Лучшие игры про постапокалипсис за последние 10 лет
По одной игре в год.
Постапокалипсис – один из самых популярных сеттингов видеоигр. Мы собрали главные постапокалиптические игры последних 10 лет. Обновляйте бэклог и пишите в комментариях, о каких проектах мы забыли.
📌 Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
2013 год – The Last of Us
Metacritic: 95 баллов
Жанр: Action-adventure
Главный эксклюзив Sony 2010-х, игра, получившая множество наград и любимая миллионами фанатов. TLoU – золотой стандарт кинематографичности и подачи сюжета для всей индустрии. Через 10 лет после релиза игры от Naughty Dog вышла ее сериальная адаптация – и тут же стала главным шоу года и лучшей экранизацией видеоигр в истории. Какие еще нужны доказательства величия The Last of Us?
Главная фишка постапокалипсиса в игре в его приземленности и даже нормальности. Никаких выжженных пустошей и культистов, поклоняющихся атомной бомбе. Простая история уставших, поломанных людей, которые пытаются выжить на обломках цивилизации. Даже зомби тут максимально реалистичные.
Главный конкурент: Metro: Last Light – крепкий шутер про ядерный постапокалипсис, действие которого происходит в московском метро.
📌 Зомби-апокалипсис в «Одни из нас» – очень правдоподобный. Такое давно происходит в природе
2014 год – Wasteland 2
Metacritic: 81 балл
Жанр: партийная RPG
Дело было так: в 1988 году культовая американская студия Interplay (разработчик Fallout и издатель Baldur’s Gate и Descent) создала Wasteland – RPG в сеттинге постъядерных пустошей Дикого Запада. Через 9 лет она выпустила ее духовного наследника – Fallout, и после этого мир уже не был прежним. Так что именно Wasteland мы обязаны появлению самого популярного постапокалиптического сеттинга в истории видеоигр.
У Wasteland 2 мало общего с оригинальной игрой – все-таки между ними целых 25 лет. Это скорее попытка представить, каким бы вышел Fallout 3, если бы франшиза не попала в руки Bethesda. Изометрическая перспектива, пошаговые бои, комплексный вариативный сюжет и партия из нескольких персонажей. В общем, RPG старой школы, профинансированная фанатами и разработанная под руководством Брайана Фарго – режиссера оригинала и основателя Interplay.
Главный конкурент: Dark Souls II – худшая по мнению многих игра в культовой серии, но все равно добившаяся коммерческого успеха и высоких оценок от критиков.
2015 год – Fallout 4
Metacritic: 88 баллов
Жанр: RPG
Серия Fallout постоянно меняется. Третья часть стала Oblivion с пушками, а четвертую Bethesda превратила в симулятор выживания в постапокалиптическом мире.
От экспериментов предсказуемо пострадали сюжет и ролевая составляющая. Нет, все необходимые элементы присутствовали: огромный мир для исследования, прокачка, множество квестов, NPC и эпический сюжет. Но большинство заданий были ленивыми, персонажи не цепляли, а диалоги примитивные. Упор сделан на другое: вместо противостояния супермутантов и братства – выращивание пшеницы и арбузов, строительство баз и привлечение поселенцев.
Хардкорных фанатов серии такой подход заставил искренне ненавидеть четверку, но большинство геймеров посвятили игре от Bethesda сотни часов.
Главный конкурент: Ori and the Blind Forest – атмосферный инди-платформер о постапокалипсисе в мире лесных духов.
📌 Fallout – 25 лет. Вот 5 игр, которые обязаны ей своим существованием
2016 год – Darkest Dungeon
Metacritic: 84 балла
Жанр: RPG, roguelike
Формально Darkest Dungeon не про постапокалипсис. Цель игрока как раз предотвратить конец света. Но все указывает на то, что апокалипсис уже случился: лавкрафтовский сеттинг, атмосфера упадка и разложения, горстка выживших, агрессивный мир, наполненный бандитами, мутантами и хтоническими чудовищами и, главное, геймплей – единственная цель которого заставить тебя страдать. В Darkest Dungeon мы лишь стремимся продлить агонию умирающего мира.
Red Hook Studios создали сложную и максимально нелояльную к геймерам игру, но настолько затягивающую и атмосферную, что в нее хочется возвращаться. Пока не вспоминаешь, сколько боли она принесла.
Главный конкурент: Salt and Sanctuary – мрачный и красивый 2D соулслайк, созданный семейной парой Джеймсом и Мишель Сильва.
📌 Darkest Dungeon 2 – игра для мазохистов. Довела меня до нервного срыва и рассорила с другом
2017 год – Horizon Zero Dawn
Metacritic: 89 баллов
Жанр: Action-adventure
Было сложно выбрать между Horizon и NieR: Automata, но сеттинг первой все же больше подходит теме постапокалипсиса.
В Horizon Zero Dawn уникальная вселенная. Перед нами, казалось бы, стандартная история: загадочный катаклизм отбросил человечество в бронзовый век, а где-то вдалеке маячит могущественное древнее государство солнцепоклонников. Только вот в этом мире рядом с людьми живут роботы-животные: от мелких травоядных оленей до огромных тираннозавров. Первые пару десятков часов эта абсурдная вселенная полностью захватывает твои мысли – заставляет исследовать каждый уголок мира в поисках любой информации о катастрофе.
В Zero Dawn посредственный сюжет, куча заимствований, ужасные диалоги, незапоминающиеся персонажи, ленивые системы крафта и прокачки… Но сеттинг и бои великолепны. Тот случай, когда игра, несмотря на множество ошибок, дарит потрясающий игровой опыт.
Главный конкурент: NieR: Automata – философский и трагичный слэшер про сексуального андроида в короткой юбке.
2018 год – Hollow Knight
Metacritic: 87 баллов
Жанр: Метроидвания
В Hollow Knight апокалипсис произошел во вселенной насекомых, но из-за этого он не менее страшный и трагичный. В мире жучков, выполненном в нарочито сказочной, детской манере, разыгрываются трагедии шекспировских масштабов. Сам сеттинг и подача сюжета явно вдохновлены серией Souls.
Игра, разработанная командой из четырех человек, стала одной из самых масштабных, проработанных, атмосферных и успешных метроидваний десятилетия. Ну и запустила тренд на ожидание сиквела – Hollow Knight: Silksong, который должен был выйти четыре года назад. Что ж, пока ждете, можно перепройти оригинального полого рыцаря, хотя это и очень сложная игра.
Главный конкурент: Frostpunk – градостроительный симулятор про выживание выходцев из викторианской Англии в мире вечной зимы.
2019 год – Death Stranding
Metacritic: 82 балла
Жанр: Action-adventure
Хидео Кодзима выпустил то ли симулятор ходьбы под видом игрового блокбастера, то ли философское высказывание о современном обществе, то ли эксперимент, который вывел социальные взаимодействия в видеоиграх на новый уровень.
Одно можно сказать точно: в такой постапокалипсис веришь. Мир, где все закрылись друг от друга в бункерах, а общение сводится к переписке в сети, слишком напоминает пандемию, которую мы пережили всего несколько лет назад.
Моментами Death Stranding откровенно бесит, периодически ее хочется бросить из-за постоянного бэктрекинга. Но, когда ты спускаешься навстречу заходящему солнцу с очередного холма под музыку Low Roar или видишь огромного кита в небе, игре прощаешь все.
Главный конкурент: Age of Wonders: Planetfall – научно-фантастическое ответвление популярной серии фэнтезийных ролевых стратегий.
2020 год – The Last of Us Part II
Metacritic: 93 балла
Жанр: Action-adventure
Споры вокруг The Last of Us II не утихают даже через три года после релиза. Очередной раз в них влезать не хочется, поэтому просто зафиксируем: как кинематографический экшен игра от Naughty Dog хороша, как сюжетное приключение – прекрасна, а как проект, созданный причинять игрокам боль, и вовсе великолепна.
Главный конкурент: Wasteland 3 – еще одна успешная RPG про ядерные пустоши.
2021 год – Returnal
Metacritic: 86 баллов
Жанр: Roguelike, Bullet hell
Снова сложный выбор: Returnal или Ender Lilies: Quietus of the Knights. Но 2D-метроидвания в этой подборке уже есть, а вот инопланетного постапокалипсиса не было.
Космический корабль главной героини Селены Вассос падает на планете Атропос, где когда-то жила могущественная цивилизация. Селене нужно, уничтожая толпы врагов, найти способ вернуться на Землю. Впрочем, на завязке все понятное и знакомое в сюжете заканчивается:
- во-первых, Селена не может умереть. После каждой смерти героиня просыпается на своем корабле;
- во-вторых, она всюду находит собственные трупы и записки с воспоминаниями, которых у нее не было;
- в-третьих, непонятно, существуют ли на самом деле планета, Селена и вымершая цивилизация.
Returnal в основном ругали за то, что это инди-проект, который выдали за эксклюзивный блокбастер от Sony. И все это правда, но если таинственный мир Атропоса и хардкорный геймплей вас очаруют, игру вы не забудете никогда.
Главный конкурент: Ender Lilies: Quietus of the Knights – красивый и стильный экшн-платформер в сеттинге темного постапокалиптического фэнтези.
2022 год – Elden Ring
Metacritic: 96 баллов
Жанр: soulslike
Действие всех соулсов Хидетаки Миядзаки происходит в постапокалиптическом сеттинге, но самым успешным вышел тот, что в открытом мире и с Джорджем Мартином.
Мир «Кольца Элдена» титанически огромен и под завязку забит контентом. Практически рядом с любым примечательным деревом или строением вас ждет мини-босс, квестовый персонаж или вход в скрытую локацию. И как-то незаметно ты тонешь в игре с головой: еще пару минут, чтобы накопить руны на уровень, а потом новое подземелье или случайный портал перекинул тебя на другую сторону карты, а еще хочется испытать новое оружие, а вот и сюжетный босс за поворотом.
Оторваться от этой коробки с конфетами невозможно, хоть иногда и очень хочется.
Главный конкурент: Dying Light 2 – слэшер от первого лица про уничтожение зомби и паркур.
2023 год
Пока рано делать выводы, поэтому мы просто перечислим уже вышедшие заметные проекты:
Remnant 2 – соулслайк-шутер в постапокалиптическом сеттинге о кооперативном уничтожении монстров, захвативших Землю.
Dead Island 2 – проблемный, но веселый экшен о борьбе с ордами зомби с футуристическим оружием, собранным из подручных средств.
Miasma Chronicles – пошаговая тактика от создателей тепло принятой геймерами Mutant Year Zero: Road to Eden.
Еще помню, как обалдел в Wasteland 2, когда почти 100 часов зачищал большую карту, а герои потом полетели в новую область ничуть не меньше)
2. Mutant Year Zero – безусловно оч атмосферная игра, тихонько сейчас ее прохожу, кстати. Но "Полый рыцарь" тоже про постапокалипсис, хотя и в мире смешных жучков.
Мне хотелось как раз попробовать показать все грани постапокалипсиса – фэнтезийные, инопланетные и прочие.
Понимаю, что жанр сильно ассоциируется с ядерными пустошами, бензаком и ядерной войной, но мне кажется что чем шире и многограннее тем интереснее
Вот, кстати, еще в 2023 году вышла экостратегия Terra Nil.