Не спешите гнобить Blizzard: здесь замешаны и бизнес, и этика
Как в третьем «Ведьмаке» – последствия выбора непредсказуемы.
«Освободите Гонконг, революция нашего века!» – с этих слов игрока в Hearthstone Чун «blitzchung» Нг Вая начался масштабный скандал вокруг Blizzard. Игрок появился на послематчевом интервью в белой маске повстанца и был наказан согласно регламенту турнира (его лишили призовых и забанили на год). Теперь западные фанаты призывают бойкотировать игры компании, удаляют учетные записи и отменяют подписки. Волна негатива настолько мощная, что Blizzard стала второй по упоминаемости в заголовках постов на Реддите (на первом месте – Дональд Трамп). В общем – катастрофа.
Игроки бунтуют против Blizzard – компания забанила киберспортсмена за призыв освободить Гонконг
С наказанием игрока все понятно – правила есть правила. Компания не могла поступить иначе, потому что отсутствие реакции значило бы, что она поддерживает призыв Чун Вая. Сейчас весь протест сообщества упирается в популистский лозунг «Blizzard продалась Китаю». Будто бы все так просто: не наказывайте игрока, поддержите демократию и с гордостью примите бан, как «Южный Парк» (или трусливо извиняйтесь, как Nike). Ведь деньги – не главное: есть комьюнити, надпись «Каждый голос важен» перед офисом и все такое. На самом деле все гораздо сложнее.
Бизнес
Blizzard потратила кучу сил и ресурсов, чтобы выйти на китайский рынок, и правильнее сказать, что компания переживает не за деньги, а за бизнес – это понятие шире и не сводится к абстрактному мешку с юанями. В Китае не действует рейтинг ESRB, поэтому каждая игра проходит через предельно отбитое Министерство культуры. World of Warcraft вышел в 2005 году через издателя The9, но в 2009-м Blizzard разорвала контракт с The9 и заключила контракт с новым издателем NetEase, с которым сотрудничает до сих пор. Что сделали в Минкульте Китая? Решили, что это повод заново проверить игру, и отключили серверы почти на год. А Diablo 3 вообще получила разрешение от китайского регулятора только через три года после релиза во всем мире. В отчете за 2015 год Blizzard отмечала, что именно релиз Diablo 3 в Китае помог побить рекорд по активным игрокам и прибыли.
Китайский рынок огромен. По данным исследования агентства Niko Partners к 2023 году в стране будет 354 миллиона ПК-геймеров – это больше всего населения США. Благодаря заработанному Blizzard создает рабочие места, разрабатывает новые проекты. Жесткие проверки или бан (судя по последним событиям – вполне реальный) запустят обратный процесс: треть сотрудников с зонтами останется без работы, некоторые проекты придется свернуть.
Удар по акциям компании будет колоссальным, пострадают инвесторы по всему миру. Большинство из них – обычные люди: я сам держал акции Activision Blizzard (и это одно из самых странных инвестиционных решений в моей жизни). Лично я готов пожертвовать парой сотен во имя демократии в Гонконге, но кто-то потеряет ощутимую часть сбережений. В отличие от создателей «Южного Парка», Blizzard в ответе перед акционерами. Также не стоит забывать, что Blizzard теперь – дочерняя компания, и под угрозой целый холдинг Activision Blizzard, который выпускает серию Call of Duty и на днях, кстати, подал заявку на выпуск в Китае Call of Duty Mobile.
Миллионы игроков континентального Китая тоже ни в чем не виноваты – эскалация со стороны Blizzard лишит их любимых игр. Такая себе трагедия по сравнению с тем, что переживают в Гонконге – там вообще людей калечат, – но все же. Итого, возможный бан запустит целую цепочку драм: сотрудники без работы, загубленные проекты, разоренные инвесторы, ущемленные игроки – тут бы и вспомнить про «Каждый голос важен». Стоит ли один политический лозунг стольких бед? Нет.
Нравственная сторона
Дело не только в бизнесе – Blizzard столкнулась еще и с моральной дилеммой. Столкновения в Гонконге нельзя рассматривать поверхностно, как борьбу сил добра (протестующих) и зла (правительства и силовиков). Протест там далеко не мирный, и как бы сторонники демократии не старались фильтровать репортажи, в сети достаточно видео, где протестующие жестоко избивают полицейских. По состоянию на 19 августа сайт Channel News Asia сообщал о 180 пострадавших силовиках. Их семьи осыпают угрозами и травят. Полицейское насилие диспропорционально, пострадавших среди протестующих в разы больше, но насилие остается насилием. И неважно, кто начал первым – это аргумент из детского сада.
Протестующие машут дубинами, бросают коктейли Молотова, громят магазины и рушат инфраструктуру. Охранники порядка получают увечья, и речь не о каком-то самовывихе плеча у гвардейца, который винтил Павла Устинова в Москве. Blizzard не хочет ассоциироваться с каким бы-то ни было насилием в угоду популизма и правильно делает.
В первой книге о ведьмаке есть новелла «Меньшее зло». В ней Геральту приходится выбирать: помочь чародею, ставившему эксперименты над детьми, или разбойнице, которая, по мнению ведьмака, собралась резать мирных жителей, пока чародей ей не сдастся. Геральт выбирает, как ему кажется, меньшее зло: убивает разбойницу и ее банду. Только в процессе выясняется, что трогать жителей они не собирались, а колдун все равно бы не вышел.
В начале новеллы Геральт сформулировал свою позицию: «Зло – это зло. Меньшее, большее, среднее – все едино. Но если приходится выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вообще». Стоило ведьмаку выбрать – и он навсегда остался Мясником из Блавикена. Если «зло» заменить на «насилие» – получим позицию Blizzard. Неудивительно, что компания не хочет выбирать, ведь последствия протестов непредсказуемы: если протестующие начнут вешать чиновников и полицейских, выйдет, что компания дала высказаться в поддержку палачей.
Реальное зло – это власти Китая и очень жаль, что громоотводом стала Blizzard. Хотите поддержать демократию – бойкотируйте Huawei.
—Подсудимый, почему вы застрелили Николая?
—Он начал угрожать мне, требовал деньги и достал нож. Я растерялся и застрелил его. Посмотретие камеры: четко видно, что он достаёт нож первым. У меня было мало времени на прянитие решения. Я самооборонялся.
Судья уходит, чтобы принять решение о вынесении приговора для подсудимого. Через десять минут он возвращается и стучит молотком.
—Постановляю: вина подсудимого. полностью доказана, суд приговаривает его к 15 годам за убийство Николая.
—Но почему?
—Подсудимый, то что Николай первым достал нож и начал вам угрожать - это... *судья делает паузу и сверяется с бумагами, найдя нужную строчку он поправляет очки и максимально серьёзно говорит:
—Это аргумент из детского сада. Решение оспариванию не подлежит.
Смешались к кучу кони, люди? Причем здесь демократия, что вообще такое демократия? Как в США что-ли? Или как та самая которую в Ираке они насаждали? Без этой концовки все было бы намного более адекватным
И незадача: закона об экстрадиции между Тайванем и Гонконгом нет. Законодатели решили принять закон, но задним числом туда решили впихнуть правозащитников и НПОшников. Отсюда и бугурт населения в Гонконге.
В данном случае правой стороны нет, ибо в жестокости и насилии участвуют обе стороны, просто для Китая это больная тема в контексте инвестиций в страну, а Гонконг это как ГДР для стран соцблока: фасад, который должен выглядеть красиво всегда, пусть даже отдалённое захолустье та ещё параша.
ЗЫ: А все дебилы орущие "Свободу Гонконгу!" обьясните мне тогда одну вещь: на каком основании "оплот демократии" бросил своих союзников-курдов в Сирии на геноцид туркам? Там если что армия в прямом смысле сотнями непокорных вырезает, но чёт все молчат.
Я могу найти кучу примеров о том что капиталисты готовы заткнуться, когда речь идёт о больших деньгах, а всё остальное = дешёвый популизм. Если вы взяли деньги, то соизвольте соблюдать условия контракта. Не удивлюсь если потом и ЛГБТшников прессанут, прикрывшись юанями, и все эти хвалёные "зощитнеги" будут молчать в тряпочку, как сейчас делают баскетболисты на фоне скандала с Хьюстоном.
Окей, принял.
Зачем весь текст напирать, что вмешиваться в политику - не есть хорошо, а потом безальтернативно заявить, что власти Китая - это зло? У меня например, как человека с историческим образованием и знающего каким образом Гонконг был отнят у Китая в XIX в., совсем другое мнение. Но я его навязывать не буду, даже если будет возможность. Потому что, все что там сейчас происходит - это внутреннее дело страны. Это раз.
Банда Ренфри все равно бы вырезала народ в Блавикене. Это два. Читайте внимательнее :)