5 лучших фильмов о временных петлях. Да, в списке нет «Дня сурка»
Самые запутанные истории.
Вам знакома история, в которой герои книги или фильма проживают один и тот же день раз за разом? Попадая в такой временной капкан, персонажи сперва не понимают, что происходит. Потом психика адаптируется, а сознание ищет ключ к спасению. Из раза в раз проживая один день, герои усваивают урок: моральный, житейский, а в случае боевиков – стратегический.
Этот сюжетный прием пришел из фантастической литературы. Герберт Уэллс – пионер жанра. Хоть он и не использует в «Машине времени» прием временной петли, зато открывает портал путешествий в прошлое. Другие писатели-фантасты – Айзек Азимов и Станислав Лем – подхватили мотив и докрутили до полноценного приема, который удивляет, развлекает и поучает до сих пор.
Подпишись на главную телегу про игры и кино! Еще больше новостей и инсайдов
На фундаменте закольцованного времени стоят не только научно-фантастические произведения. На удивление, в кинематографе этот сюжетный ход чаще всего встречается в комедиях и мелодрамах. Вспомните культовую картину Гарольда Рамиса «День сурка» с Биллом Мюрреем в роли раздраженного метеоролога. Его герой Фил Коннорс снова и снова проживает пресловутый День сурка, просыпаясь каждый день 2 февраля. Картина быстро обрела статус бессмертной классики и запустила волну фильмов, которые на свой лад работают с приемом зацикленности. А название фильма стало крылатым выражением – «день сурка» употребляют в повседневной речи по всему миру.
Мы подготовили для вас подборку с лучшими фильмами о временных петлях.
«Детонатор», 2004
Розыгрыш денег на Steam! Подпишись на нашу телегу игр
Малобюджетный, но уникальный научно-фантастический проект Шейна Каррута. Он написал сценарий, срежиссировал, смонтировал, а потом еще и снялся в главной роли на пару с Дэвидом Салливаном. Во время подготовки сценария Каррут опирался не столько на голый вымысел и фантастические условности, сколько на передовую науку. Короче говоря, Каррут снял картину о путешествии во времени настолько убедительно, насколько это вообще возможно.
Скромная лаборатория с тусклым светом. Молодые изобретатели открывают способ перемещения во времени, запуская тем самым бесконечные временные петли. Реалистический характер, не свойственный научно-фантастическим фильмам, делает «Детонатор» одной из интереснейших работ о времени как таковом. К слову, если вы уже знакомы с творчеством Каррута, обратите внимание на сериал «Рассказы из петли». Он снялся в одной из ролей.
«Исходный код», 2011
Технотриллер с Джейком Джилленхолом в главной роли. Режиссер картины Дункан Джонс (кстати, сын Дэвида Боуи) заработал репутацию мастера научной-фантастики после релиза «Луны 2112». Эта ранняя работа удивила зрителей необычными сюжетными решениями и вошла в список так называемой умной фантастики. «Исходный код» также не лишен изобретательности. Это история солдата, который просыпается в чужом теле. Его задача – за восемь минут обезвредить бомбу в движущемся поезде.
Режиссер Джонс мастерски работает с динамикой фильма. Восьмиминутная рамка, в которой закольцован герой Джилленхола, делает сюжет максимально напряженным. Таинственности добавляет тот факт, что его герой не понимает, почему он каждый раз оказывается в чужом теле.
«Беги, Лола, беги», 1998
Какой скин дороже? Тест для тех, кто шарит за CS
Энергичный триллер немецкого режиссера Тома Тыквера. Рыжеволосой Лоле нужно найти 100,000 марок за 20 минут, т.к. ее возлюбленный Манни потерял деньги босса. Весь фильм – это несколько версий динамичной пробежки Лолы. В случае провала операции она оказывается в исходной точке. Погоня начинается заново. Именно этот фильм больше всего напоминает компьютерные игры с бесконечным чекпоинтом.
Бег Лолы буквально символизирует фразу «бегущее время». Клиповый монтаж, бойкий техно саундтрек, анимационные вставки. Все работает на то, чтобы усилить ощущение от визуального темпо-ритма. «Беги, Лола, беги» идет всего 81 минуту – идеальный хронометраж для такого фильма.
«Грань будущего», 2014
Научно-фантастического боевик. Герой Тома Круза спасает человечество от инопланетного вторжения. Не без помощи Эмили Блант. Прекрасный дуэт.
Тема временной петли обыгрывается прямо: герой Круза вновь и вновь умирает, чтобы выработать стратегию победы над прожорливыми тварями. В «Гранях будущего» достаточно юмора, чтобы сбить серьезную неуклюжесть скучного боевика. Цикличные воскрешения героя Круза динамично решены через монтажные склейки. Все выглядит очень фактурно.
Режиссер Даг Лайман заигрывает с японской эстетикой. Об этом говорит внешний вид чудищ. Да и фильм основан на японском популярном романе All You Need Is Kill. Разговоры о сиквеле все еще идут, хотя Warner Bros. дал зеленый свет режиссеру в 2019 году.
«Зеркало для героя», 1987
Советские люди увидели фильм о временной петле в 1987 году. За шесть лет до выхода «Дня сурка» в американский прокат. Неизвестно, знаком ли Гарольд Рамис с этой картиной.
В удивительном фильме Владимира Хотиненко отсутствует научно-фантастическая начинка, а сбой во времени происходит сам по себе. Фильм-притча. С обилием визуальной иносказательности, идеологических и моральных споров.
Двое героев (Сергей Колтаков и Иван Бортник) случайно попадают в прошлое родного шахтерского городка. На сорок лет назад – в 8 мая 1949 года. Герой Бортника знакомится с самим собой в детстве, даже катает на мотоцикле. А герой Колтакова депрессивно шатается по окрестностям. Они замечают, что на следующий день их никто не помнит (утренний курьез с девушкой выглядит забавно), а календарный день все тот же, 8 мая.
Один из героев замечает: «мы словно в кино, нас окружают одни фантомы, а не люди». Как вырваться из петли? Упорно пытаться сделать город лучше, понимая, что смелые действия ничего не изменят, или отрешенно наблюдать, дожидаясь смерти. «Зеркало для героя» – настоящий шедевр перестроечного кино. Я бы рекомендовал этот меланхоличный и трогательный фильм в первую очередь.
* * *