История фильмов ужасов. Становление жанра
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В этом году вышло много хоррор проектов, самые яркие: «Ужасающий 3», «Собиратель душ», «Субстанция» собрали солидную кассу. «Собиратель душ» понравился критикам настолько, что его назвали одним из самых (если не самым) страшных фильмов за много лет. Он заработал много денег, но многие зрители, как и автор этой колонки, сочли фильм абсолютно не страшным. Для меня этот фильм кое-как спасает только липкая мрачная атмосфера и до безумия харизматичный маньяк в исполнении Николаса Кейджа.
Обдумывая свои впечатления после просмотра, я понял, что за редким исключением, меня совершенно перестали пугать современные хорроры. Пытаясь найти для себя ответ на вопрос «почему?», я лишь глубже погружался в размышления. Почему люди смотрят хорроры, и им нравится испытывать такое скверное чувство, как страх? Какой путь проделали фильмы ужасов от самого первого до наших дней? Какими способами они пытаются нас испугать? На все эти вопросы я и постараюсь найти ответы в последующих материалах.
Разумеется, описать все созданные картины не получится, но постараюсь пройтись по наиболее ярким представителям.
Почему нам нравится боятся?
Прежде всего, давайте разберемся, почему нам нравится смотреть хорроры. Единого ответа на этот вопрос нет, у каждого любителя пощекотать себе нервы есть на то свои причины. По мнению некоторых экспертов, для одних людей ответ кроется в желании человека испытать чувство стресса в безопасной обстановке.
Просмотр фильмов ужасов дает нам возможность получить заряд адреналина и дофамина в ситуации, когда нам ничего не угрожает. Для таких зрителей это возможность уйти от обыденности, забыть про бытовые проблемы и очутиться в доме с привидениями или в лесу с маньяком, подсознательно понимая, что фильм закончится, и ужас, который он испытывает, не будет длиться вечно.
Другие исследования говорят о том, что многим людям хорроры помогают справиться с опасными ситуациями в обычной жизни. Они учатся контролировать негативные эмоции, побеждать страх, не поддаваться стрессу и панике.
Многие современные исследователи страха считают, что хорроры также помогают людям, пережившим травматический опыт в прошлом. Такие эксперты ссылаются на работу Зигмунда Фрейда.
Австрийский психолог и невропатолог стал одним из первых специалистов, использующих катартический метод психотерапии, суть которого заключается в том, что человек заново переживает травмирующее событие.
По мнению Фрейда, катарсис — это длительный процесс острого негативного переживания, которое в итоге трансформируется в позитивное, потому что человек испытывает очищение от своего страха. Во время просмотра ужасов человек испытывает страх, чувствует себя в опасности, а после окончания фильма испытывает удовольствие от того, что справился с ситуацией, пережил катарсис.
Теперь, когда мы ознакомились с возможными причинами нашей любви к хоррорам, давайте обратимся к истории фильмов ужасов и посмотрим, кем и чем кинематографисты нас пытаются напугать уже более века.
Жестокость на экране
В 1895 году вышел фильм «Казнь Марии Шотландской», в котором в первый раз в истории показана жестокость на экране. Также, в этой картине впервые использована техника монтажа видео. Для привлечения аудитории создатели решили продемонстрировать зрителем шокирующий финал. Один из актеров переоделся в платье королевы, лёг головой на плаху, над ним палач занес топор.
Оператор крутил ручку кинетоскопа (ранняя технология кинематографа для показа движущегося изображения, изобретённая в 1891 году Томасом Эдисоном) только до этого момента, затем актера заменили на манекен, оператор продолжил съемку, запечатлев, как манекену отсекли голову. Позже пленку склеили. Бытует версия, что именно так появился монтаж в кино.
Самый первый фильм ужасов
История фильмов ужасов началась в 1896 году с немой короткометражки «Замок дьявола». Режиссером фильма стал француз Жорж Мельес, а действие длится всего 3 с небольшим минуты.
Декорации старинного замка были выстроены прямо на заднем дворе режиссера. Фильм стал первой попыткой творца использовать спецэффекты для изображения на экране фантастических событий. Помимо марионеток, режиссер использовал технологию стоп-кадра, когда необходимо было превратить один объект в другой.
Несмотря на комедийную интонацию, картина считается первой в мире в жанре фантастики и ужасов.
Русские хорроры
Первым отечественным фильмом ужасов стала экранизации повести Гоголя «Вий». Картина вышла в 1909 году, на текущий момент, к сожалению, считается утерянной во время Великой Отечественной войны.
Параллельно с «Вий» снимался другой ужастик - «В полночь на кладбище», который также считается утерянным. По сюжету герои фильма заключают пари, согласно которому им предстоит посетить ночью кладбище. Это решение стало для них роковым. Режиссером обеих картин выступил Василий Гончаров.
В 1910 году вышла экранизация повести Пушкина «Пиковая дама». Это классический довоенный хоррор, в котором отлично сочетается мистическая история о сходящем с ума заядлом игроке в карты сочетается с появлением призрака в кадре.
В 1916 году вышла еще одна версия «Пиковой дамы». Эта экранизация сделала большой шаг вперед в техническом плане, по сравнению с первой частью и считается одним из лучших дореволюционных отечественных фильмов.
Хоррор из Германии
В начале XX века Германия сильно отставала от соседних стран в развитии кинематографа. В ней не было известных режиссеров, звезд первой величины, кассовых фильмов. Всё изменилось в 1913 году, когда мир увидела картина «Пражский студент». Многие исследователи называют именно это произведение первым в истории полнометражным хоррором. Также это фильм считается прородителем нуара и самым ранним образцом германского экспрессионизма в кинематографе.
Сценаристом выступил Ганс Гейнц Эверс, за основу он взял историю Эдгара Алана По «Вильям Вильсон» и поэзию Альфреда де Мюссе. Фильм повествует о сделке с дьяволом, в ходе которой у главного героя, бедного пражского студента, возникает злой двойник.
Главную роль в фильме сыграл Пауль Вегенер, играя одновременно студента и его двойника. Эти двое нередко оказывались в кадре одновременно, в одной из сцен даже играли друг с другом в карты, всё это выглядело чудом для кинематографа того времени, зрители были в восхищении, а удалось это благодаря шикарной операторской работе Гвидо Зеебера. Эта картина стала первой, которую Германии удалось успешно продать в зарубежный прокат.
Впервые на экране появилось серьезное рассуждение о расколе личности. Эта картина заложила основы жанра ужасов, без него сложно себе представить такие фильмы, как «Кабинет доктора Калигари», «Носферату. Симфония ужасов», о которых мы поговорим далее.
Кабинет доктора Калигари
В 1920 году вышел идейный последователь «Пражского студента», фильм «Кабинет доктора Калигари». Его сюжет довольно прост и представляет собой рассказ в рассказе. Молодой человек Фрэнсис рассказывает ужасную историю, как его друг, его девушка, и он сам стали жертвами эксперимента некоего доктора Калигари.
В конце фильма нам предстоит разгадать примерно такую же загадку, какую задал Мартин Скорсезе в финале «Острова проклятых», главный герой сошел с ума или всё происходящее - настоящая ловушка? Критики назвали фильм триумфом и шедевром немецкого экспрессионизма.
На фоне поражения в первой первой войне в условиях изоляции в немецкой киноиндустрии наиболее востребованы были истории безумия, предательства, заговоров.
Фильм получил неповторимый стиль, все декорации были нарисованными на холсте, поэтому вся архитектура города напоминает нам работы художников - экспрессионистов. Актеры являются частью всё живой картинки, даже их тени были рисованными. Задний план как будто выходит на передний. Острые углы, неправильные пропорции, искривленная перспектива передают зрителю чувство ужаса и беспокойства, ритм картины неестественен для кинематографа того времени, именно он делает «Кабинет доктора Калигари» таким убедительным.
В фильме революционным было всё, дизайн локаций, темп картины, интригующий сюжет, атмосфера безумия и страха. Он имел оглушительный успех и навсегда изменил жанр хорроров.
Первый вампир
В 1922 вышел «Ноосферату, симфония ужаса». Немецкий немой фильм ужасов от режиссера Фридриха Мурнау. Это вольная экранизация роман Брэма Стокера «Дракула». Макс Шрек сыграл самого известного в мире вампира.
Имена персонажей и некоторые детали были изменены по сравнению с оригиналом, так как фильм не был лицензионным. Таким образом, Граф Дракула стал Графом Орлоком. По итогу, после выхода фильма вдова Стокера подала в суд на создателей, по его окончанию все копии фильма должны были быть уничтожены, но он уже успел разойтись по миру, и несколько копий сохранилось.
Эта картина примечательна тем, что в первый раз на экране нам показали настоящего вампира, кроме того, Мурнау использовал для создания мрачной атмосферы прием, ранее неиспользованный в кино. В одной из сцен ночной лес виден в негативе, но экипаж и лошади темные. На самом деле, в негативе была снята вся сцена, а экипаж с лошадьми были одеты в белые полотнища.
Этот фильм заложил в головах людей образ вампира на долгие годы вперед, также, это показательная история, как практически уничтоженный фильм стал настоящей классикой кинематографа.
Первый фильм, пугающий звуком
Первым хоррором, который использовал звук в качестве инструмента испуга зрителей, стал «Террор» 1928 года. Его снял Рой Дель Рута по мотивам пьесы Эдгара Уоллеса 1927 года «О загадочном доме, который терроризирует убийца, сбежавший из сумасшедшего дома».
Катушка с плёнкой фильма не имела звуковой дорожки, а реплики актёров и звуковые эффекты были записаны на отдельный диск Вайтафон (пластинку для воспроизведения на фонографе). Оператор включал диск одновременно с началом демонстрации фильма. На данный момент, к сожалению, фильм считается утерянным, но звуковая дорожка цела и хранится в архиве кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
К моменту выхода картины большинство кинотеатров еще не обзавелось оборудованием для воспроизведения звука, поэтому фильм вышел в двух вариантах: полностью озвученная версия и немая версия, в которой наиболее существенные актёрские реплики передавались с помощью субтитров.
В звуковой версии ближе к концу фильма обитателей дома испугали странные шумы и таинственная органная музыка, которые можно назвать первыми звуковыми скримерами в истории кино.
С 1930х годов фильмы ужасов расширяли свои границы, выходили фильмы про Дракулу, монстра Франкенштейна, Мумию, Оборотней. На свет вышел первый кроссовер - противостояние монстра Франкенштейна и Оборотня. На экранах появлялись всё новые монстры, которые не давали скучать, об этом этапе становления хорроров мы поговорим в следующий раз.
Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ
Также, если кому-то интересны мои мысли о кино/книгах/играх, буду рад всех видеть в своем новом телеграм канале.