Gaming Update
Блог

Страшная сила искусства: Ib — легенда пиксельных хорроров

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Чего вы боитесь больше всего?

Существуют вещи, нагоняющие на нас страх (или, как минимум, тревожность) вне зависимости от накопленного опыта и прожитых лет. Одной из таких, пожалуй, является неизвестность, так облюбованная жанром ужасов в различных медиа. Гнетущая атмосфера, скримеры разной степени тяжести — всё это присутствует и в Иб, названной в честь простой девочки с большими бездонными глазами.

Проект японского разработчика за авторством kouri был выпущен на движке RPG Maker (да-да, старые-добрые пиксели и спрайты в стиле аниме) в далёком 2012 году. Тогда, кажется, ещё даже Outlast не вышел, и мой сравнительно юный разум требовал острых ощущений…

Кстати, в 2022 году в релиз вышел ремейк с улучшенной графикой, но сейчас я хочу поговорить именно об оригинальной версии и её достоинствах.

Не POV, а real

Представьте: вам снова девять, и сегодня вы приехали с родителями в картинную галерею. Жажда познания в вас велика, и дух приключений подначивает как можно скорее изучить это большое, наполненное непонятными экспонатами здание. Отрываясь от семьи, вы несётесь осматривать всё вокруг: от возвышающихся статуй до затейливых инсталляций, как вдруг...

...свет неожиданно мигает, и вы остаётесь совсем одни.

Родителей нигде не видно, а единственный выход по какой-то причине заблокирован. Чем не ночной кошмар девятилетнего ребёнка?

Возможно, галерея закрылась, пока вы витали в облаках. Или в происходящем замешано что-то чуждое, потустороннее – ведь на ваших глазах невидимый незнакомец оставляет послание:

«Спускайся, Иб. Я покажу тебе секретное место».

И мы спускаемся. Навстречу неизвестности, вслед за белым кроликом… вернее, по следу из синей краски. А всё потому, что на день рождения нам подарили носовой платок вместо новенького смартфона.

Жертва исекая и обман разработчика

С этого-то и начинается весь замес: Иб попадает в параллельный мир, в котором произведения художника Вэйса Гуэртены, выставку которого она и посещала, вдруг начинают оживать. Настроены они, к сожалению, не очень дружелюбно, но мы всё равно продолжаем попытки выбраться из этого безумия, попутно исследуя сюрреалистичную реальность, что в буквальном смысле представляет из себя произведение искусства.

Геймплей прост, как две копейки: бегаем, решаем загадки, подскакиваем от резких звуков (вот почему рекомендую играть в наушниках!) и проделываем различные манипуляции для достижения одной из множества концовок. В игре их, на минуточку, целых семь – финал во многом зависит от того, насколько сильно мы успели подружиться с ключевыми персонажами.

Кстати, о них.

Главную героиню, кажется, вообще ничего не пугает. Залезть в рот непонятного существа, у которого вместо нёба чернеет зияющая дыра? Не вопрос. Принести картину говорящему муравью? Да запросто! Иб редко комментирует что-либо и никогда не рефлексирует. Это тот самый флегматик из любого коллектива, спокойствие которого не способны пошатнуть никакие ужастики. Однако её уязвимости хорошо раскрываются нам во взаимодействиях с Гарри – истинным протагонистом этой игры. И это не спойлер.

Гарри – точно такой же посетитель галереи, которому не повезло чуть не сыграть в ящик незадолго до встречи с Иб. И дело в том, что происходящее ощущается намного бодрее с его появлением: Гарри невероятно искренний в своих реакциях, пусть и намного пугливее девятилетней школьницы. А ещё он поясняет ей некоторые важные моменты пребывания в галерее (мы-то их и так уже поняли) – и в совокупности всё это наводит на мысль, что с названием своего тайтла автор немножко промахнулся.

Последняя героиня, Мэри, может во многих вызвать смешанные чувства. И чтобы понять, о чём я говорю, нужно поиграть самому.

Концовки в этой игре собирать приятно, даже если условия получения далеко не всегда очевидны. Я имею в виду, кому вообще придёт в голову, что рандомная картина из начала игры может стать причиной плохого финала? Однако при должной сноровке самый лучший из них вы увидите уже через полчаса после старта, если не быстрее.

«Вскоре ты начнёшь видеть то, чего нет»

В «Иб» много интересных деталей. Например, одну и ту же комнату девочка и её спутник видят по-разному:

За Гарри тоже дают побегать

А о схожести Иб и героини портрета Гуэртены «Дама в красном» ходят легенды:

Отдельного упоминания требует саундтрек. Прошло больше десяти лет, но меланхоличные нотки гитары и напрягающий эмбиент до сих пор трогают что-то в сердечке. Музыкальное сопровождение отлично подходит общему тону игры. Тема гейм-овера – «Broken Doll» – будто бы намекает, что, лишившись последнего лепестка розы, мы навсегда становимся частью поддельного мира, присоединяясь к другим экспонатам…

Общая атмосфера и проработанность; приятные персонажи, загадки и музыка – вот, что делает «Иб» классикой своего жанра.

А мораль сей басни такова: не спускайтесь в сомнительные места, особенно, если вас туда приглашают не менее сомнительным образом. В картинные галереи, впрочем, всё равно ходите. Уж я-то одну точно посетила после первого прохождения.

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий