Как я учился стрелять с геймпада. Гайд для новичков
От редакции. Вы находитесь в блоге «Киберспортивный журналист», автор которого подробно рассказывает как про киберспорт, так и одиночные игры. Подписывайтесь на его блог, чтобы не пропустить новые тексты! А свои заметки он публикует еще и в телеграм-канале.
* * *
Геймпады с двумя стиками в их плюс-минус привычном виде появились в конце девяностых. Консольные шутеры – еще более древнее явление. Но даже сейчас в 2020 году в головах у большинства геймеров сидит аксиома: «Стрелять с контроллера – неудобно». Несколько лет назад я тоже верил в этот миф, но появление дома PS4 в корне поменяло мою точку зрения. Как и почему – будем разбираться.
Дисклеймер: под «стрельбой с геймпада» здесь и далее будет пониматься стрельба в шутерах от первого лица. Именно их чаще всего называют «кривыми» и «неудобными».
Из 26 лет своей жизни примерно 13 я играю на ПК. Начиналось все с CS 1.6 в компьютерных клубах, а первой игрой на моем личном системном блоке была Star Wars: Battlefront (2004). Плюс-минус половину свой жизни я целился и стрелял исключительно с мыши. И лишь пару лет назад я купил себе PS4. Впрочем, играть на ней в шутеры от первого лица не планировалось. Консоль нужна была для эксклюзивов, а старые-добрые экшончики я собирался проходить на ПК. Но!
В ноябре 2018 года в PS Plus раздали Bulletstorm: Full Clip Edition. Именно тогда я и решил попробовать пострелять с геймпада. Поначалу мой аим выглядел очень смешно. Да и на середине прохождения тоже. Важный момент – я хотел дойти до конца, а не бросил со словами «Не, это неудобно». К финальным титрам я все еще стрелял гораздо хуже, чем на клавомыши. Но хотя бы попадал по противникам.
Отточить свои навыки мне помогла все та же консольная подписка. В марте 2019 раздали Call of Duty: Modern Warfare Remastered. Спойлер: это был лучший эмоциональный опыт от шутера, который я получал когда-либо. Во-первых, геймпад вибирует в такт стрельбе в зависимости от типа оружия. Во-вторых, при перезарядке динамик контроллера издает характерный звук. Казалось бы – какие-то мелочи. Но в игре, где 90% времени нужно стрелять, такие мелочи серьезно влияют на погружение. А что по точности стрельбы? Стало лучше, но все еще далеко от показателей на ПК.
«Ну это все синглплеер. В онлайне у тебя быстро отбили бы охоту стрелять с геймпада», – пишет кто-то в комментариях. Я тоже так думал. И решил протестировать свой скилл в открытой бете Call of Duty: Modern Warfare осенью 2019-го.
Как побеждать в баттл-роялях? Разбираем на примере Call of Duty: Warzone
Да, на консолях все стреляют с геймпадов. Потому вероятность нарваться на такого же нуба крайне велика. Правда, первые пару часов я все равно умирал чаще, чем убивал. Но стоило запомнить основные позиции на карте и привыкнуть к темпу, количество фрагов начало расти. Приходилось быть гораздо более собранным и сосредоточенным, но результат меня вполне устроил.
Последней игрой, которую я прошел на геймпаде, стал Doom (2016). В ней у меня вообще не возникло проблем с прицеливанием и точностью. А еще с контроллера очень удобно перемещаться в разные стороны. «WASD» на клавиатуре ограничивает вас восьмью направляющими, а стик позволяет двигаться под любым углом. В Doom, где постоянно нужно бегать, как ужаленному, это особенно важно.
Люди, которые никогда не стреляли с геймпада, могут сказать, что на консолях есть автоприцеливание. Мол, благодаря нему можно почти не целиться. Во-первых, оно есть далеко не во всех играх. Во-вторых, автоприцеливание лишь слегка доводит перекрестие до оппонента. Наводиться все равно придется, особенно, если вы хотите ставить хэдшоты.
Так почему же всем кажется, что стрелять с геймпада неудобно? Многие из тех, кто так считают, большую часть жизни играют с мыши и клавиатуры. Они к ним привыкли. Насколько бы новый девайс не был удобен, для них он все равно будет хуже привычного. Если бы те же люди начинали свой путь именно с геймпадом в руках, они бы жаловались на неудобность клавомыши.
Большинство проблем с адаптацией к геймпаду вызвано несколькими аспектами:
1. Нежелание учиться стрелять с контроллера. Большинство людей пробуют целиться с геймпада пару часов и бросают. Но это так не работает. Нельзя научиться или переучиться за пару часов.
2. Кривые настройки. Многим игрокам нужно настроить игровой интерфейс, сенсу и угол обзора под себя. Да, это приходится делать и на ПК, но консольная стрельба более требовательна в этом плане.
3. Неумение обращаться с геймпадом в-принципе. Речь не только о шутерах. Если вы никогда не играли с контроллером, лучше не начинать с динамичных экшенов.
Так с чего стрелять лучше: с клавомыши или геймпада? Без разницы. Эти устройства одинаково удобны для стрельбы и других игровых аспектов. Но благодаря вибрации и встроенному динамику, контроллер позволяет глубже окунуться в игровую атмосферу. А DualSense PS5 откроет нам еще больше возможностей. Стереотип о «неудобности» геймпадов сформировался из-за того, что у людей недостаточно опыта стрельбы с помощью этих устройств. Со временем таких скептиков будет все меньше, и мы погрузимся в светлый мир консольного будущего! Но это не точно…
P.S. Напоследок пару советов для тех, кто все же решит научиться стрелять с геймпада:
1. Сначала вас будет бесить все происходящее. Это нормально;
2. Выберите короткий шутер и пройдите его на самом легком уровне сложности. Вам не нужно показывать хайлайты, вам нужно привыкнуть. Постепенно повышайте уровень сложности до комфортного значения;
3. Не лезьте в мультиплеер раньше времени. Особенно в игры, где есть кроссплей с ПК;
4. Попробуйте пошаманить с настройками. Возможно, вам будет комфортно играть с сенсой повыше или поставить широкий FOV.
5. Помните про правило 10 000 часов. Вряд ли вам понадобится так много времени, но не думайте, что за 10 часов вы начнете стрелять также точно, как с мыши. Это нереально.
"Сначала вас будет бесить все происходящее. Это нормально" - это относится ко всей жизни в целом. Да и глупо утверждать или пытаться кого-то переубедить в том "Что так удобней", каждому удобно по своему, как и в определённые игры удобно играть на своих "манипуляторах" имхо. Вот играл я в UMK3 на сеге, а как появился комп не смог переучить себя играть в файтинги на клаве, так и с слешерами/арпг (привет Ицуно и Миядзаки).
Геймпады в целом ориентированны на огромное количество игр и жанров. А с другой стороны есть мышки с топовыми сенсорами... Вопрос в том можно ли сравнивать эти девайсы на примере шутеров?)))
Вот только просьба не заходить в кросс платформенные онлайн шутеры.
Там сразу видно кто с консоли играет, а кто играет на мыши. Разница огромная. И лучше бы кросс платформенные онлайн шутеры и вовсе запретили чем иметь в команде консольщика.
хз про что аффтар пишет, идешь сразу в мульт, мрешь, но учишься. через пару тройку недель, лежишь на диване, спокойно на 50 дюймах с аудиосистемой стреляешь.
а про вопрос, на фото чет нубское совсем:
левый указательный на Л1, средний Л2, левый стик - большой палец.
правый казательный на Р1, средний Р2, правый стик - большой палец.
т.е. чтобы нажать кнопку, со стика переносишь на кнопку.
Если посмотреть на некоторые игры, в которых ключевую роль играет реакция (CS, например), то преимущества мыши очевидны. Когда игрок видит противника, то на мышечной памяти он [почти] моментально двигает мышь по своему огромному столу ровно в ту точку, где находится противник (или даже его голова). За сканирование таких телодвижений отвечает сенсор мыши, который, обычно, работает достаточно хорошо даже на дешевых офисных мышах.
С джостиком другая история: джостик отвечает только за скорость поворота прицела. Таким образом, необходимо пальцем чуть-чуть толкнуть крохотный (по сравнению с размером стола и коврика для мыши) джостик, подождать некоторое время (по сравнению с почти моментальным сдвигом мыши) пока прицел наведется, и отпустить обратно. Очевидно, это не очень удобно. Да, я понимаю, что это будет удобно во всяких мясных шутерах, где все мясо постоянно двигается из стороны в сторону, прыгает и т.д.. В таких ситуациях действительно будет намного удобнее двигать прицелом за противником с помощью джостика. Но, как по мне, киберкатлеты на клавомышах всеравно обыграют тебя, каким бы мастером гей-пада ты бы не был. А еще ведь нужно чтобы этот крохотный сенсор на джостике был хорошим, откалиброванным, не лагал, имел удобные мертвые зоны... Вобщем сама техника требует намного большего качества, чем мышь.
Кстати вопрос к автору и всем кто играет на джостиках: вы указательный палец держите на ABXY или на R1? Если на R1, то как вы обходитесь без ABXY?
"Но благодаря вибрации и встроенному динамику, контроллер позволяет глубже окунуться в игровую атмосферу. А DualSense PS5 откроет нам еще больше возможностей"