Дота умирает?
Вечный вопрос.
В сообществе примерно раз в несколько месяцев появляется мнение, что Дота умирает. Говорят о падении онлайна, угасании интереса к игре и стагнации.
Как сейчас дела у детища Айсфрога и не пора ли вызывать катафалк?

Сколько людей играет в Доту
Средний онлайн – самый красноречивый показатель для понимания популярности любого проекта. Чем больше в игре людей, тем больше к ней интереса, все логично.
В августе в Доте одновременно находились в среднем 532 тысячи человек. Это очень много, таких показателей не было уже шесть лет. Повышения на 105 тысяч людей за месяц и вовсе не случалось никогда, это самый резкий скачок в истории.
Цифры пусть и не рекордные, но не сильно уступают (или вообще не уступают) лучшим годам дисциплины. К примеру, на пике популярности в феврале 2016-го онлайн Доты дошел до 700 тысяч человек. В месяц проведения TI 7 средний онлайн составлял 556 тысяч, а во времена TI 8 – упал до 476 тысяч.

И для такого скачка не понадобилось грандиозных усилий.
➤ В мае людей привлек патч (причем без глобальных изменений).
➤ В июле вовсе ничего не меняли, для роста хватило ажиотажа от проведения EWC 2025.
➤ Целых 105 тысяч в августе привлекли Диковинки Квортеро. Причем вложений в него почти никаких не понадобилось: четыре сета, десяток эффектов и несколько артов для самого персонажа. По сравнению со старыми обновами, где мы получали многоуровневые кастомные ивенты, это мелочь. Одним небольшим изменением Valve проверила, легко ли вернуть к себе интерес. Оказалось, даже слишком.
Турниров все больше, денег – тоже
Может быть, под «смертью Доты» подразумеваются проблемы с турнирами? Обратимся к самой простой статистике – количество тир-1 ивентов не от Valve. В золотом 2016-м их было 15, плюс три мейджора. В 2025-м уже сыграли 13 тир-1 турниров, еще 5 планируется после Инта.
На 2026-й планы тоже грандиозные: BLAST и ESL проведут по 4 турнира, FISSURE – 7, PGL – 3.
Призовой за эти годы также значительно вырос. На турнирах (за исключением спонсируемых Valve) в 2016 году команды заработали $9 миллионов. В 2025-м эта сумма увеличится втрое: уже разыграли $23 миллиона, а впереди еще три месяца.
А как с новичками в киберспорте
Хорошо, с онлайном и турнирами все здорово. Может быть, в Доту играют одни и те же, нет талантливых новичков?
Но и это не так. Самый яркий пример – Yatoro и Satanic. Илья впервые поднял Аегис в 18 лет. Алану сейчас 17, и он уже в топ-6 Инта. 9Class в 22 года ломает мету и вполне может соревноваться за право быть лучшей четверкой мира. В Falcons за третьим финалом подряд идут двадцатилетние Malr1ne и ATF. В группе за NAVI и вовсе играл 16-летний Niku, моложе него в истории Интов был только Сумаил.

Средний возраст игроков на Инте – 25,4 года, старым это поколение точно нельзя назвать. Причем на эту цифру серьезно повлиял китайский регион, где молодому поколению развиваться мешают местные законы.
Крутые таланты приходят в дисциплину, здесь у Доты тоже нет проблем.
Геймплей постоянно меняется. Дота становится разнообразнее
А может, Дота стагнирует, потому что в ней ничего кардинально не меняется? Как бы не так. Всего за 2,5 года произошло 4 существенных изменения:
расширилась карта;
появились аспекты;
еще появились врожденные способности;
и универсальные герои.
Условные таланты появились в 2016 году, а все изменения до этого – либо внедрение героев из оригинальной кастомки, либо балансные. До 7.00 не было и речи о кардинальных изменениях геймплея, а разговоров о смерти Доты было меньше.
Инт – все еще Инт
The International – лицо Доты и главный турнир года. Но призовые Инта очень сильно упали, может, с ними упал и интерес?
Сейчас, прямо во время турнира в Гамбурге, очень легко это опровергнуть. Достаточно зайти на Тwitch.

Скриншот сделан в четверг. Не самую хайповую игру PARIVISION и Heroic в верхней сетке смотрели 450 тысяч человек.
Финал прошлого Инта на пике смотрели 1,43 миллиона человек – меньше, чем финал мейджора по CS 2 (1,83 миллиона). Но это все равно огромные цифры. У игры стабильная аудитория. Скорее всего, финал TI 14 снова посмотрит миллиона полтора, смертью здесь не пахнет.
* * *
Как сказал в мае инсайдер Викрам Редди: «Дота борется со смертью с начала этого тысячелетия». Как видите, до сих пор не умерла и совсем не собирается.

































>количество тир-1 ивентов не от Valve
Да, очень удобно выкинуть из рассмотрения вместе с интом еще и несколько мейджоров, но вот альтернативный взгляд. За 2016 год до инта я насчитал больше стадионных ланов(4 или 5 + 2 удобно не рассматриваемых мейджора), чем в этом году (4, но рияд по факту можно отсюда выкинуть).
>Призовой за эти годы также значительно вырос
и опять без турниров от валве))))))))) ведь тогда придется добавить 9 миллионов за мейджоры и еще 20+ за инт (из которых валве, кстати, напрямую спонсировали только 1.6)
>Может быть, в Доту играют одни и те же, нет талантливых новичков
проблема в том, что они есть только в снг, это и по приведенному списку видно. С огромной натяжкой можно найти новичков в ЮА или ЮВА, но чуваки оттуда как-то не доходят до тир-1 уровня. В европе последние новички - это например бзм, который 3 года назад уже мейджор выиграл, ну это как нуна в 2019 новичком называть, атф туда же. В китае и северной америке их нет от слова совсем, регионы тупо сдохли, там уже даже организаций почти нет.
>призовые Инта очень сильно упали, может, с ними упал и интерес
https://escharts.com/top-games?order=peak&year=2018 - предлагаю посмотреть сюда. В 2018 пиковые зрители доты - 1.2 ляма, что совсем немного отстает от других игр (2м у лола и форточки). 2023, 2024 - доту смотрят столько же людей, тем временем пиковые лола уже больше 6 миллионов. Причем, если сравнить доту с 19 или 21 годом, то получится, что интерес реально упал)
>среди них яторо, который чемпион инта уже 4 года. И почти исключительно игроки из Восточной Европы
-Дота воскрес!
-Воистину воскрес!
Когда она только вышло, у нас полкласса играли, а сейчас попробуй сказать в любой школе "Дота" и на тебя посмотрят, как на сумасшедшего
некому покупать контент в игре