Блог Counter-Strike для бедных

Между топами и вторым эшелоном в Северной Америке пропасть. Это большая проблема сцены

Компания-разработчик всех шутеров линейки Counter-Strike находится в США. Кажется, только это уже должно говорить о том, что американская сцена должна быть доминантой на мировой арене. Но команды из региона если и оказываются в топе, то задерживаются там не так уж и надолго. Можно было бы сказать многое о Team Liquid или EG, но первым удалось выжать максимум из сцены, взяв к себе наиболее талантливых игроков, а в составе вторых на главных ролях находится европейский снайпер CeRq. Страшно, впрочем, то, что между ними и остальными командами из Северной Америки серьезный разрыв. Давайте разберемся, почему так вышло.

До CS:GO добралось не так много опытных игроков

Истоки этой проблемы надо искать в прошлом. Появившаяся в 2007 году Championship Gaming Series забрала к себе практически всех игроков Северной Америки, однако закрылась в конце следующего года. Много талантов региона после этого повесила мышку на гвоздь — так свои карьеры закончили чемпионы WCG 2004 и 2005 KSharp и Rambo. И если Rambo вернется только через десять лет (пусть лишь в качестве тренера), то KSharp сделал неудачную попытку камбека в 2013, но существенного успеха не добился и ушел из игры окончательно.

Team 3D — чемпионы WCG 2005. Rambo — крайний слева, Ksharp — в центре.

Единственной командой, которая после закрытия лиги смогла восстановить свои позиции в мировом КС, стала Evil Geniuses Алекса Гарфилда. Ему удалось переманить к себе четырех игроков Complexity, что позволило создать боевой состав с молодым n0thing. "Злые Гении" стали лучшей командой Америки. Но уже тогда конкурентов у них не было - Complexity вынуждены были начать с нуля и искать новых игроков, а Team 3D закрылась вместе с CGS - создатель команды Крейг Левин предпочел заниматься платформой ESEA. Без такой конкуренции сцена постепенно начала деградировать, и даже Evil Geniuses отказались от состава в начале 2012 года - когда стало известно о том, что с 2013 все турниры будут проходить в Counter-Strike: Global Offensive.

Таким образом к моменту релиза CS:GO в Америке не осталось каких-либо серьезных игроков на рынке. Никто не был готов спонсировать слабые коллективы, а молодых игроков тогда было недостаточно.

Лишь 2 команды в топе - большая проблема

С 2013 так или иначе в Америке почти всегда было лишь 2 команды, готовые зацепиться за мировой топ. Ограничу это следующими временными отрезками:

  • 2013-2014: iBUYPOWER и Complexity/Cloud9
  • январь-ноябрь 2015: Cloud9 и Counter Logic Gaming
  • ноябрь 2015 - июнь 2016: Team Liquid и Counter Logic Gaming
  • июнь 2016 - октябрь 2016: Team Liquid и Cloud9
  • октябрь 2016 - август 2017: Team Liquid, OpTic Gaming и Cloud9
  • август 2017 - январь 2018: Team Liquid и Cloud9
  • январь 2018 - март 2019: Team Liquid
  • март 2019 - настоящее время: Team Liquid и NRG/Evil Geniuses

Самые стабильные в этот отрезок времени это Team Liquid. Они держатся в топе уже около пяти лет, при этом за это время команду покинуло 13 игроков. Трое это сделали еще до того, как "Жидкие" ворвались в топ, и лишь NAF впоследствии вернулся в состав.

И лишь один раз за 7 лет можно было назвать три команды, находящихся в топе. Но тогда все испортило приглашение stanislaw в Team Liquid, которое сделало хуже и для "Жидких", и для Оптик. Единственные выигравшие от этого были "Облачные", которые, впрочем, после своей победы на мейджоре в 2018 не смогли удержаться на вершине и резко с нее упали.

На сцене играет безумное количество легионеров

Эта тема будет вечно подниматься, но не признать того факта, что на североамериканской сцене подавляющее большинство игроков топовых команд - не представители Северной Америки, может только сумасшедший. Объясним все на конкретном примере.

Участники Североамериканских отборов в рамках Road to Rio. Лишь у 4 команд цельные североамериканские ростеры.

Сейчас в Северной Америке идут отборы на мейджор, и в дивизионе играет 12 команд. Лишь 4 из них полностью укомплектованы уроженцами США и Канады — это Team Liquid, Bad News Bears, Triumph и Orgless. Во всех остальных командах легионеры - либо 1, как в EG или Gen. G Esports, либо несколько. А еще есть 3 бразильских команды, которые специально ради отборов переехали в США.

Практика брать к себе в команду легионеров для американских команд не нова. Это делали как команды среднего уровня, так и коллективы высшего эшелона. С 2016 по 2018 в составе Team Liquid обязательно играл представитель другого региона - за это время выступлениями за "Жидких" отметились s1mple, Pimp, steel и TACO.

s1mple в общей сложности провел в Team Liquid 7 месяцев.

У топовых команд региона в принципе маниакальное желание завлечь к себе иностранца. Причем не обязательно, чтобы это был игрок с именем, как выше указанные игроки. CeRq попал в NRG еще не будучи звездой мирового масштаба. daps отыскал его в Европе, посчитав, что он спокойно закроет позицию снайпера. По такой же логике он в свое время нашел mixwell для OpTic Gaming. Оба раза после приглашения европейца команда со временем достигала неплохих результатов. В Gen. G daps, к слову, тоже пригласил представителя другого региона. Только в этот раз команду пополнил азиат BnTeT. Но индонезиец переехал в США формально уже в статусе лучшего игрока Азии и будет закреплять его на новой для себя сцене.

Если приглашение одного легионера в состав выглядит еще не так критично, то приглашение нескольких уже выглядит сомнительным для развития сцены. Тренд на это в свое время задали команды второго эшелона. В NRG одновременно выступали европейцы tabsen, gob b и LEGIJA, а Splyce приглашали к себе AcilioN, CRUC1AL и Machinegun. Обе затеи тогда провалились - немецкая троица из NRG уехала обратно в Европу в январе 2017 и создала свою команду, а игроки Splyce возвращались в свои регионы из-за отсутствия серьезных результатов и желания играть дома.

Сейчас в таком положении находятся Cloud9 и Team Envy. У них в командах по два игрока из других регионов, и если "Облачные" сделали ставку на южноафриканцев, то Энви пошли проторенной другими дорожкой и взяли двух сильных представителей Европы. Результаты обоих коллективов пока не впечатляют.

Отдельно отметим Complexity. Владелец организации Джейсон Лейк планировал создать "Джаггернаута" на североамериканской сцене, но в итоге купил трех игроков из Европы. В результате сейчас его команда вынуждена играть европейские квалификации на мейджор, хотя на всех остальных турнирах они играют в Американских отборах или лигах.

Американский Джаггернаут Complexity вынужден играть в Европе из-за ростера.

Организации покупают зачастую целый стак из другого региона, который переезжает в США и играет там. Самые явные примеры - 100 Thieves и MIBR. Кор-ростеры обоих коллективов переехали в США очень давно - еще в 2015. С тех пор австралийцы поменяли лишь одну организацию, а бразильцы - две. Но при этом они выступают на большинстве крупных турнирах именно от Северной Америки. Бразильцы в 2016 стали первой командой из Америки, выигравшей мейджор. Игроки 100 Thieves за последний же год уверенно забрались на т1-сцену и вряд ли что-то серьезно их выбьет оттуда.

Среди команд второго и даже первого эшелона есть организации из Латинской Америки. Infinity, Team One, Yeah Gaming, INTZ, FURIA - это лишь малый список организаций, которые переезжали из Центральной и Южной Америки в Северную по той причине, что там больше конкурентных команд, денег и возможностей. FURIA удалось закрепиться в топе, остальные вынуждены сидеть в дивизионах ниже, но все они составляют экосистему североамериканской сцены, где свои игроки не могут добраться до топовых коллективов.

Молодежь и не только не может себя проявить и уходит

В силу большого количества причин, молодежь в Америке очень долго добивалась успеха в CS:GO. В первую очередь из-за того, что у нее не было необходимого опыта игры на международных турнирах. Опытных игроков, которые могли бы передать им такой опыт, к моменту релиза Global Offensive почти не осталось. Большинство топовых ветеранов при этом собралась в двух лучших командах сцены. Это затрудняло развитие молодежи, однако уже в 2013 на сцене сверкнул swag, а в 2014 появились desi, nitr0, shroud и Skadoodle. Из этой пятерки не смогли полностью реализовать потенциал лишь первые два игрока, причем swag не смог сделать этого из-за бана от Valve.

С 2015 немногие таланты в Северной Америке смогли проложить себе путь до топового уровня. Не в каждого реально поверили, кто-то остановился в развитии и не смог проявить себя на уровне выше, а большинство просто не выбиралось из команд второго эшелона, в которых они играли с игроками не самого высокого уровня. Один из примеров - канадец DAVEY. Он был главной звездой Splyce, однако общий уровень команды был низким. Он не смог найти себе команду сильнее, чтобы раскрыться полностью, в результате чего сейчас он играет за команду стримеров Mythic и пытается стать успешным аналитиком на трансляциях.

DAVEY (справа) успел переквалифицироваться из игрока в стримера и аналитика турниров.

DAVEY не единственный, кто выбрал в качестве продолжения карьеры путь медийной личности. Упомянутый выше shroud хоть и выиграл несколько крупных турниров, решил уйти из CS и стать стримером. На этом поприще он стал настолько успешен, что забил на карьеру про-игрока. Ведь стример может получать постоянный приличный доход, не привязанный к призовым на чемпионатах. И по этому пути пошли еще несколько игроков, потенциально способных проявить себя - в их число входят just9n и jasonR. Причем история jasonR очень показательна. Он присоединился к OpTic Gaming в марте 2017, сыграл пару турниров (при этом пропустив самый успешный для своей команды), после чего ушел из команды в июне. После ухода он заявил, что продолжив карьеру стримера, он получит больше денег. К сожалению, это горькая правда.

Вторая тенденция на данный момент - появление потенциального конкурента. Американские игроки получили возможность поиграть в Valorant и, как и остальные, наверняка задумаются над тем, чтобы перебраться в новую дисциплину. Как минимум четверо бывших игроков в CS уже решили попробовать свои силы в игре от Riot. На это могут решиться и те, кто не связан контрактом с какой-либо серьезной командой.

В составе T1 по Valorant уже находятся три игрока, ранее профессионально игравшие в CS:GO

Valorant, возможно, и не убьет CS:GO. Но он способен очень серьезно пошатнуть североамериканскую сцену, с которой могут уйти талантливые игроки. И если сейчас у нее большие проблемы, то с потенциальным уходом сильных молодых игроков все в Северной Америке окончательно рухнуть. Американская сцена в данный момент возможно и не находится в глубоком кризисе, но предпосылки к этому уже есть.

Все ваши мысли о том, в каком состоянии находятся сцена в Северной Америке, вы можете рассказать в комментариях. А в VK и Twitter вы можете найти еще что-нибудь интересное или задать интересующий вас вопрос.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья