11 игр, где вы можете быть добрым или злым. Иногда выбор многое меняет!
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Существует не так много игр, где можно выбрать доброе или злое мировоззрение. Есть довольно спорные для сообщества проекты типа трилогии Mass Effect: например, некоторые считают, что отыгрывать парагона или ренегата – это лишь псевдовыбор, а другие – что характеры разительно отличаются друг от друга. Или игры, где герои выбирают морально не однозначные стороны, а между оттенками серого, меньшего или большего зла. Или те проекты, в которых мы играем только за злого (их мало) или только за доброго (заметно больше) протагониста.
Однако водятся в среде гейминга игры, в которых можно выбирать между и тем, и другим. О них я вам и расскажу.
Fable: The Lost Chapters
Прекрасная сказка в фэнтезийном мире. Несмотря на давний год выпуска, графика до сих пор вполне сносная. Сюжет расскажет о мальчике, внезапно потерявшем всех своих родных. Наставник Гильдии Героев подбирает бедного паренька и вкупе с другими учителями обучает его.
Не буду отмечать огромную вариативность действий в игре (рыбачить, жениться, красть и т.д.), а расскажу о системе выбора между добром и злом. Мы вольны сами решать, делать ли нам добро или зло, например, мы можем как пойти защитить Яблочный двор от грабителей, так и напасть на его вместе с ними. От поступков и выбора четкой системы морали меняется не так много, из основного: отношение к герою НПС, его внешний облик (добряк получит нимб, а злыдень – рога), выбор экипировки.
Pathfinder: Kingmaker
Ни статьи без Pathfinder. Отличная изометрическая RPG, в которой одной из действительно важных механик является выбор мировоззрения, которое вы можете в ходе игры менять. Всего их 9: персонажи могут быть хаотичными, нейтральными, законопослушными, а вместе с тем добрыми, нейтральными или злыми. И при этом играя за доброго или злого персонажа, ощущения от игры кардинально меняются.
Например, бегать за злого хаотичного, если отключить совесть, крайне весело. Убивая всех налево и направо, он, как ни странно, намного раньше узнает многие тайны игры (убив старика в начале игры узнаете кое-что интересное), хотя и по понятным причинам лишает себя части контента.
Продолжаем перечисление: добрый персонаж может воззвать к совести разбойницу, и она вместе с бандой поможет ему свергнуть главного гада, злой персонаж может присоединить к своему королевству троллей или ограбить торговца без последствий, нейтральный не будет вмешиваться в войну, когда другим пришлось бы выбирать сторону.
Но и это не все! Каждый ваш напарник обладает своим мировоззрением, критикуя или одобряя ваши поступки, а иногда и мешая им. Яркий пример: один из ваших напарников (Экан) яро ненавидит троллей. Если взять его с собой на сюжетную миссию к ним, вам на пути попадаются бэби-тролли. Добрый персонаж может отговорить напарника их убивать, и у него получится, но если в команде будет хаотично злой компаньон Регонрар, то он освистает ваше решение, и в итоге Экан убьет троллей. Игра, где ваш выбор между добром и злом действительно на многое влияет, это буквально отличительная фишка игры.
Dishonored 1, 2
В обеих частях Dishonored есть выбор между добром и злом. Правда, здесь он описан как уровень Хаоса – низкий или высокий, – но суть понятна. В дилогии можно прокладывать себе путь бесшумно, а главных целей не убивать, а устранять по тихому/альтернативному выбору. Хотя некоторые альтернативы хуже убийства – это путь добра. А можно просто убивать всех и вся – это понятно что.
Выбор между стилем игры влияет на концовки обеих частей игр: низкий уровень – хорошая, высокий – плохая. Геймплей от выбора меняется не так уж и сильно, хотя тем, кто хочет получить хорошую концовку, придется постараться, ибо резать и убивать здесь намного проще. Также меняются диалоги у большинства персонажей, ваши действия обсуждаются, при высоком уровне Хаоса появляются крысы, которые будут иногда мешать, а иногда и помогать ГГ. По сути, если вам неинтересна концовка, а важен сам процесс игры, то на стелс можно забить, ибо игра подарит вам разнообразное количество способов умертвления противника.
Spider Man: Web of Shadows
Игра про Человека-Паука, который, сражаясь с Веномом, подцепил часть симбиота себе и получил возможность менять костюмчик. Добро и зло здесь – Красное или Черное, подстать костюмам. Красный олицетворяет оригинального Питера Паркера, который за добро, Черный, понятное дело, за зло. Вообще, выбор здесь по большей части фиктивен и влияет лишь на концовку да кат-сцены. В любой момент можно играть за Красного или Черного паука, ваша репутация не влияет на это.
Геймплейно же выбор влияет только на выбор напарников, которых вы можете вызвать – добрых или злых. Однако если хотите вспомнить мульт про Человека Паука 1994 года, и вам понравились серии с черным костюмом и изменением характера Паука, то вам однозначно в эту игру.
InFamous: Second Son
Вообще, в InFamous всегда был моральный выбор между добром и злом. Но все таки хотелось заострить внимание на предпоследнем для серии эксклюзиве. Играть вы будете за Делсина Роу, подростка, волею случая ставшего одним из «Проводников». Проводники – это кто-то вроде мутантов из «Людей Икс», и как во многих арках про тех же мутантов, по большей части их боятся и ненавидят, а власти отлавливают и сажают в специальные клетки.
Как только вы стали одним из «проводников», вас почти тут же ловят, но не имея веских доказательств, начинают пытать вашу знакомую в целях развязки языка. И тут то начинается выбор: сказать да, мол, я проводник, чтобы прекратить пытки или сказать нет, дабы не пострадать самому. И от того, какой путь вы выбрали и какого характера придерживаетесь, меняются второстепенные миссии, концовки, даже граффити у добрых и злых персонажей различаются.
Также от выбора зависит и отношения к вам города. Доброго Делсина всегда будут рады видеть, тогда как злого будут бояться. Прокачка тоже зависит от вашей репутации. Крайне советую пройти игру двумя путями, ибо разница между добрым и злым ГГ существенная.
Mass Effect (Трилогия)
Как я уже писал выше, Mass Effect в плане выбора добра и зла оказалась крайне неоднозначна. Однако сам выбор то есть, тут не поспоришь. А сейчас чисто субъективное мнение, влияет ли он хоть на что нибудь. Да, влияет. При этом влияет как слегка, так и глобально, тут очень резко вступает в игру импортирование сохранение из частей в часть. Как вариант, злой поступок из 1 части будет иметь серьезное значение в 3. А теперь перечислим:
Из малого: внешность персонажа. Во 2 и 3 части от ваших поступков меняется внешность. Злодей получит красные зрачки и шрамы на лице того же цвета. Добрый Шепард получит обычное лицо без пометок.
Теперь о большем. Если вы весь сюжет игры придерживались в основном одной стороны, то сюжет имеет свойство круто поворачивать в неожиданную сторону. Причем не только основной сюжет, но и судьба отдельных персонажей. Отпустили королеву рахни, и во 2 части вам расскажут, что с ней стало, а в 3 встретите ее в персональном квесте бывшего напарника. А убили ее, так получите напоминание во 2 части, и ее клона в 3.
Вообще, все последствия выбора между парагоном и ренегатом ведут к 3 части. Отыгрывая добряка, можно получить больше очков военного влияния, а злодеи получат много новых разветвлений основных и побочных миссий. Например, гет-Легион. Во 2-й части его можно активировать (добрый), а можно продать Церберу (злой). Активация приведет к новому напарнику, изменению основной сюжетной линии в 3-й части (возможность помирить гетов и кварианцев), а злой увидит Легиона как противника на базе Цербера, которого те перепрограммировали. Жаль, правда, что отыгрыш не имеет значения для концовки, но тут, к сожалению, остается только смириться.
Overlord 1, 2
В Overlord вы изначального будете играть за злого персонажа. Вы – Повелитель зла с армией «миньонов». Однако вы можете выбирать: быть настоящим Сатаной или все таки стать добрее. Вообще, отличие между добрым и злым повелителем не особое. От ваших действий меняется внешний вид ваш и ваших башен, меняется отношение к вам персонажей (добрых могут уважать, но ваши же люди будут лениться и меньше работать, тогда как злых будут бояться и делать все на максимальной возможности). Большее отличие вызывают заклинания: у злых они намного веселее. В принципе, различия небольшие, но реиграбельность имеется. Есть и поводы задуматься. Отыгрывая доброго персонажа, понимаешь, что не все заслуживают добра и начинают вставать моральные дилеммы, что, конечно, придает игре глубины, которая все же по большей части призвана заставить улыбнуться игрока, а не задумываться.
Star Wars: Knights of the Old Republic 1, 2
Игры от BioWare и Obsidian во вселенной «Звездных войн». Правда, задолго до оригинальных событий. В них присутствует светлая и темная стороны, соответственно, добро и зло. Вообще, злые персонажи, в отличие от последующих игр студии, реально злые. Это чуть ли не маньяки, которые убивают, прямо или исподтишка, предают и много чего еще в таком духе. Светлая сторона же, как по мне, чересчур пафосна и наивна. Можно отыгрывать нейтрального персонажа, и действовать по справедливости, но тут кому как. Меняется и внешний вид персонажа, отношения окружающего мира, концовки, сюжет, благо, тут неслабая вариативность отыгрыша. Для интереса советую пройти игры 3 раза: Светлым, Темным, и так, как бы вы поступили в конкретном случае. Эти 2 части игр про «Звездные войны» вас обязательно затянут.
Black & White 2
Эта игра относится к жанру симуляторов Бога. Наверное, потому что вы играете за Бога. Для начала мы берем под контроль едва выжившее поселение, и задача проста и понятна – захватить мир. И вот тут начинается разветвление. Можно стать как добрым Богом, так и злым. Дабы захватить мир по-доброму, вы развиваете свое поселение путем прогресса. При определенном развитии вражеские персонажи сами к вам попросятся и вы сможете их принять. Злые же вкачивают очки в армию и нападают на соседей. Также в игре есть Существо – гигантский зверь, который меняется от вашими решениями. Разница в мировоззрении довольно существенна, однако играть за доброго слишком долго начинает наскучивать, потому что злым играть быстрее и веселее. Это печалит, т.к. возникает дисбаланс мировоззрений: тебе хочется играть за доброго, но ты уже устал от тягомотины и тебе хочется побыстрее пройти уровень, что позволяет лишь злой вариант.
Fallout 3
На мой взгляд, именно в 3-й части лучше всего отображена репутация в стиле плохой/хороший. «Нью Вегас», например, больше дает морально сложных выборов стиле «меньшее зло или большее». В принципе, как и в большинстве игр такого типажа, проводить время за злодея веселее. Можно убивать кого хочешь, воровать что хочешь, получать интересные квесты, помогая работорговцам. Или взорвать целый город. А вот с добрым как то похуже. Ты обязан всем помогать, не делать противозаконных действий, ведь дажа кража пустого стакана незаметно снижает вашу карму, а получите за это вы считай что ничего. Иногда кто нибудь о вас вспомнит и поделится мелким расходником, но это такое себе удовольствие. Также стоит отметить напарников: некоторые пойдут с вами, если вы только злодей или только герой.
Red Dead Redemption 2
Первая часть также заслуживает место в этом списке, однако хотелось бы поговорить именно о второй, так как, на мой взгляд, в ней тема добра и зла прописана глубже. В этой игре большинство ваших поступков имеют значение и отыгрывать доброго персонажа даже интереснее и интригующе, чем злого. Вот помогли вы кому то в беде. Бесплатно, от широты души. А через пару десятков часов вы его встречаете вновь, и вот он вам дарит неплохой подарок за вашу доброту. В принципе, здесь решение, каким вы сделаете своего персонажа, действительно влияет на окружающий мир. Кто то не даст вам квест, другой припомнит давние обиды, третий поможет за ранее оказанную помощь, различаются концовки, имеются даже свои ранги. Чем вы лучше или хуже, тем больше бонусов получите. Та игра, которая учит, что за каждый поступок приходит последствие.
* * *
Это была лишь часть игр, в которых система добра или зла неплохо обставлена. В том же BioShock или «Метро» аналогично имеется выбор между добром или злом, но, кроме как концовки, он мало на что влияет.
Лично мне больше симпатизирует, когда игры затрагивают более серьезные темы, показывая героев не добрыми или злыми, а «серыми», а квесты создаются с моральной дилеммой: Пощадить первых или вторых? Спасти подругу или город? Убить или пощадить «прОклятого» человека? Такие игры дают ощущения свободы, т.к заставляют нас думать и размышлять, подстраивая себя под главного героя или делая все наоборот. Fallout NV, «Ведьмак», Deus Ex... Примеры последних так и будут притягивать игроков, ибо позволяют более полно осознать персонажа или себя...