Киноманство
Блог

Мы посмотрели фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» про «Динамо» в Британии 45-го: англичане угрожают и плетут интриги – от режиссера «Крыма»

17 февраля в прокат вышел фильм Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин». Пиманов – ведущий программы «Человек и закон» на Первом канале. Он вернулся как режиссер после провального фильма «Крым» (рейтинг 2,9 на «Кинопоиске») с новым патриотическим заходом, но теперь через исторический послевоенный пласт.

«Одиннадцать молчаливых мужчин» – двухчасовая спортивная драма, основанная на реальной истории футбольного «Динамо», которое в 1945 году отправилось в турне по Великобритании, ни разу не проиграло за четыре матча (хотя выходило и против «Челси», и против «Арсенала») и полюбилось иностранцам.

Мы сходили на премьеру и не впечатлились.

Как создавался Саша Белый

Пиманов сделал детектив или триллер, но не спортивную драму, а Боброва раскрыл через сомнительный роман

Для старта – две цитаты:

• От Пиманова: «Красивое кино про красивых людей. Ни про НКВД, ни про 1945 год, ни про «Динамо», ни про телогрейки, а про то, как красиво ребята приехали, влюбили в себя англичанок, влюбили в себя всю Англию, обыграли всех и уехали».

• Из титров: «Великому поколению победителей посвящается».

Вроде бы все так. Великобритания после окончания войны зовет команду из СССР на товарищеские матчи, английские жители лично готовы принять футболистов в своих домах, стадионы лопаются от количества зрителей, британские историки пишут о большом значении СССР в победе над фашизмом. Кажется, идеальный шанс, чтобы развернуть красивую и миролюбивую историю о спорте для мира.

Но нет: в сюжет Пиманов вписывает две другие главные линии – о каких-то шпионских заговорах и провокациях запада. Это сместило фокус с самой команды на второстепенное, превратив спортивный фильм в мелодраму с элементами гангстерского боевика:

Первая линия. История тяжелого Всеволода Боброва (его играет Макар Запорожский) и британской журналистки Эбби (конечно, полурусской, но работающей не на СССР), которая хочет влюбить его в себя и написать об этом материал-сенсацию – «продается история любви монстра и красотки». Ее босс – чудик со стереотипной головой и представлением о русских как о диких пришельцах с балалайками, но Эбби выбрала более сложный план для провокации.

МАКАР ЗАПОРОЖСКИЙ В РОЛИ ВСЕВОЛОДА БОБРОВА

Бобров сначала будто не замечает назойливую журналистку, но потом нарушает из-за нее режим, гуляет с ней по ночному Лондону, целуется после матчей под трибуной, катается на машине в лесу и даже зовет в Москву. И чем все это заканчивается? Бобров улетает, Эбби плачет в углу зала. То, вокруг чего строится стержневой сюжет, заканчивается никак. Выглядит вымученно и слабо.

Для чего нужно это сюжетное пятно? Раскрытие Боброва – главного советского футболиста – идет через сомнительный роман с иностранкой, чтобы показать, как он не продается (Эбби предлагает ему остаться в Англии и написать книгу о футболе, где он покритикует СССР – потому что только так получится бестселлер), а журналистку после выдуманного романа пробивает на реальную любовь к русскому парню?

Бобров на время турне присоединился к «Динамо» из ЦДКА, в реальности тренер Михаил Якушин не хотел брать его за индивидуализм в игре – тут то же самое. Но Пиманов и сценаристы перестарались с трудным характером и натурой Боброва, которая за пару дней в Великобритании неестественно обтаскалась о проблемы:

  • Вот Бобров задержался на улице при заселении в гостиницу и нарвался на британскую уличную банду, которая его избила;
  • Вот Бобров проспал тренировку после драки, когда команда уехала на стадион, а он потом вместе с переводчицей должен был привезти им мячи. Не довез, потому что вылез из автобуса – переводчица застряла с мешком на выходе, уехала дальше и в итоге одна тащила мячи до стадиона;
  • Вот Бобров поскандалил с тренером, поэтому сразу же узнал, что на первую игру против «Челси» останется в запасе;
  • Вот Бобров спокойно прогуливался с британской журналисткой – ну так бан на основной состав же.

И этот созданный шлейф из косяков нужен, чтобы Бобров одной пафосной речью о брате, который сам должен играть в футбол, но после фронта закончил карьеру, получил место в составе. Да, вот так: обоюдные антинастроения исчезли за момент. Все кивнули – Бобров в старте.

Когда в первом тайме он смазал несколько моментов и не делился мячом, Константин Бесков (его играет Дмитрий Белоцерковский) в раздевалке нашел логичную (ага) мотивацию – напомнил ему о брате, который играл на команду. Бобров снова все осознал и во втором тайме забил третий гол. Вот такой сложный сюжет спортивной драмы, вот такие моментальные трансформации.

Искусственное насаждение – идея о злой Великобритании: футболистам угрожают убийствами, другие игроки специально травмируют соперника

Вторая линия. Преступный босс подпольного тотализатора (его играет Андрей Чернышов) и его банда, которые пытаются подкупом и угрозами убийств повлиять на результат матчей и поднять на этом денег. Допустим, такой сценарий возможен в реальности. Но почему и зачем он возводится в реальную проблему и так сильно цепляет главных героев? Насколько качественно собран сценарий, если главным английским и советским футболистам и их близким весь фильм свободно угрожают убийствами? Для чего эта детективная скрепка?

Смотрите сериалы HBO и не только с переводом в день выхода новых серий! Попробуйте бесплатно!

Смотрите фильмы и сериалы на IVI бесплатно 

Поэтому выдумывается злобный болельщик на инвалидной коляске, который на заполненном стадионе легко передает Боброву записку с угрозами. Поэтому появляется чернокожий сопровождающий, которого убеждают подлить в чай «Динамо» то ли снотворное, то ли яд, но он отказывается, поэтому его избивают. И как картинно злится герой Чернышова, когда ничего не получается: «Как эти русские так быстро оправились после войны?»

Для чего в фильме нужна эта демонизация британского мира, если тренеру Якушину шлют кукол со всей страны, когда он сказал, что не нашел их в магазине? К чему эти современные интонации из телевизора, если смысл поездки «Динамо» в Великобританию – в объединении? Неужели нужно выдумывать врага, чтобы жирно мазнуть злобой («если русские победят, ты умрешь») и подчеркнуть статусность и силу советских футболистов («русские ни за какие деньги не лягут под «Кардифф»)?

На контрасте игроки «Динамо» показаны скромными и сдержанными, неловко смущающимися от внимания (например, когда на приеме передают друг другу микрофон), максимально честными и правильными с непривычным шармом стиляг. Два показательных, но слабых эпизода из матча против «Арсенала»:

Первый. Из-за тумана решался вопрос о проведении игры. Обе команды согласились. Когда после первого тайма «Арсенал» вел 3:2, в раздевалку «Динамо» зашел британский представитель, который предложил все досрочно завершить из-за погоды. Все отказались, подумали, что «Арсенал» испугался, и сказали: «Ага, в начале матча согласились, а теперь отказываетесь, когда выигрываете. Мы не сдаемся».

Второй. Оказалось, что футболисты «Арсенала» специально вымачивали бутсы в соде, чтобы сделать их жесткими – так проще травмировать соперника. В первом тайме «Арсенал» выпустил на замену игроков в таких бутсах, один из них сломал Боброва. Врач сказал: «Не знаю, будет ли ходить». Но Бобров попросил укол и побежал на поле.

Кстати, в реальности его никто не травмировал. Наоборот – это он врезался во вратаря «Арсенала», который получил сотрясение мозга и заменился после первого тайма.

Вокруг самого «Динамо» нет никаких сюжетных движений, а финал – экшен. Кажется, Пиманов заявил название вообще не о том

Режиссер Алексей Пиманов говорил о красивых людях и поколении победителей, поэтому половина фильма – поиски злых смыслов от иностранцев, пресыщение геополитикой и искусственное раздувание напряжения? Или красота – это только о внешности? Тогда режиссер и сценаристы справились, взяв на главные роли актеров из попкорновых сериалов.

Один из матчей (против «Рейнджерс») вообще убран. Только в начале фильма (когда тренер Якушин в самолете проводит мини-тренировку и кидает теннисный мяч) и на установках мы слышим фамилии игроков. Из «Динамо» сюжет двигается только вокруг Боброва, пресно – вокруг Бескова, который все два часа просто пытается заговорить с девушкой по телефону, остальные игроки – немой статичный фон в красивых костюмах. Все. Ни их историй, ни их переживаний.

Пиманов говорил, что это фильм не про 1945 год, но сцепляющие и развязывающие сюжет стимулы героев – отсылки к войне. Это никак не раскрывает их и звучит как лозунг: «А помните, кто войну выиграл?» Может быть, показать тяжелый путь футболистов на фоне войны и преодоления ее последствий? Нет. Или выстроить сюжет вокруг их самих, а не британского заговора? Тоже нет.

Кажется, Пиманов принял название «Одиннадцать молчаливых мужчин» буквально, но их реальное молчание – про скромность, а не про несколько реплик за фильм и нулевое развитие. Хотя название все равно не оправдывается реальностью: в фильме, как и в действительности, самолет вынужденно прилетел не на тот аэродром. Реальное «Динамо» встретила толпа журналистов, которая заметила скованность и молчаливость (поэтому так их назвала), киношное – одинокая репортерша с фотографом, с которой не общался только Бобров.

Пиманов выдумал противников во всем и насытил фильм банальными стереотипами о русских. Это выглядело логичным в начале фильма, когда команда только попала в новую среду и просто смущалась, а британцы еще не прочувствовали гостей. Но дальше эффект только усилился:

• О, давайте английские болельщики возьмут бутылку вратаря Алексея Хомича (его играет Роман Курцын, который исполнил главную роль в фильме «Крым») – там же точно водка.

• О, давайте стеснительность Хомича возведем в глупость – и вместе с реальным «Леди и гамильтоны» он скажет мемотичное London is the capital of Great Britain и будет давить пирожные.

• О, пусть вратарь соперника с ухмылкой покажет пальцами 5:0, а наш тренер в ответ ему крикнет типа: «Ну-ну, мы вам покажем».

Самое забавное – как сценаристы раскрутили итог истории с подпольным тотализатором. После прилета в Великобританию комментатор Вадим Синявский (его играет Павел Крайнов) на аэродроме встретил атташе по культуре посольства СССР Викторию Стрелкову (Евгения Лапова) – оказалось, что в 1943 году она спасла его на фронте.

Стрелкова повлияла на сюжет больше, чем вся команда: с ломом выследила колясочника, из которого вытащила информацию о преступной группе; заполучила пистолет и гангстерски разобралась с ней; освободила захваченного футболиста, имитировав аварию. А-а-а. Кто она – тайный агент КГБ? Что это за экшен?

Я не понял, о чем и о ком этот фильм – о любви, политических нитях, войне или футбольной команде. Не о достойных и разносторонних игроках «Динамо» с тяжелыми судьбами, не о важном объединяющем политическом жесте после войны и не о мировом событии, которое массово зацепило британских жителей.

Получилось, что сюжет о турне «Динамо» раскрылся только на выдуманных историях о скандальной журналистке, преступных подпольных игроках на тотализаторе из Великобритании и неожиданном советском агенте, который решает все проблемы, а сам фильм – больше высказывание под современную политическую риторику и неловкое смешение жанров.

Дракс из «Мстителей» пришел в кино через рестлинг. Он голодал, рос в криминале, резал себя на ринге

Как Новая Зеландия 20 лет растет на «Властелине колец»: сотни тысяч новых туристов, опора ВВП, сотни рабочих мест на декорациях Хоббитона

Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий