Defence of the Dota 2
Блог

Стыдные вопросы про киберспорт

Я играю в компьютерные игрушки – я киберспортсмен?

Нет, вы – геймер. Да и то, если только уделяете компьютерным играм большое количество времени ежедневно. Если нет, то вы просто самый обычный человек, которому нужно иногда развеяться и переключиться от насущных проблем.

Киберспортсменом вас будут называть, если вы начнёте выступать в каких-либо соревнованиях, которых сейчас проводится великое множество по самым различным дисциплинам. От сверхпопулярных в России Dota 2, CS:GO, до, например, какого-нибудь тетриса. Да-да, людей хлебом не корми, дай посоревноваться друг с другом в чём-либо.

Киберспортсмены – это ведь толстые прыщавые подростки, которые только и умеют, что играть в компьютерные игрушки. Почему их называют спортсменами?

Спорт – это ведь не обязательно про то, кто быстрее бегает и больше блинов вешает на штангу. Есть масса видов спорта, которые основаны прежде всего на командных взаимодействиях, реакции, умении принимать решения в критических ситуациях. Спорт – это прежде всего соревнование между людьми по определенным правилам. Будь это стендовая стрельба, футбол или игра в Го. И в этом плане киберспорт мало чем отличается от «традиционного» спорта.

Киберспорт высших достижений требует умения держать концентрацию в течение многих часов подряд, ведь соревнования могут начаться в девять утра и закончиться за полночь. Показывать свой максимум невозможно без хорошей физической формы. Поэтому большинство киберспортсменов, которые сражаются на турнирах высокого уровня, никак не назовёшь толстыми и прыщавыми подростками. Скорее наоборот, гляньте на Ярослава «pashaBiceps» Ярзабковски из Virtus.Pro или Таля «Fly» Айзека из OG!

В этом плане киберспорт очень похож на шахматы. Никому ведь не придёт в голову назвать Магнуса Карлсена «задротом, который кроме шахмат ничего не умеет».

Чтобы стать профессиональным спортсменом и начать обеспечивать себя и свою семью исключительно киберспортивными навыками, необходимо ежедневно и очень упорно тренироваться. Конкуренция в Dota 2, CS:GO и других сколько-нибудь популярных дисциплинах настолько велика, что любое послабление может привести к закату карьеры. Так что, как ни крути, спортсменами их называют не зря.

 

За это еще и деньги платят?!

Зависит от уровня спортсмена и дисциплины. Можно играть в FIFA в соседнем баре, выигрывать какие-то местечковые призы и именовать себя киберспортсменом. Но вряд ли это позволит бросить работу и сосредоточиться на карьере профессионального киберфутболиста. Их в нашей стране вообще немного, и большинство появилось только после того как за дело взялась РФПЛ.

Но есть киберспортивные дисциплины которым повезло чуть больше с популярностью в России и в мире. У профессиональных игроков в Dota 2, League of Legends, Counter Strike: Global Offensive и ряда других есть профессиональные контракты. Размер контрактов, как обычно не раскрывается, но в России в командах высокого уровня речь идёт о сотнях тысяч рублей в месяц, а в Китае зарплата отдельных игроков может превышать и миллион долларов в год. Всё как у настоящих звёзд. Впрочем, в Китае они и есть звёзды, куда популярнее, чем их футбольные коллеги.

Есть ещё призовые за победы в крупных турнирах. Победа в The International (Dota 2) может обеспечить игрока (и всю его семью) на всю жизнь, разом сделав его долларовым миллионером. Остальные дисциплины столь большими призовыми похвастать пока не могут, но и их фонд неуклонно растёт с каждым годом. Турниры обзаводятся богатыми спонсорами и продают телеправа крупнейшим медиасетям. То расстояние которое традиционный спорт преодолевал последние полтора столетия, киберспорт махнул за пять последних лет.

Также многие киберспортсмены «подрабатывают», транслируя свои тренировки на Twitch – болельщики с большим удовольствием перечисляют пожертвования любимым спортсменам, да и сам сервис в рамках партнёрской программы делает отчисления с показов рекламы.

Стоп-стоп-стоп, вы постоянно говорите про какие-то Dota 2,  CS:GO, LoL, разве киберспорт – это не одна какая-то игра?

Нет, киберспорт – это общее название для всех соревновательных игр, в которых используются цифровые устройства. Не обязательно даже компьютеры, есть дисциплины, в которых соревнования проводятся на игровых приставках, и даже смартфонах. Перечислить все просто невозможно, но мы можем обозначить вам главные направления.

MOBA-игры – командные игры в которой спортсмены управляют с помощью клавиатуры и мыши управляют различными героями (выбор которых, как правило очень велик). Общая цель таких игр – уничтожение вражеской базы, хотя конкретика может меняться от игры к игре. Яркие представители – Dota2, League of Legends, Heroes of Storm

Шутеры – чаще всего командные игры (хотя на заре становления киберспорта наиболее престижными считались 1vs1 дисциплины, сейчас они практически умерли), в которых спортсмены при помощи мыши стараются перестрелять оппонентов. Самая популярная игра последних пятнадцати лет – Counter Strike в различных вариациях. Но есть и Overwatch, и Call of Duty и много других, правда гораздо менее популярных в качестве спорта.

Стратегии – в отличие от MOBA-игр, где много игроков управляют по одному герою, в стратегиях один игрок контролирует сразу большое количество различных «юнитов», и при их помощи старается уничтожить соперника, находящегося в тех же условиях. Собственно, MOBA-игры «выросли» именно из стратегий, а самой популярной на данный момент, можно считать Starcraft 2, которая до сих пор не теряет актуальности.

Карточные игры – популярны еще со времён незабвенной Magic: The Gathering. Не потеряли актуальности и после того как были перенесены на цифровую платформу. Особенно, благодаря тому, что играть в них можно с любой платформы – хоть с компьютера, хоть со смартфона. Главной карточной игрой на данный момент является Hearthstone.

Спортивные симуляторы – компьютерные реинкарнации популярных «традиционных» спортивных игр. Самой популярной является FIFA, хотя EA Sports и не прикладывают много усилий, чтобы развивать эту серию игр именно в сторону киберспорта. Но люди слишком любят футбол и «Фифу», чтобы не самоорганизовываться для проведения турниров. Первые турниры проходили ещё тогда, когда игра вообще не предоставляла никаких возможностей, почти двадцать лет назад. Сейчас всё проще, и на популярность игры обращает внимание и традиционный футбол. Многие клубы заключают контракты с профессиональными киберфутболистами, а РФПЛ провела уже два турнира по FIFA 17.

 

Окей, уговорили, с завтрашнего дня приступаю к тренировкам, когда я стану киберспортсменом и смогу выступить на олимпйиских играх?

«Как попасть в киберспорт» – один из наиболее популярных вопросов, которые задают всем, кто уже каким-либо образом в него попал. Особенно страдают сами спортсмены. Но универсального рецепта здесь нет и быть не может. Всё зависит от вашего таланта, от умения понимать свои ошибки и совершенствоваться. Если речь идёт про командные игры, то важнейшую роль играют ваши социальные навыки, умение слушать и доносить свою точку зрения.

Возможно, лучше других на эту тему недавно сказал Илья «Lil» Ильюк:

«Но если так получилось, что ты загорелся мечтой стать профессиональным киберспортсменом и пройти тот же путь, что прошел и я — будь готов отдать всего себя. Все свое свободное время, детство и юность, общение с друзьями, девушками, всевозможные жизненные радости, которые никогда больше в жизни не будут иметь значения. Готовься отдавать игре 100% и получать 0% отдачи (порой даже отрицательную), чтобы много лет спустя, возможно, стать одним из нас».

Правда, даже у Ильи Ильюка шансы на выступление на Олимпийских играх минимальны: пока что рассматривается возможность поднятия вопроса о включении киберспорта в программу ОИ лет через десять. Так что даже если всё решится положительно (причём, положительно для олимпийских игр, нежели для самого киберспорта), выступать там будет уже следующее поколение спортсменов, и, возможно, в следующем поколении киберспортивных дисциплин.

Моего ребёнка не оторвать от компьютера, может хоть у него получится? Есть какие-то киберспортивные школы?

Несмотря на то, что киберспорт уже официально признан спортом в России и существует целая Федерация киберспорта России, официальных «ДЮСШ по киберспорту» пока не существует. Зато существует кафедра киберспорта в РГУФКе, которая готовит специалистов и магистров в этой области. Хотя, это скорее подготовка преподавателей, нежели спортсменов, тем не менее, такая возможность есть.

Разумеется, не могли обойти золотую жилу стороной всякие частные школы сомнительного качества. Вы не найдете ни списка преподавателей, ни учебного плана, ни хоть каких-то подробностей кроме того, что ваш ребёнок станет суперчемпионом и заработает много-много миллионов долларов. Обращение в такие школы – на ваш страх и риск.

Увы, пока что самообразование остаётся главным и единственным способом совершенствования в киберспорте. Благо, весь youtube заполнен обучающими роликами, из которых можно черпать полезную информацию.

 

Окей, спортсменом мне не быть, стану зрителем. Где смотреть киберспорт и с чего посоветуете начать новичку? Я видел краем глаза пару трансляций по телевизору, но ничего не понял.

Холдинг каналов «Матч!» всё чаще обращается к киберспорту, чтобы заполнить свою вещательную сетку. Недавно были показаны матчи по Dota 2 из Шанхая, где прошёл весьма солидный турнир, собравший практически все сильнейшие на данный момент команды. Наверняка будет подобная трансляция и из Киева. Там в конце месяца пройдет один из крупнейших турниров по Dota 2 (так называемый «мейджор», на котором разыграют 3 000 000$). Однако, «Дота» сложна для понимания новичкам – специфический лексикон ведущих и комментаторов, большее количество событий, происходящих одновременно, и неочевидность целей самой игры, может отпугнуть неподготовленного зрителя.

Правда она же остаётся и одной из самых кинематографичных дисциплин, просмотр которой завораживает сам по себе. Разобраться в ней поможет самостоятельный опыт игры. Уже после прохождения обучения и нескольких игр, тарабарщина комментаторов начнёт складываться в понятные предложения, а происходящее на экране обретёт какой-то смысл (но не всегда).

Гораздо проще к пониманию происходящее на экране в Counter Strike: Global Offensive. Там всё ясно – есть враг на другом конце карты и есть пушка в руках. У кого лучше реакция, кто более метко стреляет, тот и победил. Быстро, динамично и очень зрелищно. Как смотреть боевик с Джеки Чаном, только неудачные сцены показывают не после титров, а непосредственно во время игры, и финал не ясен. CS:GO также уже появлялся на Матч ТВ, когда проходил турнир в Москве под названием Epicenter. Причем, чем глубже вы начнёте понимать CS:GO, тем более интересен для вас станет просмотр, ведь начнут открываться тактические моменты, которые раньше ускользали от вашего внимания.

И совсем никаких проблем не вызовет понимание происходящего в FIFA – это ведь тот же футбол, только игроками управляют два человека с джойстиками. Два турнира РФПЛ, которые проходили в Уфе и Казани собрали весьма немалое количество народу как в зале, так и в онлайне. Судя по всему, клубам опыт понравился, например, перед матчем «Локомотив» – «Уфа», на площади перед стадионом сыграли товарищеский матч два сильнейших киберфутболиста нашей страны, представляющие как раз «Локомотив» и «Уфу» – Антон Кленов и Роберт Фахретдинов. Народ оценил.

Самый популярный сервис, на котором можно найти трансляции 99% киберспортивных турниров – это Twitch.tv. Он абсолютно бесплатен, разве что придётся периодически смотреть рекламу. Ну и на нашем сайте вы всегда можете найти актуальные ссылки на трансляции матчей.

 

Серьезно, киберспорт собирает стадионы?

Более чем серьезно. Как обычно, зависит от страны и от дисциплины, но даже в Москве удавалось дважды набить Крокус Сити Холл на турниры «Эпицентр» по Dota 2 и CS:GO. В начале июня пройдет ещё один подобный турнир, но уже в «ВТБ Ледовый дворец». И нет сомнений, что к началу турнира билеты по приемлемой цене будет добыть проблематично.

СНГ вообще не очень избалован крупными турнирами, поэтому, например, на «мэйджор» в Киеве, который соберет сильнейшие на данный момент команды по Dota 2, билеты раскупили за 20 минут.

Сейчас в мире уже никого не удивить турнирами, которые собирают по 15 000 человек ежедневно в ходе турнира. А отдельные турниры собирали и по 40 000 человек.

 

И за кого болеть? Наши-то как там?

С переменным успехом. Ситуация в киберспорте меняется слишком быстро. Например, прошлогодний чемпион мира, китайская команда Wings, не менявшая свой состав, провалила все крупные турниры после The International.

Если говорить о ближайшем «мейджоре» по Dota 2, там выступит команда Virtus.Pro – теоретически одна из сильнейших команд мира на данный момент. А практически – тёмная лошадка, которая на прошлом «мейджоре» выступила неудачно, а на крупный турнир в Китае не поехала, так как не смогла пройти квалификацию из-за технических проблем. Кроме VP есть еще Natus Vincere, Team Empire, Team Spirit, Vega.Squadron, и несколько других неплохих команд чуть ниже уровнем. Для любителей экзотики есть киберспортивный состав Анжи во главе с Александром «XBOCT» Дашкевичем из «золотого» состава Na`vi.

Самый успешный «наш» («нашими» в киберспорте принято называть всех, кто родился на территории СНГ) Роман «Resolution» Фоминок сейчас играет в команде Digital Chaos. На прошлогоднем чемпионате мира он в составе своей команды занял второе место, да и сейчас они выступают неплохо

В CS:GO лидеры те же – Virtus.Pro, правда в составе только поляки, играющие вместе на высоком уровне уже много лет, да Natus Vincere, имеющая смешанный российско-украинско-словацкий состав. На последнем мейджоре многих влюбила в себя команда Gambit Gaming, составленная из трёх казахов, украинца и россиянина.

League of Legends менее развита в России (хотя благодаря активности Riot Games является киберспортивной дисциплиной №1 в мире), поэтому об успехах на мировой арене нашим игрокам только мечтать. Но если вам по душе эта игра, можете поболеть за Virtus.Pro на турнире в Сан-Паулу, успешное выступление в котором позволит попасть на чемпионат мира.

 

Всё так радужно, почему же киберспорт до сих пор не вытеснил нормальный спорт отовсюду? Наверняка есть проблемы, о которых вы умалчиваете.

Конечно, проблемы есть, и их не мало.

Например, то, что кибердисциплины полностью подчинены тем компаниям, которые их разрабатывают, и никак не зависят от игроков или болельщиков. Они могут изменять карты, характеристики героев, полностью переделывать механику и всё что взбредет в голову, и контроля на это нет никакого.

Невозможно представить себе, чтобы FIFA вдруг разрешила играть футболистам руками, или изменила бы прямоугольное поле на пятиугольник. В киберспорте такое происходит регулярно. Причем, чаще всего это направлено не на развитие спортивное составляющей, а на дополнительный заработок для компании-разработчика. Нет никакой гарантии, что Dota 2 просуществует еще год, два или десять. Всё может закончиться в один миг.

Зависимость от техники нередко ставит под угрозу проведения даже крупные соревнования. Игры идут через интернет, а значит уязвимы для хакерских атак, да и просто от технических сбоев никто не застрахован. Так что пауза на полчаса, или даже вылет с турнира из-за внезапной пропажи интернета – не редкость даже в 2017 году.

Слабая организация турнира, вкупе с их массовостью порождают возможности для игроков с низкой социальной ответственностью для договорных матчей, или игр «под букмекеров». Как стало известно из последнего скандала, который совсем недавно прокатился по нашему региону, целые турниры организуются с целью заработка на букмекерских ставках, что конечно сильно вредит развитию индустрии в целом.

Такая ненадёжность заставляют спонсоров с большой осторожностью относиться к турнирам, командам и всей отрасли в целом. Киберспорт как нормальный бизнес работает, разве что в Китае. В остальном мире, и в России в том числе, становление киберспорта происходит по большей части благодаря меценатам и просто увлеченным людям. А по опыту «традиционного» спорта мы знаем, что всё это может закончиться в любой момент.

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий