Творческий кризис
Блог

«Психо» - самый важный хоррор в истории

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Революция в жанре.

Я уже начал рассказывать, как зародился жанр хоррора в кинематографе, и следующим текстом хотел продолжить тему, но пересмотрев шедевр Хичкока, не удержался и решил написать текст именно про него. Он точно заслуживает, чтобы поговорить о нем отдельно.

С моменте выхода «Психо» прошло уже более 60 лет, но его до сих пор можно считать эталонным представителем жанра хоррор. В этом тексте я постараюсь разобрать приемы Хичкока, которые он использовал в фильме и даже вне его, разберу, почему и как эти приемы сделали фильм новаторским, и, наконец, мы узнаем, как «Психо» стал иконой жанра.

С чего всё началось

Фильм снят по мотивам романа Роберта Блоха «Психо», который был издан в 1959 году. Он получил хорошую прессу и удостоился хвалебной рецензии в газете «New York Times». Совершенно неожиданно для писателя, его агент заявил, что некто хочет купить права на экранизацию романа. Таинственный покупатель не представился, но писатель с агентом догадывались, что он связан с Голливудом. Блох согласился и продал права примерно за 10 тысяч долларов, не зная, что таинственный покупатель - это Альфред Хичкок.

Роберт Блох

Первые трудности

В конце 50х годов Хичкок был одним из самых богатых и влиятельных кинематографистов мира. Он уже снял многие свои шедевры: «Гловокружение», «Ребекка», «Окно во двор» и другие. Одним из источников идей для режиссера была как раз «New York Times», в которой он всегда просматривал книжные рецензии. В ней то он и увидел тот самый отзыв на недавно вышедшую книгу, и после прочтения сразу же связался со студией «Paramount», чтобы она купила права на экранизацию, но та сначала отказалась.

Альфред Хичкок

Проект казался руководству студии довольно рискованным, к тому же, их отталкивало желание режиссера снять фильм в черно-белом цвете. Такое решение было обоснованным по нескольким причинам:

  • Во-первых, в США еще действовал «кодекс Хейса» - свод правил нравственной цензуры в кино. Таким образом, режиссер не хотел привлекать к происходящему дополнительное внимание. К тому же, он считал, что бутафорская кровь в таком количестве на цветной плёнке будет смотреться неестественно.
  • Во-вторых, финансовые трудности. В конце концов, режиссер убедил «Paramount», и они ударили по рукам, но бюджет на съемки был выделен скромный.

По итогу, права на экранизацию выкупил сам режиссер, производила фильм компания «Shamley production», принадлежавшая Хичкоку, выпускала «Paramount», а снималось всё на студии «Universal». Бюджет картины составил около 800 тысяч долларов, и примерно половину режиссер оплатил из своего кармана.

Экономить приходилось на всём: на декорациях, гонорарах, персонале. Денег не было даже на полноценную съемочную группу, пришлось пользоваться услугами телевизионщиков, которые снимали в то время популярное шоу «Альфред Хичкок представляет», потому что их зарплата была гораздо ниже.

«Психо» сняли всего за 36 дней, так быстро Хичкок в те годы еще не работал. Но во всём этом были и плюсы. Режиссер получил полный творческий контроль не только над производством, но и над распространением картины.

Запутанная структура фильма

После покупки прав, определения с бюджетом и творческой группой, создатели начали искать сценариста. Сначала предложение о работе получил Джеймс Кавана, но написал, как сказал сам Хичкок: «невероятно скучный сценарий». А это нужно было умудриться сделать по захватывающей и интригующей книге Блоха. Позже историю переписал молодой Джозеф Стефано, который придумал запутанную структуру фильма.

Его сценарий с самого начала вводит зрителей в заблуждение и заставляет поверить, что главный герой фильма - Мэрион Крейн - девушка - секретарь, скрывающаяся после ограбления, а сюжет будет строиться вокруг этого похищения денег. В середине фильма девушку убивают, это происходит внезапно и вызывает настоящий шок у зрителей.

Героиню сыграла довольно известная в то время Джанет Ли. Практически во всех рекламных материалах и трейлерах она была центральным персонажем, поэтому люди шли в кинотеатры в полной уверенности, что будут наблюдать за ее приключениями на протяжении всего фильма. Этот драматургический прием стал новаторским и был обманкой, зрителей шокировала внезапность, с которой создатели избавились от Мэрион.

Культовая сцена в душе

Именно сцену убийства Мэрион можно по праву назвать самой запоминающейся в фильме. По словам дублерши Джанет Ли Марли Ренфро этот небольшой эпизод снимали целых 7 дней. Действие происходит в душе меньше минуты, в которую создатели уместили около 90 монтажных склеек.

Внезапность убийства подчеркивает динамика всей сцены, которая отличается от скорости остального фильма. Снята она была без единой капли крови, а разводы в душе - это шоколадный сироп.

Отдельного упоминания заслуживает музыка из этой сцены. Без нее этот момент вряд ли стал бы культовым. Она здесь не просто громкая и нагнетающая мрачную атмосферу, а еще и ужасно раздражающая, струнная.

Интересно, что решение применить именно струнную музыку было продиктовано ограниченным бюджетом. Изначально Хичкок вообще не планировал музыкальное сопровождение для этой сцены, но потом признал, что, как минимум, треть устрашающего эффекта достигнуто с помощью музыки.

Непривычный образ маньяка

Очень необычным для кинематографа того времени стал образ злодея Нормана Бейтса. Он появлялся только через полчаса после начала фильма, и именно он являлся центральным персонажем картины. До этой картины обычно все убийцы отходили на второй план повествования, а их действия зачастую не были даже мотивированы. В этом фильме всё было по-другому.

Джозеф Стефано хотел, чтобы симпатии зрителей после смерти Мерион перешли к Бейтсу. Но книжный персонаж Блоха был совсем не привлекательным. Это был невысокий толстенький отталкивающий мужчина. В кино он превратился в красавца, роль которого исполнила молодая «Звезда» Голливуда Энтони Перкинс.

Этот трюк сработал, никто из зрителей не мог поверить до самого финала, что милый закомплексованный мужчина может быть душевно больным убийцей. Актер дополнил образ двумя штрихами: сделал персонажа заикой, и решил, что герой постоянно будет жевать конфеты. Эти моменты отлично вписались, показывая, как герой постоянно нервничает.

Сюжетные твисты до самого финала

С двумя сюжетными поворотами: введением ложного главного героя и маньяком - голливудской «звездой», на которого никто не мог подумать, создатели справились отлично. Но оставался самый главный твист с матерью Нормана Бейтса. Хичкок считал, что зрители не должны узнать развязку до самого конца, и должны быть уверены, что Норман и его мать - два разных человека, и что мать героя жива. Озвучены они были разными голосами, а в сцене в душе лицо матери скрыто в темноте.

Режиссер ввел режим строжайшей секретности на съемочной площадке, запретил Стефано разговаривать с кем-то про сценарий, прессе было запрещено присутствовать на площадке, а актерам выдали сценарий, в котором отсутствовали последние страницы.

Мы видим Бейтса в женской одежде только в самом финале фильма. Эта сцена была довольно провокационной, в то время в Голливуде было табу на переодевание героев в женскую одежду (кодекс «Хейса»).

Операторская работа

Недостаток бюджета стал причиной того, что фильм был снят на черно-белую пленку, и создателям удалось избежать красного цвета крови в сцене убийства. Обесцвеченная картинка предавала больше ужаса, но не вызывала отвращения, как цветная.

Создатели не боялись применять смелые визуальные решения. Например, в фильме не один раз используется субъективная камера. Хичкок предлагает зрителям стать тайными наблюдателями и подглядывать за героиней глазами злодея. Для усиления эффекта использовался специальный объектив камеры 50мм, который обеспечивает поле зрения, аналогичное человеческому глазу, что позволяет получать изображения, которые кажутся естественными и реалистичными.

