cr01100001ig
Блог

Дорожная энциклопедия драконов: биология, символизм, история появлений и не только

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Эпос, кино и литература — как факты и холодная логика сплетались в жарком огне дыхания фантазий и мифов, подстегнув видеоигровую индустрию.

 
  • Драконы, наука, биология, религия и мифы
  • Культурные интерпретации, символизм и роль драконов
  • Литература и кинематограф современности
  • Спецэффекты и драконы — прямой шаг к геймдеву
  • Заключение
 

 

Размером с предплечье детской руки и гигантские, чья тень закрывает горы.

Такие разные. Такие прекрасные и порой чудовищные.

Этот крылатый народ претерпел множество самых разных изменений.

Где-то они были безмозглыми животными, где-то — мудрыми учителями, но везде и всюду их присутствие поражало разум.

Много было написано книг — и не меньше создано фильмов, сериалов и даже видеоигр.

Раз за разом мы знакомились через через лонгриды, подборки и «Вики» — многое вы, наверное, уже видели, что-то читали и где-то слышали.

Так пусть же сегодня этот материал станет финалом путешествия по миру этих волшебных существ.

Местом, где можно вспомнить классику и узнать что-то новое и, казалось, незначительное.

Сегодня мы говорим о тех, кто своим огнём, кислотой, когтями и магией изменил нашу историю.

О драконах.

Садитесь поудобнее в седле, доставайте вяленое мясо — пока мы едем в сторону обиталищ драконов, начинаем их изучать.

Прямо здесь и сейчас.

Драконы, наука, биология, религия и мифы

На дворе двадцать первый век.

Потихоньку начинают доставлять посылки летающие дроны, интернет проведён в почти каждый дом, а библиотека знаний человечества доступна любому желающему.

Что же мы сможем найти в ней относительно связей реальной науки и мифических драконов?

К сожалению, ответ будет до умопомрачительно краток.

Драконы на данный момент — лишь миф.

Нет доказательств того, что эти крылатые чудовища когда-либо существовали.

Ни исторических, ни антропологических.

Хорошая попытка, Гугл!

Учёные, занимающиеся этим, до сих пор предполагают, что мифы о драконах могли возникнуть на основе встреч с чудом выжившими динозаврами или находок неплохо сохранившихся окаменелых останков. Если первое звучит как нечто невообразимое — опять же, нет никаких доказательств, что люди когда-либо видели живых динозавров, то второе более реалистично.

Так, например, в Китае, историк 4-го века до н.э. Чжан Цю описал находку огромных «костей дракона» в регионе Учжэнь, которые на самом деле были костями динозавров. Эти кости использовались в традиционной медицине и приписывались целебные свойства.

Везде и всюду, начиная холодными фьордами викингов и заканчивая влажными джунглями инков и ацтеков — драконы неизменно присутствуют в культурах и языках. Они для наших предков — некий сплав неизвестного и невозможного, взявший по элементу от реально существующих опасных зверей (например, львов), чтобы отделиться от своей хтонической сущности и приобрести «земной облик».

Антрополог Дэвид Джонс утверждает, что древний человек вряд ли мог осмыслить реальный облик тех существ, чьи огромные кости он находил — история полна примеров того, как люди путали останки одних с другими, выдавая желаемое за действительное. Одновременно во всех культурах есть множество людей, не переносящих на дух змей — и это могло стать основой для собирательного образа дракона.

Эволюция попросту внедрила в человеческий разум врожденный страх перед крупными и опасными хищниками.

В то же время общие корни рассказов могли возникнуть именно в ранние миграции человечества по Земле — из Африки на юг Евразии и дальше на восток примерно два миллиона лет назад.

Какой-то кроманьонец мог найти выбеленные солнцем останки доисторического чудовища, увидеть огромную змею, крокодила или кита, соотнести всё это в своём крошечном разуме — и представить дракона. Рассказал одному, второму, третьему — и постепенно да понемногу легенды о драконах расширяли географию свою вместе с географией расселения человечества.

Одними из первых историй о крылатых монстрах стали месопотамские — например, Тиамат, великий змей, владычица морей и повелитель хаоса.

 

И тут внезапно начинайте загибать пальцы.

Змий — он же дракон.

Одна штука.

Герой — он же полубог, просто бог или куда более обыденный рыцарь.

Одна штука.

Схватка между участниками выше.

Также одна штука.

Ничего не напоминает?

И вот Мардук — ещё один бог месопотамского пантеона, победил в жестокой схватке Тиамат, и создал из её разрубленного тела небо и землю.

 

Эта история во многом хранит отпечаток того, во что превратятся легенды о драконах.

Крепкий герой-одиночка против коварного, почти всесильного змея — легенда, что раз из раза повторяется в разных интерпретациях в разных культурах. О причинах подобного противостояния мы поговорим чуть позже, но то, что дракон — куда более лакомая добыча как и для рыцаря, так и для барда, воспевающего его подвиги — несомненный факт.

Вот вы бы слушали с большим интересом про трёх бандитов, укравших принцессу?

Или про огнедышащее чудовище с тремя головами, что мало того — украло наследницу престола, так ещё и полкоролевства спалило в полёте?

Не обошло появление драконоподобных существ и Библию — творение Всевышнего, Левиафан, рассекает в неведомых далях море, оставляя за собой светящийся след и чью шкуру не пробьешь ни копьём, ни мечом. Для кого железные оковы — всего лишь сухая солома.

Змей этот ждёт своего часа, когда Бог будет готов нанести удар «мечом Своим грозным, великим и крепким».

 

 

Кто поймает его за голову? Кто ухватит за нос? А Левиафана — на крючок поймаешь? Прижмёшь ему язык верёвкой? Проткнёшь ли ему нос тростинкой, вонзишь ли крючок в челюсть? Станет ли он долго тебя умолять, жалостливо обращаться к тебе? Заключит ли он с тобой договор, станет ли навек твоим рабом? Будешь ли забавляться с ним, как с птичкой, привяжешь ли — девочкам на потеху? Придут ли скупщики торговаться, чтоб продать его по кускам ханаанеям? Изрешетишь ли гарпунами его шкуру, рыбацкими острогами — его голову? Положи на него ладонь — и думать забудешь о битве! Тщетны такие надежды! Один его вид повергает в трепет. Так кто же дерзнет его раздразнить, кто станет пред ним лицом к лицу? «Кто выйдет мне навстречу — поплатится. Все, что есть под небесами, — Моё!» Не умолчу о частях его тела, об их мощи и ладном строении. Кто поднимет край его одежды, пронзит двойную его броню? Кто распахнет врата его пасти? Ужасом веет от его зубов! На его спине — ряды щитов, скрепленных плотно, как печатью; сомкнуты они друг с другом — и воздух не пройдет между ними; один к другому прижат, сцеплены они неразрывно. Чихнет он — молния сверкает, глаза его — словно очи Зари; из пасти вырывается пламя, рассыпаются огненные искры; из его ноздрей поднимается дым, как от котла, кипящего над очагом; его дыхание воспламеняет угли, пламя из пасти пышет! В его шее таится сила, пляшет пред ним ужас. Мясистые его части сочленены так крепко, что их не поколебать; твердо его сердце, словно камень, словно мельничный жернов. Страшатся его появления даже боги, отступают перед натиском его. Не поможет против него ни меч, ни копье, ни дротик, ни стрела; железо он считает соломой, бронзу — деревом гнилым. Не обратят его в бегство стрелы лучника, камни из пращи для него — что мякина; дубину он примет за соломинку, свист дротика ему смешон. Его брюхо — что острые черепки, боронит он ими грязь. Заставляет он пучину бурлить, как котёл, превращает море в горшок с кипящим зельем; светящийся след он оставляет за собой, и кажется, что бездна седой стала. Нет на земле подобного ему — создания, которому страх неведом; на все свысока он взирает, всем сынам гордости он царь.

 

Но в основе своей — как с точки зрения некой «биологии», так и отношения к ним культурного, драконов можно разделить на три основных вида.

  • Ближнего Востока и Средиземноморья.
  • Азиатских.
  • Европейских.

В европейском фольклоре, например, это часто коварное, злое и зачастую не сильно отличающееся по уровню развития от человека существо. Его цель — сугубо быть противником для святого или рыцаря, а времена расцвета мотивов подобных совпадают с развитием христианства на территории Европы.

Зачастую местный дракон (не путать с виверной) — четырехлапое животное с отдельно выраженными крыльями.

Ближневосточные драконы — в том числе и египетские, например, где самый известный из них — Апоп, часто имеют под собой божественное начало. Внешний вид — ближе к змее и крокодилу.

Азиатский же, наоборот, во многом отличается от своего европейского собрата. Полубожества, основоположники императорской власти, символы доброго начала ян и просто высокоинтелектуальные личности.

 

Они даже внешне мало напоминает европейцев — у них длинное, змееобразное тело иной раз без всякого намёка на крылья. Взлетать и маневрировать им помогает специальная шишка на задней части головы — китайский лун особенно отличается этим.

Вьетнамский лонг, японский рю и многие другие — символ благополучия, дождя и удачи.

Немудрено, что так много разновидностей драконов существует там — кто бы не хотел сбежать от копий и мечей европейских варваров в страну, где тебя боготворят?

Часто местные драконы обладают длинной бородой — например, корейский ён, а на спине у них строго ограниченное число чешуек — 81 или 117, что кратно важной для азиатских стран цифре «девять».

Как бы то ни было, преобладающая доля драконьего племени — вне зависимости от «ареала обитания», имеет некий условный набор общих характеристик:

  • Размер. Драконы обычно описываются как огромные существа. Часто — больше любых животных, которых люди могли видеть в реальности.
  • Полёт. Во многих западных преданиях драконы имеют крылья и способны летать, в восточных — без крыльев, но с сохранением способности к полёту
  • Чешуя и общий змееподобный вид. Кожа драконов часто описывается как покрытая твердой чешуей, которая защищает их от оружия и других угроз.
  • Хвост. У драконов обычно длинный хвост, который может быть использован в качестве оружия.
  • Когти и зубы. Острые когти и зубы являются типичными для драконов и используются для боя или охоты.
  • Интеллект. В некоторых культурах драконы изображаются как высокоинтеллектуальные существа, способные говорить или понимать человеческий язык. 
  • Дыхание. Помимо огня, некоторые драконы могут извергать лед, яд или другие элементы. На востоке обычно — вода, на западе — огонь. 
  • Сокровища. Часто драконы ассоциируются с охраной сокровищ или драгоценностей.
  • Долголетие. Многие мифы приписывают драконам способность жить веками или даже быть бессмертными.

Разумеется, не все драконы совмещают все названные выше признаки — но в большинстве своём это так.

Отдельно стоит поговорить об одном из самых важных, эффектных и эффективных атрибутов — из-за которого в ряде литературных источников, например, происходит деление на истинных и псевдо-драконов.

Огненном дыхании.

Как нам стало известно, крылатые монстры неотрывно были связаны с мистикой и легендами. Но если бы они существовали, как могли бы ученые объяснить их способность извергать огонь?

Давайте попробуем подумать.

Что есть огонь?

 

В первую очередь, это интенсивный процесс окисления (горения), сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. Для его создания необходимо три компонента: источник поджигания, топливо и кислород.

Последнее можно опустить почти во всех случаях появления драконов как в фентезийных мирах, так и в реальном — и основанных на нём в том числе.Это самая простая часть, так как он составляет 21% атмосферы Земли.

Большая же проблема — это искра и топливо.

Где и как дракон мог их найти?

Представим, что у него есть орган, подобный желудку птицы — желудочек, где могут храниться проглоченные камни. У птиц эти камни помогают перетирать твердую пищу.

Если дракон проглотит кремень, который может тереться о сталь или о другие камни внутри, это может вызвать искру — похожий принцип использует Энн Маккефри в объяснении биологии драконов в цикле «Драконы Перна».

 

Теперь давайте подберём варианты топлива.

Некоторые химические вещества самовоспламеняются при контакте с воздухом. Например, элемент иридий, который может гореть разными цветами в зависимости от соединения, к которому он присоединен. Одно из соединений горит теплым оранжевым или красным цветом, другое — фиолетово-синим. Однако иридий не является распространенным элементом, особенно в биологических процессах.

Впрочем, есть и другие пирофорные химические вещества, которые дракон мог бы найти поближе к своему месту обитания.

Если предположить, что драконы любят пещеры, то они могли бы иметь доступ к большому количеству железа. Железо может реагировать с другим химическим веществом — сероводородом, который является воспламеняющимся газом и содержится в сырой нефти. Когда сероводород и железо соединяются, например, в ржавой нефтяной трубе, результатом является сульфид железа.

Также существует теория, что драконы могли бы использовать метан из своего пищеварительного тракта — так называемый болотный газ, который взрывается при контакте с воздухом. Это могло бы быть контролируемым отрыжкой с эффектом от фермента, выделяемого между первым и вторым рядами зубов.

Звучит потрясно, не правда ли?

Помимо этого, можно предложить ещё несколько вариантов контроля извержения огня:

  • Биологический катализатор. Драконы могли бы иметь специальный орган, который содержит химические вещества, способные взаимодействовать с кислородом и топливом. Например, орган, аналогичный печени, мог бы содержать высококонцентрированный метан или другие горючие газы. При необходимости дракон мог бы активировать этот орган, чтобы создать огонь.
  • Специализированные бактерии. В пищеварительном тракте драконов могли существовать специальные бактерии, которые производят горючие газы. Эти бактерии обрабатывали бы пищу и выделяли метан или другие воспламеняющиеся вещества. Подобная симбиотическая связь между драконами и бактериями обеспечили бы первых способностью дышать огнем в качестве меры защиты, а вторых  — удобным и спокойным «домом».
  • Электрохимический процесс. Драконы могли бы иметь специальные железы, которые накапливают энергию, подобно электрическим органам у рыб. При активации этих желез они создавали искры, которые затем воспламеняли горючее вещество.

В то же время Филип Дж. Сентер, доктор биологических наук и специалист по палеобиологии динозавров, утверждает, что испускание огня для динозавра/дракона либо физиологически невозможно, либо в некоторых случаях нанесло бы вред ему самому.

Истоки этих предположений лежат в младоземельном креационизме, согласно которому люди и динозавры сосуществовали в одно время. Сторонники этой теории считают, что легенды о драконах основаны на встречах людей с динозаврами.

Некоторые авторы предположили, что крупные травоядные динозавры могли отрыгивать метан и поджигать его, но Сентер считает, что это опасно для самого динозавра. Эта гипотеза несостоятельна, так как она предполагает ожоги и воспламенение облака насыщенного метаном воздуха вокруг головы животного — да и очень трудно добится узконаправленного потока «огня».

Другие авторы предположили, что у динозавров могли быть природные органы для генерации электричества, с помощью которых они могли создавать искры для поджигания метана. Однако Сентер отмечает, что электрический разряд легче проходит через воду и биологические ткани, чем через воздух и метан.

Жуки-бомбардиры и люминесцентные животные могут быть аналогами огнедышащих динозавров и драконов, но, к сожалению в природе нет животных, способных к воспламенению — вышеназванные и известные химические реакции весьма далеки от желаемого «результата».

Культурные интерпретации, символизм и роль драконов

Где бы вы не встретили дракона — в христианских источниках или китайских поэмах, везде они будут намного сильнее человека. Существа, окутанные мистикой и магией, которые вдохновляли прямо или косвенно нашу расу — полны мощи и загадочности

Но, как мы говорили ранее, в каждой культуре есть свои собственные уникальные черты и значения, отражающие ценности да взгляды народов, которые их почитают — или ненавидят.

Виды драконов и их скрещивание в трактовке неизвестного художника

Так, например, в Китае и других странах Востока драконы — это благородные существа, которые ассоциируются с мудростью, силой и благополучием. Они считаются хранителями знаний и символизируют гармонию и удачу. В китайской мифологии дракон — это доброжелательное существо, которое может контролировать воду, погоду и даже время года. На праздник Весеннего фестиваля дракон играет ключевую роль, символизируя начало нового цикла и привлечение удачи.

В европейских мифах драконы часто представлены как страшные и могущественные существа, которые дышат огнем и угрожают мирным жителям. Здесь они — испытание для героев, которым предстоит доказать свою храбрость и силу, победив дракона. Средневековые легенды и сказания, такие как история о Святом Георгии, который победил дракона, являются символом борьбы добра со злом и испытанием веры.

В северной мифологии драконы также занимают важное место. Они представляют собой разрушительные силы и часто связаны с концом мира, как в случае с драконом Нидхоггом, который грызет корни мирового древа Иггдрасиль, угрожая всему существованию.

А про Йормунганда не знает только ленивый — великий змей, что пожирает свой собственный хвост и мечтает поглотить весь мир.

В религиозных и духовных традициях драконы также занимают особое место. В некоторых восточных религиях драконы являются божественными существами или духами, которые могут помогать людям или испытывать их. В буддизме драконы часто ассоциируются с просветлением и мудростью, а в христианстве — с грехом и искушением.

В христианской традиции дракон часто воспринимается как символ зла и сатаны, что отражает его роль в библейской символике. В Книге Откровения дракон описывается как могущественное и устрашающее существо, воплощение хаоса и разрушения, которое стоит в противоположности Богу и его последователям.

Дракон в христианстве символизирует множество аспектов:

  • Сатана и дьявол. В Книге Откровения изображается великий красный дракон с семью головами и десятью рогами, который пытается поглотить женщину и ее ребенка, что символизирует дьявола, стремящегося уничтожить последователей Бога.
  • Зло и грех. Дракон олицетворяет греховность человеческой природы и вечную битву между добром и злом.
  • Испытание и преодоление. Образ дракона также может служить метафорой для преодоления внутренних демонов и достижения духовной свободы.

Можно однозначно сказать, что в средневековой культуре, а особенно — христианской, истории про драконов стали символом духовной борьбы и победой истинной веры над силами тьмы.

В современной культуре драконы продолжают вдохновлять авторов, художников и кинематографистов. Они появляются в качестве главных персонажей в фэнтезийных романах и фильмах, где могут быть как зловещими антагонистами, так и мудрыми наставниками. Примером может служить Смауг из «Хоббита» или драконы из «Игры престолов», которые являются неотъемлемой частью сюжета и мира, созданного авторами.

Подобно подходу всего культурного пласта на изображение многих оттенков вместо классического «черного-белого, «доброго-злого», драконы становятся всё более человечны — пусть и даже всё ещё намного могущественнее человека. Драконы могут символизировать свободу, мощь и непокорность, что делает их популярными элементами в татуировках и графическом дизайне.

Они — довольно популярные маскоты и символы для тех же спортивных команд и брендов, подчеркивающие их стремление к победе и силе — что отдаёт больше китайским влиянием.

Давайте же вспомним самых известных драконов из мифов и легенд Античности и Средневековья.

Первым в нашем списке просто обязан стать Ладон — один из самых загадочных и величественных представителей своего племени. Чудовище с тысячью голов и двумя тысячами глаз бдительно охраняло золотые яблоки в саду Гесперид и не спало от слова «вообще». Изначально бывший титаном, но проигравший Олимпу, Ладон был обречен на мучительную смерть — его путь привел к нему Геракла.

Хитрый герой греческого эпоса использовал в схватке с Ладоном стрелы, отравленные ядом Лернейской гидры — таким образом, один змей победил другого, и этот мотив ещё не раз всплывёт в культуре.

 

Например, похожим принципом воспользовалась Робин Хобб в своих романах про мир Элдерингов — тех самых про Фитца, Шута, Ночного Волка и живые корабли.

 

Да, например, драконов можно отравить, подсунув отравленных овец, но самое лучшее оружие — то, что идёт от них самих. Кислота, способная плавить металл, чешую и плоть как горячий нож плавит масло, кости. Когти, что пробивают дерево как солому — всё это действенное оружие против драконов.

Именно стрелой, сделанной из их костей, один из героев убивает волшебное чудище. А другой персонаж, пользуясь врождённой для королевской семьи драконьей магией — вполне удачно даёт отпор особо надоедливой и могущественной драконице.

 

Смерть Ладона не осталась незамеченной. Гера, в знак уважения к его службе, отправила его на небо, где он стал созвездием Дракон, охватывающим Малую Медведицу с трёх сторон. И даже после смерти, кровь Ладона продолжала дарить жизнь, ведь из каждой капли, пропитавшей землю, выросли драконовы деревья с тёмно-красным соком, обладающим целебными свойствами.

Ладон, иногда — порождение Тифона и Ехидны, брат Цербера и Лернейской Гидры, остаётся одним из самых могущественных и мистических существ в мифологии. Его история — это рассказ о силе, стойкости и вечной жизни.

Можно вспомнить и двух других братьев-титанов.

Пифон, сын Геи, был огромным змеем, охранявшим вход в Дельфийское прорицалище до его захвата Аполлоном.

Согласно мифу, Пифон был создан Геей, чтобы защищать священное место, и он был настолько велик, что мог обвиться вокруг горы Парнаса. Однако его власть была обречена на падение, когда Аполлон, стремясь утвердить своё божественное право на прорицание, убил Пифона, выпустив в него сотни стрел. После смерти Пифона, Аполлон основал Пифийские игры в честь своей победы, и место, где лежали кости змея, стало известно как Дельфы.

Тифон, сын Геи и Тартара, был ещё более могущественным и чудовищным существом. Воплощение разрушительных сил природы сразилось с Зевсом и эта битва стала кульминацией борьбы за власть в мире богов.

Тифон олицетворял собой стихийные бедствия, такие как землетрясения и вулканические извержения. В мифе говорится, что он был настолько велик, что его головы достигали звёзд, а руки могли коснуться востока и запада. Зевсу удалось победить Тифона, только после того как он использовал все свои силы и мощь молний — снова дистанционные атаки победили!. Тифон был заточён под горой Этна, где его движения продолжают вызывать страх и трепет среди смертных.

Оба титана — архетипические образы борьбы хаоса с порядком.

Ну и как не упомянуть более «молодых» драконов? Например, того, которого победил святой Георгий.

Легенда о Святом Георгии и драконе — одна из самых известных и вдохновляющих историй христианской мифологии. Святой Георгий, изображаемый как рыцарь в сияющих доспехах, стал символом доблести и защитника веры.

 

Согласно легенде, дракон обитал в озере возле города Силены в Ливии. Это чудовище было настоящим бедствием для жителей: оно отравляло воздух и требовало ежедневных жертвоприношений, чтобы не нападать на город. Жертвами становились как скот, так и люди, выбираемые по жребию, и однажды на эту участь выпала царевна.

Святой Георгий, проезжавший мимо, увидел царевну и узнал о её предстоящей судьбе. Он решил спасти девушку и вступил в бой с драконом. С помощью своего копья, благословенного крестом, он поразил зверя и освободил царевну и город от его тирании.

Существует ещё множество самых разнообразных героических преданий, но большинство из них, как мы уже говорили, строится на трёх столпах: дракон-божество, дракон-прислужник Зла, дракон-учитель. В христианском мире многим из них даже не давали имён — был важен лишь сам факт схватки, а не лицо участника.

Например, история помнит драконов из Ревеля, Беверли, Лосси, Норфолка, Уантли и многих других мест, но везде и всюду они безымянны — лишь одно лицо из многих у противника христианской веры, чьё имя и так известно доброму люду.

Литература и кинематограф

В мире современной фантастики и фэнтези драконы перестали быть однозначными символами зла или добра, черного или белого.

Они обрели сложность и многогранность, став отражением человеческой натуры и нашего общества.

Но как именно современные авторы переосмысливают образ дракона, превращая его из простого мифического чудовища в сложного персонажа с человеческими чертами и эмоциями?

Эти создания больше не ограничены рамками традиционной морали.

Они могут быть мудрыми и благородными, жестокими и коварными, а иногда и всем этим одновременно.

Драконы стали зеркалом, в котором отражается не только наша борьба за власть и контроль, но и наши страхи, надежды и мечты. Они — мощное, сильное, но всё ещё напоминающее нас зеркало, позволяющее заглянуть в самые темные уголки человеческой души и одновременно увидеть свет её возможностей.

Они — мы сами, но способные на куда более великие вещи.

Давайте же кратко пробежимся по мастодонтам драконьего мира.

Робин Хобб — «Мир Элденрингов»

Может и не совсем честно начинать этот список с относительно нового автора — но иначе я не могу. Цикл, состоящий из нескольких отдельных сюжетных линий, объединяется в одну большую, детализированную картину мира — без запинки, без проволочек Робин Хобб повествует нам о мире, где драконы умерли и возродились.

 

О мире, где людям нужны такие же как мы — чтобы каждый удержал баланс весов жизни.

Здесь драконы несколько отличаются от несколько привычных представлений. Во-первых, они обладают наследственной памятью и переходят через несколько несколько стадий развития.

Взрослые представители племени откладывают яйца на одном-единственном островном архипелаге, после чего из них выбираются так называемые морские змеи, которые в течении нескольких сезонов путешествуют по морям и океанам, набирая силы для путешествия к пляжам с драгоценным песком памяти.

 

Добравшись до лежбищ, сваяв коконы из песка и кислотной слюны, при помощи которой они передают памятные образы и общаются — при помощи взрослых драконов, они засыпают до весны, пока солнце не заставит их проснутся.

Именно тут начинает прослеживаться второе отличие — драконы в мире Хобб зависят от наследственной памяти.

По причинам, которые постепенно откроются героям книг, мир погрузился во тьму, а драконы были уничтожены или вымерли — те же немногие змеи, что не успели окуклится, не могут найти дорогу домой. Мало того — спустя десятилетия и даже сотни лет сам рельеф изменился и привычная солнечная, удобная для лежбищ река с песком памяти — теперь серый, мутный и грязный поток с кислотой, способной из маленькой раны сделать настоящую дыру.

Что случилось? Почему мир изменился?

Это вы сможете найти в книгах, а мы продолжим разговор о памяти.

Песок, из которого змея создаёт кокон, надёжно пропитывается воспоминаниями старших собратьев и её самой — что позволяет ей в кратчайшие сроки становится драконом в полном расцвете сил. Где, что, когда и почему — ответы на все вопросы уже в их головах.

И высшая честь для драконьего племени — быть сожранным после смерти. Пусть и звучит это несколько грязновато и кровожадно — картина явно не самая благородная, но поглощая живую плоть, драконы впитывают и воспоминания её.

К сожалению, один из людей-героев — да и не один, на самом деле — погибает рядом с ними. Благодаря этому драконы становятся ближе к человеку, тем самым знаменуя появления существ, что уже не драконы, но и не люди — благодаря памяти погибшим, они способны лучше понимать человечество.

Третьим отличием становится дыхание. Отбросьте жалкий огонь — здесь небольшой мешок в глубине горла змея содержит высококонцентрированную кислоту, способную превращать суда в жидкую грязь, а сотни людей в латных доспехах — в мутные и вонючие лужи.

Звучит куда более страшно, чем мгновенная смерть от огня — кислота, попавшая на руку, начинает пожирать плоть и не закончит, пока от тела ничего не останется.

Магия в мире Хобб также присутствует — например, драконы обладают Даром Древней Крови одновременно с Силой, а некоторые люди — тем или другим. И лишь немногие, вроде одного из героев — тем И другим. Эта магия также имеет драконье начало и постепенно Робин Хобб объясняет все и вся, чеховские ружья обязательно выстрелят — не сомневайтесь.

 

Мир Элденрингов стоит того, чтобы начать путешествие с Робин и её героями.

Определённо.

И было бы неплохо получить экранизацию...

Игра престолов

Великая находка и великое разочарование — как сериальное, так и книжное.

Видимо, всё это протекает из двойственной натуры местных драконов.

В мире «Игры престолов», драконы являются одними из самых могущественных и восхитительных существ. Они ассоциируются с домом Таргариенов, династией, которая когда-то правила Семью Королевствами Вестероса. Драконы в «Игре престолов» не просто огромные рептилии, способные извергать огонь; они символизируют власть, страх и удивительную красоту.

Последние живые драконы были выведены из яиц Дейенерис Таргариен, которая стала известна как Мать Драконов. Её драконы — Дрогон, Рейгаль и Визерион — названы в честь её покойного мужа и двух братьев. Они играют ключевую роль в её стремлении вернуть трон, который был украден у её семьи — или не украден, это как ещё посмотреть.

Драконы в этом мире — это не просто животные; они обладают каким-никаким да интеллектом и эмоциональной связью со своей хозяйкой. Они могут быть непредсказуемыми и опасными, но также и невероятно преданными. Их огненное дыхание может расплавить замки и уничтожить армии, что делает их мощным оружием в войне за трон.

Смерть одного из драконов, Визериона, и его последующее воскрешение Королем Ночи, стало одним из самых шокирующих моментов в сериале. Это событие подчеркнуло, что даже такие могущественные существа не застрахованы от смерти и могут быть использованы в темных целях.

Драконы «Игры престолов» символизируют двойственность власти — она может быть использована как для защиты, так и для разрушения. Их история напоминает о том, что даже самые могущественные существа и люди подвержены человеческим слабостям и могут быть побеждены, несмотря на всю свою силу и мощь.

Или популярные сериалы и книжные циклы, например.

Хроники Нарнии

В «Хрониках Нарнии» дракон становится скорее элементом повествования, важным — но не ключевым.

Юстес, противный мальчишка из послевоенной Англии, встречает на своём пути умирающего дракона и из-за собственной жадности становится его наследником — сам превратившись в чешуйчатое чудовище.

 

Драконы в Нарнии описываются как существа с длинными, гибкими телами, которые ползают по земле, с кожей, похожей на кольчугу, длинными свинцово-серыми мордами, тусклыми красными глазами (хотя в фильме у Юстаса они были синими), без перьев или шерсти, ногами с локтями, выше спины, как у паука, жестокими когтями, огромными крыльями летучей мыши и хвостами, которые были длиной в несколько ярдов.

Огнём, впрочем, они тоже дышали.

Дракон здесь — лишь способ Юстеса принять себя нового, совершить перерождение в человека и сбросить склизкую шкуру вредного, глупого и заносчивого мальчишки.

А ещё — инструмент поведать грустную историю про одного из лордов короля Каспиана, которому не досталось понимающей компании.

Властелин Колец

Драконы в мире Средиземья Дж. Р. Р. Толкиена были созданы Морготом (ранее известным как Мелькор), первым Тёмным Властелином и одним из Валар. Они были частью его зловещих планов по борьбе с эльфами и людьми в Первую Эпоху.

Согласно легендариуму Толкиена, драконы были созданы в Ангбанде, крепости Моргота, и являлись смесью огня и колдовства. Они были предназначены для того, чтобы усилить армию Моргота, которая до этого состояла в основном из орков — как противопоставление Орлам, когда орки — кривое зеркало эльфов.

 

Первым из драконов был Глаурунг, обладающий как физической силой, так и хитрым умом. Он был известен своим гипнотическим взглядом и способностью вводить в заблуждение. Глаурунг сыграл ключевую роль в судьбе детей Хурина и разрушении эльфийского царства Нарготронд.

Драконы в Средиземье могли быть как крылатыми, так и бескрылыми — первые из них были именно бескрылыми, но постепенно уменьшаясь в размерах, обрели их.

Крылатые драконы появились во время Войны Гнева, последней битвы Первой Эпохи, когда Моргот выпустил их против своих врагов. Среди них был Анкалагон Чёрный, самый могучий из драконов, чьё падение привело к разрушению башен Тангородрима.

 

После Первой Эпохи выжившие драконы укрылись в Северной Пустоши и на Высохшем Холме, где они продолжали размножаться и существовать в последующие эпохи.

Самый известный из них — Смауг, что отобрал целое королевство у гномов и чья судьба описывается «Хоббите» и одноимённом фильме.

Толкиен был вдохновлен средневековыми легендами и мифами о драконах, такими как Фафнир из германской мифологии и дракон из поэмы «Беовульф». Он придал своим драконам уникальные черты, сделав их не просто монстрами, но и персонажами с собственными характерами и мотивациям — впрочем, не далеко уйдя от системы координат «чёрное-белое».

Эрагон

Крепкий литературный среднячок, который принёс молодому автору Кристоферу Паолини бурю оваций и море денег.

Вырвиглазный фильм, что на долгие годы поставил крест на экранизации неплохой книжной основы.

Всё это — Эрагон.

 

Подростковая драма, простая и без изысков, повествующая о бедном мальчике, который становится последним свободным Всадником — другом драконов, наследником древнего ордена и врагом предателя-братоубийцы.

Много магии, логично построенный мир, драконы — что ещё нужно для счастья?

Для любителей любовных романов — есть простенькая любовная линия. Для любителей кровавых битв — каждая книга заканчивается таковой.

Пусть и не отличается изыском, книжная серия удерживает на себе внимание неплохо скроенным сюжетом — здесь всего в меру, а нарративные щели намертво забиты деталями.

 

Ну а фильм лучше забыть, как и забыл его сам Кристофер Паолини.

Драконы Перна

Как и «Эрагон» и «Мир Элденрингов», «Драконы Перна» стали моими самыми любимыми произведениями про драконов — оригинальные, с живым и детальным описанием мира, цикл про Всадников стал одним из самых шокирующих откровений в моей литературной жизни.

И как сказать без спойлеров — не представляю.

 

Драконы здесь обладают телепатией, употребляют для огня богатый фосфином камень и сжигают Нити — существ, что летят с далёкой Алой звезды в поисках пищи. Безмозглые монстры пожирают всю органику на своём пути и только связанные телепатией со своими всадниками драконы стоят на пути угрозы для всего Перна.

Фантастика, которая удачно скрывается за личиной фентези, определённо стоит вашего времени.

Урсула Ле Гуин

Можно по разному относится к муженавистническому порой настроению поздней Ле Гуин, но то, что мир драконов в её творчестве весьма и весьма неплох — гарантированно.

Драконы в её творчестве занимают особое место — а особенно в знаменитом цикле про волшебника из Земноморья. Они — не просто монстры или символы, они — часть мира, без которой он погибнет.

Дальние «родственники» местной человеческой расы, драконы мало контактируют с людьми, олицетворяя первозданную природу и свободу, и как многие другие свои собратья из других произведений не подчиняются человеческим законам. Драконы — больной прыщ на пятой точке правителей и царьков, которым откровенно наплевать на человечество после нарушений ими давних договорённостей.

Каких?

Об этом вы можете узнать в последней книге цикла «Земноморья».

Ле Гуин часто использует драконов для исследования тем идентичности, власти и морали.

В её мире драконы несут в себе знания, которые могут быть как благословением, так и проклятием для тех, кто пытается их использовать. Они напоминают нам о том, что мир не всегда черно-белый и что мудрость часто требует понимания и уважения к другим формам жизни.

Драконы Ле Гуин — не декорация, а герои и ключевые фигуры, которые формируют темы и мир произведения.

А ещё можно посмотреть дилогию фильмов и целое аниме по мотивам!

Как приручить дракона

«Как приручить дракона» — это захватывающая история о дружбе, смелости и открытии новых горизонтов. Этот мультфильм, выпущенный студией DreamWorks Animation в 2010 году, быстро завоевал сердца зрителей по всему миру и стал классикой семейного кино.

Сюжет мультфильма разворачивается в мире викингов, на острове Берк, где охота на драконов считается вершиной мужества и силы. Главный герой, подросток по имени Иккинг, является сыном вождя племени, но не соответствует традиционным представлениям о викингах. Он неуклюж и не обладает физической силой, но зато имеет изобретательный ум и доброе сердце.

Иккинг случайно встречает дракона, которого называет Беззубиком, и эта встреча меняет его жизнь. Вместо того чтобы убить дракона, как того ожидают от него соплеменники, Иккинг решает приручить существо. Со временем между ними завязывается крепкая дружба, и Иккинг узнаёт, что драконы не такие ужасные и опасные, как о них думают викинги.

Мультфильм «Как приручить дракона» исследует темы понимания и принятия различий. Он показывает, что истинная сила заключается не в насилии и агрессии, а в сочувствии и дружбе. Иккинг и Беззубик становятся символами изменений в отношениях между викингами и драконами, ведущими к миру и сосуществованию двух видов.

Мультфильм был снят по мотивам одноимённой книги Крессиды Коуэлл (которая незаслуженно была забыта на его фоне) и получил несколько продолжений, которые расширяют историю Иккинга и Беззубика, а также вводят новых персонажей и драконов. Каждый новый фильм углубляет мир Берка и его обитателей, раскрывая новые аспекты взаимоотношений людей и драконов.

А совсем скоро нас ждёт игровая полнометражная адаптация — и время постепенно просмотреть предыдущие части.

Драконья Погибель

Помните храбрых рыцарей, что на верном коне с копьём наперевес несутся на дракона и побеждают его?

Спешим разочаровать — это не тот мир. Здесь подобные герои быстро и бессмысленно умирают от лап драконов, их хвостов и зубов.

Побеждает смекалка, хитрость и бесчестие.

 

Вместо копья — смазанные ядом гарпуны, заговорённые колдуньей, вместо коня — свои собственные ноги, а сетью удобно накрыть дракона и не дать ему подняться в воздух.

Но даже так вы останетесь один на один с огроменным змеем, чей интеллект превышает человеческий и вся надежда, что он знатно наелся и не услышит ваших шагов.

Барбара Хэмли, автор «Драконьей погибели» переворачивает с ног на голову представления о схватках с драконами, действуя пусть и вполне обыденным средствами, но в комбинации, мало использовавшейся в конце двадцатого века.

Важная деталь — тут чем красочнее, светлее дракон — тем он младше. Самые старые особи обычно чёрные как ночь.

Этот роман дважды номинировался на «Локуст», а критики как один восхваляли образ героя-дракона — настолько он получился живым и далёким от «толкиеновской» черной-белой модели мира. Добавьте сюда некую магию имён, взятую у Ле Гуин — и отличное чтиво на вечер вам гарантировано.

Драконы, смелые и красивые женщины, гномы, кучи сокровищ, колдовство — достойный преемник Андре Нортон!

Власть огня

В кинематографе, как мне кажется, этот фильм до сих пор оригинальнее всех поднимает тему драконов.

Лысый Мэтью Макконахи.

Постапокалиптичный мир, где драконы пробудились от многовековой спячки и буквально спалили современную человеческую цивилизацию.

Уже две эти вещи звучат круто!

 

Относительно простой и неброский боевик поднимает тему драконов в неожиданном виде — как мы можем подготовиться к приходу сил, что старше и сильнее нас?

Создатели отбросили стандартных инопланетян с их вечными попытками захвата мира и просто выпустили огнедыщащих монстров.

Просто.

Эффектно.

Эффективно.

И потраченное время явно того стоит.

Спецэффекты и драконы — прямой шаг к геймдеву

Развитие спецэффектов оказало огромное влияние на изображение драконов в кино.

С течением времени, благодаря прогрессу в технологиях, драконы стали выглядеть всё более реалистично и убедительно.

В начале кинематографа драконы часто изображались с помощью аниматроники или костюмов, что ограничивало их движения и выразительность. С развитием технологий комбинированных съемок, таких как использование масок и двойной экспозиции, стало возможным создавать более сложные и динамичные сцены с драконами¹.

С приходом компьютерной графики в кинематографе открылись новые горизонты для создания драконов. Теперь они могут быть полностью сгенерированы на компьютере, что позволяет добиться невероятной детализации и реализма. CGI дал возможность создавать драконов любых размеров и форм, с любыми текстурами кожи и сложными анимациями полета и огня.

Примером того, как спецэффекты повлияли на изображение драконов в кино, может служить фильм «Как приручить дракона», где драконы представлены в широком диапазоне характеров и внешности, каждый со своими уникальными чертами и способностями. Это стало возможным именно благодаря передовым технологиям анимации и моделирования.

Таким образом, развитие спецэффектов позволило кинематографистам создавать всё более захватывающие и эмоционально насыщенные сцены с драконами, которые стали неотъемлемой частью современного кино. Эти изменения не только улучшили визуальную составляющую фильмов, но и расширили возможности повествования историй, где драконы играют ключевую роль.

И именно развитие компьютерной анимации напрямую повлияло на то, ради чего мы сегодня собрались — на видеоигры.

Драконы в League of legends, Elden Ring и многие, многие другие — не хватит времени, чтобы рассказать про всех.

Но мы попробуем вспомнить самые красочные примеры — и то, как они соотносятся с литературными и мифологическими «предками».

The Elders Scrolls

Как не начать наш краткий рассказ о драконах со «Свитков»?

Конечно же, в первую очередь вспоминается пятая часть серии — Skyrim, сюжетная линия которой прочно сплетена с драконами и их ролью в мифологии Тамриэля.

 

Потомки бога Акатоша — местного пожирателя мира и аналога египетского Апопа или северного Йормурганда, владеют порой божественными силами. Клыки, крылья, огонь и лёд — да ещё драконий язык, который сам по себе — чистая магия. При помощи дракона-отщепенца — Партунакса, испокон веков орден Седобородых изучал «Туум» — драконьи крики, имеющие под собой отдельные фразы на их языке.

Поглощая души погибших драконов, Довакин — смертный с сердцем крылатого зверя, становится всё сильнее и готовится бросить вызов Акатошу.

В целом, местные драконы довольно пресные, не побоюсь этого слова — они всё также символизируют силу, мудрость и тайны Тамриэля, но вряд ли становятся интересными персонажами. Как геймплейная составляющая они интересны, но не более.

Лишь изредка их появление приносит с собой увлекательную историю — как это было с драконом, в, кхм, одном из дополнений.

 

В остальном — это всё ещё песочница Тодда Говарда без яркого нарратива.

И драконы тут не исключение.

Spyro

Эта игра становится одной из немногих, где главный герой сам — дракон.

 

Когда-то давным-давно обитатели Драконьего Королевства были превращены в камень злодейским злодеем и лишь молодой фиолетовый дракон по имени Спайро избежал заклятия.

Его дальнейший путь можно легко отгадать — это милое своеобразное роад-муви ведёт Спайро к поиску новых друзей и спасению старых.

Определённо стоит поиграть ради геймплейных фишек, но ради нарратива — нет.

World of Warcraft

В мире World of Warcraft, драконы занимают особое место и играют значительную роль в сюжете игры. Они являются одними из самых древних и могущественных существ Азерота, обладающих уникальными способностями и магической силой. Драконы в World of Warcraft представлены различными родами, каждый из которых имеет свои особенности и связан с определённым элементом или аспектом мира.

 

Пять великих родов драконов — это красные, зелёные, синие, бронзовые и черные драконы. Каждый род был избран Титанами и наделён властью над определённым аспектом мира. Например, красные драконы связаны с жизнью, зелёные — с природой, синие — с магией, бронзовые — со временем, а черные — с землёй и глубинами.

Драконы в игре не только участвуют в многочисленных квестах и событиях, но и влияют на исход важных сюжетных линий. Они могут быть как союзниками игроков, так и их противниками. Смерть дракона в World of Warcraft — это значимое событие, которое может иметь последствия для всего мира, ведь драконы тесно связаны с духом Азерота — который не совсем планета...

Истории драконов тесно переплетены с историей самого мира, и их действия часто имеют далеко идущие последствия. Например, события, связанные с драконом Смертокрылом, привели к катастрофическим изменениям в мире и стали основой для одного из дополнений к игре.

В целом, драконы в World of Warcraft представлены как мудрые и могущественные существа, играющие ключевую роль в поддержании баланса и порядка в Азероте.

Dragon Age

Как не упустить возможность поговорить о игре, где «век драконов» выведен в заглавие?

Драконы здесь — полубожественные сущности, знаменующие собой начало близящегося конца для всех смертных разумных рас.

 

Как только орда извращённых чудовищ — порождений тьмы, находит своего будущего повелителя — одного из великих драконов и бывших защитников человечества, он превращается в живой штандарт Смерти — Архидемона.

И Мор — скверна, проникшая сквозь Тень из мифического божественного Золотого Города, не остановится, пока Архидемон не будет убит, а его душа поглощена Серым Стражем.

Увы, для жителей Тедаса история потрясений, связанная с драконами, не закончилась на «Инквизиции». Впереди много неразбуженных драконов, а множество отродий тьмы бродит в тёмных подземельях бывших городов гномов в поисках своих кумиров.

Baldurs Gate и DnD

Здесь драконы — инструмент гейм-мастера, способный развлечь игрока и подкинуть ему явных трудностей.

Вы хотели когда-нибудь закосплеить храброго рыцаря, несущегося спасать из лап дракона принцессу?

Ролевая система DnD и умелый мастер сделают это для вас.

 

Здесь они могут быть кем угодно — могущественными противниками, мудрыми наставниками, или даже божественными существами, в зависимости от кампании и мира, созданного Мастером Подземелий. Их влияние простирается далеко за пределы простого боя — они могут быть источником квестов, загадок, и даже политических интриг.

Драконы в DnD обладают своими собственными целями и мотивациями, которые могут совпадать или конфликтовать с интересами игроков. Это создаёт сложные моральные дилеммы и стратегические решения, которые могут определить исход кампании.

Драконы — хороший способ обогатить игровой опыт, предложив многослойные взаимодействия, которые отложатся у игроков надолго.

Вы можете встретить их как в классическом DnD, в играх — вроде недавних хитовых «Врат Балдура» или даже в кино — пусть фильмы и не всегда удачные.

А с учётом того, что сама система DnD разделилась на несколько производных вроде Pathfinder — нам не хватит времени, чтобы рассказать всё.

 

От глубин биологии до высот символизма в различных культурах, драконы остаются одними из самых загадочных и вдохновляющих существ в мифологии и фольклоре.

Драконы — это не просто фантазия, но и продукт научных догадок и творческого воображения, позволяющего нам представить, как могли бы выглядеть и функционировать эти существа, если бы они существовали на самом деле. Их мощные тела, способность к полёту и огнедышащие способности вызывают восхищение и страх, а их изображения в искусстве и литературе продолжают вдохновлять новые поколения.

Раз за разом, век за веком они появляются в нашем творчестве со времён античности и демонстрируют неизменную актуальность.

Можно было написать больше — и так будет в цикле статей про каждый культурный пласт вроде кино или литературы, но уже сейчас наша маленькая «Дорожная энциклопедия драконов» — нечто большее чем просто сборник знаний о драконах.

Мы приглашаем вас к размышлению о том, как эти существа отражают наши собственные жизни, культуру и историю. 

Пусть это станет безопасным путеводителем по миру воображения, где нет риска быть съеденным или сожженным. 

Безопасной дороги тебе, путник, в поисках понимания этих величественных существ и их места в нашем мире.

Удачи.

 

1 комментарий
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Лонг?
Я не буду это читать
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий