Долан Нолана
Блог

Обзор «Не смотрите наверх» с Ди Каприо: внезапно едва ли не лучший фильм года

Новая работа злого пророка Адама МакКея.

Карьера режиссера Адама МакКея — иллюстрация того, как можно себя перестроить, перезапустить и переосмыслить. Человек, снимавший околосортирные комедии с Уиллом Ферреллом, в одночасье выдал одну из лучших лент десятилетия «Игра на понижение», а после – стильную и мощную «Власть», заработавшую «Оскар» за грим и прически и еще с пяток номинаций. «Не смотрите наверх» — третий фильм Адама МакКея в его новой ипостаси, и размах этой картины чуть ли не планетарный. 

Парочка фриковатых ученых (невероятно органичный дуэт Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс) обнаруживает, что к Земле несется огромная комета, способная уничтожить планету. Открытие страшное, но до дня X еще больше шести месяцев, да и небесное тело вполне возможно уничтожить ядерными зарядами – казалось бы, все под условным, но контролем. Однако выясняется, что почти всем абсолютно наплевать на приближающийся апокалипсис. На носу президентские выборы, СМИ пережевывают разрыв двух знаменитостей, а главы мегакорпораций обнаруживают на этой самой комете залежи редких минералов. 

Адам МакКей в своей текущей реинкарнации – безусловно, адепт сатиры. Жанр сложный, архетипичный и практически мертвый в современном большом кино. Тем не менее если в «Игре на понижении» сатира опиралась на экономический триллер и экзистенциальную драму правдоруба Стива Карелла (ставший рупором самого режиссера), а во «Власти» – на политический блокбастер, то «Не смотрите наверх» – более чистый представитель жанра. Сатира и только сатира.

В этот раз насмешкам подвергается все общество. Грядущая планетарная катастрофа вскрывает все лицемерие современной системы – как общественной, так и политической. Президент США (невыносимо стервозная Мэрил Стрип) хоть что-то предпринимает для предотвращения апокалипсиса лишь ради спасения своего обрушившегося рейтинга. Редакция крупного журнала отказывается освещать открытие ученых, потому что оно не собирает просмотры среди предпубертатной аудитории. А «герой нации» (Рон Перлман с уничтожающей харизмой) на старте спасательной миссии передает привет «всем работающим белым людям».

Адам МакКей не выбирает чью-то сторону, а замирает где-то посередине и раздает идеологических лещей налево и направо (во всех смыслах). Высмеивается (в отличие от «Игры на понижение», именно высмеивается, а не обличается) все, что можно. Влияние соцсетей на повестку, идиотские челленджи, вновь ставшие актуальными теории заговоров, принудительная и пугающая доброжелательность ведущих утренних шоу, маниакальное стремление поделить все на «за» и «против», даже вирусное подорожание самых нелепых товаров (лопаты «всего за $599» не хотите?). Получился полнометражный игровой спешл «Южного Парка».

Проводниками в этот мир реальной нереальности становятся герои Ди Каприо и Лоуренс. Парочка ученых – чуть ли не единственные действительно хотят спасти планету. Однако в отличие от предыдущих героев МакКея, они не просто отражают мнение режиссера. Эти персонажи самодостаточны и наполнены. Каждый из них пытается повлиять на ситуацию своими методами. Чудаковатый профессор Ди Каприо старается изменить систему изнутри, подчинившись ее правилам и обрядам, а на какой-то момент и вовсе став ее частью. А героиня Лоуренс то и дело провоцирует бунт и революцию. Очевидно, что оба пути обречены на провал. В этом МакКей бескомпромиссен и безжалостен. 

«Не смотрите наверх» – куда более масштабная и тяжелая конструкция по сравнению с предыдущими работами МакКея. Фильм наполнен колоритными второстепенными персонажами: от полукамео Арианы Гранде и карикатурно неквалифицированного главы Администрации Президента (по совместительству и сынка главы государства) Джонны Хилла до собирательного образа CEO технокорпораций в исполнении Марка Райлэнса. Тем не менее при всем этом коллаже образов и сюжетных линий фильм не разваливается на фрагменты, оставаясь предельно цельным. Конечно, для этого потребовались небольшие жертвы: в «Не смотрите наверх» намного меньше фирменного маккеевского панк-монтажа, стильной графики и псевдодокументальных вставок. Фильм получился более линейным и сдержанным – но не переживайте, визуальной дерзости и яркого монтажа здесь все равно с лихвой (а какая музыка!). Скрепляется все сильной режиссурой МакКея. Сценарий – его, кстати, тоже писал МакКей – очень точно подводит к эмоциональным пикам, а под конец и вовсе неожиданно сваливается к драме за прощальным ужином. Правда, за ним последует нахальное послесловие под Bon Iver, но в этом и есть весь Адам МакКей. 

Из «Не смотрите наверх» получилась редкая для своего времени картина. Она легко смотрится – причем не за счет гэгов или графики, а благодаря сильным диалогам, – в меру умная и порой уморительно смешная. Напрягает в ней лишь один момент. Основным инструментом для сатиры в основном выступает утрирование, гиперболизация. А вот мир «Не смотрите наверх» пугающе реалистичен. До него не то что шаг – достаточно лишь взглянуть на нашу действительность через слегка искривленное зеркало. И тогда плакат со взрывающейся планетой из вступительной сцены может стать чеховским ружьем не только для фильма, но и для всех нас.

Сет Роген снял мультсериал про Санту. У него худший рейтинг в истории IMDb, но режиссер во всем винит расистов

Обзор второго сезона «Ведьмака»: сверхсерьезное повествование, мало экшена (но он залихватский)

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные