Тактика в Counter-Strike переворачивает матчи. Она так же важна как стрельба
Основы тактической глубины CS.
Counter-Strike изначально задумывался как игра с акцентом на тактику. Создатель игры Мин «Gooseman» Ли вдохновлялся серией шутеров Tom Clansy’s Rainbow Six перед разработкой – и хотел, чтобы в игре помимо личного мастерства решали взаимодействие, координация и коммуникация игроков команды. Из них, а также из сложной экономической модели игры, и выходили первые тактики профессиональных команд.
Тактическая игра была уже в нулевых
В старых версиях игры капитаны вручную записывали тактические наработки в блокноты, которые затем возили с собой на все турниры и пополняли, подглядывая что-то новое у противника. Самым ярким среди первых тактиков был норвежец Йорген «XeqtR» Йоханнссен. В период с 2000 по 2006 он успел поиграть практически во всех сильнейших командах Скандинавии, и за его задумками охотились все остальные капитаны – у него была большая база наработок для раундов, которую он собирал в один документ специально для напарников.
На видео – один из примеров тактической игры команд Xeqtr. Финал CPL Winter 2004 между NoA (команда норвежца) и Eyeballers, 3 раунд. Пока защита прокидывает миддл на Inferno и занимает его, игроки стороны атаки проходят второй миддл. Через смоки они замечают подсадку от противника и закрывают его, после чего пытаются выйти через ковры и ребра на точку установки бомбы A. При этом Xeqtr остается на мидле и играет закрывающего в спину игрока.
Гардиан в одиночку тащил NaVi задолго до Симпла
В Америке тактики тоже активно создавались и записывались. Пионерами в этом движении были игроки Team 3D. Они разрабатывали едва ли не самые подробные в киберспорте сборники тактических игровых схем, имея на каждый турнир по десять-двадцать планов развития событий в раундах. Создание тактик показывало и уровень проффесионализма команды. Ее владелец Крейг Левин всегда был готов заменить слабого игрока на звезду, а также смог привлечь серьезных спонсоров, чтобы его игроки могли заниматься игровыми наработками.
Пример одной из тактик команды – заход на точку А на карте de_nuke с раскидкой рампы и плента из будки:
Team 3D рашат рампу на Nuke, чтобы пройти в плент Б:
Они раскидывают гранаты на выход со стороны атаки, после чего под флэшки выходят на позицию. Rambo в этот момент простреливает стенку, пытаясь найти шальной фраг за текстурой.
Экономика – одна из главных составляющих игры
Любая тактическая модель Counter-Strike строится от того, сколько у команды находится на счету денег. Давайте взглянем на экономику игры и разберемся, что она из себя представляет.
Количество денег на счету игрока зависит от следующих факторов:
- Победа или поражение в раунде. За победу – больше, за поражение – меньше. Но в зависимости количества проигранных раундов подряд сумма за поражение увеличивается, чтобы дать возможность отстающим выравнять игру
- Фраги: их стоимость зависит от типа оружия. Например, за удачный выстрел из снайперской винтовки AWP вы получите лишь 100 долларов, за успешную игру с автоматом или пистолетом – 300 долларов, за убийство с пистолет-пулемета дадут 600, с дробовика – 900, а за фраг с ножа – 1500.
- Установленная/разминированная бомба – 300 долларов.
В зависимости от того, сколько у вас и ваших напарников денег на счету, вы можете отыграть три экономические модели.
Эко-раунд – он играется в тех случаях, когда команда лишается финансов. Классический пример экономического раунда – команда не закупает абсолютно ничего. В редких случаях, чтобы выровнять экономику, кто-то может купить всей команде пистолеты, если имеет на счету большое количество денег. Эти раунды – фактически, легкий тир для вашего противника. Однако при должной смекалке победить все-таки можно.
Последнее время традиционные эко-раунды очень редки. Чаще команды докупают пистолеты и одну-две гранаты чтобы массово выйти на плент. Игроки North на мейджоре в Берлине показали, как это можно реализовать. На карте Inferno в атаке они купили 4 Дигла и 1 P250, а также флэшку и смок. Смоком они закрыли позицию снайпера на библиотеке, а затем совершили массовый заход через рампу под свою флэшку. Это позволило им забрать двух слепых игроков и взять под свой контроль карту, имея возможность выйти на любую из точек установки бомбы, даже со своим арсеналом:
Форс-бай – этот вид закупки является чем-то средним между экономическим раундом и полной закупкой. Команда покупает пистолеты с бронежилетами, иногда вместо пистолетов берутся пистолет-пулеметы, дробовики и снайперская винтовка SSG 08. Также команда может закупиться минимальным количеством гранат. Обычно форсы берутся в той стадии матча, когда необходимо удержать противника от рывка вперед.
• Форс-бай может быть взят после пистолетного раунда уступившей в нем командой. Основная цель этой попытки – отыграться после проигранной пистолетки и вернуть себе преимущество в матче. В такой стадии основной выбор для форсящих – пистолеты и бронежилеты, редко – одна или несколько флэшек и пара дымовых гранат.
• Другой вид форс-бая может проходить в серединных моментах игры. Противник отрывается от вас, но у вас недостаточно денег для покупки полного комплекта оружия. Если кто-то сохранил у себя оружие с предыдущего раунда, вы можете закупиться еще одним тяжеловесным оружием и все теми же пистолетами, вновь с бронежилетами и низким количество флэшек и дымовых гранат. Зачастую это помогает расшатать экономику противника.
Фанаты Симпла обвиняли его девушку в провальной игре NaVi. Саша жестко ответил им
• Наконец, форс-бай используется в моментах, когда у команды нет никакого другого выбора. Если противник добрался до 14 раунда в свою пользу, команда может закупиться на последние деньги, чтобы не отдать оппоненту 15. Наибольшее количество раундов являются форсами, так как обычно к этому моменту у проигрывающих остается недостаточно денег для полноценной закупки.
Интересную модель форса предложили Natus Vincere в рамках мейджора в Берлине. После проигранного пистолетного в жесткой борьбе, наши игроки решили отыграться и взяли пистолеты с бронежилетами, несколько гранат и UMP для flamie. NaVi устроили засаду на точку Б, однако как только стало ясно, что французы намерены вновь зайти на плент А, быстро перегруппировались и смогли разыграть преимущество засады, потеряв лишь Электроника и Флейми.
Фулл-бай – полная закупка мощного оружия (снайперская винтовка AWP и автоматы) и экипировки для раунда. Стоит отметить, что здесь есть большая разница между полной закупкой стороны атаки и стороны защиты. У атаки автоматы стоят дешевле, поэтому цена полной закупки для них будет существенно ниже. Также защита вынуждена тратить дополнительные деньги на оборудование для разминирования. Один из знаменитых мемов CS «Don’t be a loser, buy a defuser» родился после того, как в команде с полной закупкой никто не успел разминировать бомбу.
Стоит отметить, что экономика получила серьезное обновление за последний год. Если раньше пистолетный раунд был важным, так как после него противник оставался фактически без денег, то после обновления в октябре прошлого года модель игры изменилась. Проигравшая пистолетку команда стала получать 1900 долларов за поражение, хотя раньше получала всего 1400. Это сломало тенденцию играть второй раунд эко, а форсы для проигравших команд в попытке не пустить соперника вперед стали довольно частой стратегией на второй и семнадцатый раунды.
Еще больше влияния на экономику оказало обновление в марте этого года. Если раньше после выигранного раунда серия проигрышей сбрасывалась в самое начало, то теперь в игре сбрасывался лишь один бонус, а не все сразу.
Объясним это на простом примере. Вы проиграли три раунда подряд и получили 2900 долларов за поражение. Вы смогли закупиться и выиграть раунд, но на ваш баланс при поражении в следующем раунде упадет до 2400 долларов, а не до 1400, как это было раньше.
Тактика может изменить ход матча
Безусловно, без стрельбы любые тактические ходы были бы невозможны. Но грамотный тактический колл может забрать раунд и переломить игру. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Первый и самый очевидный – полуфинал PGL Major Krakow 2017 между Gambit Esports и Astralis. Счет матча к карте Train был 1-1, а датчане возвращались в игру и дошли до счета 13-12. После тактической паузы от Зевса Gambit проводят одну из своих тактических заготовок за атаку – они забрасывают точку установки бомбы А дымовыми гранатами, закрывая обзор для датчан, после чего с разменом выходят на нее через позиции сотки (выход с респауна к синему поезду) и верх-низа (левый выход от сотки для защиты). Во второй позиции Gambit понимали, что там находится противник, поэтому два игрока (находившихся сверху и готовых спускаться) просто закидали его флэшками.
Довольно часто тактические наработки команд можно отследить на форс-раундах. В четвертьфинале мейджора Renegades – AVANGAR австралийцы горели на второй карте и в любой момент могли отправиться домой. Они уже проиграли вторую пистолетку и у них было два решения – отдать 12 раунд, играя эко, или же взять форс и попробовать взять раунд. Renegades выбрали второй вариант.
Разведав обстановку, «ковбои» увидели, что точка установки бомбы А у казахов чистая – Санжи пушил коробку с фарм-ганом, AdreN и Qikert ждали выхода с центра карты, а buster с эмкой был на точке Б. Рядом с плентом был лишь снайпер Jame, которого можно было задавить. Австралийцы раскидали флэшки и ослепили россиянина. Затем они просто вышли на плент и задавили игроков, которые лишь подходили с респауна КТ и добили Джейми и подошедшего уже с шорта Санжи. Бустер был вынужден сейвить свою эмку, но Renegades не позволили ему этого сделать.
ELEAGUE Major 2017, финал. Virtus Pro и Astralis столкнулись на карте Nuke. К 25 раунду счет был равным, 12-12. Но поляки остались лишь с пистолетами, при этом лишь TaZ купил себе вместо USP CZ-75. «Медведи» массово заняли точку установки бомбы А, рассчитывая реализовать единственный мощный пистолет в команде. Поляк Snax отправился на разведку через коробку и вышел в на ноль. Он получил урон, однако смог уйти, после чего тихо поднялся на лестницу. Остальные игроки с юспами оттягивали на себя внимание, пока датчане с полным здоровьем проходили на А через мейн и встречали ураганный огонь CZ от Виктора Войтаса. Польский коллектив грамотно воспользовался преимуществом, и в секунду TaZ закрыл dev1ce и gla1ve, а pasha забрал Xyp9x.
Astralis и Liquid – лучшие команды мира. Мы можем получить легендарное соперничество
Датчане остались вдвоем; и хотя оба их игрока были с девайсами, а Kjaerbye дал размен по Neo – с VP они уже справиться не могли. Кьерби лишь раскрыл свою позицию для Таза и стал его третьей жертвой в раунде, а затем Снакс, который все это время был наверху и видел, что делает dupreeh, спокойно забрал его и завершил раунд. Именно здесь решился исход первой карты – поляки выиграли ее со счетом 16-12.
* * *
Уже сегодня, в 20:00 по московскому времени, начнется финал ESL One New York, где Astralis (пожалуй, тактически самая сильная команда современности) встретится с Evil Geniuses. Готовы следить за тактикой?