можно из статистики в первом блоке: водораздел здесь – свап 33 и Зая, и после него средний GPM CCnC просел почти на 30 единиц. Но где один теряет, другой находит – у Пайкатта аналогичный показатель увеличился почти на 20.
А теперь сравним показатели пар коров у 12 лучших команд последнего мейджора.
Статистика за патчи 7.09-7.12
В то время как у большинства команд разрыв между корами варьируется в промежутке между 40 и 70 единицами, у Optic Gaming он переваливает за сотню. Больший разрыв мы наблюдаем только у буксующей (относительно самой себя) Team Liquid, и EG, которая с возвращением Фира на кор-роль перешла на игру в двух оффлейнеров.
Игра на Пайкатта может давать результат. Швед – как Морф, он может подстроиться под любую ситуацию и принять какую угодно форму и отражает в себе все плюсы и минусы игры своей команды. Когда команда играет хорошо – он выглядит как тир-1 керри. Когда команда играет плохо, все внезапно вспоминают, сколько ему лет, где он играл до этого, и чего он добился (или не добился).
Игра на Пайкатта пошла Optic Gaming на пользу. На трех последних мейджорах Optic вылетала от VP, Team Liquid, а в Шанхае попала под бешеную TNC. При этом, на том же DAC были обыграны LGD, Newbee, VG и Team Liquid. Прогресс есть – Optic перестала на равных бодаться с середняками и безыдейно отлетать от грандов. Но для успешного выступления на TI и даже для уверенного попадания на главный турнир года этого пока мало.
Evil Geniuses
Oh, boy. Писать про EG так же сложно, как про Na’Vi, Спартак, Лэйкерс, и прочие народные команды. Каждый раз, когда нужно подводить какие-то промежуточные итоги по EG, я чувствую себя немного Артизи.
Разве есть что-то, чего мы о них не знаем? Канадский гуру PMA, пакистанское дитя индиго, притворяющееся оффлейнером, и три их саппорта в этом сезоне выиграли только один турнир – майнор в Джакарте, где кроме них была лишь одна команда из топ-8 рейтинга DPC (Na’Vi). EG в отдельно взятом матче могут обыграть буквально кого угодно, но на дистанции им не хватает разнообразия стратегий, точности в исполнении, концентрации, словом – класса.
EG стараются играть очень быстро. Если сопоставить игру “злых гениев” за последние 4 патча с командами из топ-8, то окажется, что их игры заканчиваются значительно быстрее, чем у остальных.
Даже VP, которую мы справедливо считаем быстрой командой, в среднем играет почти на 5 минут дольше. EG сейчас играют в исключительно objective based доту – их интересуют только вражеские постройки. Популяризировав саппорта Фуриона и нон-стоп пуш через DK и Лешрака, EG стали воспринимать вражеских героев как сторонние квесты в посредственной РПГ – если нечем больше заняться, то можно обратить на них внимание, но в целом их стараются игнорировать, прорубаясь напролом к финальному боссу.
Здорово, что кто-то еще помнит о том, что побеждает не тот, кто сделает больше фрагов, а тот, кто снесет вражеский трон. Но когда основной источник золота для четырех героев из пяти – это вражеские постройки, а они вдруг отказываются ломаться, за EG становится страшно.
Глядя на игру американских команд, начинает закрадываться подозрение, что круг замкнулся, и дота вернулась в 2013-й, когда американцы под надрывное “LIQUID ARE DOING IT” Дэвида Гормана могли обыграть какую-то тир-1 команду, и Бульба, вывалившись из кабинки и размахивая руками над головой, побежит вперед не разбирая дороги с таким видом, будто он готов схватить первого встречного и вытрясти из него всю душу просто ради того, чтобы разделить с ним момент триумфа. А уже в следующем раунде они вылетят от вялых китайцев, а мы все пожмем плечами: “Ну а на что вы рассчитывали?»
Кажется, все атрибуты налицо: американцы не выигрывают крупные ланы, стабильно меняют составы раз в полгода (кто-то чаще), и даже Бульба на месте. Хоть он и сменил роль.
В итоге при грамотной позиционке и растягивании по карте можно периодически наносить точечные удары (привет Ccnc который идёт в темноту, прожимает бкб чтобы удрать и всё равно умирает), после чего перекрыть кислород по карте. Дальше остаётся поймать в смоках и все, т.к. денег на выкуп у них в большинстве случаев просто нет.
Порой есть креатив в виде комплексити с их нешаблонной расстановкой героев, однако исполнение оставляет желать лучшего.
Так что вероятнее всего у NA не будет прямого инвайта, слишком много конкурентов за очками на подходе, а шанс что одна из команд залетит в топ-4 такой же, как и шанс нави сыграться.