FIFA, PES и Football Manager
Блог

Обзор Football Manager 22: изменений не больше, чем в FIFA. Игра эволюционирует, но не всегда как надо

Те же грабли?

Так повелось, что Football Manager считается гиковской игрой – только для тех, кто обожает футбол и очень глубоко в нем разбирается. В самом деле: ну кому интересно ковыряться в непонятных табличках, разбираться в куче характеристик игроков, читать какие-то постоянные аналитические отчеты, нанимать персонал? Игра сложная, нудная, однообразная, и новичку в ней разобраться вот вообще не просто.

При этом Football Manager 21 занимает 27-е место по онлайну в Steam спустя год после релиза? Ежедневно игру в среднем открывают 31 тысяча человек. Это в 2 раза больше, чем Red Dead Redemption 2. В 3 раза чаще, чем Cyberpunk 2077. Игра, которая напичкана непонятными табличками и в 99% случаев играется не онлайн, а против компьютера. Удивлены?

Знаете, на каком месте Football Manager 22, которая за две недели до релиза доступна в бета-версии? На 25-м.

Новинок минимум. Но а когда было иначе?

Football Manager не сильно отличается от FIFA (к сожалению). Каждый год в играх серии происходят только минимальные изменения. Пробежимся по ним коротко:

xG и другие примочки для анализа игр. Если ваша команда уступила 0:3, не спешите критиковать футболистов: возможно, в матче вам слишком сильно не везло. Модель xG отобразит более адекватную картину происходящего. Появилась и карта передач, тепловая карта и другие методы для анализа игр. Есть ли в них смысл? Ну… они здесь скорее для красоты.

Необходимость – 5 из 10.

Переработанный Deadline Day. Странно, что это появилось только сейчас, хотя в Карьере FIFA и Мастер-лиге от PES эта «фишка» есть давно. В последний день трансферного окна вам предлагают принять участие в движухе. Теперь это не пустое общение с прессой: агенты предлагают вам своих клиентов, другие клубы чаще вступают в переговоры и шлют трансферные предложения. Оформление последнего дня теперь другое.

Необходимость – 8 из 10.

Переработанная коммуникация с персоналом и агентами. Появились более развернутые отчеты по развитию ваших футболистов, а также встречи с советом директоров, который оценивает вашу работу с помощью системы английских оценок (от A до D). По мне так совсем лишнее: всю нужную инфу вы и так узнаете, если захотите. Навязывать ее не нужно.

Необходимость – 2 из 10.

Система скаутинга усложнилась. Здесь придется пройтись подробно – это главное изменение в игре. Еще 5-6 версий назад изучить любого игрока было совсем просто: отправляете скаута изучить его, и через пару дней у вас готовая картина. Сразу было видно, насколько он хорош сейчас и имеет ли необходимый талант.

Потом оценки стали более расплывчатыми: скауты уже не могли слишком точно оценить игрока за 1 отчет, потенциал стал «плавающим» (игрок раскроется на 5 звезд, но это неточно). В списке отображались не все футболисты в мире – а только те, кого покрывает ваша скаутская сеть. Чтобы она стала шире, приходилось жертвовать трансферным бюджетом. Теперь анализ каждого игрока стоит денег. Приглашение на просмотр не решит проблему: даже вашим тренерам потребуется пара матчей, чтобы адекватно оценить новичка.

За все эти изменения мне хочется крепко похвалить разработчиков. Но в этой FM они пошли куда-то не туда. Во-первых, теперь каждый изучаемый игрок может изучаться или одну неделю, или полностью. Но оба эти анализа окажутся слишком неточными. Я вообще не нашел между ними разницы.

Во-вторых, у каждого потенциального новичка теперь есть оценка (от А до D) – классная фишка, но выставляется она криво. Вот пример: вратарь-легионер (лимит в РПЛ никуда не делся), который вряд ли будет основным, оценен на А. Почему? Потому что он стоит немного. Но в моем клубе сейчас есть 300 миллионов. В то же время реально классный кипер, потенциал которого 4,5 звезды, оценен на С просто потому, что его ценник в 30 миллионов скауты считают большим.

В-третьих, скауты теперь чаще ошибаются. Например, они могут нарисовать игроку потенциал в 3 звезды, но когда он заиграет на полную мощь, тренеры станут оценивать его уже на 4.

Необходимость – 10 из 10. А вот реализация подкачала.

Новая графика и дизайн. Надо, чтобы игра хоть немного отличалась от предыдущей. Так что теперь в меню появится розовый цвет, движок матча станет «еще более реалистичным» и так далее. Делается для галочки, вообще не нужно. Все равно вы поставите моды.

Необходимость – 1 из 10.

А теперь много гиковского нытья: игра стала слишком казуальной, в ней нет никакого челленджа

Что, если вам скажут, что Карлос Тевес зимой окажется в «Роторе»? Скорее всего, вы крепко почешете затылок и издадите затяжное «чеееееее?»

В Football Manager это не проблема. Те, кто хоть чуть-чуть знают Тевеса и его карьеру, понимают, что он никогда не поедет в Россию. Тем более в ФНЛ. Тем более на зарплату в 3,5к в неделю.

В FM я начал играть с 08 версии, хотя футменеджеры открыл для себя с Total Club Manager 2005 от ЕА (и сейчас бы в нее с удовольствием пошпилил). Это действительно была серия для гиков. Самое главное, что она реально была сложной: вы могли провести шикарную трансферную кампанию, но новички не приживались. Могли вывести команду в высший дивизион – и тут же с треском из него вылететь. Ковыряние в тактике могло помочь победить «МЮ», а могло привести к крупному сливу от «Болтона».

Узнали в Football Manager, каким был бы мир, где Суперлига не развалилась. «Реал» – суперчемпион, «Барса» провалилась, «Лестер» вырвал титул в Англии

В FM 19 серию ужасно упростили. Подписывать игроков стало легко, а матчи даже против фаворитов, особенно в первые сезоны, выигрываются слишком часто. Если вы добились повышения в классе, то будьте спокойны: как минимум в середине таблицы нового дивизиона вы окажетесь. Весь виртуальный мир крутится вокруг вас, создавая мнимые сложности. Но в итоге вы все равно окажетесь на вершине – вопрос лишь в том, за сколько сезонов. Только хэппи энд!

Многие глитчи так и не поправили. Вы по-прежнему можете «нафармить» много денег, подписывая бесплатно игроков с трансферного рынка (делаете предложение в 0 долларов и в Х миллионов за 10 сыгранных матчей). Вы можете обходить лимит на легионеров, уходя в отпуск в последний день трансферного окна: ИИ сам сформирует заявку, внеся хоть 20 иностранцев. Но я даже не хочу критиковать за это.

Для меня главная проблема – сложность. Если вы знаете базовые принципы и играете не первый год, то будете разрывать игру. Никакого челленджа. У меня лишь одна просьба к разработчикам. Сделайте уровни сложности. Хотя бы два. Я понимаю смысл упрощения. Но не забывайте про «задротов», которые потратили на серию не одну тысячу часов.

Ну, хотя бы за Премию Бышовца спасибо!

Что в итоге?

Все как всегда: слегка улучшенная предыдущая версия с дополнениями, которые делают игру более развернутой. Football Manager движется вперед, в отличие от FIFA (эти ходят по кругу) и PES (сбило самосвалом), но делает это так медленно и неуверенно. Отсутствие конкуренции сказывается: необходимо сделать продукт, который чуть интереснее предыдущего, но слишком заморачиваться тоже смысла нет.

Стоят ли эти дополнения 2500 рублей? Ну, EA дерет еще больше. Я рад, что усложняют систему поиска и анализа игроков – ведь это самая главная и интересная фишка Football Manager. То, ради чего мы мотаем бесконечные однообразные сезоны: взять молодого пацана, раскрыть его талант и вывести с ним любимый клуб в список лучших в мире.

Мы дали «Ньюкаслу» миллиарды раньше шейхов. Не помогло: без АПЛ и ЛЧ даже с Аллегри

Анонсировали новый футбольный симулятор UFL. А какие еще есть игры про футбол?

Кино
35%
Терминатор
Игры
65%
Red Dead Redemption
32 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Непонятно, это обзор чего вообще? Большая часть статьи - описание фишек, которые появились еще несколько частей назад. Автор когда последний раз FM запускал, в 2018-м?
+9
0
+9
Я не знаю, каким таким задротом себя позиционирует автор, но тепловая карта есть уже и в ФМ20.

А изменения? Ну какие, блин, могут быть изменения у игры, которая строго привязана к реальной игре (а игра из реального мира особо не эволюционирует)? ВАР ввели? Ввели. Офсайдные линии чертят? Чертят. А что еще добавить? Акул верхом на динозаврах?

При этом посыл двойственный. Изменения нужны, но Тевес в Роторе - ненене вычо низзя. А что предлагает автор, прописать в коде "Тевес в Ротор - никада"? А зачем тогда играть, если кому-то хочется Тевеса в Роторе?
+7
0
+7
Ответ Оргрим
Я не знаю, каким таким задротом себя позиционирует автор, но тепловая карта есть уже и в ФМ20. А изменения? Ну какие, блин, могут быть изменения у игры, которая строго привязана к реальной игре (а игра из реального мира особо не эволюционирует)? ВАР ввели? Ввели. Офсайдные линии чертят? Чертят. А что еще добавить? Акул верхом на динозаврах? При этом посыл двойственный. Изменения нужны, но Тевес в Роторе - ненене вычо низзя. А что предлагает автор, прописать в коде "Тевес в Ротор - никада"? А зачем тогда играть, если кому-то хочется Тевеса в Роторе?
Вот игре и нужно эволюционировать в сторону реального мира. В ФМ сильно устаревший тактический движок, который не учитывает разнообразие схем и гибкость их применения ИРЛ. Тут идиотские решения трансферного ИИ, который и с 1 млрд денег умудряется покупать днарей и сидеть в заднице, поскольку все переходы завязаны на репутации. Тут мало динамичный футбольный мир, когда топы остаются топами, и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле. Тут графика из 2002 года. В общем, Си Геймсам есть куда расти, но без конкуренции они реально превратились в фифу
+6
0
+6
Автор, ты правда играл во все последние части?
ладно на цс люди не умеют писать рецензии, а только гуниной твиты репостить. там люди восхищаются графикой фм22 (омегалул). но вы же тут якобы гейм журы?
xG точно есть в прошлой части даже во время матча, тепловая карта, направление пасов. я пропустил 20ю, в 19 не было, да. но динамичные звезды были даже в 18 фм. открою автору истину - потенциальные способности можно посмотреть заранее и они не всегда совпадут со звездами, уважаемый знаток. потому что скауты не знают, какие именно навыки вырастут и будут ли они полезны игроку на конкретной позиции, которая его основная. точно также просмотр меньше месяца дает абсолютно преувеличенные показатели потенциала даже в 18 части. при чем звезды будут желтые (псевдостатичные), а не белые.
платить за новую табличку дидлайн дэй 2500? нет, я подожду пока сломают денуво, спасибо. никаких преимуществ от покупки официалки не получить, онлайн ни с кем не играешь. все равно потом модами допиливать все. про цвет меню еще странно, он разве не от клуба зависит?


п.с. и самое смешное - это система переговоров по стоимости. для других клубов не имеет ценности процент с будущих продаж, поэтому последние части не помню с какой (мб даже с 16) вы просто начинаете покупку с добавления этого пункта и удаления его навсегда. на стоимость покупки это не влияет. точно также если вы кого-то продаете, то можете смело добалять 50% процентов от будущей продажи - большинство клубов на это не обратят внимания и не уменьшат финансовое предложение за вашего игрока.
+3
0
+3
Подожду рецензию Александра Криволапа.
+2
0
+2
количество звезд зависит от того, какие навыки вы будете тренить ему (по позиции или все подряд). а так же от навыка потенциала ваших тренеров. если у них больше 15, то после первого матча игрок 19+ лет будет показан довольно корректно, максимум пол звезды белые останутся.
как я понимаю так и не пофиксили загруженность скаутов и если дать им много игроков на просмотр они их никогда не закончат. и узнать, скольких игроков смотрит один конкретный скаут, нельзя.
автор сам перечисляет кучу непофиксеных багов, живущих в серии годами, но радуется введению стоимости за скаутинг. где логика?
+2
0
+2
Ответ ttttttttt
Вот у меня последнее сохранение - Бавария с 2020 года по 2027 не выиграла ни одного чемпионата и скатилась на 3-5 места. Я заходил и пытался анализировать, что там компьютер натворил и так и не понял. Только в 2027 году они заняли 2 место. 4 раза Бд была чемпионом, а новым грандом стала Герта - одно чемпионство в 26 и ЛЧ в 27. То есть в игре вырос настоящий топ-клуб и это не клуб игрока. В Италии Лацио внезапно 6 сезонов подряд взял 1 место. В Испании трио как было так и есть. Короче, даже у компьютера сезон на сезон не приходится. Ах да, в 2026 году Россия проиграла в финале ЧМ. Выросло какое-то нереальное поколение регенов, которые при поддержке Головина и Дивеева стали реальной силой в мире. "и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле" - в реальном мире ЦСКА и ЗЕНИТ взяли за 4 года два еврокубка, но РПЛ не стала какой-то силой. Шахтёр в Украине участник плей-офф ЛЧ и ЛЕ последних стадий, а чемпионат деградирует каждый год.
Понимаешь, если ИРЛ словенским клубам дать очень много денег, то они смогут завлекать топ-игроков и развиться до уровня Франции-Португалии. Соббсна, это путь России в футболе до девальвации рубля. Происходит ли такое в ФМ? Нет. Там местные клубы просто не будут тратить лишние деньги, их ограничивает собственная репутация - они купили игроков с КА, соответствующим их невысокой репе, и сидят довольные.
Вроде в этой версии сделали динамичные молодежные рейтинги стран, будем посмотреть. Но остается этой древний движок матча, прямиком да, из старый версий CM, когда еще были ползунки ментальности (которые есть и сейчас, просто они скрыты за ролями и словесными обозначениями). Притом, что футбол сильно изменился, схемы разные в обороне и атаке
+1
0
+1
а есть ли вообще смысл выпускать такую игру каждый год? я играю такого типа игры уже лет 20 и перехожу на новую только раз в 3-4 года. команд беру много, в каждом "сейве" по 3 команды в среднем. таких сейвов тоже по три и игра играется медленно. в том числе из-за загруженности в работе и семейных обязанностей. будет смысл часто выпускать новые версии только в случае, если эти сейвы могут перескакивать на эти самые новые версии, чтоб можно было играть и в долгу с любимой командой, и пробовать что-то новое. мой рекорд - за МЮ играл больше 50 лет, сменил кучу поколений и выиграл кучу трофеев. хотел бы, чтоб этот сейв продолжался и в новых версиях
+1
0
+1
Подожду рецензию Александра Криволапа.
Александр - настоящий авторитет в мире фма
+1
0
+1
Спасибо за резюме.
xG и другие примочки для анализа игр, были и раньше. Вообще вся глубокая статистика была в дополнительных отчётах, которые были спрятаны.
Игра, во благо большего охвата аудитории, действительно становится всё проще и с меньшим количеством вызовов.
Играю в серию с 2001 года и последние 2 года, буквально уговаривал себя покупать новую игру, потому-что по обзорам было понятно, что это больше похоже на обновление базы, чем на существенные доработки. В этом году, уже точно покупать не буду. Ради введения 1 дополнительной роли защитника - оно уже того точно не стоит.
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий