Как фильм «Жить» изменил мое представление о российском кинематографе
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Рассказываю о дебютном фильме Юрия Быкова.
Сколько себя помню, все мое детство и юность было принято ругать отечественный кинематограф. Сейчас я понимаю, что это мнение не совсем верное, и всегда можно было отыскать жемчужины. Однако, в широком прокате, за редким исключением, показывали российские ленты, которые не могли порадовать качеством.
Будучи студентом, я посмотрел фильм «Майор» и подумал: «Это не просто смело, а очень смело, и очень неожиданно». Так я открыл для себя молодого режиссера Юрия Быкова, картины которого в будущем станут для меня глотком свежего воздуха среди отечественных работ.
Просмотрев фильмографию Юрия, увидел, что «Майор» – его второй фильм, а дебютная полнометражная лента «Жить» неизвестна широкому кругу зрителей, по моему мнению, абсолютно незаслуженно. Она мне понравилась даже больше «Майора», и именно про нее я и хочу рассказать.
Жанр
«Жить» вышел в 2010 году. Главные роли исполнили Денис Шведов (на мой взгляд, один из лучших современных российских актеров) и Владислав Толдыков. Этот фильм понравится далеко не всем. Во всех описаниях в интернете жанр картины определяют как криминал, на мой взгляд, это не совсем так, скорее, это философское рассуждение режиссера о внутреннем мире человека и его сделках с совестью, показанные через призму банальной бандитской разборки.
Сюжет
Картина берет свое начало в поле, в 40 километрах от города, куда выехал на охоту со своей собакой обычный русский мужик Михаил (Владислав Толдыков). Неожиданно, с криком из леса выбегает Андрей (Денис Шведов). Михаил бросается на помощь незнакомцу, и они отправляются в совместное приключение, спасаясь от преследования.
Персонажи
В фильме два абсолютно противоположенные по характеру главных героя: Михаил открытый и добрый, Андрей – закрытый и злой. Раскрывают нам характеры персонажей не только через их диалоги, но и через мельчайшие детали в поведении. Например, в момент, когда машина героев застревает в луже, каждый из них обращается к авто по-разному: если Андрей проклинает и ругает ее на чем свет стоит, то Михаил упрашивает и уговаривает ее выехать, словно маленького ребенка.
Метафорична сцена в разрушенной деревне с одним жилым домом. Непроизвольно проводишь параллель с мертвой пустотой внутри главного героя и его пробуждающейся душой. Этому фильму свойственен и банальный символизм: Михаил носит светлую одежду, Андрей – черную.
Атмосфера
В картине отлично выстроена атмосфера от увядающей травы в поле до заброшенной деревни. Скромный бюджет играет ей только на руку. Он особо и не требуется в этой истории, достаточно было поля, брошенной деревни в глубинке страны – и все необходимые атрибуты для декораций были собраны.
Операторская работа, цветокор и саундтрек на высоте, к слову, музыку к фильму, как и сценарий, написал сам режиссер. Стоит также отметить шикарные диалоги этой картины.
Все это создает реалистичную, тяжелую, гнетущую атмосферу.
Минусы
Глупые поступки героев (как пример – опасаясь, что их найдут, один из героев кричит на все поле на другого, чтобы тот бежал быстрее), нелогичные моменты сюжета, все это проскальзывает в повествовании, но во время финальных титров об этом забываешь, смакуя горькое послевкусие от сильного финала.
Смысл
По мере продвижения сюжета наши герои меняются, если Андрей из бандита постепенно превращается в человека, совершающего добрые поступки, то Михаил наоборот. Происходит постепенное переосмысление ценностей. Почти в каждой новой сцене открывается новая грань человеческой души. Обойдусь без спойлеров, но замечу, что финальная сцена бесподобна и является настоящей кульминацией, к которой нас подводили весь фильм.
Заключение
Посмотрев эту картину в совсем еще молодом возрасте, я понял, что наш кинематограф – это не только глупые комедии и мелодрамы, которых всегда было море, но и подобное кино, которое не стыдно назвать российским. Его хронометраж чуть больше часа, и фильм с трудом можно назвать полнометражным, но впечатлений он даст вам достаточно, и, как минимум, заставит задуматься: «Какую цену я готов заплатить, чтобы жить?». Как отвечает сам режиссер устами одного из персонажей: «Все мы гниды, когда жить хочется».
***
Если вы не боитесь спойлеров или уже оценили фильм, можете посмотреть, что говорит сам Быков о своей картине. Лучше него вряд ли кто-то лучше расскажет об этой замечательной ленте.