5 самых недооцененных фантастических фильмов (и один сериал)
Обновляем личный топ.
У меня каждый раз возникает вопрос к подобным топам: а с чего вы вообще так решили? Ведь для кого-то синоним недооцененности – «Тэцуо, железный человек», а кому-то кажется, что славы недополучили сиквелы «Звездных войн». Поэтому начну с критериев составления этого списка:
- Во-первых, это субъективный топ.
- Во-вторых, эти фильмы и сериал могут войти в любой топ великой/культовой фантастики. Здесь не будет просто «хорошего, но неизвестного». Я расскажу только про лучшую фантастику – забытую или обделенную вниманием.
- В-третьих, в списке исключительно жанровая фантастика. Так я исключил артхаус и фестивальное кино с фантастической фабулой, например «Лобстера» или «Титан».
- В-четвертых, про недооцененность. Я ориентировался на кассовые сборы, присутствие в топах, успех на кинофестивалях, наличие продолжений, ремейков и перезапусков и даже советовался с друзьями.
Пекло
Год: 2008
О чем: Недалекое будущее, солнце гаснет, из-за чего Земля замерзает. Чтобы вновь запустить умирающее светило, человечество отправляет космический корабль «Икар-2».
Почему попал в топ: фильмов о космосе слишком мало. Естественно, в космическом сеттинге и антураже их куча, но обычно это лишь декорации для привычных сюжетов. «Пекло» – главный фильм о космосе последних 30 лет, каждый его кадр – манифест столкновения человека с бесконечной звездной бездной. В этом его уникальность и непохожесть на современную фантастику.
При этом в «Пекле» прекрасный визуал, реалистичное окружение и тягучая тревожная атмосфера. Фильм Дэнни Бойла – идеальный наследник великой «Космической Одиссеи 2001».
Почему недооценили: «Пекло» убило несоответствие ожиданиям. Трижды.
Фильм рекламировался как крупнобюджетное космическое приключение, но в нем мало экшена и слишком много библейских отсылок. Для космического триллера много реализма и мало саспенса. Для серьезной научной фантастики – это очень жанровая история.
Фильм лучше, чем: «Интерстеллар». Нолан словно решил показать, как нужно снимать философскую фантастику, и вроде бы преуспел во всем. Вот только фильм потерял душу.
Забавный факт: «Пекло» при бюджете $50 млн собрал в прокате всего $32 млн. Предыдущий жанровый фильм Бойла «28 дней спустя» собрал $82 млн при бюджете в $8 млн.
Из машины
Год: 2014
О чем: миллиардер нанимает молодого программиста, чтобы тот протестировал первый в мире искусственный интеллект, заключенный в робота с женским телом.
Почему попал в топ: «Из машины» кажется очень предсказуемым фильмом: очередное переосмысление Пигмалиона; околонаучная спекуляция об искусственном интеллекте, а большего клише, чем заключить ИИ в сексуальное женское тело, сложно придумать.
Да и структурно фильм – классический герметичный триллер: закрытое пространство, ограниченное число персонажей, нарастающий саспенс и скрытые мотивы героев.
Только вот фильм Алекса Гарленда, как совы, – не то, чем кажется. Вместо предсказуемой истории мы получаем сложный эксперимент, где главный объект наблюдения – сам зритель. Слезодавильная драма оборачивается глубоким и честным исследование проблемы нашего взаимодействия с искусственным разумом. «Из машины» – редкий случай полного погружения в художественное произведение. А вопросы, которые поднимает фильм, будут актуальны и в ближайшие десятилетия.
Почему недооценили: фильм стал жертвой нашего отношения к «умной фантастике». Части аудитории почудился душный артхаусный запах. Других не устроила практическая часть – фильм ругали из-за нереалистичности. Я и сам таким грешу, см. мои претензии к «Интерстеллару». В итоге «Из машины» не то чтоб провалился в прокате, но явно недополучил внимания широкой аудитории.
Фильм лучше, чем: «Искусственный разум». Прекрасная лента Стивена Спилберга, но уж слишком простая и наивная.
Забавный факт: Режиссер «Из машины» – Алекс Гарленд, сценарист «Пекла».
Штамм Андромеда
Год: 1971
О чем: неизвестная эпидемия убивает всех жителей маленького городка в США, возможно, ее причиной стал внеземной организм. С ксенопатогеном должна справиться специально созданная группа ученых.
Почему попал в топ: «Штамм Андромеда» – самая твердая фантастика, которую я видел. Никаких привычных голливудских клише из фильмов об ученых, только научная достоверность. При этом нет занудства: это отличный блокбастер с захватывающим сюжетом, саспенсом, запоминающимися персонажами и очень крутыми спецэффектами, которые великолепно смотрятся и сейчас.
«Штамм Андромеда» – прекрасный повод познакомится с новым Голливудом, самым бескомпромиссным и свободным периодом в истории коммерческого кино.
Удивительно, насколько 50-летний фильм не постарел и не потерял актуальности. «Штамм Андромеда» смотрится свежее и интереснее, чем большая часть однотипных кинокомиксов и перезапусков классических франшиз.
Почему недооценили: нельзя сказать, что «Штамму Андромеда» не повезло – у него приемлемые сборы, номинации на «Оскар», хорошая пресса. А поставил картину один из величайших режиссеров в истории Голливуда – Роберт Уайз.
Просто для фантастики это доисторический фильм, ведь она обычно стареет гораздо быстрее других жанров. Поэтому массовая аудитория не обращает на него внимания, ожидая увидеть людей в резиновых костюмах и роботов из жестяных банок.
Фильм лучше, чем: любая лента про контакт с инопланетной жизнью. Посмотрите «Штамм Андромеда» вместо «Дня независимости».
Забавный факт: «Штамм Андромеды» снят по роману Майкла Крайтона, автора сценария сериала «Скорая помощь». По другому его роману сняли «Парк Юрского периода».
Еще один забавный факт: так уж совпало, что после просмотра «Штамма Андромеда» я начал встречаться с девушкой-микробиологом.
Письма мертвого человека
Год: 1986
О чем: на Земле произошла ядерная катастрофа, немногие выжившие ютятся на обломках цивилизации, доживая последние дни.
Почему попал в топ: «Письма мертвого человека» – это фильм-предостережение. Он вышел в год катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому произвел огромное впечатление на советскую публику.
Самое удивительное, что это парадоксально светлое, проникновенное и умное кино для жанра постапокалипсиса. В нем нет чернухи и шокирующих сцен. Фильм наполнен меланхоличной грустью о бессмысленности войн и насилия, о хрупкости человеческой жизни и нашей цивилизации. Редкий случай глубокого и одновременно понятному каждому кино, особенно для жанра фантастики.
«Письма мертвого человека» трудно советовать, еще сложнее его смотреть, но без таких фильмов невозможно обойтись. Как минимум стоит увидеть великую роль Ролана Быкова.
Почему недооценили: «Письма мертвого человека» вышли на старте перестройки, в начале темных времен для нашего кино. Поэтому фильм быстро забыли, как и большую часть советского и особенно перестроечного кино. К тому же к отечественной фантастике в нашем обществе максимально пренебрежительное отношение.
Фильм лучше, чем: я предлагаю не менять, а просто поставить «Письма мертвого человека» сразу после «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».
Забавный факт: надеюсь, их не будет.
Детективное агентство Дирка Джентли
Год: 2016 – 2017
О чем: эм… про детектива со странными холистическими способностями. Вместе с напарником поневоле он расследует абсурдные преступления, связанные с другими людьми со сверхспособностями.
Почему попал в топ: «Детективное агентство Дирка Джентли» – экранизация книг великого фантаста Дугласа Адамса. Талан британского писателя создавать удивительные, но при этом максимально понятные миры; готовность постановщиков реализовывать самые его абсурдные идеи, – так и получился специфический продукт. Аналогов ему найти практически невозможно. Тут крутая детективная и сложная психологическая драма о принятии себя, и гомерически смешная комедия абсурда, и яркое фантастическое приключение.
В мире предсказуемого хайпа и самокопирования «Дирк Джентли» был глотком свежести и безумия, он умел удивлять и поражать.
Почему недооценили: «Детективному агентству Дирка Джентли» не повезло со студией. BBC America посчитали, что хорошие, но не выдающиеся рейтинги, любовь фанатов и критиков – не повод продолжать сериал. И отменили его после второго сезона, оставив в моем сердце незажившую до сих пор рану.
Если бы сериал вышел на Netflix, Amazon или HBO, шансов на продолжение было бы гораздо больше.
Сериал лучше, чем... Сравнить невозможно. «Детективное агентство Дирка Джентли» – уникальный сериал.
Забавный факт: Дуглас Адамс – автор серии романов «Автостопом по галактике».
Бразилия
Год: 1985
О чем: антиутопия с классическим сюжетом о том, как офисный клерк находит любовь и борется с тоталитарным государством.
Почему попал в топ: «Бразилия» – лучшая антиутопия в истории кинематографа, идеальный пример смешения жанров, тонов и настроения. Как будто Оруэлла отдали экранизировать Монти Пайтон. Впрочем, так и случилось: режиссер фильма Терри Гиллиам – участник великой британской комик-группы.
Фильм идеально передает шизофреническую природу диктатуры, ощущение потери связи с реальностью, банальность и предсказуемость зла. В то же время это смешное яркое кино, где юмор – способ завуалировать страшную правду об обществе и всех нас.
А еще «Бразилия» – это по-настоящему большое кино, снятое великим режиссером. Оно легко переходит жанровые рамки дозволенности и с упоением цитирует классику от Сергея Эйзенштейна до Франца Кафки
Почему недооценили: Я долго сомневался, стоит ли включать «Бразилию» в этот список. Потому что она входит во всевозможные топы, была номинирована на пару «Оскаров», обрела культовый статус. Но, посмотрев на сборы в прокате и количество оценок на «Кинопоиске» и IMDb, понял, что фильм начали забывать. Он явно недополучил внимания аудитории.
Фильм лучше, чем: «Голодные игры» – хорошая подростковая фантастика, но не уровня «Бразилии».
Забавный факт: «Голодные игры» явно копируют «Бразилию».
А саспиенс абсолютно обычное всем понятное слово