Геймдев и мир
Блог

FIFA Ultimate Team – это Panini нашего времени. Карточки приносят EA миллиарды, а политики пытаются их запретить

Идея появилась еще в 2007 году.

Сейчас FIFA ассоциируется с Ultimate Team – главным режимом, который привлекает миллионы игроков и приносит разработчикам миллиардную прибыль. Но все могло быть совсем иначе – первые версии FUT не забирали внимания геймеров. Sports.ru вспоминает историю режима и отвечает на самые важные вопросы:

• Кто его придумал;

• как много денег он приносит издателю;

• какой скандал спровоцировали паки из Ultimate Team;

• почему он настолько популярен.

Впервые режим появился в игре про Лигу чемпионов

В середине нулевых EA Sports владела правами на чемпионаты мира и Европы, а также Лигу чемпионов – правда, тогда издатель предпочитал выпускать по ним отдельные игры, а не добавлять в FIFA. Возможно, дело в деньгах: игра стоила те же 60 долларов, но разрабатывать ее было гораздо проще – на движок текущей версии симулятора просто ставили обновленное меню, составы и графику нужного турнира.

Обзор FIFA 20: ужасные бороды, нелепая карьера, но чудесная Volta

Получение лицензий на клубы и сборные EA тогда не особо заботило – в Euro 2012 без них остались Украина, Уэльс, Словакия и еще 21 страна, а в UEFA Champions League-2006/07 Россию в ЛЧ представляли клубы Moscow S («Спартак») и Moscow C (ЦСКА). С составами тоже был бардак: за красно-белых играли вратарь Квятковски, защитник Йирасек, а в полузащите бегали Бетховен и Ковачевич.

Но именно в Champions League-2006/07 впервые добавили режим Ultimate Team – правда, только в версию для Xbox 360. «Идея заключалась в том, чтобы придумать режим, который был бы интересен игрокам в течение всего сезона, дать уникальный игровой опыт, – вспоминает продюсер серии Мэтью Прайор. – Тогда я придумал концепцию режима. Обмен игроками с друзьями, волнение перед открытием пака. Разочарование после того, как вам выпал не тот игрок, или радость от получения кого-то крутого».

FUT был дополнением к основной версии FIFA

Масштабно Ultimate Team показали уже в FIFA 09 – режим вышел в марте 2009-го в качестве платного дополнения (стоил чуть больше 9 долларов).

Уже тогда Ultimate Team мало чем отличался от современной версии: игроки открывали паки с карточками (тогда они больше напоминали стикеры из альбомов Panini), собирали составы и играли между собой в онлайне. Рынок трансферов, карточки стадионов, форм и химия состава – все это было в первой версии.

Даже при том, что самой FIFA 09 было уже полгода и все ждали анонс новой версии, дополнение купило более миллиона человек. «Никто не думал, что режим будет расти так быстро. Помню, как серверы обрушились в первый день после запуска Ultiimate Team – так много людей вошли в игру. Это уже было показателем, что мы на верном пути. Мы всегда знали, что у режима огромный потенциал – он объединяет любовь к футболу и любовь к игре», – вспоминал Прайор.

Через год FUT снова выпустили как DLC к основной игре (в этот раз – за 5 долларов). Тогда же появились первые информ-карточки футболистов с усиленными характеристиками. Создали и мобильное приложение Ultimate Team, чтобы проводить трансферы и открывать паки без доступа к игре.

Со следующей версии режим начал стремительно расти – в 11-й версии DLC стало бесплатным, а уже в FIFA 12 разработчики сделали Ultimate Team полноценной частью симулятора.

🎮⚽️Разыгрываем FIFA 20 для PlayStation в инстаграме

В первых версиях было много странных карточек

Cейчас Ultimate Team ориентирована на получение максимальной прибыли, но раньше разработчики позволяли себе подурачиться.

В ранних версиях режима ЕА иногда выпускала специальные карточки для полевых игроков, оказавшихся в воротах. Например, в 2012 году Фелипе Мело отбил пенальти в матче «Галатасарая».

В честь этого ЕА наградила его специальной бронзовой карточкой – на ней Фелипе стал вратарем.

За год до этого нападающий «Крузейро» Уоллисон забил шикарный гол с 48 метров – в FUT добавили его особую карточку с рейтингом 48. При этом рейтинг основной карточки бразильца – 68.

В FIFA 10 появилась худшая карточка в истории симулятора с играющим тренером «Сканторп Юнайтед» Ян Бараклафом. Однажды он от злости пнул мяч со скамейки запасных с такой силой, что тот прилетел прямо в девятку ворот соперника. В честь этого ЕА выпустила карточку Яна с ударом 88 – правда, остальные скиллы равнялись 11.

The Last of Us – великая игра. Ожидания от сиквела – невыполнимые

Ultimate Team приносит EA миллиарды

Создатели Ultimate Team указывают, что успех режима во многом связан с Эндрю Уилсоном – в то время он был исполнительным продюсером EA Sports. Первые версии режима не приносили издателю прибыли, но Уилсон упорно лоббировал дальнейшую доработку FUT.

Босс EA Sports оказался прав: за первые пять лет число пользователей Ultimate Team выросло с 1 млн до 21 млн. В 2019 году Electronic Arts заработала 4,95 млрд долларов, где 28% (почти 1,4 млрд долларов) – доходы от FUT. Для сравнения, в 2017 году режим приносил 16% дохода, при этом основная версия FIFA принесла издателю только 14% выручки. 

EA зарабатывает с помощью паков – наборов с карточками футболистов, которые можно купить как за внутриигровую валюту, так и за реальные деньги. Те, кто хотят усилить свой состав, часто выбирают второй вариант – он быстрее и проще. 

В большинстве игр похожую систему называют лутбоксами: используя предмет, вы получаете случайную вещь: они могут быть как чисто декоративными, лишь меняющими внешний вид игрового персонажа, так и влияющими на игровой процесс – например, редкими доспехами или оружием (или карточкой футболиста). 

Эндрю Уилсон

«Мы сделали эту концепцию уникальной. Вы не просто играли за «Юнайтед», у вас была возможность создать собственную команду – что-то уникальное лично для вас, – объясняет успех режима Прайор. В Лиге чемпионов играло меньше людей. Режим был похож на хороший инди-фильм – немногие его увидели, но тем, кто посмотрел, понравилось. FIFA сделала из этого блокбастер».

А финансовый директор Блейк Йоргенсен делился популярностью режима: в Ultimate Team играют 70-75% геймеров, купивших FIFA. 35% покупают валюту и паки за реальные деньги.

Творческий директор FIFA Адам Шаих отмечал, что FUT сыграл ключевую роль в превращении проектов EA Sports в игры-сервисы с микроплатежами – сейчас аналогичные Ultimate Team режимы есть в Madden NFL, NBA Live и NHL.

Интересно, что в 2014 году Эндрю Уилсон стал главой EA – предыдущего босса Джона Ричителло уволили после плохих финансовых результатов.

EA добавила лутбоксы даже в «Звездные Войны» – и фаны не выдержали

Осенью 2017 года проходил бета-тест шутера Star Wars: Battlefront II. За дополнительную плату можно было купить лутбоксы, из которых выпадали случайные улучшения для персонажей и новое оружие. Чтобы получить их бесплатно, геймер должен был играть несколько десятков часов. Представляете реакцию игроков?

На тот момент микротранзакции применялись во множестве других игр (Call of Duty, Counter-Strike: Global Offensive, Destiny 2, Дота, Fortnite, Hearthstone, PlayerUnknown’s Battlegrounds, Overwatch, Rocket League и другие), но чаще всего они не давали значительного превосходства или совсем не влияли на геймплей.

Геймеры занижали рейтинг игре и призывали отказаться от покупки продуктов EA. Издатель отступил – разработчики вырезали систему лутбоксов перед релизом Battlefront. Продажи шутера все равно провалились, а акции компании упали на 3,1 млрд долларов.

Паки хотели запретить – получилось только у Бельгии

Скандал вокруг Battlefront освещали медиа и обсуждали политики – например, в Америке сенаторы призвали Федеральную торговую комиссию США исследовать систему лутбоксов, а в Европе и Австралии прошли открытые слушания по этому вопросу.

Но если геймеры в основном были против того, что студии заставляют игроков платить за часть контента, то политиков больше интересовала связь лутбоксов и азартных игр. Награды в лутбоксах случайны и каждую покупку можно расценивать как ставку; лутбоксы подсаживают на себя томительными паузами, вспышками света, музыкой и другими эффектами. И, ко всему прочему, большая часть их аудитории – несовершеннолетние.

Видеоигры полезны. Шутеры восстанавливают зрение, а Тетрис борется с посттравматическим синдромом

Почти все попытки законодательно запретить лутбоксы провалились. В Новой Зеландии и Швеции посчитали, что влияние лутбоксов на психику не изучено досконально, в Дании и Великобритании политики ограничились призывом родителей к осторожности.

«Мы не называем эту механику лутбоксами. Для нас это способ сделать сюрприз.

Если вы, например, пойдете в магазин игрушек, то обнаружите много игрушек с сюрпризами. Людям нравятся сюрпризы. Поэтому так популярны шоколадные яйца «Киндер» […] Мы же внедряем эту механику в видеоигры — самым ярким примером будет, конечно, FIFA — и это вполне этично и весело, люди этим наслаждаются», – заявила вице-президент Electronic Arts Кэрри Хопкинс в ходе парламентских слушаний в Великобритании.

В 2017 году правительство Китая обязало игровые компании публиковать информацию о шансах выпадения конкретного лута в платных лутбоксах. Издатели элегантно обошли запрет: за деньги теперь можно было купить только внутриигровую валюту, а лутбоксы игроки получали бесплатно в качестве подарка. Но позднее запрет ужесточили, заставив разработчиков в любом случае указывать шансы, а позже добавились новые ограничения: за день игроки могут открывать не более 50 лутбоксов, шанс на выпадение ценной вещи увеличивается с каждой покупкой.

Louis Vuitton сделает кейс для кубка мира в Лиге легенд. Бренд уже давно в спорте, а футболисты его обожают

Страны, где были приняты самые жесткие меры по ограничению лутбоксов, – Бельгия и Нидерланды. Бельгийская комиссия по азартным играм потребовала исключить лутбоксы из продаваемых на территории стран игр, и указу подчинились все игровые компании.

EA пыталась оспорить решение комиссии. «Многие страны и многие регуляторы проверяли эти механики и постановили, что в них нет ничего плохого, как нет ничего плохого в коллекционировании бейсбольных карточек», – утверждал Эндрю Уилсон. Не помогло – из-за отказа убирать лутбоксы прокуратора Брюсселя начала уголовное расследование деятельности ЕА, и издатель отступил.

Почему люди играют в FUT?

Разработчики объясняли это еще на пятилетие режима: «Мы дали пользователю уникальный игровой опыт. Он не просто играл за «Манчестер Юнайтед», он мог сделать собственную команду – уникальную и близкую по духу лично для него». Это действительно так: если в случае с наклейками Panini вы могли лишь похвастаться ими во дворе, то здесь собираете уникальный состав и играете за него против реальных людей.

«Мы взяли за основу фэнтези футбол, но сделали небольшое улучшение, причем у вас никогда нет предела. Собрав 11 игроков, вы не остановитесь на этом и не будете играть ими постоянно. Вы будете пробовать новые сочетания и порой строить весь состав вокруг одного футболиста».

Режим MyClub, который есть в Pro Evolution Soccer, вышел позднее FUT и не так разнообразен и удобен функционально – полноценный трансферный рынок и сборки составов появились там только год назад. Пока Konami делала упор на работу с геймплеем, EA активно развивала онлайн, добавляя еженедельные миссии, карточки легендарных игроков и нестандартные режимы. Результат очевиден: за год в FIFA сыграло более 45 млн человек, в PES – чуть больше 3 млн.

Дополнительный фактор успеха Ultimate Team – обширная реклама. Речь не о роликах со звездами (PES тоже делает качественное промо) – EA продвигает игру и режим FUT через соцсети клубов и футболистов. Игроки получают эксклюзивные кейсы с игрой и особой карточкой Ultimate Team, Габриэл Жезус и Фернандиньо угадывают рейтинги футболистов «Сити», а Александер-Арнолд отмечает гол празднованием из FIFA.

Александер-Арнолд забил «Челси» и показал птичку – это празднование из FIFA 20

Ultimate Team – чуть ли не главный способ ранжирования футболистов. Многие ругают рейтинг FIFA, но на него ориентируется весь мир: блогеры и СМИ выпускают различные топы, а сами футболисты записывают видео с опровержением своих скиллов (раз, два, три) и обещают обязательно стать лучше к следующей версии. Не так много людей способны следить за 5-10 чемпионатами или изучать кучу характеристик в Football Manager. Зато в FIFA играют почти все. И для них карточки в Ultimate Team – главная система оценки футболистов. 

* * *

В FIFA 20 появилась 11-я версия режима Ultimate Team. Его создатель стал главой EA, а компании FUT приносит четверть годовой выручки. Неплохо для режима, в который изначально никто не верил?

Топ-10 защитников FIFA 20. Марсело вылетел из десятки, но все равно крут, лучший – ван Дейк

Лучшие вратари в FIFA 20: Эдерсон играет ногами круче Нойера, а Буффон выпал из топ-10

23 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
покупаешь игру за фул прайс - потом еще плати за долбанные карточки, не , ни разу не разводка
раньше такого небыло в индустрии
+16
0
+16
Только есть одна проблема, из-за таких вот потребителей такого, мягко скажем, простоватого контента, развитие футсимов, как симулятора игры с мячом, а не лудбоксов и режимов с ними, вообще рискует встрять, что крайне печально, что из футсима сделали вот это и оказывается, что это вполне канает для многих.
+14
0
+14
Боксы нормальная тема для взрослых людей.Я вот хочу играть по фану с нормальным составом, а не гриндить эти копейки как школьник 24 часа в сутки, на это нет ни время ни желания, проще закинуть 4-5к в месяц и спокойно играть.

Это же просто хобби, а любое хобби стоит денег.Кто-то танки в ВОТ покупает, кто-то снаряжение для охоты и рыбалки, кто-то семена и стройматериалы для дачи.
+6
0
+6
Ответ Тарас
фифа, которая выходит каждый год, при этом стоит дороже чем проекты, которые готовят несколько лет: Death stranding, Cyberpunk 2077, The last of us 2 и т. д.
ну так там и наиграешь ты максимум 20-30 часов (в первой части ласт оф ас сюжетка часов 12 занимает), а люди, покупающие фифу, явно знают, для чего они её приобретают и не одню сотню часов там проведут
по соотношению цена/времяпрепровождение любой штампованный спортсим далеко позади все эти ААА-проекты оставляет
+6
0
+6
ut это даже лучший сим биржи чем футбола, интересный рынок и очень волатильный, играть времени почти нет, а в веб приложение постоянно захожу и торгую
+2
0
+2
Только карточки Панини будут иметь какую-либо ценность через много лет, а состав ультимейт тим превращается в тыкву ровно через один год, до выхода новой игры.
+1
0
+1
Ушёл оттуда когда у соперников массово появлялись составы с футболистами, рейтингом в 115-120
+1
0
+1
фифа, которая выходит каждый год, при этом стоит дороже чем проекты, которые готовят несколько лет: Death stranding, Cyberpunk 2077, The last of us 2 и т. д.
+1
0
+1
Для меня это не основной режим игры. Не перевариваю UT.
+1
0
+1
Они с каждым годом делают игру хуже, а зарабатывают все больше и больше. Как так??
+1
0
+1
Играю в FIFA Mobile без доната... И то уже поднадоело... Нафиг платить ещё за эту хрень!
0
0
0
Эхх... так круто было собирать наших поленьев в УТ и драть всяких роналд, мессей итд. К концу сезона собиралась вся команда из информов. Как убрали РПЛ, больше фифу не брал. Надоело.
0
0
0
никогда в это не играл и не буду
0
0
0
Ответ Jane Lane
ну так там и наиграешь ты максимум 20-30 часов (в первой части ласт оф ас сюжетка часов 12 занимает), а люди, покупающие фифу, явно знают, для чего они её приобретают и не одню сотню часов там проведут по соотношению цена/времяпрепровождение любой штампованный спортсим далеко позади все эти ААА-проекты оставляет
ну так и в майнкрафт наиграешь сотни часов, пусть он тоже дороже стоит

Цена должна зависеть от качества, а не от времяпрепровождения в игре

Плюс для того, что б в фифе много времени провести, надо постоянно еще денег подбрасывать
0
0
0
КОНАМИ ПЁС!
0
0
0
Неплохой режим, но печалит несколько моментов в последнее время.

1. Лютый донат от большинства игроков. Ты хочешь поиграть в конкурентной среде, но в каждом матче тебе противостоят безумные составы из Кройфов, Гуллитов, Пеле. Донат не должен давать прямое преимущество твоему сопернику, но в ФИФЕ есть прямая зависимость от уровня твоих игроков.

2. С другой стороны - засилье карточек и их обесценивание. За сезон выходит по 15 карт одного игрока. Да и в целом если в первых версиях тебе просто обычная карточка Джеррарда приносила радость, то сейчас карт так много, что уже за 2-3 дня игры у многих игроков есть предтоповые игроки по типу Погба, Гризманна, Агуэро. По мне, так это противоречит логике и мотивации какой-то. В моем представлении кумиры должны быть доступны в каких-то исключительных случаях, они должны быть пределом мечты, а возможности собрать состав из одних кумиров должна быть у десятка-другого игроков во всем мире. Но то мое мнение, может потому я и не работаю в ЕА:) Но куча карт, лютый донат и безумные составы с кучей топов немного извратили режим. Когда были только обычные карты, информы и тотсы - было адекватно и составы были как-то пореалистичнее.
0
0
0
Бонус при регистрации в бк 1xstavka до 4000р код 1xs_4905. И да, там можно ставить на киберспорт)
0
0
0
К великому своему сожалению тут столкнулся с консалтинговыми фирмами. А учитывая что бизнес школы то у всех одинаковые, то вижу следующие шаги примерно такими: 1)отказ от какого либо футбола в фифе__ 2)замену всего и вся ну лутбоксы.
0
0
0
Как мне кажется, Панини важны именно воспоминаниями - как вы искали последнюю карточку для альбома, как хвастались перед друзьями и обменивались с ними. FUT для этого поколения играет ту же роль - через N лет дети вспомнят, как им выпал информ-Месси, как они играли с друзьями на карточку Трента или успели ухватить на рынке Бензема за минималку
0
0
0
Ответ Navi88
покупаешь игру за фул прайс - потом еще плати за долбанные карточки, не , ни разу не разводка раньше такого небыло в индустрии
Не, ты не прав - покупаешь фифу за полную цену и всё, она твоя. Никто не заставляет покупать карточки. Лично я не покупал игровую валюту в FIFA ни разу.
Более того, даже полную цену можно не платить - есть Origin Access, где за 4000 в год тебе открывается доступ к куче игр, включая FIFA, притом там она в лучшем издании, да ещё и выходит раньше.
Так что да, ни разу не разводка.
0
0
0
Ответ Тарас
ну так и в майнкрафт наиграешь сотни часов, пусть он тоже дороже стоит Цена должна зависеть от качества, а не от времяпрепровождения в игре Плюс для того, что б в фифе много времени провести, надо постоянно еще денег подбрасывать
1. Ну, так и наигрывай в майнкрафт сотни часов, кто тебе мешает или запрещает?
2. Цена должна ни от чего не должна зависеть. Её выставляет издатель. Если цена завышена, то игру никто не купит. Однако реальность такова, что FIFA каждый год продаётся лучше, чем твой Last of Us продался с момента релиза. Всё, это бизнес, никто тебе ничего не должен.
3. Я за год в фифе 19 наиграл около 300 часов. Я внёс туда 0 денег и даже не каждую неделю заходил, а примерно с июня вообще забросил. Блин, да я в FIFA 20 уже наиграл 27 часов, хотя в последний раз заходил 26 числа, а появилась она числа 20го. А всё почему? Потому как в этих ластофасах ты пробежал сюжетку, за которой надо следить и выкинул игру на полку. А в FIFA реиграбельность крайне высокая, ибо ты можешь зайти по настроению, сыграть 5-6 игр и пойти дальше.
0
0
0
Всё описанное называется простым словом - капитализм.
0
0
0
Куда убрали? Ну называется не РПЛ а League of Russia, а поленья как были так и есть, полный аукцион практически за даром)
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий