Обзор Football Manager 22: изменений не больше, чем в FIFA. Игра эволюционирует, но не всегда как надо
Те же грабли?
Так повелось, что Football Manager считается гиковской игрой – только для тех, кто обожает футбол и очень глубоко в нем разбирается. В самом деле: ну кому интересно ковыряться в непонятных табличках, разбираться в куче характеристик игроков, читать какие-то постоянные аналитические отчеты, нанимать персонал? Игра сложная, нудная, однообразная, и новичку в ней разобраться вот вообще не просто.
При этом Football Manager 21 занимает 27-е место по онлайну в Steam спустя год после релиза? Ежедневно игру в среднем открывают 31 тысяча человек. Это в 2 раза больше, чем Red Dead Redemption 2. В 3 раза чаще, чем Cyberpunk 2077. Игра, которая напичкана непонятными табличками и в 99% случаев играется не онлайн, а против компьютера. Удивлены?
Знаете, на каком месте Football Manager 22, которая за две недели до релиза доступна в бета-версии? На 25-м.
Новинок минимум. Но а когда было иначе?
Football Manager не сильно отличается от FIFA (к сожалению). Каждый год в играх серии происходят только минимальные изменения. Пробежимся по ним коротко:
xG и другие примочки для анализа игр. Если ваша команда уступила 0:3, не спешите критиковать футболистов: возможно, в матче вам слишком сильно не везло. Модель xG отобразит более адекватную картину происходящего. Появилась и карта передач, тепловая карта и другие методы для анализа игр. Есть ли в них смысл? Ну… они здесь скорее для красоты.
Необходимость – 5 из 10.
Переработанный Deadline Day. Странно, что это появилось только сейчас, хотя в Карьере FIFA и Мастер-лиге от PES эта «фишка» есть давно. В последний день трансферного окна вам предлагают принять участие в движухе. Теперь это не пустое общение с прессой: агенты предлагают вам своих клиентов, другие клубы чаще вступают в переговоры и шлют трансферные предложения. Оформление последнего дня теперь другое.
Необходимость – 8 из 10.
Переработанная коммуникация с персоналом и агентами. Появились более развернутые отчеты по развитию ваших футболистов, а также встречи с советом директоров, который оценивает вашу работу с помощью системы английских оценок (от A до D). По мне так совсем лишнее: всю нужную инфу вы и так узнаете, если захотите. Навязывать ее не нужно.
Необходимость – 2 из 10.
Система скаутинга усложнилась. Здесь придется пройтись подробно – это главное изменение в игре. Еще 5-6 версий назад изучить любого игрока было совсем просто: отправляете скаута изучить его, и через пару дней у вас готовая картина. Сразу было видно, насколько он хорош сейчас и имеет ли необходимый талант.
Потом оценки стали более расплывчатыми: скауты уже не могли слишком точно оценить игрока за 1 отчет, потенциал стал «плавающим» (игрок раскроется на 5 звезд, но это неточно). В списке отображались не все футболисты в мире – а только те, кого покрывает ваша скаутская сеть. Чтобы она стала шире, приходилось жертвовать трансферным бюджетом. Теперь анализ каждого игрока стоит денег. Приглашение на просмотр не решит проблему: даже вашим тренерам потребуется пара матчей, чтобы адекватно оценить новичка.
За все эти изменения мне хочется крепко похвалить разработчиков. Но в этой FM они пошли куда-то не туда. Во-первых, теперь каждый изучаемый игрок может изучаться или одну неделю, или полностью. Но оба эти анализа окажутся слишком неточными. Я вообще не нашел между ними разницы.
Во-вторых, у каждого потенциального новичка теперь есть оценка (от А до D) – классная фишка, но выставляется она криво. Вот пример: вратарь-легионер (лимит в РПЛ никуда не делся), который вряд ли будет основным, оценен на А. Почему? Потому что он стоит немного. Но в моем клубе сейчас есть 300 миллионов. В то же время реально классный кипер, потенциал которого 4,5 звезды, оценен на С просто потому, что его ценник в 30 миллионов скауты считают большим.
В-третьих, скауты теперь чаще ошибаются. Например, они могут нарисовать игроку потенциал в 3 звезды, но когда он заиграет на полную мощь, тренеры станут оценивать его уже на 4.
Необходимость – 10 из 10. А вот реализация подкачала.
Новая графика и дизайн. Надо, чтобы игра хоть немного отличалась от предыдущей. Так что теперь в меню появится розовый цвет, движок матча станет «еще более реалистичным» и так далее. Делается для галочки, вообще не нужно. Все равно вы поставите моды.
Необходимость – 1 из 10.
А теперь много гиковского нытья: игра стала слишком казуальной, в ней нет никакого челленджа
Что, если вам скажут, что Карлос Тевес зимой окажется в «Роторе»? Скорее всего, вы крепко почешете затылок и издадите затяжное «чеееееее?»
В Football Manager это не проблема. Те, кто хоть чуть-чуть знают Тевеса и его карьеру, понимают, что он никогда не поедет в Россию. Тем более в ФНЛ. Тем более на зарплату в 3,5к в неделю.
В FM я начал играть с 08 версии, хотя футменеджеры открыл для себя с Total Club Manager 2005 от ЕА (и сейчас бы в нее с удовольствием пошпилил). Это действительно была серия для гиков. Самое главное, что она реально была сложной: вы могли провести шикарную трансферную кампанию, но новички не приживались. Могли вывести команду в высший дивизион – и тут же с треском из него вылететь. Ковыряние в тактике могло помочь победить «МЮ», а могло привести к крупному сливу от «Болтона».
В FM 19 серию ужасно упростили. Подписывать игроков стало легко, а матчи даже против фаворитов, особенно в первые сезоны, выигрываются слишком часто. Если вы добились повышения в классе, то будьте спокойны: как минимум в середине таблицы нового дивизиона вы окажетесь. Весь виртуальный мир крутится вокруг вас, создавая мнимые сложности. Но в итоге вы все равно окажетесь на вершине – вопрос лишь в том, за сколько сезонов. Только хэппи энд!
Многие глитчи так и не поправили. Вы по-прежнему можете «нафармить» много денег, подписывая бесплатно игроков с трансферного рынка (делаете предложение в 0 долларов и в Х миллионов за 10 сыгранных матчей). Вы можете обходить лимит на легионеров, уходя в отпуск в последний день трансферного окна: ИИ сам сформирует заявку, внеся хоть 20 иностранцев. Но я даже не хочу критиковать за это.
Для меня главная проблема – сложность. Если вы знаете базовые принципы и играете не первый год, то будете разрывать игру. Никакого челленджа. У меня лишь одна просьба к разработчикам. Сделайте уровни сложности. Хотя бы два. Я понимаю смысл упрощения. Но не забывайте про «задротов», которые потратили на серию не одну тысячу часов.
Ну, хотя бы за Премию Бышовца спасибо!
Что в итоге?
Все как всегда: слегка улучшенная предыдущая версия с дополнениями, которые делают игру более развернутой. Football Manager движется вперед, в отличие от FIFA (эти ходят по кругу) и PES (сбило самосвалом), но делает это так медленно и неуверенно. Отсутствие конкуренции сказывается: необходимо сделать продукт, который чуть интереснее предыдущего, но слишком заморачиваться тоже смысла нет.
Стоят ли эти дополнения 2500 рублей? Ну, EA дерет еще больше. Я рад, что усложняют систему поиска и анализа игроков – ведь это самая главная и интересная фишка Football Manager. То, ради чего мы мотаем бесконечные однообразные сезоны: взять молодого пацана, раскрыть его талант и вывести с ним любимый клуб в список лучших в мире.
Мы дали «Ньюкаслу» миллиарды раньше шейхов. Не помогло: без АПЛ и ЛЧ даже с Аллегри
Анонсировали новый футбольный симулятор UFL. А какие еще есть игры про футбол?
А изменения? Ну какие, блин, могут быть изменения у игры, которая строго привязана к реальной игре (а игра из реального мира особо не эволюционирует)? ВАР ввели? Ввели. Офсайдные линии чертят? Чертят. А что еще добавить? Акул верхом на динозаврах?
При этом посыл двойственный. Изменения нужны, но Тевес в Роторе - ненене вычо низзя. А что предлагает автор, прописать в коде "Тевес в Ротор - никада"? А зачем тогда играть, если кому-то хочется Тевеса в Роторе?
ладно на цс люди не умеют писать рецензии, а только гуниной твиты репостить. там люди восхищаются графикой фм22 (омегалул). но вы же тут якобы гейм журы?
xG точно есть в прошлой части даже во время матча, тепловая карта, направление пасов. я пропустил 20ю, в 19 не было, да. но динамичные звезды были даже в 18 фм. открою автору истину - потенциальные способности можно посмотреть заранее и они не всегда совпадут со звездами, уважаемый знаток. потому что скауты не знают, какие именно навыки вырастут и будут ли они полезны игроку на конкретной позиции, которая его основная. точно также просмотр меньше месяца дает абсолютно преувеличенные показатели потенциала даже в 18 части. при чем звезды будут желтые (псевдостатичные), а не белые.
платить за новую табличку дидлайн дэй 2500? нет, я подожду пока сломают денуво, спасибо. никаких преимуществ от покупки официалки не получить, онлайн ни с кем не играешь. все равно потом модами допиливать все. про цвет меню еще странно, он разве не от клуба зависит?
п.с. и самое смешное - это система переговоров по стоимости. для других клубов не имеет ценности процент с будущих продаж, поэтому последние части не помню с какой (мб даже с 16) вы просто начинаете покупку с добавления этого пункта и удаления его навсегда. на стоимость покупки это не влияет. точно также если вы кого-то продаете, то можете смело добалять 50% процентов от будущей продажи - большинство клубов на это не обратят внимания и не уменьшат финансовое предложение за вашего игрока.
как я понимаю так и не пофиксили загруженность скаутов и если дать им много игроков на просмотр они их никогда не закончат. и узнать, скольких игроков смотрит один конкретный скаут, нельзя.
автор сам перечисляет кучу непофиксеных багов, живущих в серии годами, но радуется введению стоимости за скаутинг. где логика?
Вроде в этой версии сделали динамичные молодежные рейтинги стран, будем посмотреть. Но остается этой древний движок матча, прямиком да, из старый версий CM, когда еще были ползунки ментальности (которые есть и сейчас, просто они скрыты за ролями и словесными обозначениями). Притом, что футбол сильно изменился, схемы разные в обороне и атаке
xG и другие примочки для анализа игр, были и раньше. Вообще вся глубокая статистика была в дополнительных отчётах, которые были спрятаны.
Игра, во благо большего охвата аудитории, действительно становится всё проще и с меньшим количеством вызовов.
Играю в серию с 2001 года и последние 2 года, буквально уговаривал себя покупать новую игру, потому-что по обзорам было понятно, что это больше похоже на обновление базы, чем на существенные доработки. В этом году, уже точно покупать не буду. Ради введения 1 дополнительной роли защитника - оно уже того точно не стоит.