Еще одной находкой стали нестандартные ракурсы. Напряжение в фильме во многом достигалось путем их использования. Так Хичкок применял взгляд от верхней точке к нижней. В одной из сцен этот ракурс позволил вновь срыть лицо матери Бейтса и достигнуть эффекта ее внезапного появления.

Очень интересен план в финальной сцене, который показывает Нормана, смотрящего прямо в камеру, доставляя зрителям чувство тревоги и ужаса.

Прокат картины

В начале текста я уже отметил, что Хичкок владел полной творческой свободой, поэтому он решил, что прокат фильма пройдет исключительно по его правилам. К моменту старта рекламной кампании, картина была покрыта ореолом таинственности. Джозеф Стефано говорил, что все его друзья и близкие знали, что он работает со знаменитым Альфредом Хичкоком, но не знали над чем именно. Каким получится фильм не знал абсолютно никто.

Первый трейлер не был похож ни на один рекламный ролик фильма. В нём Хичкок устроил для зрителей шестиминутную экскурсию, прогуливаясь по декорациям. В конце видео режиссер останавливался около той самой ванной, в которой была снята знаменитая сцена убийства, после чего зрителей ждал скример.

Во время подготовки к выходу фильма в прокат, именитый режиссер очень сильно переживал, что опоздавшие на сеанс зрители могут пропустить сцену убийства Мэрион, значит пропустить важнейший элемент сюжета. Ему удалось договориться с кинотеатрами, чтобы зрителей не пускали в кинозал после начала сеанса.

Создатели даже выпустили специальную брошюру с правилами посещения картины, в которой Хичкок заявил, что не пустил бы даже королеву в зал, в случае опоздания. Пресс показы также были отменены, что привело к обидам некоторых критиков и смешанным первоначальным рецензиям на фильм.

Саспенс

Чего же пытался добиться режиссер своими действиями: обстановкой скрытности на съемочной площадке, удержанием сюжета в секрете, просмотром зрителями фильма только с самого начала? Во-первых, это стало первоклассной рекламной компанией. Во-вторых, не стоит забывать, что Хичкок был мастером саспенса.

Понятие саспенса было введено еще в хоррор литературе 15го века. Это искусство заставить публику погрузиться в мир произведения, используя создание у нее невольного ощущения сопереживания и страха в отношении последующих событий. Это набор художественных приемов, за счет которых автор начинает манипулировать чувством напряжения и ужаса зрителя. Нужный эффект достигается за счет ловкой работы с психологией публики.

Своими действиями он повысил напряжение вокруг картины, если раньше саспенс он нагнетал только внутри своих произведений, то в «Психо» он вышел за рамки фильма, действовал прямиком на зрителя, а не только через экран, что стало настоящим новшеством.

Альфред Хичкок не был первооткрывателем саспенса, но внёс огромный вклад в развитие этого искусства. Он первым рассмотрел искусство владения публикой, как науку, и создал обширную теорию этого приема.

Значение для кинематографа

«Психо» стал самым успешным черно-белым фильмом в американском прокате за всё время и буквально перевернул жанр хоррора. Благодаря своей любви к саспенсу, Хичкок, сам того не ведая, заложил основу для страха спойлеров. Своими обманами, искусственно созданным ажиотажем он сделал их частью кинематографического процесса.

До всеобщего страха узнать неожиданный поворот фильма пройдет еще пара десятилетий, но фундамент заложил именно этот фильм.

Великолепный монтаж, операторская работа, музыка, сценарные решения - всё это делает фильм незабываемым и актуальным на все времена. «Психо» - настоящее произведение искусства, которое абсолютно заслуженно стало образцом жанра и внесло неоценимый вклад в развитие кинематографа. Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ

А если кому-то интересны мои мысли о кино/книгах/играх, буду рад всех видеть в своем новом телеграм-канале.

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий