Valve забыла, что у Доты есть лор и соцсети. Как же хочется свой BlizzCon, дайте хоть новых видео!
Пора что-то менять.
Насколько избита фраза «Дота умерла/умирает». Как Valve загнали культовую игру в ситуацию, когда игроки постепенно уходят? Почему у нас не как у людей? Ведь онлайн Лиги Легенд не падает, а интерес к WoW не угасает. Так много вопросов… Что же, разберемся.
Мы запустили конкурс прогнозов по CS! Можно выиграть кучу призов
Почти полная тишина в социальных сетях
Когда последний раз вы заходили в официальные Твиттер или Ютуб Доты? Про существование второго, наверное, в курсе единицы. Если откроем единственный (!) канал, то увидим всего два трейлера и кучу бесполезных записей трансляций. Больше ничего. Поэтому и всего 950 тысяч подписчиков – для такой игры это слишком мало. У потенциального зрителя просто нет повода подписаться. Какой смысл, если канал пылится?
Сравните активность каналов Доты, Лиги и WoW. Только у Доты такие огромные разрывы по времени выхода роликов. И всего один канал.
Где тизер патча, обзор обновления или анонс конкурса короткометражек? Минутное видео сделать нетрудно, а просмотры и лайки оно соберет. Главное, чтобы было качественно.
Valve умеют, когда захотят. Умеют даже очень хорошо.
От простого ролика мурашки по коже. Что интересно: трейлер патча 7.00 в 2016 году набрал больше просмотров, чем тизер TI в 2022. Укладывается в голове? Нет.
А как обстоят дела у других игр? На главном канале Лиги Легенд 1,4 миллиона подписчиков, а на русскоязычном 325 тысяч. Причем у Лола есть еще 9 каналов! Если учитывать всю аудиторию, то набирается цифра в 8 миллионов подписчиков.
Blizzard тоже не сидит на месте. Один трейлер дополнения WoW набирает в десятки раз больше просмотров, чем подписчиков со всех каналов. Только на русскоязычном канале трейлер «Битвы за Азерот» набрал целых 10 миллионов просмотров! То есть даже непосвященному пользователю интересен такой контент. К сожалению, про конкуренцию Доты на Ютубе не может быть и речи. Провал во всех аспектах.
Идем дальше. Твиттер. Во время мейджора мы получили загадочный тизер TI 11, но давайте откровенно, разве он хорош? Четыре поста с раскиданными фигурками и непонятными подписями − вот и вся реклама главного турнира. Красиво, но безыдейно.
Еще один камень в огород Valve – Викрам Редди. По какой-то причине половина игровых анонсов постятся с его аккаунта. В голову приходит лишь одна мысль – он неофициальный сотрудник компании. Информацией, которой он регулярно делится, обычный человек не владеет. Еще важно, что некоторые предсказания вообще не сбываются. Это или гениальный ход от Valve, чтобы окончательно запутать игроков, или пофигизм в разглашении информации. Из-за любви организации анонсить только то, что они точно сделают, в первое верится больше.
А вот Твиттер Лиги – концентрация милоты. От такого количества слов благодарности к фанатам у меня появляются комплексы. Я настолько отвык от человеческого отношения разработчиков, что мне это кажется странным. Хотя это единственный и правильный путь развития − общение с аудиторией.
Плохо и с лором игры
Совсем недавно мы рассуждали о Торговцах в игре. О важнейших личностях мы знаем крупицы. А что насчет самих Древних? Кто они и зачем воюют? Опять одни вопросы.
Торговцы в Доте – настоящие капиталисты. Зарабатывают на Битве Древних и ведут семейный бизнес
Как обычно строится лор игры:
- Фразы героев раскрывают персонажей;
- Синематики показывают их взаимодействие или предысторию, а фильм рассказывает о важном событии, которое затронуло многих;
- Комиксы делятся одной из историй, связанных с героем.
Короткие реплики героев отражают их характер и отсылают к сюжету. В Лиге Легенд сказания о чемпионах проработаны до мелочей, у каждого свои цели и приоритеты − и это отражается в их словах. А еще они просто забавные:
- Дариус: «Судя по твоему лицу, мы уже встречались»;
- Эвелин: «Хочу услышать, как звенят твои бубенчики»;
- Пайк: «Застелил кровать − пора убивать!»
А вот в Доте большую часть времени ты слушаешь:
- «Да» или «Уже иду»;
- «Нет маны!»
- «Не сейчас».
Это совсем неинтересно! Где шутки на лайне или перепалки с врагами? Я молчу, что последние два героя вообще не разговаривают – один рычащий зверь, а другая немая. Халтурим, Айсфрог!
Даже я, стереотипный дотер, с удовольствием смотрю анонс героя в LoL или трейлер дополнения в WoW. Разве у Valve нет таких же ресурсов? Раз в полгода выпускать синематик или даже снять полноценный фильм?
Аниме «Кровь Дракона» – хороший знак. Сделать три сезона, а не забросить проект – Valve удивляют! Надеюсь, что это не последний проект такого рода.
А про комиксы все забыли. С момента выхода последнего прошло уже два года, а идей для новых просто куча:
- Раскрыть Торговца, его взаимодействие с героями и Древними;
- Рассказать о самом интересном персонаже – Арк Вардене, который буквально брат Осколков Света и Тьмы!
- Показать взаимоотношения Марса с Зевсом (отца и сына), Данбрейкер и Котла (он ее прадедушка). Как будто Дота не тянет на Санту-Барбару!
Интересный сюжет всегда завлекает новичков. Уровня WoW достичь не получится, но попытаться стоит.
Valve закрыты от сообщества, до них не достучишься
И снова: кто у вас ассоциируется с Дотой? Конечно, Гейб. Может быть, еще Айсфрог с Джеффом Хиллом? Все! Когда гендиректоры и главы отделов разработки из других компаний общаются с комьюнити на пресс-конференциях, мы довольствуемся «Welcome to the International» и дежурным спасибо.
Только сейчас мы узнали, сколько людей работает в команде разработки. Всего 30 человек. Расскажите о них подробней или хотя бы сделайте влог из офиса. Покажите лицо игры. Дота – это не пиксели на экране, а реальные люди!
Кое-как достучаться до разработчиков можно через Реддит или, если очень повезет, техподдержку Стим. Джефф Хилл помог Valve с кармой − создал трекер багов, однако разве он не должен был появиться лет пять назад? Конечно, лучше поздно, чем никогда, но вам напомнить, сколько существовал баг с Тоссом и байбэком?
Главное событие года – всего лишь матчи. Только ставки выше
Каждый хочет хотя бы раз попасть на Инт. Или как зритель, или как игрок. Может быть, даже в качестве работника. Магия турнира работает на всех! Однако что получает зритель, когда приезжает? 2−4 матча в день и, может быть, автограф Топсона.
Почему бы не разнообразить досуг зрителей − как на стадионе, так и на трансляции. Мне тоже нравились смешные шоу Слакса и неловкие интервью Кейси, но ведь надо расти! Событие, которое происходит раз в год, должно оставаться в памяти не рампагой Яторо, а прекрасным интерактивом и работой Valve. Крутым трейлером, тизером или огромной ареной.
Опять подглядим у других. Я удивлюсь, если вы ни разу не слышали про BlizzCon. Каждый год Blizzard изящно объединяют сообщество своих игр. На фестивале царит вечный праздник, а эпичные анонсы и атмосфера всеобщей дружбы будто бы не заканчиваются. И в рамках Близзкона тоже проводятся соревнования! Оказывается, серьезный турнир с развлечением фанатов легко стакаются. Вау.
Я не призываю отодвинуть TI на задний план или ставить вместе с другими играми. Сам турнир – всегда главная причина приобрести билет, но можно совмещать интересы онлайн и оффлайн-зрителей. Как бы я кайфанул, если бы Инт прошел на арене побольше и с парой приличных стендов.
А зачем это Valve? Объясню. Дота – не единственный проект компании. С ней напрямую связаны провальные Артефакт и Dota Underlords. Кто захочет покупать карточную игру за полторы тысячи рублей, которая полностью построена на донате? А какой смысл переходить из клиента Доты, если в кастомках есть такие же шахматы? Именно поэтому фиаско обеих было очевидно. От Артефакта Valve вообще отказалась, а максимальный онлайн у Dota Underlords всего три тысячи. Даже у Dota 1x6 бывает больше. А ее сделал обычный парень!
Почему на Инте нельзя завлечь игроков в игры из сеттинга Доты? Раз уж все приехали ради нее, то и похожие проекты будут интересны. У них даже порог вхождения ниже, чем у Доты! Поставить пару компьютеров и дать сыграть работягам с про-игроками или ведущими. Тогда мы не увидим спящих на трибуне зрителей, а ведущие не будут лихорадочно забивать экранное время. Да, возможно, такой подход не сильно подходит Valve, однако это намного лучше, чем просто забросить два перспективных проекта!
Дотерам нужен свой Burning Man!
* * *
Неудивительно, что онлайн Доты падает, хотя и небольшими темпами. Нам нужна перезагрузка, свежая кровь и надежда на светлое будущее! Даже в такой заморозке игра остается интересной и не умирает. Если бы Valve сделала хоть что-то из этого списка, сомнения в жизнеспособности игры сразу бы отпали. Valve, я в вас верю.
100 и 1 отмаза для дотера: оправдываемся в паблике правильно
2. Оба артифакта ф2п.
3. Последние синематики Близзард хейтит всё сообщество Близзард.
4. У ЛОЛ в 10х раз больше денег ( спасибо Тенсент ). Они могут поддерживать свой проект вливая в него огромные деньги ( купить трек у Имейджин Драгонс - штука недешевая ).
Пока остальные игры компании либо просрали свою аудиторию (Варкрафт), либо в процессе ( Диабло) , Дота медленно но верно развивается
2) Это сейчас, когда игра стала никому не нужна и провалилась, да и Валв отказалась от поддержка Арти
3) Моя мысль, чтобы Валв добилась такого же качества и количества синематиков, как у Близзард, хотя бы наполовину. Сообщество хейтит Близард не за плохую картинку, а за содеражние короткометражек. Близзард сами вогнали себя в такие условия. Пять дней назад ты сражался чуть ли не с богами, а теперь какие-то драконы летают. Комьюнити будет недовольно (как и всегда с чем-то новым).
4) У Валв нет такой огромной финансовой дыры, и я не жду от Валв революции или 10 фильмов про героевопять же, мне бы хотелось видеть хотя бы какую-то активность от них.