7 мин.

«Кибердеревня» все еще хороша. Впечатления от второго сезона

Венерианский централ, ветер северный.

18 октября на «Кинопоиске» выйдет второй сезон «Кибердеревни» – сериала, который из вирусного ролика превратился в один из самых заметных отечественных шоу последних лет. Я посмотрел первые две серии, чтобы выяснить, удалось ли авторам сохранить уникальное сочетание сатиры, фантастики и народного юмора, за которое зрители полюбили сериал.

Главное о втором сезоне «Кибердеревни»

  • Дата выхода: 18 октября 2025 года

  • Жанр: фантастическая комедия 

  • Режиссер: Сергей Васильев

  • Актеры: Сергей Чихачев, Григорий Скряпкин, Сергей Бурунов, Влада Лукина, Ольга Жевакина, Артем Семакин, Елена Махова, Маргарита Силаева и другие.

  • Где смотреть: «Кинопоиск»

  • О чем сериал: продолжение приключений марсианского фермера Николая и Робогозина в мире русского народного киберпанка. Во втором сезоне герои должны остановить голограмму Галю, захватившую власть над корпорацией «Ижевск Дайнемикс».

Что такое «Кибердеревня»

Начало «Кибердеревне» положил пародийный ролик, где фермер Николай (Сергей Чихачев) «фром Рязань каунти» показывал свое хозяйство – странную смесь технологий будущего и привычного деревенского быта. По полям бродили буренки с QR-кодами, обязанности доярки исполняла робот Глаша, а уазики парили над бездорожьем.

Видео опубликовал специалист по визуальным эффектам Сергей Васильев на ютуб-канале Birchpunk («березовый панк», от англ. birch – «береза»). И оно моментально стало вирусным, собрало миллионы просмотров и закономерно превратилось в полноценный культурный феномен.

После такого успеха Васильев снял еще несколько видео, где сатира на жизнь в современной России подавалась через киберпанковскую формулу «высокие технологии, низкий уровень жизни»: дембеля-космодесантники летели домой на плацкартных поездах, в обшарпанных районных больницах пациентов лечили наноботами, а участковому помогал робопес Мухтар.

Неудивительно, что проект такого уровня, снятый профессиональными кинематографистами и с запоминающимися камео (BadComedian, Гарик Харламов), в 2023 году превратился в полноценный сериал.

Главным героем стал тот самый Николай, который отправился в путешествие по Солнечной системе, чтобы спасти свою марсианскую деревню от посягательств корпорации «Ижевск Дайнемикс». Его напарник – Робогозин (озвучивает Сергей Бурунов), бывший глава корпорации Барагозин, чье сознание из-за странных обстоятельств оказалось в теле робота-уборщика.

«Кибердеревне» вновь сопутствовал успех: по данным «Кинопоиска», сериал посмотрело около 4,5 миллиона зрителей, а в чартах платформы он занял второе место среди самых популярных проектов 2023 года. Шоу понравилось и критикам, и зрителям, а команда во главе с Васильевым с самого начала дала понять – история на первом сезоне не закончится.

Каким получился второй сезон

Николай теперь один из сидельцев «Венерианского централа». Как и в случае с деревней или вещевым рынком из первого сезона, зрителя ждет ностальгическое погружение в новую среду – с простоватым, но узнаваемым юмором, обыгрывающим анекдоты и стереотипы (вроде чифиря настолько крепкого, что им можно резать бетон), рунглишем и яркими второстепенными персонажами. Среди них – комик Илья Макаров в роли одного из надзирателей.

С первых минут понятно, что создатели «Кибердеревни» ни на байт не отступили от концепции. Мы видим прямое продолжение оригинальной истории: Николай с помощью Робогозина сбегает из лучшей тюрьмы во Вселенной (по мнению ее начальника), облачается в бережно сохраненный женой ватник и вместе с заклятым другом отправляется в новое путешествие по Солнечной системе, чтобы остановить Галю и восстановить справедливость.

Несмотря на масштаб и глобальный конфликт, история осталась максимально приземленной. В ее основе – химия между Николаем и Робогозиным. Вокруг них знакомые архетипы: глуповатый начальник тюрьмы, честный, но бедный милиционер и, конечно, русская женщина, которая и коня на скаку остановит, и мужа поддержит.

Юмор по-прежнему изобилует отсылками к научной фантастике, мемам, классике советского кинематографа и бытовым реалиям. Но разрывных шуток две первые серии не подарили. Создатели стремятся быть понятыми самой широкой аудитории, поэтому явно идут на компромиссы. Простенькие визуальные гэги, вроде одичавших москвичей в обносках из Prada и Dolce & Gabbana, соседствуют с привычными шутками, как в будущем тюремная баланда «вышла на международный уровень» и теперь в меню – паэлья с гречкой и «джапан-роллы» из капусты.

И все же радует, что в погоне за рейтингами и актуальностью сериал не скатился в цинизм и пошлость. В «Кибердеревне» нет тюремных скетчей про два стула или Кокорина с Мамаевым. Напротив, местная сатира, пусть местами излишне простая и предсказуемая, по-прежнему строится на точных наблюдениях и тонких комментариях о нашей действительности.

Неизменной осталась и главная формула: сериал наполовину состоит из ностальгического советско-постсоветского сеттинга – черемушки, очереди, бабушкины интерьеры квартир, главный герой в телогрейке, говорящий на смеси деревенского наречия и техносленга. Атмосфера намеренно напоминает советскую классику вроде «Афони» или «Калины красной». Васильев не скрывал, что Николай вдохновлен героями Шукшина – собирательным образом простого, упрямого и честного русского мужика.

Другая половина шоу отдана сатире на современную Россию и научной фантастике. При этом акцент снова на узнаваемости и универсальности образов. Цель всего киберпанк-антуража – добиться комичного эффекта: технологии радикально изменились, а люди и их проблемы остались теми же. Тюремный хор здесь поет шансон про крипту, а голографическая ИИ-жена пилит не хуже настоящей.

К примеру, вторая серия – одновременно большой оммаж сцене погони из «Берегись автомобиля» и беззлобная сатира на метафорическую оторванность Москвы от остальной России. Подготовленный зритель заметит легкие заигрывания с жанром постапокалипсиса в духе «Планеты обезьян», но это вовсе не обязательно считывать. Если в Ютуб-роликах создатели могли позволить себе пародии на дембелей-космодесантников из Warhammer 40,000, то в формате сериала куда чаще шутят о более простых вещах – количестве слоев плитки в Москве и противостоянии столичных и замкадовцев. 

На ту же узнаваемость работают звездные камео, которых в двух новых сериях едва ли не больше, чем во всем первом сезоне. Павел Деревянко, например, сыграл утрированного богемного москвича, а комик Илья Макаров появился в привычном амплуа обаятельного и слегка ранимого гопника.

Визуальный стиль остается сильной стороной. Мир, где березки опутаны проводами, а роботы носят ватники, выглядит одновременно смешно, трогательно и до боли знакомо. Визуальные эффекты не стремятся к голливудской «гладкости», чувствуется намеренная шероховатость, придающая ощущение живого, обжитого мира.

Впрочем, хоть перед нами все та же «Кибердеревня», глобальные различия между сезонами есть. Раньше история напоминала хаотичный набор скетчей, где между событиями часто не было четкой связи, мотивация персонажей порой оставалась туманной, а сюжетные линии обрывались на полуслове. Теперь повествование стало гораздо более цельным и выстроенным. Мир сериала по-прежнему полон абсурда и иронии, но теперь за всем этим чувствуется единая история.

Больше внимания уделено и второстепенным персонажам, особенно Гале. В первом сезоне голографическая жена была лишь пародией на сварливую супругу из анекдотов. Во втором Галя наконец получила внятный личный конфликт и даже намеки на человечность. По словам Васильева, ее предыстории, как и роли голограмм в мире «Кибердеревни», посвятят отдельную серию.

Однако главное – «Кибердеревня» сохранила искренность и самобытность. Постсоветский быт, переплетенный с технологиями будущего, по-прежнему создает ощущение теплого, почти домашнего киберпанка – абсурдного, но удивительно человечного.

Чувствуется, что авторам не просто есть что сказать – они искренне хотят быть услышанными. Как и любая хорошая комедия, «Кибердеревня» работает как зеркало: за гротеском, иронией и футуристическим антуражем угадывается знакомая российская действительность со всеми ее контрастами, нелепостями и противоречиями. Здесь стриминги, роботы-доставщики и криптовалюта соседствуют с очередями в поликлиниках, серыми многоэтажками и раздолбанными дорогами.

Именно эта честность делает сериал по-настоящему смелым: говорить о вещах, о которых сейчас предпочитают молчать, и при этом оставаться добрым, смешным и сохранять веру в людей. «Кибердеревня» не морализирует, а просто показывает нас такими, какие мы есть. С надеждой, что  даже в киберпанковском будущем у нас есть шанс остаться хорошими.

* * *

Кино, где гребут все – даже сценаристы: что не так с «Первым на Олимпе»

«Трон: Арес»: Джаред Лето 2 часа пытается превратиться в человека

Call of Duty экранизируют! Какие сюжеты мы ждем