Непопулярное мнение
Блог

История геймерских вкусов: от «пожилых» шутеров, до пёстрых батлроялей (Часть 1)

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Помните ли вы свою первую компьютерную игру? Не сомневаюсь, что помните! Подобные вещи явно непросто забыть. Прекрасные коридоры первой «Half-Life», муторная миссия с тридцатиминутной защитой базы в «Warcraft 3» или может вы настолько олд, что гоняли демонов еще в аж дебютном «Doom». Так или иначе, была ли ваша первая игра тогда в тренде? Что ж, предлагаю это проверить. Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся изучать вкусы геймерского комьюнити.

И прежде чем начнем, оговорюсь: наш экскурс не начнется с далеких времен примитивных «кватронов». Отправной точкой станут 90-ые годы минувшего столетия. Именно тогда в игропром хлынул поток игр, которые по праву стали считаться культовыми. Да и компьютерные технологии в наших широтах как раз начали распространяться в этот период.

Также хочу оставить ДИСКЛЕЙМЕР. Само собой, я захватил далеко не все игры(в том числе, в некотором смысле, важные). Подобное решение я принял исходя из собственного взгляда на историю. Уверен, мои и ВАШИ мнения обязательно будут разными, а потому, я охотно их прочту в комментариях и учту в следующих частях(если таковые будут)!

Итак, с правилами вы знакомы, а значит ключ на старт.

Времена неопределенности (1990-2000)

Как и многие вещи во вселенной, наша история начнется с локального хаоса. В начале 90-ых игровая индустрия во всю стала щупать как стремительно развивающиеся возможности компьютерного железа, так и разнообразие жанров. Социология в сфере геймдева еще не была развита. Во многом студии и разработчики шли буквально «наощупь».

В любом случае, уже тогда что-то пользовалось дикой популярностью. И первым таким проектом оказался «Wolfenstein 3D». Именно он стал первым 3D-action’ом. И хоть тогдашним игролюбам давали только возможность бегать вперед и стрелять по спрайтовым моделькам врагов, это уже произвело немалый фурор. Но вот кто действительно устроил восторг, так это вышедший в 1993 «Doom». Во истину легендарная серия началась с бешеного успеха (во многом, к слову, на этом же успехе и «катились» другие ее части). Журналы пестрили высокими рейтингами, статус культовой ей был обеспечен уже тогда. Позже любители пострелять получили не менее знаменитые и по сей день  «Quake» и  «Duke Nukem 3D».

Венцом шутеров того десятилетия стал «Half-Life». Игра, которая «перевернула игру». В ней появилось то, чего раньше в играх этого жанра, по сути, не было – полноценный сюжет. Похождения Гордона Фримена захватили популярность очень надолго. Через год к HF вышла пользовательская модификация «Counter-Strike». Своё место в истории, как вы знаете, она заняла, но об этом позже.

 

Не сказать, что 3D-action’ы отхватили монополию на симпатии. Очень неплохо чувствовал себя жанр RTS(real-time strategy). В 1992 на свет появился их первый представитель «Dune II». Нет, огромной популярности игра не обрела. А вот кто сумел таки словить удачу за хвост, так это «Blizzard Entertainment» и их «Warcraft: Orcs and Humans», которая на долго завоевала симпатии любителей стратегий в реальном времени.

Спустя 4 года метелица выпускает «Starcraft». Вероятно,  именно его можно считать эталоном RTS того времени. Чем докажу? Всё просто: он прекрасно играется и в наше время. Причем как на уровне любителя, так и на киберспортивном. Не даром «звёздное ремесло» стало одним из столпов Blizzard.

 

Добро пожаловать в интернет (2000-2005)

Наступили нулевые года нового тысячелетия. Изменилось ли кардинально что-то в игропроме? И да и нет. Запах неопределенности всё еще тянулся из минувшего десятилетия. В дело активно вступил интернет, который стал появляться буквально везде и вся. Наконец огромное сетевое пространство стало формироваться как объект массового интертеймента. Во всяком случае, в том виде, в котором мы привыкли.

Очевидно, что мимо игр такое пройти не могло. Так на передовую вышел жанр MMORPG (Massively multiplayer online role-playing game) Огромную популярность стала набирать вышедшая еще в 1997 году «Ultima Online». Да, она блеснула еще в первый же год после появления, набрав аж 100 тысяч игроков (что было немалой цифрой для тех времен). И тем не менее, известность в широких кругах пришла как раз на новый век.

В 2001 в свет выходят «Dark Age of Camelot» и «Anarchy Online». Первая  ММОшка была выполнена в средневековом сеттинге, вторая брала за основу научную фантастику. Но обе экспериментировали и придумывали что-то свое, нечто особенное. Например DAoC запомнилась своей системой «битв королевств». В те времена подобные кооперативные приемы были еще чужды для публики. А Anarchy и по сей день держит планку игры с самой развитой системой прокачки скилов: любые перки доступны каждому, но вот скорость их прокачки определялась выбранной при создании персонажа профессией. А максимальный уровень персонажа, на секундочку, 200. Этакий мирок для любителей теорикрафта.

 

2003. «Lineage II». Как много собрано в этом слове. Особенно для геймеров на просторах СНГ. Первая часть была всё же более нишевым продуктом для азиатского региона, а вот сиквел снискал популярность в массах. Значимой она стала и для наших геймеров. По сути, это была первая серьезная ММО, которая разошлась в русскоговорящих странах. Пк, осады, заточки на долго осели в топе тем для дискуссий у молодых людей  в свободное время. Само собой, до официальных серверов добирались единицы (объективно, играть на них было технически трудно), основной фронт событий разворачивался на «пиратках». И продолжался бы этот бум еще долго, если бы не одно но…

Спустя год после выхода второй «линейки» Blizzard запускают «World of Warcraft». Западные игроки в восторге: новая ММО, созданная по мотивам культовых RTS, которая продолжила их сюжет. Необычная графика, возможность побегать рядом с персонажами, которые многим были знакомы с детства, крутые рейды и подземелья сходу показали, что в мире многопользовательских ролевых игр появился новый король. Забегая вперед, до СНГ, WoW дошла не так уж и скоро. Первые «русские» сервера метелица открыла лишь в 2008. К слову, тогда количество проданных копий по всему миру уже превышало 10 миллионов. Конечно же, не было так, что вот нет русскоговорящих в WoW, а вот они появились. Игроки нашей страны и ее соседок играли на европейских серверах, на некоторых из которых даже вытеснили «коренных» покорителей Азерота. С открытием местных реалмов поток братьев славян буквально хлынул в игру. Так мир военного ремесла окончательно снял корону с головы «линейки».

 

Как и было написано выше, нельзя сказать, что всё безвозвратно изменилось и все ушли в онлайн. Продолжали свое шествие и  синглплееры. Например, не сбавили обороты шутеры.

Так в 2003 на свет появилась «Call of Duty», запомнившаяся своим сетингом и невероятной кинематографичностью из-за обилия заскриптованных сцен.

А годом позже вышли «Far Cry» и «Half-Life 2». Обе игры совершили неплохой прорыв: в «Far Cry» разработчики показали графику, которая была на голову выше буквально всех шутеров того времени, «Half-Life 2» отличилась новым движком, расширяющим возможности взаимодействия с предметами благодаря физике.

Расцвела серия игр Grand Theft Auto. Огромная популярность в геймерском комьюнити пришла к серии после выхода 3 части в 2002, которая впервые стала трёхмерной. После похождений Клода, уже через год, на прилавках появляется Vice City. Город остается прежним, но вот серьезного главного героя-молчуна сменяет импозантный Томми Версетти. Смысл игры остается прежним: поручения мафиозных семей(чаще всего речь идет об устранении целей), угоны, рэкет. Во многом эти части серии были очень схожи. Кардинальные изменения случились произошли в «GTA: San Andreas» . Масса новых возможностей: от банального плаванья, до походов в казино и игры на скачках. Ни один представитель серии не был воспринят так горячо, как этот. Во многом это произошло еще и благодаря сюжету. Либерти сити(аналог Нью-Йорка) сменился городом Сан Андреас(его прототипом стал Лос-Аджелес). В центр стала история темнокожей банды, членом которой и является протагонист игры Си-Джей.

Пополнение ждало ряды RTS. Прошлый успех Blizzard в этой нише их порядочно раззадорил. В 2002 году на прилавках магазинов появляется «Warcraft 3». И как же он был хорош. По своему устройству он напоминал Starcraft, за некоторыми исключениями. Во-первых, играбельных фракций(рас) стало 4. Во-вторых, в дополнение к обычным войскам ввели героев, которые имели свои уровни прокачки и возможность носить усиляющие артефакты. Последний факт, по большому счету, стал ключевым в судьбе этой игры. Он добавил огромную вариативность для баталий против других игроков по сети. Популярность сетевого режима позволила военному ремеслу быстро присоединиться к кластеру игр для киберспорта, который как раз только начинал свое развитие…

 

Ну, а о становлении киберспорта и о том, как он завоевывал сердца любителей игр поговорим уже в следующей части! Конечно же, если эта часть найдет отклик.

Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий