Dota 2 в России
Блог

Как магистр писал диссертацию по Dota 2

Предисловие

Осенью 2014 года, будучи магистром 2-го курса, а также выпустившимся бакалавром с дипломом по теме «Исследование и организация виртуального удалённого сервера» в университете СПБНИУ ИТМО, я столкнулся с проблемой подготовки своей дипломной работы. Проблема в том, что научный руководитель должен был выбираться еще на первом курсе магистратуры, что я и сделал – выбрав в руководители девушку из сферы безопасности информационных технологий, поэтому будущую диссертацию мы планировали на то время связать с организацией безопасности виртуальных удаленных серверов.

Итак, чуть ли не до весны 2015 года, когда уже совсем поджимали сроки и чуть ли я не висел на волоске быть исключенным, я решил, что мне не остается ничего как связать свою диссертацию с тем, чем я повседневно занимаюсь и к чему имею отношение, так как именно это является одним из основных факторов при защите диплома и для ублажения, так сказать, самого себя (я никогда не понимал людей, покупающих или крадущих дипломы. Ведь это должна быть частичка тебя, которой ты хочешь поделиться с общественностью.

Первый рисунок в Дипломной Работе

На тот момент я собирался подавать заявку в Valve на новый чемпионат по Dota 2 – DotA2VO Season 2: Nature’s Call. Поэтому, я подумал, ведь можно идеально связать безопасность, виртуальные удаленные сервера и киберспорт воедино, так как проблема с организацией безопасности очень остра и актуальна на данный момент, если вспомнить многие чемпионаты, которые стали жертвами DDoS-атак и других махинаций. Поэтому названием работы стало: «Разработка и исследование метода организации безопасности киберспортивного мероприятия».

Актуальность работы

Я решил писать работу по данной тематике не потому, что у меня не было другого выхода и нужно было как-то заканчивать магистратуру и получать диплом, а потому, что я решил, что данная проблема является действительно очень актуальной и острой за последнее время.

Помимо проблем безопасности я попытался поднять в работе проблему киберспорта в России и других странах СНГ и мира в целом, которая заключается в отсутствии единого регламента и свода правил по проведению подобных мероприятий. Организаторы многих чемпионатов руководствуясь личным опытом и опытом других организаторов часто имеют проколы в организации собственных мероприятий на одном или нескольких уровней их организации. Поэтому в своей работе я постарался раскрыть уязвимые места в разных уровнях организации, предложить свой метод по организации данных мероприятий и обеспечению их безопасности на примере проведенного мною чемпионата – DotA2VO Ability Cup #2.

Содержание

Я решил соединить воедино столько областей, что не сразу стало понятно, как должно выглядеть содержание моей дипломной работы. Так так основными задачами работы являются исследование и разработка методов организации безопасности, данной сфере стоит уделить как минимум 50% работы. Начав писать диплом, я столкнулся с такой проблемой, что в итоге Dota 2 занимала у меня около 60% дипломной работы.

Содержание работы

Обмозговав данный вопрос с научным руководителем, мы нашли решение, при котором вопрос безопасности стал занимать около 50% работы, а Dota 2 совместно с другими вопросами 50%+, но при этом безопасность все равно имела больший процент по отношению к любой другой части работы.

Пабстомп – как киберспортивное мероприятие

Первым офлайн мероприятием по Dota 2, в котором я принял участие как помощник организатора, был Пабстомп (Pubstomp) по The International 2013, который проходил на площадке «Скороход» в городе Санкт-Петербурге. В том году я вовсе планировал поездку в Сиэтл на Ti 2013 в качестве гостя / прессы, так как получил приглашение от Valve благодаря IceFrog’у. Но, к сожалению, я не смог получить визу и не стал дальше пытаться, а узнав о подобном мероприятии в родном городе решил посетить его, вместо Сиэтла.

Приглашение от VALVE на Ti 2013

2013 год был первым годом официальных пабстомпов по чемпионату The International. Проведя своё время на Питерском пабстомпе и просмотров фото отчёты с других пабстомпов по всему миру, я понял, что пабстомпы можно отнести к киберспортивным мероприятиям, которые так же увеличивают интерес к игре, могут принести прибыль их организаторам и развивают игру не в киберспортивном смысле, а в социальном и медиа (фото, видео и т.д.).

Поэтому в своей работе я уделил внимание и данному аспекту тоже, разделив киберспортивные мероприятия на чемпионаты и мероприятия по организации трансляций этих самых чемпионатов. Но, подобные мероприятия не совсем подходят к текущей дипломной работе, так как вопрос безопасности тут более связан с реальностью, нежели с информационными технологиями. По крайней мере пока не были замечены случаи, когда кто-либо пытался бы ДДОсить пабстомп, хотя и такие случаи тоже возможны, поэтому, о них тоже стоит задуматься.

Проблемы в организации чемпионатов

Небольшая вырезка из работы:

Большинство организаторов любительских и профессиональных турниров уделяют больше всего времени лишь проведению матчей. Хоть, это и верно, так как основная цель чемпионата – провести матчи с задачей выявления сильнейшей команды, такой подход несет небольшую пользу организаторам, которая в будущем могла бы повысить доход, поднять статус будущих чемпионатов и выйти на новый уровень.Одна из важных частей, которая должна присутствовать в организации чемпионата, и которую часто упускают организаторы – это медиа платформа, включающая в себя данные составляющие:

    – Веб-платформа, отвечающая за регистрацию команд, вывод актуальной информации о чемпионате и статусе его проведения

    – Аудиовизуальное промо-содержание, включающее в себя изображения, видеоролики и аудиозаписи направленные на продвижение мероприятия и его организаторов, и партнеров

Организаторы многих чемпионатов зачастую опускают нужду в создании веб-платформы для проведения чемпионата, так как в DotATV есть набор нужных инструментов для проведения чемпионата, включающих создание матчей, ведение расписания и так далее. Но, эта информация минимальна и далеко не оптимальна.

Ведь, если как следует подумать, действительно, многие организаторы турниров так увлечены лишь проведением матчей и лан-финалов, что они вовсе забывают о медиа составляющей, которая несет в себе большой «буст» для организаторов и партнёров. Та же самая веб-платформа или просто сайт турнира, повысит индекс цитирования и партнёров и организаторов в целом. Если вспомнить, из крупных СНГ чемпионатов только несколько удовлетворяло данным условиям: StarLadder, EMC и ProDota2. Пусть EMC и провалился в нескольких смыслах, но его запомнили, его название знают многие и бренд, в случае удачного проведения турнира, зарекомендовал бы себя куда лучше бы чем другой чемпионат с крупным призовым фондом, но без данных составляющих.

Самые крупные чемпионаты по DotA 2 – The International и DAC идеально показывают данную реализацию. В случае с DAC 2015, они взяли за основу медиа платформу от VALVE и её же и реализовали, что принесло великолепный результат. К зрителям турнира нужно подходить не только в смысле того, что им интересно лишь смотреть матчи – им интересно знать расписание, как-то составлять свой распорядок дня, им также интересно следить за статистикой, как-то участвовать в проведении чемпионата – будь то опросы, вопросы к участникам и многое-многое другое. Если последить за соц. сетями в России – игроки Dota 2 прыгают из «паблика» в «паблик» с целью вынести для себя нужную информацию по интересующему их чемпионату.

По моему мнению, если соблюдены все требования к безопасности чемпионата, к организации матчей и так далее – нужно уделить всё свое внимание медиа платформе и социальной составляющей чемпионата. Если взять, к примеру, чемпионат DotaPit, который за два сезона увеличил свою аудиторию в сотни раз, он как раз-таки заманивал аудиторию и медиа-контентом тоже – будь то сайт, обзоры, и трейлер, который кстати был реализован нашей командой.

Проблема безопасности

Хоть я и решил поднять проблему безопасности в организации чемпионатов по Dota 2, я не считаю себя достаточно осведомленным и опытным в данной сфере, хоть и провел исследование и предложил свои методики по обеспечению безопасности чемпионатов. Моими способами стоит руководствоваться больше организаторам любительских или профессиональных чемпионатов, нежели чемпионатов премиум-уровня таких, как StarLadder, DAC, DreamLeague и так далее. При организации чемпионатов премиум уровня на каждый уровень организации чемпионата нужно ставить отдельную команду, отвечающую за свои задачи – в этом залог успеха. Попытки сэкономить с целью снижения расходов и увеличения дохода приведут только к большим потерям, что можно часто заметить среди многих чемпионатов, которые загнулись.

Если же сильно не углубляться в вопрос безопасности, а рассматривать его на чемпионате любительского или про класса, можно выделить данный список распространённых видов атак, которым могут подвергнуться составляющие киберспортивного мероприятия:

  • DDoS атаки – направленные на заказанный удалённый сервер, игровые сервера и компьютеры игроков
  • Инъекции с последующим фишингом – направленные на веб-сервер
  • Взлом сервера – направленные на заказанный удалённый сервер

DDoS атаки встречались достаточно часто за последние два года в киберспорте. В основном атаке поддавались такие цели:

  • Игровые сервера DotA 2
  • Компьютеры нескольких участников
  • Компьютеры комментаторов
  • Сайты чемпионатов

Разумеется, каков подход, таковы и решения. Не рассматривались комплексые системы проксирвоания, которые стоят миллионы рублей, так как у нас немного другой уровень, рассматриваемых мероприятий. Методы борьбы везде одни и теже, они лишь подразумевают различное оборудование и масштаб.

Каков итог и зачем всё это?

В итоге, работа была защищена на твердую четвёрку. Чего и следовало ожидать, больше половины комиссии ничего толком не поняли, но в этом и есть смысл – сделать что-то новое и уникальное. Я считаю, что моя работа имеет место быть, и она достаточно актуальна и под проблемой безопасности, которой приходилось уделить больше всего внимания из-за моего прокола с выбором темы и научного руководителя скрывается куда более важная и масштабная тема, которая детально раскрывает проблемы с орагиназацией киберспортивных мероприятий на территории России и СНГ. 

Я соглашусь, что в данной статье скорее всего присутствует много воды, от которой следовало бы избавиться, и что-то наоборот дополнить, но у каждого свое видение и это лишь статья описывающее то, что Диплом по Dota 2 в одном из лучших вузов страны – это вполне реально и не нужно бояться делать то, что ты любишь и что тебе нравится. Проблему же с организацией чемпионатов по Dota 2 я скорее более детально раскрою в другой статье.

А так, всем спасибо за внимание.

С вами был Дмитрий «finargot» Плюснин.

P.S. Если кому интересно, мою работу можно прочитать полностью вот тут.

16 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Преподы в универах вообще консервативны. Я по физике выбрала темой курсача аэродинамику. Просто писать про нее было скучно, а так как на тот момент фанатела от Формулы-1, то большая часть курсача была про изменение аэродинамических характеристик болидов с течением времени. Преподша тоже поставила 4 с формулировкой "слишком мало физики в данной работе"
+5
0
+5
10 из 10
+3
0
+3
Пришлите ссылку мне. Я ее поставлю в текст. (: А вообще очень круто все провернули. Респект.
+2
0
+2
Половину заданий в универе тоже привязываю к киберспорту))) Дошло до того, что мне зачет по физ-ре поставили, когда я принес грамоту за второе место на студенческом чемпионате по фифе !))))
+2
0
+2
Чувак,это «5».
0
0
0
Ответ George Yadvidchuk
Пришлите ссылку мне. Я ее поставлю в текст. (: А вообще очень круто все провернули. Респект.
Еще не разобрался как в личку писать. Dota2vo.ru/diplom.pdf
0
0
0
Ответ George Yadvidchuk
Пришлите ссылку мне. Я ее поставлю в текст. (: А вообще очень круто все провернули. Респект.
Еще не разобрался как в личку писать. Спасибо большое

http://Dota2vo.ru/diplom.pdf
0
0
0
Вообще бодряк
Респект автору!
0
0
0
то самое чувство когда ты в магистерской сканировал рисунки из довоенных источников, часть из них ещё и перерисовывал, а какой-то чувак просто захерачил скриншотиков из игры.
0
0
0
В этом году я сделал примерно так же - взял любимые фильмы и вплел их в исторический контекст. Но с Дотой это высший класс. Молодец!)
0
0
0
Ответ Teodossi
В этом году я сделал примерно так же - взял любимые фильмы и вплел их в исторический контекст. Но с Дотой это высший класс. Молодец!)
Нужно больше креативных подходов к научным работам.
0
0
0
А можно получить диссер для чтения?
0
0
0
Ответ Oleksandr Petryk
Половину заданий в универе тоже привязываю к киберспорту))) Дошло до того, что мне зачет по физ-ре поставили, когда я принес грамоту за второе место на студенческом чемпионате по фифе !))))
Я в свое время долго спорил с нашими физруками, что киберспорт в России является спортивной дисциплиной, и в ней у меня статус мастера спорта))) Не верили, но проблем с зачетами никогда не было.
0
0
0
Ответ Zagday
А можно получить диссер для чтения?
Он есть в конце статьи
0
0
0
Ответ finargot
Он есть в конце статьи
Черт, не думал, что finargot тоже в Итмохе учился. Работа приличная, грац!:)
0
0
0
Похоже на бакалаврскую по менеджменту - огранизация мероприятий и т.д.

Я почем-уто ожидал анализ текущих героев, математическое моделирование(предсказание) победы в зависимости от пиков, скила игроков, наализа предыдущих игр людей на этих героях.

Или разработка программы идеальной стратегии для пика для текущего баланса героев и пр.(те самые mind games)

Еще есть вариант разработка сильных стратегий каким-нибудь перебором/оптимизированным поиском и сравнение с популярными стратегиями из текущей меты.

Не уверен, делают ли это в других видах спорта, но здесь есть гигантское поле для экспериментов как минимум из-за наличия больших наборов данных для анализа в виде игр с матчмейкинга.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий